Изучение ассортимента и экспертиза качества молока питьевого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание

Классификация продовольственных товаров – это распределение их на группы или классы по общим и наиболее характерным признакам /1/. В основу классификации могут быть положены различные признаки: происхождение товаров, их химический состав, назначение и т.д.

Содержание

Введение
1. Изучение ассортимента и принципов классификации продовольственных товаров…………………………………………………………….
1.1 Анализ действующих классификаций молока питьевого……..
1.2 Характеристика ассортимента и потребительских свойств молока питьевого.
1.3 Состояние рынка производства и потребления молока питьевого.
2. Показатели ассортимента продовольственных товаров.
2.1 Структура ассортимента и ее составляющие.
2.2 Показатели ассортимента и их расчет.
3. Экспертиза качества молока питьевого.
3.1 Анализ нормативно-технической базы.
3.2 Изучение правил приемки, методов отбора проб, особенности маркировки потребительской тары.
3.3 Органолептические методы экспертизы качества.
3.4 Лабораторные методы экспертизы.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Молоко питьевое 1111.doc

— 465.00 Кб (Скачать документ)

    Партией считают предназначенную для  контроля совокупность единиц продукции  одного наименования  в одной  таре с одинаковыми физико-химическими  и органолептическими показателями (одного сорта), произведенных на одном  заводе-изготовителе, на одном технологическом оборудовании, в течение одного технологического цикла, по единому производственному режиму, одной даты изготовления и оформленную одним сопроводительным документом:

    для пастеризованного, стерилизованного молока, сливок, жидких молочных продуктов для детского питания и жидких заменителей цельного молока – продукция из одной емкости.

    Молоко, полученное от коров в первые семь дней после отела и в последние  пять дней перед запуском, приемке  на пищевые цели не подлежит.

    Правила приемки, методы отбора проб – по ГОСТ 26809-86 /10/, см. Приложение 5.

    Отбор проб молока осуществляют в месте  его приемки, оформляют удостоверением качества и безопасности и сопровождают ветеринарным свидетельством (справкой) установленной формы.

    В удостоверении качества и безопасности указывают:

  • номер удостоверения и дату его выдачи;
  • наименование и адрес поставщика;
  • наименование и сорт продукта;
  • номер партии;
  • дату и время (ч, мин) отгрузки;
  • объем партии, л;
  • данные результатов испытаний (массовая доля жира, плотность, кислотность, чистота, температура при отгрузке);
  • номер и дату выдачи сопроводительного ветеринарного свидетельства (справки) и наименование организации государственной ветеринарной службы, выдавшей его;
  • обозначение настоящего стандарта.

    Упаковка  и хранение молока

    Особенности маркировки потребительской тары молока и молочных продуктов указаны в Техническом регламенте /9/ на молоко и молочную продукцию №88-ФЗ от 12 июня 2008 г., см. Приложение 4.

    Упаковку  молока производят в цистерны, фляги, из которых его реализуют. Фасуют молоко в бутылки ёмкостью 0,25; 0,5 и 1 л, в бумажные пакеты из жироводонепроницаемого картона с полимерными покрытиями, в пакеты из полиэтиленовой плёнки. Бумажные пакеты могут быть разной формы: тетра-пак (трёхгранная призма), пуре-пак (высокий столбик с квадратным основанием), тетра-брик (в форме кирпича). От формы пакета зависит многое: удобство покупки для покупателя, вид транспортной тары, устойчивость упаковки в процессе производства и товародвижения. Чем острее углы в пакетах (тетра-пак), тем быстрее они повреждаются, дают течь, что влечёт определённые потери. Для укладки тетра-паков разработана и применяется специальная тара – ящики шестигранной формы из полиэтилена низкого давления. Молоко в упаковках пуре-пак и тетра-пак блоками по 10-12 шт. покрывают термоусадочной плёнкой и укладывают в тару-оборудование. Фин-пак – мягкий полимерный пакет – также удобен для товародвижения молока. Применение этих упаковок позволяет отказаться от использования возвратной стеклянной тары.

    В России стерилизованное молоко ультравысокотемпературного нагревания (УВТ) упаковывают в асептических условиях в пластиковые бутылки. Они могут быть однослойные прозрачные или белого цвета и трёхслойные. В последнем случае между стенками бутылки помещают отходы измельчённого полиэтилена чёрного цвета, которые защищают молоко винтовой пластиковой пробкой, которая легко открывается и закрывается, они могут быть разной вместимости и формы.

    На  алюминиевом колпачке, кроненпробке, бумажном пакете, полиэтиленовом мешке, этикетке или бирке должны быть нанесены тиснением или несмывающейся краской следующие обозначения: наименование или номер предприятия-изготовителя или товарный знак; наименование вида продукта; объём в литрах; число или день конечного срока реализации для пастеризованного молока; число и месяц выработки на пакетах, месяц выработки на бутылках для стерилизованного молока; обозначение стандарта; информационные данные о пищевой и энергетической ценности 100 г продукта. При розливе молока во фляги и цистерны на тару наклеивают этикетку или навешивают ярлык с теми же обозначениями.

    Транспортируют  молоко в закрытых охлаждаемых или  изотермических средствах транспорта. Допускается транспортирование  закрытым неохлаждённым автотранспортом  или открытым автотранспортом или  открытым автотранспортом с обязательным укрытием продуктов брезентом или материалом, заменяющим его.

    Хранят  пастеризованное молоко только при  наличии холода при температуре 4-8 0С в течение 36 ч, стерилизованное  – при температуре 1-20 0С до 60 суток. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.3. Органолептические  методы экспертизы  качества.

    Органолептический метод – это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств – зрения, обоняния, осязания, вкуса /8/. Точность и достоверность такой оценки зависит от квалификации, навыков и способностей работника, а так же от условий проведения анализа. Достоинства органолептического метода: дешевый, быстрый, доступный, а недостатком субъективность (неточность).

    Оценка  осуществляется в определенной последовательности и при соблюдении необходимых условий. Сначала осматривают товар снаружи и проверяют сопроводительные документы. При оценке товара определяют сначала внешний вид, форму, цвет, блеск, прозрачность и другие свойства. После этого определяют запах, консистенцию, и наконец, оценивают вкус.

    Экспертиза  качества молока осуществляется по ГОСТ Р 52090-2003 Молоко питьевое. Технические  условия /2/.

    Таблица 8.

    Наименование  показателя     Характеристика
    Внешний вид     Непрозрачная  жидкость. Для жирных и высокожирных продуктов допускается незначительный отстой жира, исчезающий при перемешивании.
    Консистенция      Жидкая, однородная, нетягучая, слегка вязкая. Без хлопьев белка и сбившихся  комочков жира.
    Вкус  и запах     Характерные для молока, без посторонних привкусов  и запахов, с легким привкусом кипячения. Для топленого и стерилизованного молока – выраженный привкус кипячения. Для восстановленного и рекомбинированного допускается сладковатый привкус.
    Цвет     Белый, равномерный по всей массе, для топленого  и стреилизованного – с кремовым оттенком, для обезжиренного – со слегка синеватым оттенком.

    Таблица 9. Экспертиза качества молока производственной марки «Простоквашино» пастеризованное 2,5 % жирности. 

    Наименование  показателя     Применяемость по ГОСТ     Фактические данные
    Внешний вид     +     Непрозрачная  жидкость.
    Консистенция      +     Жидкая, однородная. Без хлопьев белка  и сбившихся комочков жира.
    Вкус  и запах     +     Характерные для молока, без посторонних привкусов  и запахов.
    Цвет     +     Белый, равномерный по всей массе.
 

    Вывод:

    При проведении экспертизы качество по ГОСТ Р 52090-2003 Молоко питьевое. Технические условия молока питьевого торговой марки «Простоквашино», было установлено, что данный продукт полностью соответствует ГОСТ по показателям, таки как: внешний вид, вкус и запах, консистенция, цвет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.4. Лабораторные методы экспертизы.

    Инструментальные (лабораторные) методы необходимы для  выявления химического состава, безвредности, пищевого достоинства  пищевых продуктов, используются физические, химические, микробиологические методы исследования /8/.

    Экспертный  метод – этот метод определения  показателей качества на основе решения, принимаемого экспертами. В экспертную группу включаются высококвалифицированные  специалисты по оцениваемой продукции  – учены, конструкторы, дизайнеры, технологи, а так же товароведы и другие работники торговли.

    Измерительный метод – применяют для определения  показателей качества с помощью  различных приборов, аппаратуры, химических реактивов и посуды. Этот метод  требует специально оборудованного помещения и подготовленных для проведения анализа людей.

    С помощью регистрационного метода показатели качества определяют на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Метод базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных данных, например количество дефектной тары или дефектных изделий в партии товара при приемке, хранении и реализации, при инвентаризации товарно-материальных ценностей.

    При расчетном методе показатели качества определяют на основе использования теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.

    При социологическом методе показатели качества продукции определяют на основе сбора и анализа мнений ее фактических  или возможных потребителей. Отношение потребителей к качеству продукции выявляется путем организации покупательских конференций, выставок-продаж, дегустаций и других мероприятий.

Информация о работе Изучение ассортимента и экспертиза качества молока питьевого