Контрольная работа по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:44, контрольная работа

Описание

1. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применяемость и весомость для товаров разных групп.
2. Зерномучные товары: ассортимент, особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.

Работа состоит из  1 файл

товароведение.docx

— 99.75 Кб (Скачать документ)
  1. Номенклатура потребительских свойств и показателей  качества товаров, их применяемость и весомость для  товаров разных групп.

 

Качество  товара - это совокупность его свойств  и характеристик, придающих ему  способность удовлетворять обусловленные  или предвиденные потребности покупателя. Качество содержит в себе не все  свойства товара, а лишь те, которые  связаны с удовлетворением конкретных потребностей соответственно назначению товара. Кроме потребительских характеристик, качество включает и другие свойства товара, обеспечивающие соответствие требованиям проектировщиков, производителей, работников сферы обращения, которые имеют отношение к товару.

Важное задание  товароведения - выявить максимальный набор свойств товара, которые  отвечают за его качество. ”Свойство - обьективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации)…Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показатели качества являются физическими и/или нефизическими величинами.”[1]

Свойства могут выявляться на всех стадиях жизненного цикла товара. Качество товара нельзя объяснить и измерить в разрез с его потребительской стоимостью и пользой. Нельзя приравнивать качество и потребительскую стоимость. Потребительская стоимость- это сам товар, несущий в себе определенную пользу и являясь конкретным благом. Товар в роли потребительской стоимости является носителем своего качества. Повышение качества неотъемлемо от научно-технического прогресса, потому что, вооружившись передовыми научными достижениями и разработками можно достаточно успешно конкурировать с другими товарами на международном рынке.

В курсе товароведения  принято рассматривать в основном потребительские свойства и в  меньшей степени – технологические.

“Потребительские свойства – совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей. Примером таких свойств могут служить пищевая ценность продуктов питания, эстетические свойства продовольственных и непродовольственных товаров.”[2]

Для обобщения  и классификации потребительских  свойств принято использовать номенклатуру, выраженную в схеме, изображенной на рис.1

“Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение реальных или ожидаемых потребностей, по сути она определяет качественные характеристики потребительских товаров. В пределах номенклатуры потребительские качества и показатели разделяют на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей. “[3]

Забегая вперед, хотелось бы сразу же сказать, что  при выборе номенклатуры потребительских  свойств и показателей чрезвычайно  важно правильно выделить из всего  многообразия такие показатели, которые имеют решающее значение для определенных целей. Например, при оценке качества муки на хлебозаводе необходимо определить следующие показатели: количество и качество сырой клейковины, амилолитическая активность, газообразующая способность; а при реализации муки – цвет, зольность, степень измельчения. В обоих случаях необходимо оценивать показатели безопасности в соответствии с установленными требованиями. В то же время при реализации в номенклатуру показателей качества необходимо включать показатели всех потребительских свойств, но особенно важны для потребителя показатели назначения, надежности, безопасности, эргономических и эстетических свойств. Эти свойства позднее мы разберем подробнее.

 

 

Рис.1 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров

                    Потребительские свойства качества  товаров



      группы



   назна-

   чения

 

 надеж-

  ности

 

 эргономи-

    ческие

 

 эстети-

 ческие         

 

эколо-

гические

 

безопа-

сности



    функцио-

     нального

        долговеч-

            ность

  антропомет-

     рические


механическая


физиологичес-


кие

безотказность


социального



   химическая





пожарная


термическая


биологическая


электрическая


радиационная


органолепти-


ческие

Психологические


сохраняемость


ремонтопри-


годность

классифика-


ционного


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости  от их особенностей и удовлетворяемых  потребностей (рис.1)

1.Назначение - “назначение –это способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации”[4]. Назначение – одно из определяющих свойств качества товара, если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, остальные свойства теряют для него привлекательность.

Свойства  назначения, в свою очередь разделены  на подгруппы:

  1. Функциональные свойства – отражают свойства товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности.

б) Свойства социального значения – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. В отличие от показателей функционального назначения  подвержены  изменениям, порой в течение небольших периодов;  также многие могут быть измерены лишь качественными показателями (имидж, внешний вид, цвет, аромат).

в) Свойства классификационного назначения – способность некоторых свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков, например содержание жира для жиросодержащих пищевых продуктов: молоко – 1,5%, 2,5%, 3,2%, 6% - ной жирности.

2. Надежность- способность товара сохранять функциональное назначение в процессе сохранения или эксплуатации в течении установленного срока. В зависимости от критерия надежности различают такие подгруппы:

а) Долговечность- способность товаров сохранять работоспособность до следующего состояния или установленного срока технического обслуживания и ремонта. Это свойство непродовольственных товаров длительного использования. Это характерно для товаров продовольствия, и непродовольственных товаров, предназначенных для непосредственного использования, по ходу которого они частично или бесповоротно расходуются (например, продукция парфюмерной промышленности). Но нужно помнить, что некоторые товары, владеющие значительной долговечностью, входят в противоречие с социальным назначением, поскольку досрочно выходят из моды, морально устаревают. Это касается одежды, обуви, головных уборов, отдельных сложно-технических товаров. Показателями долговечности могут быть срок эксплуатации изделий, ресурс и т.д.

б) Безотказность- способность товаров исполнять функциональное назначение без появления дефектов, которые мешают дальнейшей эксплуатации. Безотказность характеризуется сроками, в течении которых товары находятся в эксплуатации безотказно с нормой предусмотренных дефектов. Показателями безотказности могут быть - средняя наработка до первой поломки, интенсивность поломок.

в) Ремонтопригодность- способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функционального значения, после устранения выявленных дефектов, ремонтопригодность характерна для многих непродовольственных товаров, особенно сложно-технических, которые по этому свойству разделяют на ремонтопригодные и ремонтонепригодные.

Ремонтопригодность  тесно связана с долговечностью, благодаря чему увеличивается срок эксплуатации товара. Это потребительское  свойство вместе с долговечностью может  быть положена в основу формирования преимуществ для того сегмента потребителей, которые бережливы или не располагают материальными средствами для частого повтора покупок товара аналогичного назначения. Показателями ремонтопригодности являются параметр потока неисправностей, гарантийные наработки, наработки на отказ, сроки ремонта.

г) Сохранение - способность товара поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных затрат на протяжении определенного срока; если же они происходят, то это должно быть экономически оправданным. Сберегание начинается с момента изготовления товара и продолжается до его утилизации. Этап сберегания разделяют на два периода: складское хранение у изготовителя, оптовой и розничной торговле и домашнее сберегание у потребителя. Показателями сохранения потребительских свойств есть затраты, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения. Хранение тесно связано с безопасностью многих товаров, особенно тех, которые быстро портятся.

3. Эргономические свойства - способность товара создавать чувство комфорта, набольшего удовлетворения потребностей в соответствии к антропометрическим, психологическим, физиологическим и органолептическим характеристикам потребителя.

а) Антропометрические свойства - способность товара при эксплуатации соответствовать измерительным потребностям потребителя. В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, вес, объем талии, длина, ширина ступни и т.д.) разные. Поэтому размеры одежды, обуви, изготавливаемых в разных странах, не соответствуют друг другу. Так итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше от отечественного при одинаковой маркировке.

б) Психологические свойства - способность товаров обеспечивать при эксплуатации душевный комфорт потребителю. Психологические требования могут выражаться через принятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения.

в) Физиологические  свойства – способность товаров  обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.

г) Органолептические (психолого-физиологические) свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя. Органолептические ощущения зависят от физического и душевного состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности.

4. Эстетические  свойства – способность товаров выражать в чувственно – воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Определяющим комплексным показателем эстетических свойств всех товаров является их внешний вид. Остальные подгруппы эстетических свойств можно рассматривать как разнообразные показатели: целостность, мода, стиль, дизайн, информационная выразительность, форма, цвет, совершенство производственного исполнения.

5. Экологические  свойства – способность товара  оказывать воздействие на безопасность  окружающей среды при их производстве, хранении, реализации и потреблении  (эксплуатации). Все большее загрязнение  окружающей среды ставит существование  человечества на грань катастрофы. В этих условиях резко возрастает степень значимости экологических свойств. Несмотря на это , в действующих нормативных документах редко устанавливаются показатели экологических свойств товаров, хотя многие потребительские товары, а в особенности тара и упаковка обладают нежелательными экологическими свойствами.

6. Безопасность  – важнейшее свойство качества, которым должны обладать все  потребительские товары. В отличие  от других потребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной.                             

Общими и  наиболее распространенными для  товаров являются химическая и биологическая  безопасности. Для продовольственных и непродовольственных товаров в нормативных документах (технических регламентах, СанПиНах и т.п.) устанавливаются комплексные требования к безопасности, которые называются-санитарно-эпидемиологическими.                                                                        

Информация о работе Контрольная работа по "Товароведению"