Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:50, курсовая работа
Цель работы – анализ номенклатуры потребительских свойств на формирование, сохранение и управления качества товаров.
В соответствии с этим в представленной курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать понятие потребительских свойств в общей структуре свойств товаров.
2. Осуществить выбор номенклатуры показателей качества товаров.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Потребительские свойства продовольственных и непродовольственных товаров.
1.1 Классификация потребительских свойств товаров…………...5
1.2 Потребительские свойства продовольственных товаров….…9
1.3 Потребительские свойства непродовольственных товаров широкого потребления………………………………………....10
2. Номенклатура потребительских свойств.
2.1 Группы потребительских свойств и показателей……………..15
3. Техническое регулирование
3.1 Понятие технического регулирования………………………...21
3.2 Принципы технического регулирования……………………...22
3.3 Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании……………………………………………...........23
Заключение……………………………………………………………...........25
Список литературы……………………………………………………….….26
данного вида, группы и класса, отвечающих запросам потребителей, а также обновлением номенклатуры и ассортимента товаров.
Моральный износ товара учитывает относительное снижение качества товара с появлением новых товаров с более высокими потребительскими свойствами, сокращение срока службы товара, вызванное изменениями моды, стиля и т.д.
Функциональные свойства характеризуют соответствие изделий своему назначению, способность товара выполнять свою основную и вспомогательную функцию. Функциональные свойства связаны с составом и структурой, а также с техническим совершенством изделия.
Совершенство выполнения основной функции изделием выражается получением полезного эффекта и удовлетворением конкретной потребности при его использовании.
Совершенство выполнения
вспомогательных операций существенно
влияет на выполнение основной функции
и может определяться затратами
времени на их выполнение. К таким
операциям можно отнести
Универсальность изделия
— это его способность
Эргономические показатели (от греч. ergon — работа, nomos — закон) характеризуют удобство и гигиеничность (комфортность) потребления товара в системе «человек — товар — среда».
Удобство пользования — это комплексное свойство, определяющее способность товара функционировать с учетом особенностей строения и свойств организма человека. Оно состоит из групповых свойств:
удобства подготовки к функционированию (удобства установки, подключения, открывания, загрузки и др.);
удобства функционирования (удобства рабочей позы, удержания, захвата, регулирования и др.);
удобства ухода (укладки, погрузки, перевозки и др.).
Эргономические показатели подразделяются на гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические показатели.
Гигиенические показатели используются для характеристики соответствия товара гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с товаром.
Гигиенические показатели отражают способность товара обеспечивать оптимальные (необходимые) условия жизнедеятельности и работоспособности человека (комфортности) при его контакте с товаром и средой, а также определенную степень чистоты. Комфортность среды определяется состоянием газового, влажностного, теплового, звукового, оптического, электрического и ароматического микроклимата, создаваемого товаром.
Основными гигиеническим показателями являются показатели освещенности, температуры, влажности, напряженности магнитного и электрического полей, запыленности, излучения, токсичности, шума, вибрации, перегрузок (ускорений).
Антропометрические показатели — используются для характеристики
соответствия конструкции
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения».
Физиологические и психофизиологические показатели — используются для характеристики соответствия товара физиологическим особенностям человека, особенностям функционирования его органов чувств. Показатели отражают соответствие конструкции товара силовым, скоростным, зрительным физиологическим, слуховым, осязательным
возможностям человека.
Психологические показатели — используются для характеристики соответствия товара психологическим особенностям человека — возможностям восприятия и переработки информации и др.
Эстетические показатели используются для характеристики художественной ценности товара и подразделяются на: показатели информационной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения.
Информационная
Рациональность формы — это выявление в форме объекта выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и примененных материалов (функционально-конструктивная
Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 101.
приспособленность); особенностей работы с объектом (целесообразность).
Целостность композиции —
характеризует рациональность использования
композиционного решения
обеспечение выразительности формы с помощью нюансировки ее частей и целого (пластичность); характерность очертания формы объекта в целом и деталях, а также элементов знаковой информации (графическая прорисованность формы); взаимосвязь и сочетание цветов (цветовой колорит).
Совершенство
Например, эстетическими показателями фарфоровой и фаянсовой посуды являются белизна (%), показатель просвечиваемости, показатель совершенства производственного исполнения (балл), точность воспроизведения образца (эталона) (балл), точность воспроизведения авторского образца (балл), степень совершенства формы (балл), степень совершенства декора (балл), степень целостности композиции (балл), показатель блеска заглазурованной поверхности.
Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Глава 2. Номенклатура потребительских свойств.
2.1 Группы потребительских свойств и показателей
Номенклатура потребительских
свойств и показателей —
В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей. Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп и подгрупп.
Назначение — способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.
Назначение относится к одному
из определяющих свойств качества товаров.
Если товар не удовлетворяет потребителя
по назначению, остальные свойства
утрачивают для него привлекательность.
Например, если одежда и обувь недостаточно
защищают организм человека от неблагоприятных
внешних воздействий, их надежность,
эстетические и другие свойства для
большинства потребителей не имеют
существенного значения. Свойства этой
подгруппы чаще всего удовлетворяют
физиологические, эргономические и
органолептические потребности (пищевые
продукты, одежно-обувные товары и
т. п.) или выполняют вспомогательные
функции (посуда, средства ухода за
одеждой, обувью и т. п.). Так, для всех
продуктов питания
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов. — М.: Норма, 2007. — С. 328.
ккал (Дж), а биологическая
и физиологическая ценности оцениваются
поколичеству незаменимых аминокислот,
жирных кислот, витаминов и минеральных
веществ. Функциональные свойства стиральной
машины могут быть выражены количеством
и качеством выстиранного белья.
В то же время существует достаточно
многочисленная группа непродовольственных
товаров, функциональные свойства которых
обусловливают удовлетворение разнообразных
потребностей: социальных (например, ювелирные
изделия, антикварные предметы, музыкальные
товары) или развлекательных (аудио
или видиотовары), рекреационных (медицинские,
спортивные товары), интеллектуальных
(книги, учебные программы и.т.п.),
а также обеспечение
• выполнение основной функции,
характеризующей степень
• совершенство вспомогательных операций, определяемое особенностями функционирования изделия на разных этапах технологического цикла товародвижения;
• универсальность применения, определяющая диапазон условий и способов эксплуатации (потребления) товаров по назначению (например, утюги с увлажнением, холодильники с автоматическим оттаиванием «снеговой шубы» с испарителей, моющие пылесосы и др.).
В зависимости от
удовлетворяемых потребностей
Разные модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности, функциональному назначению (грузовые, легковые) и другим признакам.
Показатели безопасности используются для характеристики способности товара предотвращать травматизм (механический, электрический, огневой, химический), выделять вредные для человека и окружающей среды вещества (токсические, аллергические, канцерогенные и др.), оказывать опасное физическое воздействие (радиационное, шумовое и др.).
Безопасность — это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Примерами показателей безопасности являются — вероятность безопасной работы человека в течение определенного времени; время срабатывания защитных устройств; сопротивление изоляции токоведущих частей, с которыми может быть соприкосновение человека; электрическая прочность высоковольтных цепей.
Экологическая безопасность характеризует уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении товара.
К показателям экологической безопасности относятся содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении товара.
Показатели безопасности должны отражать требования, обусловливающие меры и средства защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности.
Показатели безопасности должны учитывать требования, выполнение которых обеспечивает защиту человека, находящегося в зоне возможной опасности, от вредных для его здоровья опасных воздействий.
Показателями безопасности могут являться качественные характеристики, например, наличие блокирующих устройств, ремней безопасности, аварийной сигнализации.
Показатели экономичности
— это группа показателей, характеризующая
затраты на эксплуатацию или потребление
товара. Показатели экономичности учитываются
при расчете интегрального
Затраты потребителя товара
складываются из эксплуатационных издержек
и капитальных вложений. Эксплуатационные
издержки включают издержки на капитальные
и средние ремонты, запасные части,
смазочные или другие эксплуатационные
материалы и т.д. Капитальные вложения
потребителей расходуются на приобретение,
монтаж, установку, наладку, настройку
товара. В ряде случаев капитальные
затраты потребителей расходуются
на различные сооружения, необходимость
которых обусловлена