Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:40, курсовая работа
Цель работы согласуется с государственными программами: «Улучшение качества алкогольной продукции, выпускаемой предприятиями РФ», «Об усилении контроля над алкогольными интоксикациями среди населения, за качеством и безопасностью производимой и реализуемой в РФ алкогольной продукции». Целью настоящей работы, явилась товароведная оценка видов водок особых, с улучшенными потребительскими свойствами за счет обогащения их пищевыми и биологически активными добавками вырабатываемых на предприятии Усадский спиртзавод.
Введение……………………………………………………………………….4
1.Теоретическая часть
1.1.Потребительские свойства водки и пути их совершенствования………………………………………………………………7
1.2.Классификация…………………………………………………………….13
1.3.Пути совершенствования ассортимента и новые виды водки………………………………………………………………………………16
1.4.Требования и качество водки……………………………………………..17
1.5.Хранение водки и процессы происходящие при хранении.…………….21
1.6.Сертификация водки……………………………………………………….23
2.Практическая часть
2.1.Краткая характеристика деятельности базового предприятия Филиала ОАО «Татспиртпром» «Усадский спиртзавод»…………………………………28
2.2.Основные поставщики сырья для производства…………...…………….30
2.3.Общая схема производства «Усадский спиртзавод»………...…………..30
2.4.Анализ ассортимента водки вырабатываемых на предприятии «Усадский спиртзавод»………………………………………………………….……………33
2.5.Качество водки………………………………………………………….…36
2.5.1.Организации контроля качества водки на Усадском спиртзаводе…………………………………………………………………….....37
2.5.2.Ответственность за нарушение требований по безопасности……………………………………………………………………..39
2.5.3.Оценка конкурентоспособности водки вырабатываемых на Усадском спиртзаводе………………………………………………………………………40
2.5.4. Соответствие упаковки, маркировки: современным требованиям………………………………………………………………………41
2.6.Хранение и реализация продукции………………………………………43
Вывод и предложения………………………………………………………….45
Заключение.…………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………….…47
Действие алкоголя, содержащегося в разных видах алкогольных напитков, неодинаково. Чистый спирт или водно-спиртовые растворы (водки) действуют сильнее и гораздо быстрее, чем растворы спирта, содержащие сахара, органические кислоты, красящие и ароматические вещества (например, вина).
Фенольные вещества обладают
ценными физиологическими свойствами
— бактерицидными, фунгитоксичными,
связывают свободные радикалы, предупреждая
возникновение канцерогенных
Некоторые из перечисленных
свойств фенольных веществ
Преобладающим элементом в составе вин и ликероводочных изделиях является калий — основное минеральное вещество плодов, ягод, другого растительного сырья. Кроме того, в незначительных количествах содержатся магний, натрий, кальций, фосфор, железо, бор и др.
Наибольший интерес
Алкогольные напитки, приготовленные путем перегонки спирта (с разбавлением или без него), практически не содержат минеральных веществ.
Пищевая и энергетическая ценность водок:
Табл.1.
Вода, г |
66,2 |
Белки, г |
0 |
Углеводы, г |
0,1 |
Зола, г |
Сл. |
Органические вещества, г |
0,3 |
Алкоголь: | |
Масс. % |
33,3 |
Об. % |
40 |
Минеральные вещества, мг | |
Na |
10 |
K |
Сл. |
Ca |
0,3 |
Mg |
Сл. |
P |
0 |
Fe |
Сл. |
Витамины, мг | |
B1 |
0 |
B2 |
0 |
PP |
0 |
C |
0 |
Энергетическая ценность, ккал |
235 |
Ароматические вещества алкогольных напитков представлены этиловым и высшими спиртами, ацеталями, сложными эфирами, эфирными маслами. Их можно подразделить на две группы: природные и искусственные.
Природные ароматические вещества экстрагируются водой или спиртом из растительного сырья, придавая напиткам аромат, свойственный компонентам сырья. К ним относятся сложные эфиры, эфирные масла и др.
Искусственные ароматические
вещества образуются в процессе производства
спирта (сивушные масла, сложные эфиры,
альдегиды и др.). В свою очередь
искусственные ароматические
Таким образом, алкогольные напитки обладают высокой физиологической ценностью, однако при этом не следует забывать, что высокие концентрации отдельных ФАВ (в частности, этилового спирта) отрицательно воздействуют на организм человека. Наиболее высока физиологическая ценность вин, ликероводочных изделий, коньяка, значительно меньше — водок.
Органолептическая ценность водок и водок особых характеризуется цветом, вкусом, запахом, прозрачностью и отсутствием посторонних включений. Значения органолептических показателей водок настолько разнообразны, что не поддаются общему описанию даже для одного вида или типа. Каждое наименование имеет специфичные, свойственные только ему значения вкуса, запаха и цвета.
Благодаря такому разнообразию отдельных тонов и оттенков вкуса, запаха и цвета, степени их насыщенности, типичности и гармоничности алкогольные напитки можно с уверенностью отнести к пищевым продуктам с достаточно высокой органолептической ценностью.
Безопасность — важнейшее
свойство всех пищевых продуктов, в
том числе и алкогольных
1.2.Классификация водок
Классификация исходит из действующего ГОСТа на водку.
Согласно ГОСТу 12712-80 в
зависимости от вкусовых и ароматических
свойств водки делятся на водки
и водки особые. Согласно ГОСТу 20
001-74 водка - это спиртной напиток, полученный
путем обработки сортировки активным
углем с последующей
Еще в 30-х годах отечественная водочная промышленность выпускала водку только четырех наименований: "40%"-ная, "50%"-ная, "56%"-ная и "Особая московская". Первая из названных считалась водкой обычного качества, остальные - повышенного. При изготовлении "40%"-ной водки использовался ректификованный спирт, вырабатываемый из картофеля, зерна или мелассы. Водки "Особая московская", "50%"-ная и "56%"-ная готовились из спирта двойной ректификации повышенного качества. Применение спирта из мелассы для приготовления этих водок не допускалось. Спирт разводился исправленной речной водой, при этом в 1 л водки содержание минеральных веществ не могло превышать 500 мг, из которых щелочных - не более 300 мг.
В послевоенное время, наряду с ранее названными начали производить водку "Столичная" и спирт питьевой "95%"-ный. Как и ранее, водки "40%"-ная, "50%"-ная и "56%"-ная представляли собой смесь только спирта с исправленной водой, обработанную углем и профильтрованную. При изготовлении водки "Столичная" в 1 дал сортировки растворяли 20 г сахара, а водки "Московская особая 40%"-ная использовали пищевую соду и уксусную кислоту.
Питьевой спирт представлял
собой смесь этилового
Со временем номенклатура водок существенно расширилась, а на ранее выпускаемые были введены новые нормативные требования. Выпускались водки следующих наименований: "Водка" (ОСТ 18-7-76): "40%"-ная (ГОСТ 12714-67); "50%"-ная и "56%"-ная (ГОСТ 12712-67); "Русская", "Экстра", "Старорусская водка", "Пшеничная", "Сибирская", "Столичная", "Московская особая", "Посольская", "Золотое кольцо", "Золотые ворота" - все по ГОСТ 12712-80 и в ограниченном количестве водки особые: "Украинская горилка", "Новая", "Дзидрайс", "Кристалл-Дзидрайс", "Виру-Валге", "Лиетувишке скайдрион" ("Литовская прозрачная"), "Праздничная".
За последние несколько
лет ассортимент водок резко
возрос - до десятков наименований. Наряду
с общепризнанными
Различают две группы водок - обыкновенные и особые.
К обыкновенным относятся
водки, являющиеся водно-
Особыми считаются водки, при производстве которых использованы различные вкусовые и ароматические добавки, улучшающие вкус и запах, смягчающие жгучий вкус спирта. Ассортимент этих водок: Русская, Российская, Столичная, Московская особая, Лимонная, Посольская, Украинская горилка и др.
Факторы качества. Основными
факторами, формирующими
Сырье для получения водки делится на основное (этиловый спирт, вода, смягчающие вкусовые добавки) и вспомогательное (пряности, ароматические травы, свежие и сушеные плоды, ягоды, овощи, иногда красители).
Основное разнообразие
водок обусловлено подвидом и
сортом спирта-ректификата,
Вода, используемая при производстве
водок, должна быть прозрачная, бесцветная,
без посторонних вкуса и
Для отдельных наименований
водки применяют природную
Для улучшения вкуса отдельных видов водки применяют добавки: двууглекислый и уксуснокислый натрий - для Московской особой водки, сахар - для водки Столичной, определенные наборы ароматических трав и ягод для новых наименований водок - Никит, Петр I, Екатерина, Господин Великий Новгород и др.
Существенно влияет
на смягчение резкого вкуса
и запаха, присущего этиловому
спирту-ректификату, очистка
Скорость фильтрации,
особенно через активированный
уголь, имеет большое значение
для качества водки. При
Очищенную водку подвергают окончательному лабораторному контролю по крепости и показателям безопасности, после чего доводят до необходимой крепости и разливают.
1.3.Пути совершенствования ассортимента и новые виды водок
Крепость водки от 40-45% об., а также вырабатывают водку 50% крепости и 56%. Уже доказано, что она считается национальным русским спиртным напитком. Начало ее производства относят к XV веку. На территории Московского государства в этот период возникает не только винокурение(производство вина)- это одно из первых названий водки.
Позднее монополия на производстве водки несколько раз вводились и отменились. Приоритет изобретения водки у нашей страны пытались оспаривать Америка и Польша. Однако решением международного арбитража, в 1982г за нашей страной была бесспорно закреплено приоритет создания водки как русского оригинального напитка и исключительное право на ее рекламу под этим наименованием на мировом рынке.
За последние 10 лет ассортимент
водки резко возрос. На ряду общепризнанными
наименованиями отечественные изготовители
выпускают множество новых
На ряду с известными наименованиями
Московская, Особая, Столичная, Посольская
местные производители
Известны мировые бренды: «Смирнофф», «Абсолют».
1.4.Требования и качество водки
Качество водки. Водка должна быть прозрачной, бесцветной жидкостью без посторонних включений и осадка. Вкус и запах должен быть мягкий, не допускается в продажу водка в грязных бутылках с нарушенной укупоркой, с рваной этикеткой. Бутылка состоит из основной этикетки, контр этикетки (оборотная сторона) возможна кольеретка на горловине бутылки. Колпачок с винтовой резьбой не должен прокручиваться. Используется современные укупорочные средства с дозатором. Кром стеклянныхбутылок могут быть фигурные сувенирные бутылки, хрустальные фарфоровые графины, емкостью до 3 литров. Бутылки могут иметь емкость от 0,05- до 1,75л. На оборотной стороне этикетки цифровым штампом указывают код завода- первые две цифры дату розлива и номер смены.