Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 02:29, реферат
Экспертиза — это исследование каких-либо проблем, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивационного заключения. Экспертиза укрепляет законность и правопорядок в демократическом государстве. Это наиболее квалифицированная форма использования специальных знаний в сфере рыночных отношений с привлечением всего арсенала современных научно-технических средств. Поэтому экспертиза нередко служит довольно эффективным способом установления существенных обстоятельств в маркетинговых исследованиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ГРУППЫ ЭКСПЕРТИЗЫ 4
2.ВИДЫ ТОВАРОВЕДНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 6
3.МЕТОДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ 8
4.ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ 9
5.ВИДЫ МЕТОДОВ ЭКСПЕРТИЗЫ 10
6.РОЛЬ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ В ПРОЦЕССЕ
ЭКСПЕРТИЗЫ 12
7.ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ ТОВАРА КАК ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЪЕКТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ 15
8. ЭКСПЕРТИЗА КАК РЕШЕНИЕ В СПОРНОМ ВОПРОСЕ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
окружающей среды. В совокупности с другими свойствами они обусловливают
качество товаров, их потребительную стоимость. Однако сами они
характеризуют лишь ту часть товарных свойств, которая присуща товарам как
предметам потребления.
Поэтому потребительские
а их общественная ценность зависит от того, как и в какой мере они
удовлетворяют потребности определенных групп потребителей.
В товароведении существуют
характер свойств, определяющих потребительское качество товара.
По нашему мнению, основанием
классификации
товаров должны служить потребности человека (общества), которые они
призваны удовлетворять. Соответственно этим потребностям строятся группы
потребительских свойств и показателей качества товаров. Ряд «потребность -
потребительское свойство- потребительский показатель качества» фиксирует
взаимосвязь этих трех групп. При этом исходным пунктом служит потребность,
которая должна быть удовлетворена, средним составляющим звеном выступает
потребительское свойство товара, которое потребность способно
удовлетворять, а конечным пунктом показатель качества с его специфическими
количественными
и качественными
Потребности человека и соответствующая им группа потребительских
свойств товаров должны рассматриваться как единое целое. Поэтому всякое
деление свойств должно строиться на допущении возможности аналитического
деления целого на части. Такое деление, конечно же, условно, но оно
является необходимым для проведения анализа любого объекта научного
исследования и является наряду с синтезом его неотъемлемой составной
частью. Таким образом, в основу деления потребительских свойств товаров на
группы положен принцип соотнесения этих свойств с потребностями человека. В
зависимости от видов удовлетворяемых потребностей в перечень нормируемых
потребительских свойств товаров, зафиксированный в соответствующих НТД,
входят свойства социальные, функциональные, надежности в потреблении,
эргономические, эстетические, безопасности потребления и экологические.
Совокупность потребительских свойств товара характеризуется номенклатурой
потребительских показателей качества. В зависимости от количества
характеризуемых
свойств потребительские
комплексными (т.е- относящимися к нескольким свойствам). В целом они
образуют сложную иерархическую систему, разделенную на несколько
взаимосвязанных уровней.
Социальные свойства товара характеризуются показателями социального
назначения. Они составляют особую группу показателей, рассматриваемых на
этапе предварительного анализа качества товаров и определяющих
целесообразность проведения оценки по другим группам потребительских
показателей качества.
Показатели социального назначения характеризуют соответствие
совокупности товаров массового спроса определенного назначения сложившейся
структуре общественных потребностей'. Они обусловливают возможность с
помощью этих товаров удовлетворять эти потребности в конкретных условиях
потребления.
Показатель соответствия товаров массового спроса оптимальному
ассортименту характеризует эффективность их использования в существующей
или прогнозируемой системе ассортимента изделий данного вида, а также их
связь с другими предметами, входящими в состав функционально-
потребительских комплексов.
При этом учитываются
номенклатуре и ассортименту изделий, отвечающих требованиям потребителей,
соответствие товаров различного типажа и потребительского класса их
оптимальному ассортименту, степень обновления номенклатуры и ассортимента
товаров, обусловленного изменениями требований потребителей, и др.
Показатель морального износа характеризует срок службы товаров
массового спроса, ограниченный появлением новых видов товаров и предметов
потребления повышенного качества, а также изменениями общественных норм и
ценностных ориентации.
При этом учитываются снижение качества товара вследствие появления
новых товаров
с улучшенными
службы товара, вызванного изменением моды, стиля и др.
Функциональные свойства
именно способом удовлетворяет данный товар как предмет потребления в
отличие от других товаров, выполняющих в потреблении иные функции или
имеющих иное назначение. От наличия и характера функциональных свойств
зависит структура и организация процесса использования товара по
назначению, особенности его эксплуатации (потребления).
Кроме того, существуют такие показатели, как свойство надежности
товара в потреблении (как выполняет предмет потребления свою функцию в
течение срока эксплуатации), эргономические свойства товаров,
характеризующиеся эргономическими показателями (обеспечивают удобство
эксплуатации предмета потребления), эстетические свойства товаров (эти
показатели выражают общественную ценность товара, удовлетворяющим
эстетические потребности людей). Кроме того, важными показателями являются
показатели безопасности товара.
Эти требования предполагают создание таких товаров и условий их
эксплуатации, которые практически исключили бы возможность вредных
воздействий (нанесение травм и т.д.)
Экологические свойства товара характеризуются экологическими
показателями. Эти свойства показывают, как воздействует товар на окружающую
среду в процессе потребления. При этом учитывается не только
непосредственное потребление, но и все сопутствующие ему операции
(хранение, транспортировка и др.). показателей: одну отражающую особенности
воздействия товара на природную среду, другую на предметно-пространственную
среду.
Все семь указанных групп
показателей формируют типовую номенклатуру, относящуюся к основным видам
непродовольственных товаров.
Такая номенклатура может
универсальной группировки потребительских свойств и показателей качества
товаров и служит основой разработки или выбора номенклатуры показателей
качества конкретных видов товаров.
Как видно из всего
имеет массу показателей, по которым и происходит оценка его качества.
Причем, необходимо подчеркнуть, что ни один из показателей не является
более или менее значимым по сравнению с другим. Нельзя преуменьшать роль
таких показателей как безопасность и экологичность товара. Однако, в
последние годы, увы, имеет место крайне несерьезное отношение к этим
факторам оценки товара.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные особенности экспертизы,
изучена теоретическая основа этого процесса, рассмотрены ее основные виды.
Кроме того, были изучены основные критерии экспертизы, по которым она
проходит.
В связи с переходом к другому типу экономической системы, появляется
новая специфика и в экспертизе, а также в особенностях ее осуществления.
Несмотря на то, что экспертиза качества товаров уже многие десятилетия
успешно функционирует в сфере товароведения, современные реалии вносят
некоторые особенности в эти процессы. Изменяется сама роль экспертизы.
Современные условия
конкуренции между
предъявляют новые стандарты качества к российской продукции.
Важно учесть, что в настоящее время экспертиза охватывает весь
жизненный цикл изделия, начиная со стадии технического задания и далее на
этапах создания, реализации и эксплуатации, а также при проведении
аттестации.
Хочется подчеркнуть, что в последний год экономика России клонится к
некой стабилизации после всех бурь, которые сотрясали ее – начиная от
перехода к капиталистическому типу производства более десяти лет назад и
заканчивая дефолтом 1998 года. И в этих условиях экспертиза должна стать
тем рычагом регулирования качества товаров, который позволит возвести
отечественные товары в ранг самых качественных не только на отечественном,
но и на мировом
рынках.
8. Экспертиза
как решение в спорном
вопросе после проведения
проверки качества.
Продавец обязан принять
товар у потребителя и удовлетворить его
требование, если не сомневается в его
обоснованности. Однако, не всегда причина
возникновения недостатка очевидна. Поэтому
закон предоставляет продавцу право провести
проверку качества товара. В законе не
содержится требования о том, чтобы проверка
качества производилась независимыми
специалистами, поэтому продавец (изготовитель)
вправе провести такую проверку силами
своих сотрудников, либо представителей
сервисной организации, осуществляющей
ремонт на основании договора с продавцом.
Потребитель вправе присутствовать при
такой проверке качества товара.
Специалисты продавца (изготовителя) довольно
часто предвзято относятся к проведению
проверки и устанавливают вину покупателя
даже в тех случаях, когда она явно отсутствует.
В случае, если после проверки качества
товара, между сторонами возник спор о
причинах недостатка, продавец (изготовитель)
обязаны провести экспертизу товара. Специальное
законодательство об экспертизе в России
отсутствует, поэтому, определяя понятие
"экспертиза" следует руководствоваться
общими принципами процессуального законодательства.
Лицо (или организация) проводящие экспертизу
должны быть независимы от сторон и не
заинтересованы в исходе экспертизы. Только
тогда заключение эксперта будет объективным.
Экспертом может быть любой гражданин,
обладающий специальными познаниями в
той сфере, в которой проводится экспертиза.
Хотя Законом прямо не предусмотрено присутствие
потребителя при проведении экспертизы,
представляется, что он такое право имеет,
а также имеет право задавать эксперту
вопросы, предлагать и отводить кандидатуру
эксперта и т.п. Экспертиза проводится
за счет продавца, однако, в том случае,
если в ходе экспертизы будет установлено,
что недостаток возник по обстоятельствам,
за которые продавец не отвечает, потребитель
обязан возместить расходы, понесенные
в связи с проведением экспертизы, в том
числе расходы на транспортировку и хранение
товара. Закон предоставляет потребителю
право оспорить заключение экспертизы
в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 476 ГК, продавец несет ответственность
за недостатки товара, если они возникли
до передачи его покупателю или по причинам,
возникшим до этого момента. Причем доказывать
эти обстоятельства обязан покупатель.
Эти правила зафиксированы и в абзаце
первом п.
6 ст. 18 Закона. При этом уточнено, что они
распространяются на товары, на которые
гарантийный срок не установлен. Это уточнение
связано с тем, что п. 2 ст.476 ГК регулирует
ответственность продавца в отношении
товара, на который он предоставил гарантию
качества. В этом пункте бремя доказывания
причин возникновения недостатков товара
возлагается на продавца товара, который
несет ответственность, если не докажет,
что недостатки товара возникли после
его передачи покупателю, вследствие нарушения
последним правил пользования товаром
или его хранения, либо действий третьих
лиц, либо непреодолимой силы. Аналогичная
норма установлена в абзаце втором п. 6
ст. 18 Закона.
При этом его действие распространено
также на изготовителя и организации,
выполняющие функции продавца или изготовителя,
а также на случаи нарушения потребителем
правил транспортировки товара. Таким
образом, если гарантийный срок на товар
не установлен, то презумпция виновности
продавца (изготовителя, исполнителя)
в возникновении недостатков товара не
действует, а потребитель должен доказать
наличие соответствующих фактов. При наличиии
гарантийного срока презумпция виновности
продавца (изготовителя) или выполняющих
их функции организаций сохраняется. "Доставка
крупногабаритного товара и товара весом
более пяти килограммов для ремонта, уценки,
замены и возврат их потребителю осуществляется
силами и за счет продавца (изготовителя)
или организации, выполняющей функции
продавца (изготовителя) на основании
договора с ним" (п.7 ст.18 Закона). Это
значит, что выше указанные лица должны
обеспечить подготовку купленного товара
к упаковке, транспортировке, погрузке,
разгрузке, перевозке до места, указанного
потребителем.
Потребитель имеет право на документальное
оформление принятия товара к перевозке.
Это могут быть накладная, договор перевозки,
квитанция и т. п.СМ ПРИМЕР ПРИЛОЖЕНИЕ
З Стоимость доставки или возврата товара
определяется согласно документу, выданному
транспортной организацией, или на основе
расценок данной местности. В случае неисполнения
обязанности по доставке, а также при отсутствии
продавца (изготовителя) или организации,
выполняющей их функции в месте нахождения
потребителя доставка и возврат товара
могут осуществляться силами потребителя,
а расходы потребителю обязаны возместить
продавец (изготовитель) или организация,
выполняющая их функции.