Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:23, курсовая работа
Получение высококачественных растительных масел может быть обеспечено за счет не только использования прогрессивных технологий, но и повышения качества семенного фонда. В настоящее время специалистами ВНИИ масличных культур разработано большое количество сортов семян масличных культур, которые обладают свойствами, обеспечивающими сохранность качества масел, как при хранении, так и при переработке.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы формирования и оценки конкурентоспособности растительного масла
1.1. Формирование конкурентоспособности растительного масла в процессе производства…………….7
1.2. Факторы и критерии конкурентоспособности растительного масла…....11
1.3. Анализ основных методов оценки конкурентоспособности растительного масла…………………………………………………
2. Объекты, субъекты и методы исследования……………………………...…..22
3. Современный рынок растительных масел
3.1. Состояние рынка растительных масел города Чебоксары……...………..24
3.2. Требования нормативных документов к качеству и характеристика потребительских свойств растительных масел….28
4. Оценка конкурентоспособности растительных масел
4.1. Анализ конкурентоспособности растительных масел……………………33
4.2. Основные направления повышения конкурентоспособности растительных масел………...………35
Выводы и предложения……………………………………………………...……38
Список использованной литературы……………………………………………..
Отличительные признаки между товарами разных ассортиментных групп и наименований также определяются с помощью показателей качества и влияют на их конкурентоспособность. Говоря об ассортименте как критерии конкурентоспособности, мы невольно говорим снова о качестве. Однако объединение этих двух основополагающих характеристик товара было бы ошибочным, поскольку именно на уровне ассортиментной характеристики зарождаются конкурентные отношения между товарами.
Повышенная значимость показателей ассортиментной идентификации (функционального назначения, внешнего вида и других) обусловливает большую роль ассортимента как критерия конкурентоспособности. Ассортиментная принадлежность товара имеет важнейшее значение для принятия решения о его покупке, особенно если она не импульсивная, а заранее запланированная и служит средством удовлетворения неотложных потребностей. Например, потребитель, которому нужны зимние сапоги, не купит летнюю обувь, даже если ее качество и цена привлекательны для него.
Следовательно, по степени значимости критерии конкурентоспособности - ассортимент и качество - могут быть равнозначными, а в некоторых случаях ассортимент может оказаться наиболее весомой характеристикой. Однако при наличии товаров-конкурентов одного вида потребитель чаще всего отдаст предпочтение качеству.
Следует учесть, что в условиях конкурентной среды повышение конкурентных преимуществ требует постоянного расширения, обновления и углубления ассортимента товаров. При реализации этих направлений ассортиментной политики неизбежно возникают конкурентные отношения между товарами.
Важным критерием конкурентоспособности является новизна модели. Современные рыночные отношения требуют постоянного обновления товарного предложения, поэтому весьма актуальна проблема производства и выпуска на рынок новых и/или модифицированных товаров, что во многом способствует сбалансированности спроса и предложения. Если потребительское качество нового товара отвечает требованиям субъектов рынка - потребителей этого товара, то он завоевывает прочное место на рынке, являясь при этом условием увеличения емкости рынка за счет вовлечения дополнительных денежных вложений из средств, находящихся у потребителей.
Еще
одним условием обеспечения
В условиях рыночных отношений обеспечению конкурентоспособности способствует информационное обеспечение товаров: совокупность знаний о ее фактических данных. По существу, информация приравнялась к таким важным ресурсам, как материал и энергия. Сообщения о товаре целенаправленно перемещаются от их создателя к потребителю посредством соответствующих коммуникаций.
Важнейшим
экономическим критерием
Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников. Причем привлекательность цены устанавливается в комплексе с основополагающими характеристиками потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена товара за счет пониженного качества может оказаться неприемлемой для предприятия-изготовителя, который выбрал направление товарной политики на улучшение качества. Зачастую гибкая система скидок, снижающих закупочную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также массовость его продаж.
Реализационная цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования, а также услуг. Доступность реализационной цены создает потребительские предпочтения для индивидуальных потребителей товаров и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.
Следует иметь в виду, что довольно часто индивидуальный потребитель связывает цену реализации с основополагающими характеристиками товара, особенно с качеством. У многих потребителей высокие цены на товар ассоциируются с высоким качеством. Однако это не всегда правильно, так как цена реализации определяется следующими факторами: закупочной ценой, транспортными расходами, затратами на хранение, издержками обращения, торговыми наценками и т. п. От их размера и будет зависеть цена. Качество реализуемого товара является лишь одним, хотя и важным, фактором, заложенным в реализационную цену, в частности в затраты на его обеспечение.
Разработка проблемы конкурентоспособности товаров и услуг напрямую зависит от выбранного метода оценки.
Отметим, что оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы
сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или иного объекта – понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо
образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя
конкурентоспособности может производиться по формуле:
,
где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности
по i-му параметру;
Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Пin – величина i-го параметра, при котором потребность
удовлетворяется полностью;
n
– количество анализируемых
Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец. Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.
Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных,
интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:
,
где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
- единичный показатель конкурентоспособности по i–му техничес-кому параметру;
- весомость i–го
параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;
- число параметров, участвующих в оценке.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
,
где З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой
продукции и образцу.
Полные затраты потребителя состоят из единовременных затрат на приобретение продукции (З0) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:
,
где Т – срок службы;
i – год по порядку.
Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в
определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель –
коэффициент конкурентоспособности:
,
где i = 1, ., n – число параметров продукции, участвующих в оценке;
j = 1,., n – виды продукции;
Li – коэффициент важности (значимости) по сравнению с
остальными существенными параметрами продукции;
Pij – конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;
Pin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;
, если
увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);
, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.). Иными словами мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих
заключений:
- продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
- продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
- продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.
Заключение
дополняется выводами о преимуществах
и недостатках оцениваемой продукции
по сравнению с аналогами, а также предложениями
о мерах, которые должны быть приняты для
улучшения положения ее на рынке.
Объектом исследования является 5 образцов растительного масла:
1) масло растительное «Золотая семечка»
2) масло растительное «Слобода»
3) масло растительное «Злато»
4) масло растительное "Юг Руси"
5) масло растительное «Олейна»
Объекты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Объекты исследования
Признаки | образец №1 | образец №2 | образец №3 | образец №4 | образец №5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Наименование | Масло подсолнечное «Золотая семечка» | Масло подсолнечное «Слобода» | Масло подсолнечное «Злато» | Масло подсолнечное
«Юг Руси» |
Масло подсолнечное
«Олейна» |
Энергетическая ценность | 900 ккал | 899 ккал | 899 ккал | 899 ккал | 398 ккал |
Товарный знак | Юг Руси | Слобода | Злато | Юг Руси | Олейна |
Объём, л | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Пищевая ценность | жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г | жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г | жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г | жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г | жира – 99,9 г, белка – 0 г, углеводов – 0 г |
Условия хранения | при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях | при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях | при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях | при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях | при t не выше 18 °С, в закрытых затемненных помещениях |
Срок хранения | 360 суток | 720 суток | 720 суток | 720 суток | 720 суток |
Нормативные документы | ГОСТ Р 52465-2005 | ГОСТ Р 52465-2005 | ГОСТ Р 52465-2005 | ГОСТ Р 52465-2005 | ГОСТ Р 52465-2005 |
Информация о работе Конкурентоспособность растительного масла