Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:44, контрольная работа
1. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применяемость и весомость для товаров разных групп.
2. Зерномучные товары: ассортимент, особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.
Качество
товара - это совокупность его свойств
и характеристик, придающих ему
способность удовлетворять
Важное задание товароведения - выявить максимальный набор свойств товара, которые отвечают за его качество. ”Свойство - обьективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации)…Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показатели качества являются физическими и/или нефизическими величинами.”[1]
Свойства могут выявляться на всех стадиях жизненного цикла товара. Качество товара нельзя объяснить и измерить в разрез с его потребительской стоимостью и пользой. Нельзя приравнивать качество и потребительскую стоимость. Потребительская стоимость- это сам товар, несущий в себе определенную пользу и являясь конкретным благом. Товар в роли потребительской стоимости является носителем своего качества. Повышение качества неотъемлемо от научно-технического прогресса, потому что, вооружившись передовыми научными достижениями и разработками можно достаточно успешно конкурировать с другими товарами на международном рынке.
В курсе товароведения
принято рассматривать в
“Потребительские свойства – совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей. Примером таких свойств могут служить пищевая ценность продуктов питания, эстетические свойства продовольственных и непродовольственных товаров.”[2]
Для обобщения
и классификации
“Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение реальных или ожидаемых потребностей, по сути она определяет качественные характеристики потребительских товаров. В пределах номенклатуры потребительские качества и показатели разделяют на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей. “[3]
Забегая вперед,
хотелось бы сразу же сказать, что
при выборе номенклатуры потребительских
свойств и показателей
Рис.1 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров
Потребительские свойства |
группы |
назна- чения |
надеж- ности |
эргономи- ческие |
эстети- ческие |
эколо- гические |
безопа- сности |
функцио- нального |
|
долговеч- ность |
|
антропомет- рические |
механическая
физиологичес-
кие
безотказность
социального
химическая |
пожарная
термическая
биологическая
электрическая
радиационная
органолепти-
ческие
Психологические
сохраняемость
ремонтопри-
годность
классифика-
ционного
В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей (рис.1)
1.Назначение - “назначение –это способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации”[4]. Назначение – одно из определяющих свойств качества товара, если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, остальные свойства теряют для него привлекательность.
Свойства назначения, в свою очередь разделены на подгруппы:
б) Свойства социального значения – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. В отличие от показателей функционального назначения подвержены изменениям, порой в течение небольших периодов; также многие могут быть измерены лишь качественными показателями (имидж, внешний вид, цвет, аромат).
в) Свойства классификационного назначения – способность некоторых свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков, например содержание жира для жиросодержащих пищевых продуктов: молоко – 1,5%, 2,5%, 3,2%, 6% - ной жирности.
2. Надежность- способность товара сохранять функциональное назначение в процессе сохранения или эксплуатации в течении установленного срока. В зависимости от критерия надежности различают такие подгруппы:
а) Долговечность- способность товаров сохранять работоспособность до следующего состояния или установленного срока технического обслуживания и ремонта. Это свойство непродовольственных товаров длительного использования. Это характерно для товаров продовольствия, и непродовольственных товаров, предназначенных для непосредственного использования, по ходу которого они частично или бесповоротно расходуются (например, продукция парфюмерной промышленности). Но нужно помнить, что некоторые товары, владеющие значительной долговечностью, входят в противоречие с социальным назначением, поскольку досрочно выходят из моды, морально устаревают. Это касается одежды, обуви, головных уборов, отдельных сложно-технических товаров. Показателями долговечности могут быть срок эксплуатации изделий, ресурс и т.д.
б) Безотказность- способность товаров исполнять функциональное назначение без появления дефектов, которые мешают дальнейшей эксплуатации. Безотказность характеризуется сроками, в течении которых товары находятся в эксплуатации безотказно с нормой предусмотренных дефектов. Показателями безотказности могут быть - средняя наработка до первой поломки, интенсивность поломок.
в) Ремонтопригодность- способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функционального значения, после устранения выявленных дефектов, ремонтопригодность характерна для многих непродовольственных товаров, особенно сложно-технических, которые по этому свойству разделяют на ремонтопригодные и ремонтонепригодные.
Ремонтопригодность
тесно связана с
г) Сохранение - способность товара поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных затрат на протяжении определенного срока; если же они происходят, то это должно быть экономически оправданным. Сберегание начинается с момента изготовления товара и продолжается до его утилизации. Этап сберегания разделяют на два периода: складское хранение у изготовителя, оптовой и розничной торговле и домашнее сберегание у потребителя. Показателями сохранения потребительских свойств есть затраты, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения. Хранение тесно связано с безопасностью многих товаров, особенно тех, которые быстро портятся.
3. Эргономические свойства - способность товара создавать чувство комфорта, набольшего удовлетворения потребностей в соответствии к антропометрическим, психологическим, физиологическим и органолептическим характеристикам потребителя.
а) Антропометрические свойства - способность товара при эксплуатации соответствовать измерительным потребностям потребителя. В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, вес, объем талии, длина, ширина ступни и т.д.) разные. Поэтому размеры одежды, обуви, изготавливаемых в разных странах, не соответствуют друг другу. Так итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше от отечественного при одинаковой маркировке.
б) Психологические свойства - способность товаров обеспечивать при эксплуатации душевный комфорт потребителю. Психологические требования могут выражаться через принятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения.
в) Физиологические свойства – способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.
г) Органолептические (психолого-физиологические) свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя. Органолептические ощущения зависят от физического и душевного состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности.
4. Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно – воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Определяющим комплексным показателем эстетических свойств всех товаров является их внешний вид. Остальные подгруппы эстетических свойств можно рассматривать как разнообразные показатели: целостность, мода, стиль, дизайн, информационная выразительность, форма, цвет, совершенство производственного исполнения.
5. Экологические
свойства – способность товара
оказывать воздействие на
6. Безопасность
– важнейшее свойство качества,
которым должны обладать все
потребительские товары. В отличие
от других
потребительских свойств, ухудшение или
утрата которых приводит к потерям функционального
или социального назначения, превышение
допустимого уровня показателей безопасности
переводит продукцию в категорию опасной.
Общими и
наиболее распространенными для
товаров являются химическая и биологическая
безопасности. Для продовольственных
и непродовольственных товаров в нормативных
документах (технических регламентах,
СанПиНах и т.п.) устанавливаются комплексные
требования к безопасности, которые называются-санитарно-