Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:10, шпаргалка
Ответы на билеты к экзамену по "Товароведению"
№ 1 Предмет и задачи дисциплины товароведение
Товар – предмет материальной деятельности человека, созданный для удовлетворения каких-либо потребностей.
Товароведение – наука о товарах, о потребительской стоимости товаров.
В историческом плане развитие товароведения можно условно разделить на 3 этапа:
1этап - с начала 16 до 18 в.в. товароведно-описательный (описываются свойства товаров ), в сер.16 в. появилась первая «Торговая книга»,
2 этап - с начало 18 до 20 в.в. товароведно-технологический (открытия, рассмотрение материально вещественной природы товаров), большая заслуга Модеста Киттары, профессора Казанской химической школы, он описал технологии производства мыла, свечей, воска и др. и сделал попытку классификации товаров,
3 этап – наше время, с начало 21 в. товароведно-формирующий (изучается структура товаров, исследуются их свойства и качества).
Товароведение тесно связано
с физикой, химией, микробиологией,
на знании которых основано
определение условий хранения, транспортировки,
производства, определение качества,
потребительских свойств
Товароведение решает
№ 2 Потребительские свойства. Показатели, характ. потребительские свойства.
Свойства товара, которые формируют потребительскую стоимость, называются потребительскими свойствами. В зависимости от характера потребления различают индивидуальную потребительскую стоимость - это удовлетворение потребности человека в пище, одежде, жилище, и общественную потребительскую стоимость - это потребление товаров и услуг обществом. Потребительские свойства продтоваров – это совокупность свойств товаров, создающих их полезный эффект и привлекательность для покупателя.
Потребительские свойства формируют полезность товара как потребительной стоимости.
В процессе потребления
товара его потребительские свойства
могут оказывать положительное или
отрицательное влияние на человека,
на окружающую среду. Потребительские
свойства товара могут вызывать
Важнейшим свойством продтоваров является пищевая ценность продукта, которая характеризуется энергетической, биологической и физиологической ценностью, усвояемостью, безвредностью, сохраняемостью. Немаловажную роль играют и органолептические свойства товаров: вкус, цвет, запах.
Энергетическая ценность – это количество энергии (килокалорий), выделяемой в организме человека при потреблении (окислении) 100 г продукта. Высококалорийной является жирная и углеводистая пища. На упаковке продтоваров проставляется калорийность. Существует множество таблиц по калорийности продтоваров и готовых блюд. Энергозатраты современного человека составляют около 2500-3000 ккал.
Биологическая ценность – количество инградиентов (белки, жиры, углеводы, минеральные элементы, витамины и т.д.) в продукте, необходимых человеку ежедневно.
Физиологическая ценность – это полезность продуктов для систем и органов человека. Примеры: кисломолочная продукция - пробиотик, несет полезную микрофлору для кишечника, цитрусовые – витамин С и лимонная кислота – подавление патогенных вирусов и бактерий, малина – салициловая кислота – подавление развития патогенных вирусов и т.д.
Усвояемость - способность продукта усваиваться в организме, зависит от многих факторов, в т.ч. от состава продукта, самочувствия, возраста человека. При смешанном питании белки усваиваются на 80%, жиры – на 95%, углеводы - на 95%, пчелиная продукция – на 100%.
Безвредность, доброкачественность – продукты питания должны быть безопасными для человека, не содержать вредные соединения (свинец, ртуть и т.д). Фториды (вода, зубная паста), аспартам (заменитель сахара – состоит из 3 ядовитых хим.соединений!)
Сохраняемость - способность товаров сохранять свое качество на протяжении определенного промежутка времени, установленного стандартами или другими нормативными документами.
№ 3 Качество продтоваров и факторы влияющие на форм.качества.
Качество - это основная характеристика, которая влияет на покупательский спрос и конкурентоспособность товара, и представляет собой совокупность свойств, благодаря которым товар удовлетворяет определенные потребности человека. Какие же это свойства? - это энергетическая, биологическая и физиологическая ценность, усвояемость, безвредность, сохраняемость.
Какие же факторы влияют на качество продтоваров? Соблюдение технологических процессов при производстве, соблюдение условий транспортировки, соблюдение оптимальных условий хранения в соответствии с установленными сроками реализации, соблюдение товарного соседства при выкладке в магазинах и т д.
№ 4 Конкурентоспособность. Показатели, характ. Уровень конкур.
Конкурентоспособность товара – это такой уровень его потребительских свойств, который позволяет этому товару выдержать конкуренцию на рынке с аналогичными товарами.
Какие же факторы влияют на конкурентоспособность товара?
В условиях
высокой насыщенности товарного
рынка продтоварами, превышением
их предложения над спросом, каждый
товар вынужден вести острую борьбу
за потребителя. Множество товаров
предлагают удовлетворение одной и
той же потребности покупателей
в одном и том ценовом
№ 5 Классиф. и характ. дефектов продтоваров.
Продовольственные товары подразделяют на пригодные к использованию по назначению, т.е. отвечающие требованиям стандартов;
условно пригодные для использования по назначению – могут быть реализованы в розницу по сниженным ценам или отправлены на промпереработку и корм скоту;
опасные, непригодные для использования по назначению – это неликвидные отходы (испорченные, содержащие посторонние примеси и т.д.), не могут быть реализованы или отправлены на переработку, подлежат утилизации или уничтожению.
Дефекты продтоваров.
Бывают малозначительные – не влияют на безопасность и сохраняемость продуктов: отклонение от размера и формы плодов и овощей;
Значительные – ухудшается внешний вид товара (трещины и разрывы на корке хлеба, помятые плоды и овощи, повышенное содержание влаги в сахаре и т.д.) – к реализации в розницу не допускается, но используются на другие цели;
Критические – бомбаж консервов, зараженность крупы насекомыми и грызунами и т.д. – к реализации не допускается.
В сегодняшнем сложном мире
мы все должны разбираться
в маркетинге. Маркетинг – слово
англ., переводится - рынок -
означает деятельность на
№ 6 Неорганические вещества. Значение в питании. Клас., свойства, содер в продуктах.
Продовольственные товары состоят из органических (белки, жиры, углеводы, витамины, ферменты, органические кислоты, гликозиды, алкалоиды, дубильные, пектиновые) и неорганических веществ (вода и зольные элементы), являются источником энергии и строительным материалом для человека.
Вода - содержится во всех продтоварах, но в разных количествах: сахар – 0,4% , в сушеных товарах, муке, крупе – до 17%, плодах, овощах – 95%, в свободном и связанном состоянии. Свободная вода находится в массе продукта или на поверхности: в клеточном соке, микрокапиллярах и легко удаляется из продукта при замораживании, высушивании, отжатии. При потерях свободной воды происходит усушка, потеря массы продукта, ухудшение качества.
В связанном
состоянии молекулы воды
Макроэлементы – Na, Cl, K, Ca, Mg, Fe, P и др.
Na - поддерживает осмотическое давление в тканях, участвует в обмене веществ (поваренная соль, сыр, яйца)
K – нормализует работу сердечно-сосудистой системы (баклажаны, кабачки, томаты, капуста, чернослив, курага, бананы)
Cl – входит в состав соляной кислоты, кот. участвует в переваривании пищи (поваренная соль)
Сa – участвует в формировании костей (молочные продукты, хлеб, бобовые). Норма 0,8 г в сутки. Удвоение нормы Са способствует нормализации кровяного давления. Недостаток Са ведет к образованию камней в почках.
Mg – снижает холестерин, нормализует работу нервной системы (черный хлеб, овсяная крупа
Fe – входит в состав гемоглобина и ферментов (мясо, печень, икра, греча, овсянка, ягоды). При недостатке возникает малокровие и т.д.
Микроэлементы – J, Mn, Cu, Zn, селен, ванадий. хром и др.
Значение их для организма неоценимо.
Йод – нормализует работу щитовидной железы (морепродукты, зелень, орехи)
Ванадий – способен заменить инсулин
Бор - способствует сохранению кальция в костях
Цинк – недостаток ведет к потере обоняния и вкуса (морепродукты, морковь, горох, семена подсолнечника,
Пример с долгожителями ( горные районы, мало осадков, вода от таяния льдов – ледовое молоко, содержащее до 72 минералов, этой водой поливают свои посевы).
№ 7 Углеводы. Значение в питании. Классиф. свойства. Содержание
Углеводы (1г – 3,75 ккал) - органические соединения, содержащиеся в растениях и продуктах растительного происхождения. Делятся на моносахара (глюкоза и фруктоза), дисахара (сахароза, лактоза, мальтоза), полисахара (крахмал, клетчатка, инсулин, гликоген и др.). Потребность – до 500 г в сутки.
№ 8 Белки. Значение в питании. Классиф. свойства. Содержание
Белки ( 1 г – 4,1 ккал) - животные и растительные, состоят из аминокислот, бывают полноценными – содержат все аминокислоты, и неполноценными – отсутствует хотя бы одна аминокислота. По составу белки делятся на простые (протеины) и сложные (протеиды).
Под воздействием ферментов белки гидролизуются – созревание сыров. В воде белки набухают и увеличиваются в объёме – используется при производстве мак.изделий и конд.изделий. При нагревании свыше 60* белки каогулируют – при варке яиц, при производстве кисломолочных продуктов.
Суточная потребность человека в белках до 100 г.
№ 9 Жиры и жироподобные вещества Значение в питании. Классиф. свойства. Содержание
Жиры (1 г – 9,3 ккал) - бывают растительного и животного происхождения, а также комбинированные. Это важный источник энергии. Содержатся во многих пищевых продуктах.
Жидкие – растительные, кокосовое – твердое.
Твердые - животные , жиры рыб – жидкие.
Под воздействием кислорода – окисляются – прогоркают,
При определенных условиях жидкие жиры присоединяют водород – гидрогенизация – используют при производстве маргарина.
Суточная потребность – 100 г.
Лецитин (сливки, сметана, сливочное масло) – жироподобное соединение – регулирует жировой обмен, стимулирует работу мозга.
№ 10 Витамины. Значение в питании. Классиф. свойства. Содержание