Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение ассортимента и экспертиза кофейных товаров магазина «Челюскин» ООО «Петров и К».
При достижении цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. изучить литературные источники по данной теме и систематизировать полученную информацию;
2. оценить нынешнее состояние и развитие рынка кофе;
3. рассмотреть конъюнктуру рынка натурального кофе и кофе;
4. собрать данные по ассортименту кофейных товаров и описать его структуру;
5. проанализировать товарный ассортимент кофейных товаров реализуемых ООО «Петров и К»;
6. провести экспертизу качества предлагаемых кофейных товаров и сделать вывод об их соответствии нормативным документам.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Литературный обзор…………………………………........................................6
1.1 Конъюнктура рынка кофе ..........................................................................6
1.2 Состояние и направления развития производства и ассортимента кофе, оптимизация их потребительских свойств……....................................................9
1.3 Характеристика и классификация ассортимента кофе………………...12
1.4 Классификация потребительских свойств кофесодержащих товаров, требования к качеству, идентификация маркировка и хранение ………...….18
2. Экспериментальная часть………………………………………….………..24
2.1 Объекты и методы исследования ……………….……………...............24
2.2 Анализ структуры ассортимента кофе, реализуемого ООО «Петров и К» ………………………………………………………………......................35
2.3 Экспертиза качества кофе, реализуемого магазином «Челюскин»…..41
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………..………..48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................50
Нерастворимые кофейные напитки — это не заменители натурального кофе и не суррогаты, а самостоятельный продукт, хотя за рубежом на их упаковках все же иногда указывают «суррогат» или «заменитель кофе».
Выпускаемые в нашей стране нерастворимые кофейные напитки в зависимости от рецептуры делят на пять типов:
К первому типу относятся напитки «Арктика», «Народный», «Утро», «Нева»;
ко второму типу — «Дружба», «Наша марка», «Новость», «Смена» и др.;
к третьему типу — «Балтика», «Десертный», «Детский», «Здоровье» и др.;
к четвертому типу — «Цикорий натуральный жареный», «Цикорий молотый», «Цикорная крупка»;
к пятому типу - «Желудевый», «Золотой колос», «Пионерский» и др.
5. Растворимые кофейные напитки представляют собой высушенные до порошкообразного состояния экстракты, полученные из одно-, двух- или многокомпонентного обжаренного растительного сырья, (цикория, ячменя, ржи, семян винограда и кофе) предназначенные для приготовления быстрорастворимых напитков.
Растворимые кофейные напитки по внешнему виду, цвету и консистенции близки к растворимому кофе, но ввиду наличия в них кроме натурального кофе других видов сырья во вкусе и аромате проявляются характерные особенности, характерные использованному сырью.
Растворимые кофейные напитки изготовляют таким же способом, как и кофе натуральный растворимый.
Растворимые кофейные напитки выпускают четырех типов:
Пастообразные
кофейные напитки выпускают из чистого
цикория или с его добавлением.
Они предназначаются для
Напитки, вырабатываемые с добавлением кофе, содержат незначительное количество (не более 0,6 %) кофеина, а благодаря наличию в сырье высокосахаристых и высокобелковых веществ они богаты сахарами (инулин, фруктоза), белковыми веществами, в том числе аминокислотами, а также минеральными элементами, дубильными веществами и другими биологически активными компонентами. Состав растворимых кофейных напитков позволяет рекомендовать их для неограниченного контингента потребителей.
Кофе обрабатывается паром, чтобы зерна разбухли. Потом они проходят дополнительную безвредную обработку, после чего сушатся и либо обжариваются, либо становятся сырьем для производства растворимого кофе. К этому моменту в зернах содержится не более 0,1 % кофеина. Зерновой кофе без кофеина есть в коллекции компании Blaser, а среди растворимых напитков можно назвать кофе Jacobs Night&Day и французский Le Cafe Мосса.
7. Кофейные напитки с молоком представляют собой высушенный до порошкообразного состояния водный экстракт натурального жареного кофе 1 или 2 сорта
с сахаром и сливками. Наиболее распространенными марками растворимого кофе являются: Nescafe, Jacobs, Tchibo, Pele, Moccona, Maxwell House, Elite, Monterrey, Ambassador и др.
В неспециализированных магазинах наибольшим спросом пользуется растворимый кофе. В таких торговых пунктах на долю растворимого напитка приходится больше половины всего ассортимента. Объяснить приверженность потребителей этому виду кофе довольно просто - во-первых, растет скорость жизни, и времени на кофейный ритуал, связанный с помолкой и приготовлением зернового кофе, не остается. Кроме того, не во всяком доме есть необходимые кофемолки и кофеварки.
Популярность растворимого
1.4 Классификация
потребительских свойств кофесодержащих
товаров, требования к качеству, идентификация,
маркировка и хранение
Натуральный жареный кофе должен соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по технологической инструкции и рецептурам изготовителя с соблюдением санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке.
Порошок растворимого кофе должен обладать нормальной сыпучестью. Влажность растворимого кофе при выпуске должна быть не более 4 %, в конце гарантийного срока хранения — не более 6 %, растворимость в воде - полная (в горячей 96-98 С— 30 С, в холодной 20 С — 3 мин). Содержание кофеина — не менее 2,3 %, общей золы — не менее 6,0 %, рН напитка — не менее 4,7, метало примесей — не более 3 мг/кг.
В нем содержится довольно большое количество других компонентов, которые, хотя и не входят в перечень контролируемых показателей, но играют важную роль в общей оценке качества напитка растворимого кофе. Так, установлено, что в растворимом кофе содержатся белки в количестве 9,69-10,19% (аминного азота 1,55-1,63 %), т. е. те же белковые вещества и аминокислоты, которые были обнаружены в сыром и обжаренном кофе.
Углеводы: арабиноза (2,5 %), галактоза (0,9 %), манноза (1 %), глюкоза (0,3 %), фруктоза (0,5 %), а также следы рибозы и ксилозы. Установлено, что арабиноза, галактоза и манноза образуются при гидролизе полисахаридов в процессе экстракции.
В растворимом кофе в значительных количествах присутствуют хлорогеновая кислота (2-3,7 %), дубильные вещества (2,7-3,5 %).
В отношении содержания общего количества летучих ароматических веществ растворимый кофе фактически не уступает обжаренному кофе. Методом газожидкостной хроматографии в нем идентифицировано и количественно определено более 300 ароматических соединений с точками кипения 160-250 "С.
В растворимом кофе присутствуют свободные жирные кислоты с числом углеродных атомов в молекуле от 3 до 24. В группе насыщенных жирных кислот в нем количественно преобладает пальмитиновая, а среди ненасыщенных — линолевая кислота.
Растворимый кофе является, пожалуй, одним из самых богатых ме-ланоидинами продуктов, которые не только придают напитку цвет и вкус, но и обладают антиокислительными свойствами, ингибируя окисление липидов.
Таблица 1.1
Факторы, формирующие и сохраняющие качество товара
№ | Наименование показателя | Характеристика |
1 | Исходное сырье | Доброкачественные зерна |
2 | Способ обработки зерен | Макрая или сухая обработка. Кофе мокрой обработки, прошедший ферментацию, ценится выше. |
3 | Внешний вид и цвет | Равномерно обжаренные зерна, в основном со светлой бороздой посередине. |
4 | Аромат и вкус | Аромат ярко выраженный, вкус приятный, насыщенный. |
5 | Упаковка | Пластиковая или жестяная банка, мягкие пакеты. |
6 | Маркировка | наименование изготовителя, его товарный знак (при наличии) и адрес; наименование продукта; сорт; массу нетто упаковочной единицы; количество упаковочных единиц ; дату изготовления; срок хранения с даты изготовления; обозначение настоящего стандарта. |
В 2003 г. введен новый идентификационный показатель кофе натурального растворимого — массовая доля углеводов, которая определяется методом жидкостной хроматографии. При превышении норм, указанных в НД (ГОСТ Р 1881-2003), хотя бы по одному из углеводов (общей глюкозе (более 2,6 %) или общей ксилозе (более 0,6 %)) исследуемый кофе должен быть расценен как фальсифицированный.
Порошкообразный кофе при растворении в воде комкуется из-за образования на его поверхности частиц увлажненной пленки, не позволяющей воде проникать внутрь, в связи, с чем появляются проблемы с получением из него быстрорастворимого напитка. Большинство фирм получают гранулированный растворимый кофе распылительной сушки.
Средства идентификации товаров - нормативные и технические документы (стандарты, ТУ, правила и др.), регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и т. п.). Важнейшим средством идентификации пищевых продуктов является маркировка, которая содержит информацию, пригодную для целей идентификации.
Наиболее пригодными для целей идентификации являются органолептические и отдельные физико-химические показатели.
К общим органолептическим показателям относят:
- внешний вид;
- вкус и запах;
- консистенция.
Внешний вид - комплексный показатель, включающий ряд единичных: форму, окраску, состояние поверхности.
Вкус и запах - наиболее характерные показатели пищевых продуктов, но и они не являют собой надежный критерий, так как тоже могут быть фальсифицированы.
Консистенция
- один из возможных критериев
К специфичным органолептическим показателям относят:
- внутреннее строение, прозрачность, соотношение твердой и жидкой фракций. Эти показатели также используют для целей идентификации.
Показатель внутреннего строения - один из наиболее значимых, но недостаточно достоверный. Остальные специфические показатели тоже имеют этот недостаток.
Таким образом, органолептические показатели - наиболее доступные, простые, но недостаточно достоверные. Поэтому они не могут быть единственными критериями идентификации и должны быть дополнены физико-химическими показателями, которые отличаются большей степенью достоверности и объективности. В отличие от органолептических физико-химические показатели должны применяться для идентификации выборочно.
Так, при идентификации кофе и кофесодержащих продуктов наиболее типичным показателем идентификации будет показатель наличия (присутствия) кофеина. При частичной небольшой замене натурального кофе зерновыми заменителями или цикорием идентифицировать кофесодержащие продукты также возможно по кофеину. Однако в этом случае показатель наличия кофеина должен быть дополнен органолептическими и другими физико-химическими методами, а также определением структуры тканей. Введение зерновых добавок приведет к появлению крахмальных зерен, что нетипично для кофе.
По показателю наличия кофеина не всегда можно идентифицировать кофе и кофесодержащие продукты, так как производители могут извлекать экстракцией кофеин из сырья. В этом случае используются другие физико-химические показатели идентификации.
В качестве критериев идентификации должны быть выбраны показатели, которые отвечают следующим требованиям:
- типичность
для конкретного вида, наименования
или однородной группы
- объективность и сопоставимость;
- проверяемость;
- трудность фальсификации.
Трудность
фальсификации объекта по идентифицирующим
критериям может служить
Так как органолептические и многие физико-технические показатели в ряде случаев не отвечают требованиям проверяемости и объективности, необходимо применять комплекс взаимодополняющих критериев.
Таким образом, идентификация товаров должна носить характер комплексной оценки, при которой наибольшую значимость имеют типичные и трудно фальсифицируемые критерии.
Натуральный жареный кофе должен быть упакован так, чтобы обеспечить его качество в течение срока хранения. Рекомендуемые способы упаковывания приведены в приложении В.
Тара и упаковочные материалы должны быть разрешены органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России [1].
Упаковка имеет двоякую сущность – с одной стороны, она должна обеспечивать охрану пакуемого продукта от вредного влияния окружающей среды, а с другой – охрану людей и окружающей среды от агрессивных и опасных продуктов посредством их особой упаковки [24].