Номенклатура потребительских свойств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание

Цель работы – анализ номенклатуры потребительских свойств на формирование, сохранение и управления качества товаров.
В соответствии с этим в представленной курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать понятие потребительских свойств в общей структуре свойств товаров.
2. Осуществить выбор номенклатуры показателей качества товаров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Потребительские свойства продовольственных и непродовольственных товаров.
1.1 Классификация потребительских свойств товаров…………...5
1.2 Потребительские свойства продовольственных товаров….…9
1.3 Потребительские свойства непродовольственных товаров широкого потребления………………………………………....10
2. Номенклатура потребительских свойств.
2.1 Группы потребительских свойств и показателей……………..15
3. Техническое регулирование
3.1 Понятие технического регулирования………………………...21
3.2 Принципы технического регулирования……………………...22
3.3 Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании……………………………………………...........23
Заключение……………………………………………………………...........25
Список литературы……………………………………………………….….26

Работа состоит из  1 файл

лоилдпа.docx

— 96.52 Кб (Скачать документ)

данного вида, группы и класса, отвечающих запросам потребителей, а  также обновлением номенклатуры и ассортимента товаров.

Моральный износ товара учитывает  относительное снижение качества товара с появлением новых товаров с  более высокими потребительскими свойствами, сокращение срока службы товара, вызванное  изменениями моды, стиля и т.д.

Функциональные свойства характеризуют соответствие изделий  своему назначению, способность товара выполнять свою основную и вспомогательную  функцию. Функциональные свойства связаны  с составом и структурой, а также  с техническим совершенством  изделия.

Совершенство выполнения основной функции изделием выражается получением полезного эффекта и  удовлетворением конкретной потребности  при его использовании.

Совершенство выполнения вспомогательных операций существенно  влияет на выполнение основной функции  и может определяться затратами  времени на их выполнение. К таким  операциям можно отнести ремонт, обслуживание, доставку, установку  и др.

Универсальность изделия  — это его способность выполнять  набор функций. Универсальность  применения изделия характеризует  диапазон условий и возможностей его использования по назначению, а также возможность выполнения ряда дополнительных функций.

Эргономические показатели (от греч. ergon — работа, nomos — закон) характеризуют удобство и гигиеничность (комфортность) потребления товара в системе «человек — товар  — среда».

Удобство пользования  — это комплексное свойство, определяющее способность товара функционировать  с учетом особенностей строения и  свойств организма человека. Оно  состоит из групповых свойств:

удобства подготовки к  функционированию (удобства установки, подключения, открывания, загрузки и  др.);

удобства функционирования (удобства рабочей позы, удержания, захвата, регулирования и др.);

удобства ухода (укладки, погрузки, перевозки и др.).

Эргономические показатели подразделяются на гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические показатели.

Гигиенические показатели используются для характеристики соответствия товара гигиеническим условиям жизнедеятельности  и работоспособности человека при  его взаимодействии с товаром.

Гигиенические показатели отражают способность товара обеспечивать оптимальные (необходимые) условия жизнедеятельности  и работоспособности человека (комфортности) при его контакте с товаром  и средой, а также определенную степень чистоты. Комфортность среды  определяется состоянием газового, влажностного, теплового, звукового, оптического, электрического и ароматического микроклимата, создаваемого товаром.

Основными гигиеническим  показателями являются показатели освещенности, температуры, влажности, напряженности  магнитного и электрического полей, запыленности, излучения, токсичности, шума, вибрации, перегрузок (ускорений).

Антропометрические показатели — используются для характеристики

соответствия конструкции товара человеческому телу; форме тела и  его отдельных частей, входящих в  контакт с товаром; распределению  веса человека.


ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента  качества. Основные положения».

Физиологические и психофизиологические показатели — используются для характеристики соответствия товара физиологическим  особенностям человека, особенностям функционирования его органов чувств. Показатели отражают соответствие конструкции  товара силовым, скоростным, зрительным физиологическим, слуховым, осязательным

возможностям человека.

Психологические показатели — используются для характеристики соответствия товара психологическим  особенностям человека — возможностям восприятия и переработки информации и др.

Эстетические показатели используются для характеристики художественной ценности товара и подразделяются на: показатели информационной выразительности, рациональности формы, целостности  композиции и совершенства производственного  исполнения.

Информационная выразительность  — это возможность объекта  отражать в форме различные социально-эстетические идеи и представления (знаковость); наличие в форме изделия совокупности признаков, обусловливающих его  отличие, непохожесть на подобные изделия, но в то же время подчиненных основному  композиционному замыслу (оригинальность), отражение в форме устойчивых черт, определяющих соответствие изделия  современному уровню общественного  и культурного развития или конкретному  функциональному комплексу (стилевое соответствие); выявленность в форме  отдельных признаков, характеризующих  эстетические взгляды сегодняшнего дня (соответствие моде).

Рациональность формы  — это выявление в форме  объекта выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и примененных материалов (функционально-конструктивная

 


Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 101.

приспособленность); особенностей работы с объектом (целесообразность).

Целостность композиции —  характеризует рациональность использования  композиционного решения объекта, согласованность и соразмерность  его формы (масштабность, пропорциональность, ритмичность и т.п.). Она включает выяснение логики построения формы  объекта в соответствии с его  назначением (организованность объемно-пространственной структуры); выявление в форме  объекта его реальной структуры  и закономерностей конструктивного  решения (тектоничность);

обеспечение выразительности  формы с помощью нюансировки  ее частей и целого (пластичность); характерность  очертания формы объекта в  целом и деталях, а также элементов  знаковой информации (графическая прорисованность  формы); взаимосвязь и сочетание  цветов (цветовой колорит).

Совершенство производственного  исполнения — характеризует его  товарный вид и определяется качеством  выполнения видимых элементов формы, качеством покрытий, отделкой поверхностей, чистотой выполнения сочленений, закруглений  и сопряжений, а также их соответствием  художественно-конструкторскому замыслу; четкостью исполнения фирменных  знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов.

Например, эстетическими  показателями фарфоровой и фаянсовой  посуды являются белизна (%), показатель просвечиваемости, показатель совершенства производственного исполнения (балл), точность воспроизведения образца (эталона) (балл), точность воспроизведения  авторского образца (балл), степень  совершенства формы (балл), степень  совершенства декора (балл), степень  целостности композиции (балл), показатель блеска заглазурованной поверхности.


Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров».

Глава 2. Номенклатура потребительских свойств.

2.1 Группы потребительских  свойств и показателей

Номенклатура потребительских  свойств и показателей — совокупность свойств и показателей, обусловливающих  удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. По сути, эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.

В пределах номенклатуры потребительские  свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости  от их особенностей и удовлетворяемых  потребностей. Рассмотрим подробнее  каждую из указанных групп и подгрупп.

Назначение — способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.

Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя  по назначению, остальные свойства утрачивают для него привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм человека от неблагоприятных  внешних воздействий, их надежность, эстетические и другие свойства для  большинства потребителей не имеют  существенного значения. Свойства этой подгруппы чаще всего удовлетворяют  физиологические, эргономические и  органолептические потребности (пищевые  продукты, одежно-обувные товары и  т. п.) или выполняют вспомогательные  функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью и т. п.). Так, для всех продуктов питания определяющими  свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая  ценность; для группы одежно-обувных  товаров — это защитные свойства от неблагоприятных внешних воздействий. Каждое из указанных свойств может  быть охарактеризовано соответствующими показателями: энергетическая ценность выражается в 


Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов. —  М.: Норма, 2007. — С. 328.

ккал (Дж), а биологическая  и физиологическая ценности оцениваются  поколичеству незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и минеральных  веществ. Функциональные свойства стиральной машины могут быть выражены количеством  и качеством выстиранного белья. В то же время существует достаточно многочисленная группа непродовольственных  товаров, функциональные свойства которых  обусловливают удовлетворение разнообразных  потребностей: социальных (например, ювелирные  изделия, антикварные предметы, музыкальные  товары) или развлекательных (аудио  или видиотовары), рекреационных (медицинские, спортивные товары), интеллектуальных (книги, учебные программы и.т.п.), а также обеспечение функционального  назначения путем совместимости  и взаимозаменяемости отдельных  товаров или их составных элементов. Функциональное назначение непродовольственных  товаров характеризуются следующими свойствами:

• выполнение основной функции, характеризующей степень удовлетворения наиболее значимой потребности (например, создание и поддержание необходимой  температуры в холодильнике, кипячение  воды в чайнике) при использовании  по назначению;

• совершенство вспомогательных  операций, определяемое особенностями  функционирования изделия на разных этапах технологического цикла товародвижения;

• универсальность применения, определяющая диапазон условий и  способов эксплуатации (потребления) товаров  по назначению (например, утюги с  увлажнением, холодильники с автоматическим оттаиванием «снеговой шубы»  с испарителей, моющие пылесосы и  др.).

 В зависимости от  удовлетворяемых потребностей свойства  назначения подразделяют на подгруппы:  функционального, социального и  классификационного назначения. Свойства  функционального назначения (функциональные  свойства) отражают способность  товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности. При определении функциональных свойств необходимо установить основное назначение товара и условия использования по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей. Свойства социального назначения — способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Для большинства товаров (за исключением ранее перечисленных) степень значимости этой подгруппы потребительских свойств ниже, чем функциональных. Например, для модной одежды, обуви социальное значение имеет большое значение, но функциональное назначение все же важнее. Аналогичная зависимость отмечается, например, и для деликатесных пищевых продуктов. Показателями социального назначения зачастую выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов (например, драгоценных металлов, камней, ароматических веществ и т. п.). Нередко эти показатели могут быть измерены лишь качественно и связаны с психолого-физиологическим восприятием товара потребителем. К таким показателям относятся имидж товара, внешний вид (например, модный в этом сезоне цвет), иногда аромат (для духов, кремов и т. п.) или звук (для аудиотехники). Свойства социального назначения могут характеризоваться показателями престижности, социальной адресности и морального старения. Престижность качества измеряется условно и определяется социологическим методом путем опроса приоритета и степени значимости показателей качества товаров для определенных сегментов потребителей. Социальная адресность может быть измерена не только качественно, но для отдельных товаров опосредованно и количественно (например, одежда и обувь для детей определяется размером, конструктивными особенностями, цветом и т. п., для всех детских товаров, включая и питание для детей, устанавливается повышенный уровень показателей безопасности). Моральное старение — снижение степени удовлетворенности потребителей в товаре вследствие изменения и/или появления новых потребностей. Причинами изменения потребностей могут быть повышение качества жизни: материального, социального и/или культурного ее уровня; совершенствование производства под воздействием достижений научно- технического прогресса; изменение моды, стиля жизни; формирование новых потребностей (вкусов, взглядов и т. п.) с помощью рекламы, пропаганды и других маркетинговых методов. Моральное старение не связано с физическим износом товаров. Зачастую оно значительно опережает такой износ. Моральное старение во многом определяется символической функцией товара как средства демонстрации материальных возможностей потребителя, его причастности к определенной социальной группе. Поэтому моральное старение как одно из свойств социального назначения в основном присуще непродовольственным товарам, подверженным быстрому воздействию моды и достижений научно-технического прогресса. В отличие от показателей функционального назначения, которые характеризуются относительной стабильностью в течение длительного времени, показатели социального назначения (мода, стиль, имидж товаров) подвержены значительным изменениям, порой в течение сравнительно небольших периодов. Не случайно многие изготовители прибегают к стратегии постоянного поддержания высокого уровня качества, определяющего имидж фирмы и товарных марок своих товаров, его социального назначения. Свойства классификационного назначения — способность некоторых свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Классификационными признаками могут служить многие показатели или свойства (химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства и др.). Так, содержание жира является классификационным признаком для жиросодержащих пищевых продуктов: творог бывает нежирный и жирный; молоко — 1,5%, 2,5%, 3,2%, 6,0%-ной жирности; рыба — особо жирная, жирная, средне жирная и тощая.     

Разные модели автомобилей  могут быть классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности, функциональному назначению (грузовые, легковые) и другим признакам.

Показатели безопасности используются для характеристики способности  товара предотвращать травматизм (механический, электрический, огневой, химический), выделять вредные для человека и окружающей среды вещества (токсические, аллергические, канцерогенные и др.), оказывать  опасное физическое воздействие (радиационное, шумовое и др.).

Безопасность — это  состояние, при котором отсутствует  недопустимый риск, связанный с причинением  вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических  лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни  и здоровью животных и растений.

Примерами показателей безопасности являются — вероятность безопасной работы человека в течение определенного  времени; время срабатывания защитных устройств; сопротивление изоляции токоведущих частей, с которыми может  быть соприкосновение человека; электрическая  прочность высоковольтных цепей.

Экологическая безопасность характеризует уровень вредных  воздействий на окружающую среду, возникающих  при эксплуатации или потреблении  товара.

К показателям экологической  безопасности относятся содержание вредных примесей, выбрасываемых  в окружающую среду; вероятность  выбросов вредных частиц, газов, излучений  при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении товара.

Показатели безопасности должны отражать требования, обусловливающие  меры и средства защиты человека в  условиях аварийной ситуации, не санкционированной  и не предусмотренной правилами  эксплуатации в зоне возможной опасности.

Показатели безопасности должны учитывать требования, выполнение которых обеспечивает защиту человека, находящегося в зоне возможной опасности, от вредных для его здоровья опасных  воздействий.

Показателями безопасности могут являться качественные характеристики, например, наличие блокирующих устройств, ремней безопасности, аварийной сигнализации.

Показатели экономичности  — это группа показателей, характеризующая  затраты на эксплуатацию или потребление  товара. Показатели экономичности учитываются  при расчете интегрального показателя качества товара.

Затраты потребителя товара складываются из эксплуатационных издержек и капитальных вложений. Эксплуатационные издержки включают издержки на капитальные  и средние ремонты, запасные части, смазочные или другие эксплуатационные материалы и т.д. Капитальные вложения потребителей расходуются на приобретение, монтаж, установку, наладку, настройку  товара. В ряде случаев капитальные  затраты потребителей расходуются  на различные сооружения, необходимость  которых обусловлена требованиями эксплуатации или потребления.

Информация о работе Номенклатура потребительских свойств