Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:30, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении основных характеристик маркировки и упаковки товара.
Объектом исследования является научно-производственное предприятие «Интер-Масло».
Предметом исследования является способы получения и применения маркировки и упаковки.
Целями исследования являются:
анализ и оценка системы формирования маркировки и упаковки
предложение мероприятий по совершенствованию производства качества упаковки
Задачами исследования являются:
дать понятие маркировки и упаковки товаров
исследовать деятельность предприятия «Интер-Масло»
Введение………………………………………………………………………..3
I. Теоретические основы маркировки и упаковки товаров:
1.1 Классификация и функции упаковки.………………………………….…..5
1.2 Упаковка и окружающая среда ………………………………………..…..18
1.3 Разновидности и основные функции маркировки …………………….....22
1.4 Основные требования, к упаковке и маркировке товаров ………….…....27
II. Анализ деятельности предприятия в области маркировки и упаковки това-ра:
2.1 Историко - экономическая характеристика научно-производственного предприятия «Интер-Масло»…………………………………………………..34
2.2 Анализ деятельности научно-производственного предприятия «Интер-Масло» в области маркировки и упаковки…………………………………….41
III. Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки
3.1 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки в целом..……….43
3.2 Значимость и пути улучшения маркировки и упаковки на научно-производственном предприятии «Интер-Масло»..……………………………46
Заключение……………………………………………………………………...
Защита продукции от механических воздействий обеспечивается высокой прочностью тары, стойкостью к удару при свободном; падении, вибростойкостью (при динамических нагрузках) и формоустойчивостью при статических нагрузках. Механическая стойкость тары к удару при свободном падении характеризуется высотой падения. Этот показатель зависит от материала, технологического режима и формы тары. Емкости из ПЭВД при падении, как правило, не разрушаются. Упаковки из ПЭНД, жесткого ПВХ, ПС при падении с определенной высоты разрушаются, необратимо деформируются, и при этом может быть нарушен товарный вид продукции.
При выборе материала и способа упаковки исходят, прежде всего, из специфических свойств пищевого продукта, требуемого срока сохранности, возможных биохимических изменений продукта и его взаимодействия с упаковкой, влияния и продолжительности воздействия внешних факторов на продукт. Свойства продукта определяются его химической природой, физическим состоянием, чувствительностью к действию света, влаги, кислорода и микроорганизмам. В ряде случаев учитываются и другие специфические особенности, в частности при хранении свежего мяса — регулируемое поступление кислорода, для свежих плодов, ягод, овощей — строго регулируемый газообмен. В процессе хранения изменяются органолептические свойства продукта, например свежевыпеченные хлебобулочные изделия, высыхают, теряют вкусовые качества, черствеют, крошатся. Неупакованные изделия во влажных и теплых условиях не будут подвергаться сильному обезвоживанию, но зато быстро портятся в результате плесневения или бактериального заражения. Упаковка предотвращает ухудшение вкусовых качеств продукта, а также инфицирование микрофлорой. Булочки и сдобы, упакованные при нормальных атмосферных условиях, съедобны в течение 5 или 6 суток, в то время как упакованные в инертной газовой среде остаются пригодными для употребления несколько месяцев. Чтобы дольше сохранить продукт, необходимо его упаковать в полимерный материал, который обеспечил бы соответствующие условия. Так, для упаковки свежего мяса предпочтение следует отдать пленкам из полиэтилена или поливинилхлорида, фруктов — емкостям с газоселективными мембранами. Для упаковки продуктов в газовой среде выбирают материалы с низкой газопроницаемостью, например трех-пятислойные полимерные пленки.
Не менее важным фактором является возможность взаимодействия продукта питания с упаковочным материалом. Например, при упаковке жирсодержащих продуктов нельзя использовать материалы, в которых присутствуют низкомолекулярные фракции, способные мигрировать в пищевой продукт.[8]
ФУНКЦИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ
Изготовление тары и упаковывание продукции требуют, как уже говорилось, больших материальных и трудовых затрат, которые в совокупности определяют стоимость упаковки. Затраты на тару и упаковку занимают важное место в экономике отдельных предприятий и целых отраслей народного хозяйства. Они существенно влияют на цену продукции. Особенно велики затраты на упаковку и тару в легкой, парфюмерной, пищевой и химической отраслях промышленности. Причем сам товар не становится более ценным, но дорожает из-за стоимости тары.
В связи с этим важной функцией, выполняемой упаковкой, является рационализация, т. е. выбор оптимальной технологии упаковки и всего производственного процесса в целом. С одной стороны, необходимо стремиться к экономии материальных и трудовых ресурсов при производстве тары и упаковочных материалов, с другой — к рациональной организации операций упаковывания, хранения и реализации упакованной продукции. В ряде случаев это должно учитываться уже на стадии изготовления самого продукта, чтобы оптимизировать весь производственный процесс, включая упаковывание и транспортирование.[8]
Экономические соображения являются основным критерием выбора. Наиболее эффективной считается упаковка, обеспечивающая на всех стадиях обращения — от изготовления до утилизации — наименьшие затраты и наибольшую экономию общественного труда. Затраты на упаковку не должны составлять основную часть в себестоимости товаров, поэтому выбирают такую упаковку, которая обеспечила бы оптимальные защитные свойства в необходимые сроки хранения товаров. Надежность упаковки оценивают показателем эффективности
Выбор тары не должен ограничиваться лишь учетом ее размеров. Тара должна исследоваться и с точки зрения формы с целью оптимального использования складских помещений и трансфертных средств. При конструировании полимерной транспортной тары необходимо учитывать ее абсолютную массу, относительную массу (т. е. отношение абсолютной массы тары к массе упаковываемого продукта) и коэффициент собственной массы тары (отношение массы тары к образуемому ею объему и к ее собственному объему). При изготовлении и использовании полимерной тары нужно стремиться к снижению этих показателей.
Требования к пригодности тары и упаковки для погрузочно-разгрузочных операций зависят от условий всей транспортной цепи перемещения упакованной продукции. Для этого на основе упаковки образуется грузовая единица (грузопакет), которой можно манипулировать при наименьших затратах труда и времени, осуществляя транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные операции и обеспечивая при этом сохранность продукции.[8]
ИНФОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
Упаковка, как правило, выполняет и роль носителя информации, касающейся содержащегося в ней продукта и ее самой. К этой информации (наносится на изделие, упаковку или этикетку в виде текста, отдельных графических, цветных символов, а также их комбинаций), или маркировке, относятся данные о потребительских свойствах продукта, его производителе, требования по безопасному обращению, включая транспортирование, использование и утилизацию, а также данные о производителях и свойствах упаковки, в том числе об экологической безопасности для окружающей среды. Последнее особенно важно при осуществлении экспортных поставок, поскольку за рубежом все больше внимания уделяется проблеме охраны окружающей среды, в частности утилизации и вторичному использованию отходов упаковки.[4]
РЕКЛАМНАЯ ФУНКЦИЯ
Упаковка выполняет и функцию рекламы, которая оказывает свое влияние на сбыт товара. Возросший жизненный уровень, изменяющиеся требования и привычки потребителей обусловливают создание соответствующей новой тары. Упаковка должна быть не просто красивой, запоминающейся, она должна быть уникальной и конкурентоспособной. |
Продукты в упаковке одного и того же класса на одном и том же рынке пользуются разным успехом: одни быстро разбираются, другие подолгу пылятся на полках магазинов. Исследования рынка показали, что упаковочное изделие, в котором предлагается товар, обладая высокими функциональными свойствами и качеством исполнения, еще должно быть привлекательным. Что значит быть привлекательным и чем и как можно измерить привлекательность? Это и правильное позиционирование того или иного товара на рынке, и удачно проведенная рекламная кампания. Кроме того, уникальность проявляется через важнейшие элементы дизайна упаковки — форму: материал и цвет.
Упаковка
товара должна запоминаться, т. е. быть
стабильной и узнаваемой. Рекламные
кампании должны реагировать на малейшие
изменения моды, делая акценты на те или
иные свойства товара[2].
1.2. Упаковка и окружающая среда
Отходы — это материалы и предметы, от которых избавляется их владелец по собственному желанию или по требованию закона, что делает необходимым организацию их сбора, сортировки, очистки, транспортировки и обработки, складирование и дальнейшую переработку или какое-либо другое использование, а также ликвидацию.
Отходы подразделяют на бытовые и промышленные. Бытовые отходы: мусор, скапливающийся в квартирах, домах, крупных магазинах, предприятиях бытового обслуживания и т.д.; промышленные — скапливающиеся на промышленных предприятиях.
К настоящему моменту в крупном городе на одного человека в год в среднем приходится 250—300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), а ежегодный прирост составляет около 5 %, что приводит к быстрому росту мусорных свалок как разрешенных (зарегистрированных), так и «диких» (незарегистрированных). На свалках в Российской Федерации (по данным АО «ИНЭКО») накопилось свыше 55 Мт ТБО.
Свалки
приводят к значительному ухудшению
состояния окружающей среды: загрязнению
воздуха, почвы и грунтовых вод метаном,
диоксидом серы, растворителями, 2,3,7,8-тетрахлордибен-зо-1,4-
Проблема охраны окружающей среды от изношенной и использованной упаковки может быть решена двумя путями: уничтожением и утилизацией (последняя подразумевает ее трансформацию в полезный продукт).
Основными способами уничтожения ТБО, в том числе изношенной упаковки, являются захоронение и сжигание.
Захоронение ТБО связано с отведением под мусорные свалки значительных земельных участков и отторжением их от полезного использования. В РФ примерно 90 % ТБО вывозится на свалки, занимающие более 20 тыс. га. Каждая такая свалка «съедает» от 6 до 50 га земельных угодий. Кроме того, на свалки вывозится ценнейшее вторичное сырье (макулатура, пластмассы, стекло, металлы и др.), которое может и должно вовлекаться в полезные производственные циклы.
Сжиганию можно подвергать как твердые, так и жидкие отходы. Этот метод не является рациональным и экономичным, так как при сжигании имеют место быстрый износ установок (мусоросжигательных печей), выделение вредных продуктов в атмосферу и повторное ее загрязнение, попадание токсичных солей тяжелых металлов в почву и водную среду, а значит, и в организм человека. Установки для сжигания мусора, как правило, представляют собой сложные и дорогостоящие сооружения, так как они должны быть оснащены эффективными фильтрами и газоуловителями. Указанные причины ограничивают использование сжигания для уничтожения ТБО. Хотя в некоторых случаях (например, при невозможности разделения отходов) оно оказывается единственным способом их уничтожения.
Форсировать уничтожение полимерных отходов можно путем их радиационной обработки, излучением, нейтронами и частицами. Энергия этих излучений значительно превышает энергию химических связей макромолекул. При радиодеструкции полимеров образуются низкомолекулярные и олигомерные свободные радикалы, которые легко взаимодействуют с кислородом воздуха, инициируя цепные реакции фото- и термоокислительного разрушения полимеров.
В результате воздействия на полимерную основу упаковки различных природных и техногенных факторов макромолекула распадается на более низкомолекулярные продукты: спирты, эфиры, кислоты и карбонильные соединения. Они естественным образом вовлекаются в природные и биологические циклы круговорота веществ, не нанося вреда окружающей среде.
Отходы потребления и промышленные отходы, пригодные к дальнейшей переработке, называют вторичным полимерным сырьем (ВПС). К ним относятся необработанные изделия из полимерных и других материалов, а также смесевых композиций, утративших свои потребительские свойства из-за физического или морального износа и предназначенных для переработки и использования в народном хозяйстве.
При утилизации вторичного полимерного сырья с целью создания малоотходных технологий и снижения нагрузки на окружающую среду особую роль в организации сбора и сортировки ВПС играет экологическая маркировка. ЕС предпринимает значительные усилия по введению унифицированной экомаркировки. Решение о ее присвоении принимается компетентными органами стран — членов ЕС на конкурсной основе. Наносимая на упаковку экологическая маркировка подразделяется на три основные группы.
1.
Знаки, обозначающие степень
2.
Знаки, призывающие к
3.
Знаки, предупреждающие об