Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 08:24, курсовая работа
В данной работе ставились следующие цели:
- изучить состояние рынка мыла в России и за рубежом;
- проанализировать факторы, влияющие на качество мыла;
- изучить классификацию и ассортимент мыла;
- проанализировать структуру ассортимента ряда производителей;
- провести оценку качества мыла по органолептическим свойствам.
# Введение 2
# Глава 1. Обзор литературы 4
* 1.1 Российский и европейский рынок и структура потребления мыла 4
* 1.2 Ассортимент мыла 7
* 1.3 Факторы, влияющие на качество мыла 9
# Глава 2. Практическая часть на материале предприятия ПБОЮЛ «Виноградова» (г. Хабаровск) 17
* 2.1 Товароведная характеристика мыла на базе ПБОЮЛ «Виноградова» 17
* 2.2 Характеристика ассортимента торговой сети ПБОЮЛ «Виноградова» 27
* 2.3 Анализ структуры ассортимента ПБОЮЛ «Виноградова» 37
# Выводы и предложения 51
# Список использованных источников 53
# Приложение 1 53
* Приложение 2 54
o Приложение 3 55
o Приложение 4 56
o Приложение 5 57
Содержание
Введение
Мыло туалетное - продукт, состоящий из натриевых солей натуральных и синтетических жирных кислот, с добавлением красителей, отбеливающих, антисептических и смягчающих веществ, отдушек и других компонентов, улучшающих потребительские свойства мыла. Мыло относится к группе парфюмерно-косметических товаров [1, с. 89].
В
последнее десятилетие
в нашей стране
очень сильно возросло
потребление парфюмерно-
Российский
рынок парфюмерно-
Сейчас российский потребитель стал более искушенным при выборе товаров для личного потребления. С ростом средней заработной платы покупатели стали более требовательны к качеству товаров и более лояльны к цене такого товара, как мыло, которое само по себе не является дорогостоящим товаром.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что мыло является предметом первой необходимости для человека. Из всей группы парфюмерно-косметических товаров только, пожалуй, мыло (вместе с шампунями и зубными пастами) используется потребителями ежедневно, причем по несколько раз, в отличие от, например, духов или туалетной воды, которыми пользуются далеко не все. Без мыла не может сейчас обойтись ни один цивилизованный человек.
К сожалению, в настоящее время в учебной литературе встречается очень мало упоминаний о мыле. В большинстве случаев учебные пособия по товароведению парфюмерно-косметических товаров большее внимание обращают на парфюмерную продукцию (духи, туалетные воды и т.д.) и на кремы, гели, молочко и т.д., мыло же не упоминается совсем - настоящая же курсовая работа является скромной попыткой восполнить этот пробел.
В данной работе ставились следующие цели:
- изучить состояние рынка мыла в России и за рубежом;
- проанализировать факторы, влияющие на качество мыла;
- изучить классификацию и ассортимент мыла;
- проанализировать структуру ассортимента ряда производителей;
- провести оценку качества мыла по органолептическим свойствам.
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Российский и европейский рынок и структура потребления мыла
Российский рынок парфюмерии и косметики является одним из крупных в мире [2, с. 19]
Суммарный объем мирового парфюмерно-косметического рынка в 2004 году составил 202 млрд. $, объем европейского рынка - 58,1 млрд. евро.
Самый большой по объемам
потребления сегмент рынка
Рис. 1. Сегменты парфюмерно-косметического рынка Европы
По мнению специалистов, в России от 50 до 70% национального рынка парфюмерии и косметики занимают продукты крупных международных производителей. Что же касается рынка мыла, здесь немного другая статистика. Большинство наших покупателей при выборе туалетного мыла явное предпочтение отдает отечественной продукции: цены на нее заметно ниже, чем на импортную, а кроме того, осталось доверие к качеству российского мыла. Видовой ассортимент российской продукции довольно широк и рассчитан на разные возможности покупателей - от самых дешевых сортов мыла типа «Цветочного» до более дорогих и качественных видов. К тому же, ассортимент отечественных производителей туалетного мыла регулярно обновляется.
В июне-августе 1998 г. было опрошено более 17.400 респондентов в возрасте от 10 лет и старше, в 42 областных центрах России. Опрос был проведен на тему: «Потребление предметов гигиены за июнь-август 1998 г.» Общее количество респондентов принято за 100%. Из них пользовались: импортным туалетным мылом 72,84%; отечественным туалетным мылом 73,94% (Сумма выше 100% означает, что у части респондентов присутствовало одновременно и отечественное, и импортное туалетное мыло). [14]
В 2002 г. производство
туалетного мыла отечественными предприятиями
выросло по сравнению с 2001 годом:
в целом по России объемы производства
увеличились на 2,5%, а выпуск продукции
в натуральном выражении
Производство сосредоточено главным образом в Приволжском, Центральном и Северо-Западном Федеральных округах, в которых выпускается примерно 83% отечественного туалетного мыла. Туалетное мыло выпускается только в 12 регионах России, причем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке оно практически не производится. Самыми крупными регионами - производителями туалетного мыла являются г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область, г. Москва, Омская, Нижегородская, Свердловская области [10].
За последние несколько лет на рынке туалетного мыла произошли большие изменения. В результате кризиса 1998 года большие шансы получили российские производители. И результат не заставил себя долго ждать. Если 7 лет назад импортная продукция занимала 70-80% российского рынка, то сейчас - 40%.
В последние два года сформировалась тенденция наращивания объемов импортных поставок туалетного мыла. В 2000 г. прирост объемов составил более 35%, а в 2002 г. - более 19%. В 2002 г. по импорту было ввезено 37 754 т туалетного мыла. При этом подавляющая часть поставок осуществлялась из стран дальнего зарубежья - более 96% от общероссийского импорта туалетного мыла. В 2002 г. импортные поставки в Россию туалетного мыла осуществлялись более чем из 40 стран. В первую пятерку стран - поставщиков входили Турция, Германия, Франция, Польша и Литва. Основной объем ввозимого в Российскую Федерацию туалетного мыла приходится на Турцию (примерно 74%), где находятся производственные мощности таких известных фирм, как Colgate-Palmolive, Johnson &Johnson, Turk Henkel Kimya, Level-Elida и др., которые производят наиболее известные бренды мыла: Fom, Haci Sakir, Lux, Palmolive, Duru, Fax, Fa, Protex, Dave, Reward, Elva, Activex [6, с. 90].
Динамика изменения средних импортных контрактных цен на туалетное мыло такова: в 1998 г. средняя контрактная цена на импортную продукцию составляла 829,5 $/тонну, в 1999 г. - примерно 310 $/тонну (за счет увеличения поставок дешевой продукции), в 2000 г. она выросла до 408, а в 2002 г. - до 505 $/тонну. Самая дешевая продукция поступает в Россию из Индии и Турции по цене 200 и 247 $/тонну соответственно. Экспорт туалетного мыла из России имеет тенденцию к росту. За 2002 г. экспорт составил 9405 т, или на 24,6% больше объема 2001 г. Большинство поставок традиционно осуществляется в страны ближнего зарубежья. Их доля в 2002 г. составила более 88% от общего объема экспорта. Вместе с тем, в 2002 г. отечественное мыло вывозилось более чем в 25 стран. Основная доля экспортных поставок туалетного мыла осуществлялась в Казахстан, куда было направлено почти 56% от общероссийского объема экспорта туалетного мыла. Другими крупными странами - импортёрами российского туалетного мыла являются Узбекистан, Литва, Украина, Азербайджан [12].
1.2 Ассортимент мыла
В переводе с французского toilette означает «чистка» или «приведение в порядок». Поэтому туалетное мыло вполне оправдывает свое название, включая в себя компоненты, которые приводят в порядок вашу кожу. Экстракты лекарственных растений предохраняют ее от различных повреждений и помогают всегда сохранять здоровый вид.
Кроме того, что туалетное мыло является самым распространенным косметическим средством, оно также обладает массой полезных свойств: смягчает кожу, оберегая ее от пересушивания, улучшает обменные процессы и снимает раздражение.
Туалетное мыло защищает от микробов, снимает начавшееся воспаление и предотвращает проявления аллергии [11].
Туалетное мыло выпускают твердое, жидкое и порошкообразное. По назначению мыло бывает обычное и специальное.
Обычное мыло может быть с цветочной («Земляничное», «Сирень», «Гвоздика») и с фантазийной («Косметическое», «Подарочное», «Консул», «Люкс» и др.) отдушкой [4, с. 133].
По содержанию жирных кислот мыло выпускают 74, 78, 80 %-ое. Процент содержания жирных кислот определяет качество мыла.
Специальное мыло содержит добавки различного назначения. В мыло «Лесное» введен хвойно-хлорофилло-каротиновый экстракт. Это мыло рекомендуется для сухой кожи, склонной к раздражению. Мыло «Сульсеновое» содержит 2,5% сульсена, рекомендуется для укрепления волос и уничтожения зуда и перхоти. Мыло «Гаяне» содержит натуральную краску - хну.
По форме куска мыло выпускают круглое, овальное, прямоугольное, фигурное. Масса куска - от 20 до 200 г. Упаковывают мыло в бумажную или целлофановую обертку, в картонные футляры, в коробки набором по 3-5 штук; выпускают его и без упаковки. Маркировочные данные проставляют на куске (если мыло без обертки), на обертке, коробке, футляре [3, с. 89].
Согласно ГОСТ 28546-02 «Мыло туалетное твердое» ОТУ, по основным потребительским свойствам отечественное мыло делится на:
- нейтральное;
- экстра;
- детское;
- ординарное.
Согласно же ГОСТ 28546-90, отечественное туалетное мыло по качеству подразделяется на четыре группы: «Экстра», детское, 1 и 2 группы. К каждой группе предъявляются различные требования [1].
Показатели качества для различных групп
- Качественное число (массовая доля жирных кислот на 100 г):
Экстра: не менее 78
Детское, 1-я и 2-я группы: не менее 74
- Масса содопродуктов в пересчёте на Na2O, не более:
Экстра и детское: 0,20
1-я группа: 0,22
2-я группа: 0,25
- Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла:
36 - 41 градус для всех групп.
- Массовая доля хлористого натрия (поваренной соли), не более:
Экстра и детское: 0,40%
1-я группа: 0,50%
2-я группа: 0,70% [1].
В настоящее время
ассортимент мыла огромен. Существует
большое количество предприятий, выпускающих
мыло. Причем в большинстве эти
предприятия занимаются не только производством
мыла, но также и производством
других товаров (средства по уходу за
кожей лица, волосами и т.п.). И
каждое предприятие старается
1.3 Факторы, влияющие на качество мыла
1. Сырье. Туалетное мыло получают из натуральных жиров и синтетических жирных кислот. Для придания белизны, улучшения моющих свойств мыла в их состав вводят титановые белила, силикат натрия. Для смягчения кожи и образования пены добавляют спермацет и ланолин.
Жирные кислоты, выделяются
из смеси животных и растительных
жиров, так называемый «жировой набор»,
который представляет собой основную
часть рецептуры мыла. Он составляется
с учетом получения мыла с определенными
физико-химическими и
2. Процесс производства.
Технология производства туалетного мыла представляет собой ряд сложных физико-химических процессов, механическую обработку и состоит из следующих стадий: подготовка жирового сырья, варка мыла, высаливание мыльного клея, обработка мыла.
Подготовленное сырье подвергают варке. Под действием температуры жиры разлагаются на жирные кислоты и глицерин. Жирные кислоты вступают в химическое взаимодействие со щелочью, в результате образуется соль жирной кислоты - мыло. В котле вместе с мылом находятся вода, глицерин, непрореагировавшие жирные кислоты и щелочи, которые образуют мыльный клей. Высококачественное твердое мыло получают высаливанием поваренной солью. На поверхность всплывает мыльное ядро, которое сушат, измельчают и смешивают с отдушкой и красителями. Полученную массу тщательно перетирают и перемешивают. Затем прессуют в бруски, которые разрезают на куски, штампуют для придания окончательной формы и наносят маркировку.