Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:48, курсовая работа
Кофе – наиболее популярный и любимый населением разных стран тонизирующий напиток. Кофе - очень распространенный напиток, нет такой страны, где бы ни употреблялся кофе. Даже на родине чая в Китае кофе пользуется большим успехом у населения. Кофе принадлежит к тем немногим культурам, которые определяли собой целые эпохи в экономическом развитии таких стран, как Бразилия, Колумбия, Эфиопия, Йемен, Гвинея и ряд других.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ …….……….5
1.1 Общая характеристика, классификация и основной ассортимент кофе ..5
1.2 Факторы, формирующие качество: сырье, технология производства 8
1.3 Химический состав и пищевая ценность кофе 14
1.4 Требования к качеству кофе 18
1.5 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение кофе 21
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ .25
2.1 Объекты и методы исследования .25
2.1.1 Цель работы……………………………………………………………………..... .26
2.1.2 Порядок отбора проб……………………………………………………............... 27
2.1.3 Анализ состояния упаковки и маркировки кофе………………………………..29
2.2 Органолептическая оценка качества кофе .31
2.3 Определение физико-химических показателей качества кофе .31
2.3.1 Определение массовой доли влаги .32
2.3.2 Определение pH………………………..………………………………………….33
2.3.3 Определение полной растворимости…………………………………………….33
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ .34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .35
ПРИЛОЖЕНИЕ .37
Пищевой ценности кофе практически не имеет, хоть и содержит белок. Стограммовая чашка напитка дает всего 9 килокалорий. Однако как источник минеральных веществ, в основном калия, кофе играет немаловажную роль. Также важно значение кофе, как носителя витаминов Р, необходимых для укрепления кровеносных сосудов. Чашка кофе содержит 20% суточной потребности организма в
этом витамине.
1.4 Требования к качеству
Оценка качества растворимого кофе происходит в соответствии с требованиями
следующих нормативных документов:
- ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» .
В соответствии с ГОСТом на маркировке кофе и кофейных напитках указываются:
- наименование
продукта (наименование кофе может
быть дополнено местом
- наименование
аромата, если при
- наименование
и местонахождение изготовителя
[юридический адрес, включая
- масса нетто;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- состав продукта (для ароматизаторов, пищевых и биологически активных добавок - не указывают);
- пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
- способ
приготовления или
- сорт (при наличии);
- назначение
и условия применения для
- дата изготовления и дата упаковывания, месяц и год;
- срок годности (для кофейных напитков) или срок хранения (для кофе,);
- условия хранения;
- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
- информация о вакуумной упаковке (при наличии);
- информация о подтверждении соответствия.
На одноразовые пакетики с кофе и напитками из него, реализуемые потребителю в защитной упаковке поштучно, наносят следующую информацию:
- наименование изготовителя;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- наименование продукта;
- массу нетто;
- сорт (при наличии);
- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт. [11]
В соответствии с ГОСТ Р 51881-2002 «Кофе натуральный растворимый. Общие технические условия»
По
органолептическим показателям
натуральный растворимый кофе
должен соответствовать
Таблица 1- Органолептические показатели натурального растворимого кофе
Наименование показателя |
Характеристика типов | ||
порошкообразного |
гранулированного |
сублимированного | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внешний вид |
Мелкодисперсный, хорошо сыпучий порошок, без комков |
Хрупкие агломерированные частицы различных форм и размеров, с пористой структурой |
Частицы плотной структуры различных форм и размеров, с гладкой или слегка шероховатой поверхностью |
Допускается наличие разрушенных до мелкодисперсного порошка гранул или частиц | |||
Цвет |
От светло- до темно-коричневого, однородный по интенсивности | ||
Допускается неоднородность по интенсивности |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
Вкус и аромат |
Выраженные, с различными оттенками, свойственными данному продукту. Не допускаются посторонние привкус и запах |
По
физико-химическим показателям
Таблица 2 - Физико-химические показатели натурального растворимого кофе
Наименование показателя |
Норма |
Массовая доля влаги, %, не более: при выпуске с производства в течение срока хранения |
4,0 6,0 |
Массовая доля кофеина (в пересчете на сухое вещество), %, не менее |
2,3 |
Массовая доля кофеина (в пересчете на сухое вещество) для декофеинизированного кофе, %, не более |
0,3 |
Массовая доля золы (в пересчете на сухое вещество),%, не менее |
6,0 |
рН (напитка), ед. рН, не менее |
4,7 |
Полная растворимость, мин, не более в горячей воде (96-98 °С) в холодной воде (18-20 °С) |
0,5 3,0 |
Массовая доля металлических примесей (частиц не более 0,3 мм в наибольшем линейном измерении), %, не более |
3·10-4 |
Посторонние примеси |
Не допускаются |
Содержание
углеводов в натуральном
Таблица 3 - Содержание
углеводов в натуральном
Наименование показателя |
Норма |
Массовая доля углеводов (в пересчете на сухое вещество), %, не более: общей глюкозы общей ксилозы |
2,6 0,6 |
3.Показатели безопасности оцениваются согласно САНПИН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов» [13]
Таблица 4 – Гигиенические требования к качеству и безопасности кофе
Показатели |
Допустимые уровни, мг/кг, не более |
Токсичные элементы: |
|
свинец |
1,0 |
мышьяк |
1,0 |
кадмий |
0,05 |
ртуть |
0,02 |
Микотоксины: |
|
афлатоксин B1 |
0,005 |
Радионуклеиды: |
|
цезий - 137 |
300 |
стронций - 90 |
100 |
Микробиологические показатели: |
|
плесень |
5x10(2) |
Натуральный растворимый кофе должен быть упакован так, чтобы обеспечить его качество в течение срока хранения. Способы упаковывания:
1. Упаковывание в
2. Упаковывание в транспортную тару.
Тара и упаковка должны быть разрешены органами Госсанэпиднадзора Минздрава России. [11]
Срок хранения натурального растворимого кофе не более 24 месяцев со дня изготовления. Хранят в чистых, хорошо вентилируемых помещениях, не зараженных вредителями и защищенных от прямых солнечных лучей, при температуре не выше 20 0С и влажности не более 75%. При хранении упаковочную тару устанавливают на стеллажи и поддоны штабелями по высоте не более 8 ящиков. Расстояние между штабелями, а также стенами должны быть не менее 0,7 м. расстояние от источников тепла, водопроводных и канализационных труб должно быть не менее 1 м. не допускается проветривать складские помещения в сырую погоду и сразу после дождя. [14;15]
В местах производства сухие зерна кофе обычно хранят в джутовых мешках по 60 кг. Иногда используются также и двойные полиэтиленовые мешки, многослойные бумажные мешки с прослойкой из полиэтилена и джутовые мешки с полиэтиленовым вкладышем. В условиях высокой влажности применяют бестарное хранение кофе в ларях на складах с кондиционированным воздухом, а также в герметичных изотермических бункерах из бетона, железа и алюминия.
При длительном хранении сырого кофе основной задачей является не допустить значительных колебаний температуры внутри помещений, что достигается с помощью герметизации и теплоизоляции складов и систематического вентилирования складского помещения и поддержания в нем температуры около 10°С, а также относительной влажности воздуха на уровне 70%. [16]
Маркировка. В случае, когда одна организация (компания, фирма) контролирует производственный процесс и качество готового продукта на нескольких предприятиях, допускается на каждой единице потребительской тары (этикетке) указывать также наименование этой организации с нанесением надписи «Изготовлено под контролем (далее наименование организации)». При этом на каждую единицу потребительской тары наносят наименование и адрес организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей в Российской Федерации.
На каждую
упаковочную единицу
На упаковке должна быть следующая информация:
1) наименование продукта;
2) наименование
и местонахождение
3) товарный знак изготовителя;
4) масса нетто, или объем, или количество продукта;
5) состав продукта;
6) пищевая ценность;
7) условия хранения, срок годности, срок хранения, срок реализации;
8) обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
9) также
указывают: пищевые добавки,