Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:30, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении основных характеристик маркировки и упаковки товара.
Объектом исследования является научно-производственное предприятие «Интер-Масло».
Предметом исследования является способы получения и применения маркировки и упаковки.
Целями исследования являются:
анализ и оценка системы формирования маркировки и упаковки
предложение мероприятий по совершенствованию производства качества упаковки
Задачами исследования являются:
дать понятие маркировки и упаковки товаров
исследовать деятельность предприятия «Интер-Масло»
Введение………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы маркировки и упаковки товаров:
1.1 Классификация и функции упаковки.………………………………….…..5
1.2 Упаковка и окружающая среда ………………………………………..…..18
1.3 Разновидности и основные функции маркировки …………………….....22
1.4 Основные требования, к упаковке и маркировке товаров ………….…....27
II. Анализ деятельности предприятия в области маркировки и упаковки това-ра:
2.1 Историко - экономическая характеристика научно-производственного предприятия «Интер-Масло»…………………………………………………..34
2.2 Анализ деятельности научно-производственного предприятия «Интер-Масло» в области маркировки и упаковки…………………………………….41
III. Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки
3.1 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки в целом..……….43
3.2 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки на научно-производственном предприятии «Интер-Масло»..……………………………46
Заключение……………………………………………………………………...
К этому виду относятся упаковки флоу (нанесение расплава полимера непосредственно на упаковываемые изделия) и скин (вторая кожа) с использованием термоусадочных пленок, когда на картонную подложку помещают изделия, обтянутое термоусадочной пленкой. Упаковку подвергают нагреванию, пленка усаживается и плотно облегает изделие. Отдельные виды продуктов упаковываются и плотно облегает изделие. Отдельные виды продуктов упаковываются без подложки (например, мясо, овощи, фрукты, рыба, батарейки и т.д.). Дополнительно может быть применено вакуумирование.
Одним из видов упаковки стреч является двойная заготовка из листового материала (чаще всего картона), в которой вырезают окно, соответствующее по форме упаковываемому изделию. Изделие закрывают с двух сторон растягивающейся или термоусадочной пленкой на основе ПВХ, ПВДХ, СЭВ, а концы ее закрепляют скобами, клеем или сваркой между листами картона. Для плотного прилегания пленки полость с изделием нагревают и вакуумируют. Эту упаковку применяют для парфюмерных и косметических средств в пеналах, флаконах, тубах, а также для различных галантерейных и хозяйственных товаров.
Упаковка вителло представляет собой термоформованный стакан, который вставлен в клееный картонный цилиндр. Стакан изготавливается из листового УПС, ПВХ-Ж толщиной 0,5-1,2 мм, крышка упаковки – из ПП, ПЭНП, ПЭВП методом литья под давлением. Такую упаковку используют для молочных продуктов, горчицы, пищевых приправ, товаров бытовой химии. Ее можно оформлять печатью в несколько красок.
Упаковка блистер состоит из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала. Футляр может иметь форму правильного полушария («блистер-бабл-пак») или повторять по контуру изделие («блистер-контур-пак»). Футляр изготовляют методом термоформования и прикрепляют к картонной подложке сваркой, скобами или с помощью клеев-расплавов. Для упаковки блистер применяют листовые и пленочные материалы на основе ПС, ПВХ-Ж, ацетатов, бутиратов и пропиатов целлюлозы, иономеров. Упаковку блистер применяют для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров, сувениров, игрушек и т.д.[6]
Транспортная тара
Транспортная тара предназначена для перевозок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.
Транспортную тару можно классифицировать по следующим признакам:
Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для перевозки продукции с использованием пенопластов. В жесткой транспортной таре особенно нуждаются отрасли АПК, потребность в ней составляет сотни миллионов штук. За последние годы вид тары из пластмасс пришел на смену таре из традиционных материалов. Жесткая транспортная полимерная тара обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, характеризуется длительным сроком эксплуатации, надежно сохраняет продукцию от внешних воздействий, имеет красивый внешний вид. Из термопластов можно получать транспортную тару различной формы и конструкции, что обеспечивает рациональное затаривание продукции. Благодаря своей жесткости тара может легко штабелироваться в несколько ярусов, занимая при складировании минимальные площади, без применения дополнительных устройств.
Основные способы изготовления жесткой транспортной тары: литье под давлением, термоформование, ротационное формование, штамповка и прессование с применением сварки.
К мягкой транспортной упаковке относятся мешки, чехлы, вкладыши, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки. Мешки широко применяются для перевозки и хранения различных сыпучих продуктов, химических удобрений и пестицидов, семян, гранулированных продуктов, красителей и т.д. Мягкие контейнеры используются для транспортирования и временного хранения сыпучих, гранулированных, штучных и жидких продуктов. Они заменяют фанерные барабаны, бочки, мешки и могут перевозиться (заполненные грузом) на железнодорожных платформах или водным транспортом. Их применение снижает трудоемкость операций по упаковыванию и позволяет обеспечить механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Достоинством мягкой транспортной тары из полимерных материалов является то, что пустая она легко складывается и занимает немного места при возвратных перевозках.
В
последнее время в качестве транспортной
тары все более широкое
Производственную и транспортную тару иногда (главным образом за рубежом) называют распределительной, поскольку она предназначена для продвижения товаров через товарораспределительную сеть от предприятия-изготовителя до пункта назначения.
Особым видом транспортной тары являются поддоны и контейнеры, называемые тарооборудованием. К нему относятся ящичные поддоны, в которых товар доставляется с предприятий-изготовителей и складов непосредственно в торговые залы розничных магазинов самообслуживания. Использование тарооборудования создает большие удобства, как при транспортировании, так и при реализации продуктов.
В торговом зале такой ящичный поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, торговые полки. Это позволяет исключить очень трудоемкое звено в цепи товародвижения – отбор товаров на складе по заказам розничных магазинов. Устраняется и целый ряд других операций (размещение товаров на полки стеллажей и прилавков, проставление на них цен), что приводит к ускорению доставки товаров, снижению издержек обращения, уменьшению потерь от порчи товаров и, в конечном счете, к увеличению прибыли в торговле.
Применение поддонов удобно в торговле овощами, фруктами, мясом, рыбой, поэтому они используются в пищевых отраслях АПК, текстильной, химической, парфюмерной промышленности. Поддоны легко штабелируются как в рабочем, так и в сложенном виде, отличаются малой собственной массой и высокой долговечностью, легко стерилизуются горячей водой и паром.
Ящичные поддоны из ПЭВП разнообразны по конструкции и размерам, выдерживают статическую нагрузку до 1,4*106 Н. Изготовляют складные ящичные поддоны литьем под давлением. Размер поддонов в плане 1000×1200мм, внутренняя высота 600мм, наружная (габаритная) 750 мм, высота в сложенном виде 305мм. Для возможности замены поврежденных деталей все боковые стенки делают съемными.[5]
Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских, межзаводских перевозок, а также накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.
Важнейшая роль до стадии доставки продуктов питания в торговую сеть отводится транспортной таре. С помощью именно этой тары должна быть обеспечена доставка населению продуктов питания с минимальными потерями.
Эффективным способом повышения экономичности полимерной транспортной тары являются ее максимальная унификация и стандартизация[2].
Унификация тары необходима для сокращения числа ее видов и осуществляется по виду (форме), типоразмерам и конструкции или отдельным конструктивным элементам. Унификация способствует снижению расходов на разработку и изготовление полимерной тары, оснастки, организации специализированных производств с высокопроизводительным оборудованием, механизации, автоматизации и роботизации технологического процесса. Некоторое однообразие унифицированной тары может быть компенсировано полиграфическим оформлением, варьированием цветовой гаммы используемых полимеров, декорированием отдельных элементов упаковки. Эти приемы позволяют создавать однотипную упаковку, отвечающую высоким эстетическим требованиям.
Унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе. Принцип создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары. Исходными данными при разработке тары являются внутренние размеры. Требования кратности распространяются на полимерную транспортную тару, получаемую из любого материала и любым способом. При этом размеры стандартного поддона являются модульной единицей для конструирования и проектирования погрузочно-разгрузочных средств, оптимальных площадей складских помещений, платформ различного вида транспорта. Эти размеры положены также в основу пакетных перевозок.
Унификация элементов тары обеспечивает возможность замены быстроизнашивающихся деталей, способствует сокращению потерь рабочего времени при остановке и выходе на рабочий режим оборудования, отработке технологических параметров и сокращению технологических потерь перерабатываемых материалов.
Стандартизация полимерной тары призвана обеспечить современный уровень упаковки, т.е. единство четких показателей качества, механических и амортизационных средств, возможность укладки штабеля, технологичность, эстетичность, пригодность к нанесению красочной печати. Стандартизация упаковочных материалов, общих технических требований к полимерной таре и методов испытаний способствует сохранению качества упаковываемой продукции, снижению потерь при транспортировании, хранении и реализации, а также улучшению технико-экономических показателей во всех звеньях народного хозяйства, применяющих полимерную тару и упаковку.
С учетом широкого ассортимента полимерных материалов, многообразия тары и упаковываемой продукции стандартизация приобретает значение большой комплексной проблемы. Решение ее начинается с разработки требований, предъявляемой к транспортной таре, и включает следующее этапы: выбор базового полимера, оптимизацию состава композиции, определение способа производства тары и оптимизацию режимов переработки, оценку качества и определение срока службы тары при эксплуатации.[7]
Основные функции упаковки:
При разработке тары и упаковки учитывают совокупность условий и требований, предъявляемых к ним во всех сферах обращения — от изготовления до утилизации.
Особенности обращения и функции, выполняемые тарой и упаковкой, обусловливают комплекс потребительских, экономических, технологических, эксплуатационных и утилизационных требований. Эти требования взаимосвязаны и зависят от изменений в структуре и свойствах товаров; условий транспортирования, хранения, реализации и использования продукции; системы упаковывания, характеристики тароупаковочных материалов, оборудования, организации производства.[8]
ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ
Многофункциональность упаковки предопределяет необходимость знания специалистами свойств и способов переработки различных материалов в тару и упаковку, специфику защиты упакованного продукта от вредных внешних воздействий, что существенно, прежде всего, для продуктов питания. Любая продукция промышленных и сельскохозяйственных предприятий нуждается, в защите от механических, климатических и других воздействий при транспортировании, хранении и реализации. Функцию защиты выполняет упаковка, обеспечивая сохранность, качество, свежесть продукта и одновременно защищая окружающую среду от его влияния.
Защитная функция упаковки в полной мере зависит от правильного выбора технологии и материала, учитывающих в первую очередь специфичность упаковываемой продукции. Для некоторых изделий достаточна лишь защита от механических воздействий и повреждений (автомобили, сельхозтехника, строительные; конструкции и т.д.). Другие виды продукции необходимо защищать от физических, химических, климатических, биологических и прочих воздействий. Сохранность продукции обеспечивается влагостойкой, химически стойкой, свето-, влаго- и газонепроницаемой, герметичной упаковкой и созданием внутри ее защитной атмосферы.