Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 12:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие роли планирования в торговом предприятий.
Задачами являются следующие:
Определение роли и место планирования в управлении предприятиемт,
- раскрытие методология и технология планирования;
- рассмотрение методов планирования на торговом предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Предприятие как объект планирования
1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием 5
1.2 Методология и технология планирования 10
1.3 Методы планирования на торговом предприятии 14
Глава 2. Планирование розничного товарооборота торгового предприятия
2.1. Методы планирования общего объема розничного товарооборота21
2.2. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
2)
постановка задач, решение
3)
определение методов и
4) контроль за ходом реализации плана;
5) анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период.
Таким образом, планирование - это не единовременное, одноразовое действие, а непрерывный процесс.
Планирование
является основой эффективной
• ориентирует руководителей на перспективное мышление;
• способствует четкой координации различных действий, предпринимаемых руководством предприятия, а также согласованию целей и задач предприятия в целом и отдельных его подразделений;
• устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с
последующим контролем за их динамикой;
• позволяет объективно оценить свой потенциал и соотнести его с
поставленными целями;
• делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям
экономической ситуации;
• выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия;
• наглядно показывает взаимосвязь между всеми должностными лицами и уровень их ответственности;
• позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики перспективного и текущего развития предприятия, что рождает дух
сотрудничества и повышает эффективность трудового процесса.1
Переход торговых предприятий к рыночным условиям хозяйствования значительно сместил акценты в сфере планирования. Во-первых, реформы перенесли центр тяжести планирования с общегосударственного, глобального и отраслевого уровней на уровень основного хозяйствующего субъекта, т.е. предприятия. При этом на государственном уровне происходит переход к индикативному планированию, представляющему собой ориентирующий, координирующий и информационный подход к разработке планов. Индивидуальное планирование в условиях рыночной экономики имеет целью достижение оптимального взаимодействия и сочетания интересов самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного регулирования. Такая форма планирования основывается на разработке специальных индикаторов (показателей) социально-экономического развития и предполагает осуществление процессов прогнозирования, регулирования и координации деятельности хозяйственных субъектов и государства на основе взаимного экономического интереса. Индикативное планирование наиболее целесообразно применять в сферах деятельности, имеющих общегосударственный приоритет (например, предприятия общественного
питания социального назначения). Такой план включает определение цели и разработку на ее основе поэтапной программы с расчетом бюджета каждого этапа, конкретизацию мер государственной поддержки реализации плана и согласование действий хозяйствующих субъектов, участвующих в программе, с государственными структурами, исходя из учета экономического интереса сторон. Во-вторых, главным в планировании является недирективность и обязательность установленных сверху заданий, а разработка плановой программы и способов ее выполнения непосредственно на предприятии. Практика показала, что кроме самого предприятия (в лице отдельных служб) никто не сможет достичь высокой эффективности в планировании, поскольку предприятие не только участвует в формировании планов, но и обеспечивает реализацию намеченного варианта развития. Поэтому участие торгового предприятия или фирмы на любом уровне планирования должно быть обязательным для руководителей и целесообразным для работников.
В-третьих, в условиях рыночных отношений и усиления конкуренции в торговой сфере основное внимание в процессе планирования должно быть уделено не столько показателям роста субъекта хозяйствования, сколько показателям его развития.Следует заметить, что рост и развитие торговых предприятий - это не однозначные понятия. Рост масштабов деятельности может происходить с развитием или при его отсутствии. Рост - это увеличение количественных объемов деятельности предприятия (повышение товарооборота, расширение торговой площади, открытии е новых мест реализации и т.п.).
До недавнего времени основным в деятельности торгового предприятия считался рост его показателей. Однако многие, особенно мелкие, предприятия торговли и общественного питания, рассчитанные на определенный контингент потребителей, имеют достаточно ограниченные возможности роста в отличие от немногочисленных крупных фирм, которые могут планировать увеличение своей доли на рынке, открывать новые предприятия, перепрофилировать действующие и т.п.
Большинство
торговых предприятий, не располагая возможностями
в области роста, в целях повышения конкурентоспособности
при планировании своей деятельности
основное внимание должны уделять вопросам
развития, которые связаны прежде всего
с качеством работы предприятия. Развитие
- это постоянный процесс повышения эффективности
хозяйственно-финансовой деятельности,
улучшения использования имущественного
и трудового потенциала предприятия, совершенствования
форм и методов продажи товаров, повышения
уровня торгового обслуживания покупателей
и т.п. Именно эти вопросы должны находить
всестороннее отражение в текущих и перспективных
планах предприятия.
1.3
Методы планирования
на торговом предприятии
В процессе разработки планов торгового предприятия используются специфические методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования данного хозяйствующего субъекта. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке.
При выборе конкретных методов планирования учитываются следующие факторы:
• длительность планового периода;
• особенности расчетов планового показателя;
• обеспеченность исходной информацией и возможность ее использования;
• наличие соответствующей технической базы обработки информации и проведения расчетов;
• уровень квалификации работников.
При планировании деятельности предприятий торговли применяют следующие основные методы:
1) нормативный;
2) расчетно-аналитический;
3) балансовый;
4) экономико-математический.
Сущность нормативного метода состоит в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и технико-экономические нормативы, характеризующие рациональную величину этого показателя для конкретных условий работы предприятия.
Используемые нормативы бывают трех видов: единые, отраслевые и специальные, применяемые для отдельных торговых предприятий. Единые нормативы применяются во всех отраслях и сферах деятельности: например, транспортные тарифы, оплата коммунальных услуг (отопление, электроэнергия, водоснабжение и т.п.), ставки большинства налогов и др.
Отраслевые нормативы действуют только в системе торговли и общественного питания: нормы амортизации основных фондов, нормы расхода сырья и продуктов, нормы оснащенности предприятий инвентарем и оборудованием, нормы естественной убыли, коэффициенты трудоемкости блюд, нормативный срок окупаемости капиталовложений и др.2
К специальным нормативам, устанавливаемым в масштабах отдельных
предприятий, могут относиться нормы выработки, расхода материалов, боя посуды, запасов товаров, нормы носки санспецодежды, размер торговых надбавок и наценок. Рассмотренные нормативы применяются в торговле при планировании таких показателей хозяйственной деятельности, как валовой доход, многие статьи издержек производства и обращения, налоговые платежи, техническая оснащенность предприятий, товарные запасы и др.
Технико-экономические нормативы как инструмент планирования требуют постоянного совершенствования и корректировки в соответствии с условиями рыночной среды и задачами торгового предприятия.
Расчетно-аналитический метод планирования используется в том случае, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между отдельными показателями или экономическими явлениями может быть установлена лишь косвенным путем на основе анализа и сопоставления отчетных данных. Сущность этого метода заключается в том, что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа достигнутого уровня, их развития, принимаемого за исходную базу, и индексов их изменения в плановом периоде. Алгоритм планового решения на основе расчетно-аналитического метода
Использование этого метода требует большого опыта и развитой интуиции у работников экономических служб, а также знания условий работы торговых предприятий, понимания сущности экономических процессов и перспектив их развития на уровне хозяйствующих субъектов.
Значение расчетно-аналитического метода планирования деятельности торгового предприятия достаточно велико, поскольку на его основе определяются такие важнейшие показатели производственно-торговой деятельности, как объем товарооборота, сумма доходов и прибыли, расходы по труду и заработной плате и др.
Балансовый
метод предусматривает
Особо важное значение имеют балансовые расчеты финансовых показателей, например, платежного баланса, где платежные средства соотносятся с платежными обязательствами, или финансового плана торгового предприятия (баланс доходов и расходов), который обеспечивает соответствие между источниками формирования доходов хозяйствующего субъекта и направлениями их использования. Отличительной особенностью большинства экономических процессов на уровне торгового предприятия является их неопределенность, а также одновременное воздействие многих, часто взаимозависимых, факторов. В этом случае плановые расчеты
целесообразно производить с помощью экономико-математических, методов, из которых наиболее широкое применение в торговле нашли стохастические (корреляционные) модели. Сущность корреляционных экономико-математических
моделей состоит в нахождении количественного выражения взаимосвязей между показателями и факторами, их определяющими, и последующем экстраполировании этих зависимостей на определенный плановый период. При использовании таких моделей в лановом процессе необходимо соблюдать следующие требования: модель в качественном отношении должна быть адекватна экономической задаче, т.е. отражать сущность исследуемого объекта или явления; • выбранная математическая форма описания экономических взаимосвязей(уравнение регрессии) должна в наибольшей степени соответствовать закономерностям развития планируемого показателя;
• исходная база данных, включаемых в модель, должна быть однородна, сопоставима и достаточна как по объему информации, так и по длительности исследуемого периода;
• в модель должны включаться не все, а наиболее существенные факторы для решения данной задачи, при этом факторы должны быть количественно измеримы;
• параметры, рассчитанные по экономико-математической модели, должны иметь четкую экономическую интерпретацию.
Бизнес-план - это документ, который обрисовывает все главные аспекты грядущего коммерческого компании, анализирует все трудности, с которыми оно может столкнуться, а также описывает методы решения этих заморочек. Поэтому верно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать средства в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все издержки? Составление бизнес-плана просит личного роли управляющего компании либо человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам план, и себя: хватит ли у него сил обеспечить фуррор проекту и продвинуться дальше. Овладение искусством составления бизнес-плана сейчас становится очень актуальным: в нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, которые никогда не правили никаким коммерческим предприятием; меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных управляющих перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к борьбе с конкурентами; нужно уметь доказывать свои заявки и обосновывать инвесторам, что мы способны просчитать все аспекты использования таковых инвестиций не ужаснее бизнесменов из остальных государств.
Информация о работе Планирование розничного товарооборота торгового предприятия