Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и экспертиза кофейных товаров магазина «Челюскин» ООО «Петров и К».
При достижении цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. изучить литературные источники по данной теме и систематизировать полученную информацию;
2. оценить нынешнее состояние и развитие рынка кофе;
3. рассмотреть конъюнктуру рынка натурального кофе и кофе;
4. собрать данные по ассортименту кофейных товаров и описать его структуру;
5. проанализировать товарный ассортимент кофейных товаров реализуемых ООО «Петров и К»;
6. провести экспертизу качества предлагаемых кофейных товаров и сделать вывод об их соответствии нормативным документам.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Литературный обзор…………………………………........................................6
1.1 Конъюнктура рынка кофе ..........................................................................6
1.2 Состояние и направления развития производства и ассортимента кофе, оптимизация их потребительских свойств……....................................................9
1.3 Характеристика и классификация ассортимента кофе………………...12
1.4 Классификация потребительских свойств кофесодержащих товаров, требования к качеству, идентификация маркировка и хранение ………...….18
2. Экспериментальная часть………………………………………….………..24
2.1 Объекты и методы исследования ……………….……………...............24
2.2 Анализ структуры ассортимента кофе, реализуемого ООО «Петров и К» ………………………………………………………………......................35
2.3 Экспертиза качества кофе, реализуемого магазином «Челюскин»…..41
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………..………..48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................50
Крупность помола молотого кофе влияет на экстрактивность его раствора. Более тонкий помол используется при выпуске кофе «по-турецки» высшего сорта, для кофе молотого натурального и молотого с цикорием эта величина одинакова.
В кофе натуральном растворимом, кроме того, определяют полную растворимость в холодной и горячей воде. В этом виде кофе не допускаются нерастворимые осадки, которые могут возникнуть либо в результате нарушения технологии, либо введения каких-либо добавок.
Нормы безопасности кофе. Согласно гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, в кофе установлены следующие допустимые уровни (мг/кг), не более:
Качество упаковки и маркировки определяют визуально осмотром всех упаковочных отобранных единиц. Проверяют вид и состояние упаковочного материала и этикетки, содержание надписей, качество завертки и оклейки, ориентацию и четкость печати, яркость и совмещение красок и соответствия этих показателей требованиям технической документации на данный вид продукции.
Органолептические показатели растворимого кофе определяют в следующей последовательности: внешний вид и цвет, аромат и вкус.
Внешний вид и цвет определяют визуально, при ярком рассеянном освещении в части объемной пробы продукта, помещенной на лист белой бумаги ровным слоем. Для определения органолептических и физико-химических показателей качества кофе в зернах его предварительно размалывают до крупности помола, соответствующей молотому кофе. Степень измельчения определяется на ощупь (между пальцами), не должно быть крупных грубых и слишком тонких частиц. Обращают внимание на равномерность, цвет и состояние поверхности кофе в зернах, цвет и консистенцию молотого кофе. Цвет кофе оценивают обычно по эталону. Нормально обжаренный кофе должен иметь однородную коричневую окраску без черных пятен и вкраплений, допускается включение светлой серебристой оболочки кофейных зерен.
Для определения массовой доли зерен темно- и светло-коричневого цвета и ломаных зерен берут две навески кофе, каждая массой 100 г. Навеску помещают ровным слоем на лист белой бумаги и при ярком дневном свете или люминесцентном освещении проводят механическую разработку, отбирая зерна, резко отличающиеся от общей массы. Отобранные зерна взвешивают, количество переносят на сито из решетчатого полотна № 50, установленное на сито с глухим дном, сверху закрывают крышкой. Сита укрепляют на платформе рассева и просеивают кофе в течение 1 мин (допускается ручное просеивание в течение 3 мин). Результаты взвешивания записывают с точностью до первого десятого знака.
Массовую долю зерен темно-, светло-коричневого цвета и ломанных вычисляют в процентах.
Порядок проведения анализа.
Для приготовления напитка навеску кофе массой около 2,5 г помещают в фарфоровый или стеклянный стакан и растворяют при помешивании в 150 см3 горячей (96-98 С) воды. Аналогично проводят растворение навески в холодной 18-20 С воде. Продолжительность растворения кофе регистрируют по секундомеру. Растворимость считают неполной, если через 0,5 мин растворения в горячей воде (или 3 мин в холодной воде) на дне стакана остаются нерастворимые частицы, или, если после прекращения помешивания выпадает осадок. Продолжительность растворения кофе регистрируют по секундомеру.
Аромат определяют в сухом продукте и напитке, вкус — только в напитке [16].
Для определения аромата экстракт подносят к носу и делают вдох. Кофе отличается тонким ароматом, характерным для нормально обжаренных зерен, а аромат кофе молотого с добавлениями должен быть свойственный обжаренным продуктам, из которых он приготовлен.
Для определения вкуса кофе экстракт пьют небольшими глотками и фиксируют первые вкусовые ощущения.
Маленькими глоточками дегустатор втягивает со столовой ложки напиток, обволакивая им язык, нёбо и другие части рта, где кофе соприкасается со вкусовыми рецепторами. После чего по правилам требуется выплюнуть содержимое в плевательницу, а ложку опустить в стакан с водой.
Чтобы
описать вкус кофе, дегустаторы употребляют
термины: пустой, травянистый, вяжущий,
горький, бархатный, винный и др [4].
(таб. 2.4)
Таблица
2.4
Термины, характеризующие вкусоароматические свойства кофейного напитка
|
Характеристика выражаемого термином вкусоароматического качества | Желательное (+), нежелательное (-) качество |
|
2 | 3 |
Безжизненный | Кофе, лишенный вкуса и аромата | - |
Винный | Вкусоароматическое ощущение, напоминающее вкус и аромат хорошего красного вина. Присуще сильно ферментированным зернам | + |
Водянистый | Напиток, заваренный или из недостаточного количества молотого кофе, или с использованием недостаточно горячей воды | - |
Горький | Вкусовое ощущение, напоминающее то, которое возникает во рту после приема хинина. Часто является следствием слишком сильного обжаривания зерен | |
Грязный | Неприятный вкус и аромат низкосортного кофе | - |
Жесткий | Вкусовое ощущение, напоминающее жжение | +/- |
Загрязненный | Вкусовое ощущение прогорклости | - |
Закоптелый | Вкусовое ощущение, вызываемое пережариванием кофейных зерен | - |
Заплесневелый, | Вкусовое ощущение, присущее старым зернам, которые долго или | - |
Испорченный | Вкусоароматические ощущения, окрашенные присутствием остатков химических веществ (пестицидов и т. д.) | - |
Окончание таб 2.4
Карамельный | Вкусовое ощущение, сильно напоминающее вкус жженого сахара | + |
Кислый | Острое вкусовое ощущение, вызываемое избыточной кислотой. Присуще недозрелым зернам | - |
Медицинский | Редкое ароматическое ощущение, напоминающее запах больницы. | - |
(йодистый) | Присуще одному из сортов бразильского кофе | |
Мягкий | Вкусовое ощущение, лишенное остроты | +/- |
Нейтральный | Вкусовое ощущение,
в котором отсутствует какой- |
- |
Пикантный | Вкусовое ощущение, напоминающее вкус пряностей | + |
Приятный | Кофе с полным и нежным вкусом, в котором отсутствует терпкость | + |
Резинистый | Аромат, присущий иногда кофе сортам Робуста. Напоминает запах паленой резины | - |
Сладкий | Вкусовое ощущение, полностью лишенное терпкости | + |
Терпкий | Жесткое и едкое вкусовое ощущение | - |
Тонкий | Кофе, обладающий незначительной кислотностью | - |
Фруктовый | Вкусовое ощущение, напоминающее вкус и аромат цитрусовых или ягод | + |
Угольный | Вкусовое ощущение, напоминающее вкус древесного угля | - |
Утонченный | Приятное и нежное вкусовое ощущение | + |
Шоколадный | Вкус горького шоколада и ванили | + |
Кислотность означает приятную остроту вкуса, подчеркивает высокое качество напитка.
Букетом напитка называют совокупность вкуса и аромата. Для получения необходимого букета используют дополняющие друг друга сорта.
Послевкусие передает вкусовые тона, которые ощущаются во рту после того, как кофе выпит. Насыщенные, экстрактивные кофейные напитки обладают ярко выраженным послевкусием.
Полнота означает насыщенность, экстрактивность, консистенцию. Существует простой способ, чтобы определить степень полноты кофе: добавить к нему молоко. Если после этого в напитке преобладает вкус молока — данный сорт кофе легкий. Если, несмотря на молоко, доминирует все же кофейный вкус — кофе насыщенный, полный.
Дегустация кофе не может заменить лабораторные исследования показателей качества, так же как и никакие приборные исследования не заменят человека при определении вкуса и аромата, поэтому дегустация обязательно применяется как дополнительный метод оценки качества кофе.
Таким образом, дегустация кофе — достаточно
точная процедура, во многом напоминающая
процедуру дегустации вина. К ее недостаткам
можно отнести большую или меньшую степень
субъективности, а к преимуществам — отсутствие
всякого рода «посредников» — приборов.
2.2
Анализ структуры ассортимента кофе,
реализуемых ООО «Петров и К» г. Якутск,
ул. Челюскина 1/1
Основной ассортимент магазина - продукты питания, дополняется сопутствующим товаром (предметы и средства личной гигиены).
Обязательный ассортимент магазина (ассортиментный перечень) не большой, так как на него повлияли конкретные условия: не большой размер торговой площади, маленькое складское помещение и небольшой товарооборот.
Магазин «Челюскин» работает с 8-ми поставщиками, которые находятся в городе Якутске, и 1 с иногородним - это ИП «Попова Н.И», Намский улус.
Основные поставщики:
Таблица 2.1
Анализ торгового ассортимента магазина «Челюскин» по поставщикам за июнь
Поставщики | Сумма, тыс. руб. | Удельный вес
в асс-те, %. |
1. ООО
«Аниган+»
2. ООО «Ремикс» 3. ООО «Легион» 4. ТД «Геоком» 5. ТД «Карамель» 6. ИП «Попова Н.И.» 7. ОАО. «ЯХК» 8. И.П. «Кириллов В.И.» |
92482
78235 74012 49007 42123 19249 17895 2986 |
24,60
20,80 19,70 13,03 11,20 5,12 4,75 0,80 |
Итого: | 375989 | 100 |
В магазине преобладает ассортимент ООО «Аниган+» (удельный вес 24,60%), это обусловлено широким ассортиментом поставщика, приемлемыми ценами и покупательским спросом.
Структура ассортимента магазина «Челюскин» по географическому происхождению товара
Производитель | Сумма, тыс. руб. | Удельный вес в ассортименте, % |
1. Республиканский
2.Федеральный |
17895
358094 |
4,75
95,25 |
Итого: | 375989 | 100 |