Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:10, шпаргалка
Ответы на билеты к экзамену по "Товароведению"
Срок реализации – дата, до которой продукт питания предлагается потребителю. Срок реализации на продукты питания устанавливается с учетом некоторого разумного периода хранения продуктов в домашних условиях.
ГОСТ Р 51074 – 2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.»
№ 24 Потери пищевых продуктов при хранении. Виды потерь характеристика.
Мероприятия по уменьшению потерь – соблюдение условий хранения в процессе товародвижения, добросовестное отношение к товару, использование современного торгово-технологического оборудования, повышение профессионализма торгового персонала.
На сегодня утверждены нормы
естественной убыли при
Транспортирование товаров – одно из звеньев товародвижения от производителя до потребителя. Сокращение времени доставки и использование специализированного транспорта способствует сохранению потребительских свойств и качества товаров.
№ 25 Консервирование. Классиф. и характ.физических методов.
Консервирование – это способы обработки пищевых товаров, способствующие увеличению сроков хранения и сохранению их качества. В результате консервирования получаются товары с новыми потребительскими свойствами, т.е. ассортимент продтоваров значительно расширяется.
1.Физические методы консервирования
Охлаждение – понижение температуры хранения до 0, – 1*С* продукты питания полностью сохраняют свои питательный состав, вкус и аромат!!!
Мясо
Молоко
Некоторые овощи - до года,
Плоды
Замораживание - понижение температуры ниже – 6*С*. Вода переходит в лед, химические и биохимические процессы прекращаются, но качество и органолептика товаров ухудшаются – мясо, рыба, овощи, фрукты.
Пастеризация – нагревание продукта до 63 – 95*С* (85*) прекращает деятельность микроорганизмов, не имеющих защитной оболочки (спор), удлиняет сроки хранения, но разрушает витамин С – молоко, соки, пиво, квас, рыбная икра.
Стерилизация - нагревание продукта до 100 – 120*С* убивает все микроорганизмы и их споры, разрушает витамины и ферменты, денатурируют белки, ценность продукта уменьшается, хранение – год. Используется при производстве консервов.
Асептическое консервирование - быстрое нагревание до 160*С* и быстрое охлаждение до упаковки в потребительскую тару в атмосфере перегретого пара (соки, овощное и фруктовой пюре, молоко).
Консервирование с помощью ультразвука (молоко, фруктовые соки, др.жидкости), токов высокой частоты (сушка макарон, варка мясных консервов), ультрафиолетовых лучей (поверхностная стерилизация мяса и колбас), радиации (зерно, сушёные плоды и овощи, концентраты, кулинарные, рыбные и мясные изделия).
№ 26 Методы определения качества. Понятие о выборке, точечной пробе. Объединенной пробе. Среднем образце.
Качество продовольственных товаров исследуют органолептическими и лабораторными методами.
Органолептика – внешний вид, цвет (при естест.освещении, для некоторых товаров по эталонам, цветовой шкале, прописям и т.д.), вкус и запах, консистенция. Для определения сортности товара используется бальная оценка (чаще 100-бальная) качества.
Вкус и запах
Консистенция
Рисунок (для сыра)
Цвет текста (для сыра)
Внешний вид
Упаковка и маркировка
От 87 до 100 б. – высший сорт,
Лабораторный метод определения качества товаров требует специального технического оборудования, инструментов, реактивов, проводится специалистами-профессионалами в лабораториях по физическим, химическим, физико-химическим, биологическим критериям. Он более длительный, но более точный. Для его проведения используется отбор (выборка) средней пробы, которую отбирают из разных мест (снизу, сверху, сбоку и т.д.) однородной партии товара. При большой партии товаров, отбор производится из 10% мест партии (исходный образец), из которого согласно ГОСТ или др.нормативным документам. Отбор проб — важнейший этап экспертизы товара. Целью отбора проб является доставка для лабораторного испытания минимальной части данного товара, которая достоверно отражает его качественные характеристики, в том виде, в каком товар поступилв предприятие торговли (или на таможенную территорию). Для отбора проб и образцов товаров требуются определенные знания и умения, приспособления и транспортная тара. При этих операциях должна соблюдаться техника безопасности.
Что же такое проба?
Образец — обособляемая единица исследуемого объекта |
Проба — количество нештучного товара или часть образца, отобранное из контролируемой партии, соответствующее по составу и свойствам партии |
Точечная проба — проба, взятая единовременно, характеризующая качество в одном объекте или тарном месте, в резервуаре или транспортном средстве | |
Объединенная проба — проба, полученная объединением нескольких точечных проб путем перемешивания в определенном соотношении, имеющая средние значения искомых характеристик |
Объединенная проба делится на три части: Аналитический образец используется для исследования. Арбитражный образец хранится (в течение срока годности товара) в опечатанном виде на случай арбитражных исследований.
Контрольный образец может быть использован (в течение срока годности товара), если первичное исследование было проведено неудачно.
Пробы и образцы товаров могут отбирать должностные лица уполномоченного (таможенного) органа или:
■ сотрудники других государственных органов;
■ декларанты и их представители;
■ лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и их представители;
■ правообладатели и их представители с письменного разрешения начальника таможенного органа.
Существуют также экспертный метод определения качества (решение о качестве товара принимается комиссионно: высококвалифицированными учеными, технологами, товароведами), социологический метод определения качества (анализ мнений потребителей).
В зависимости от качества многие продовольственные товары подразделяются по сортности:
крупа гречневая ядрица – на 1, 2. 3 сорта,
пшено – 1 и 2 сорта,
консервы компоты
сыры твердые – на высший и 1 сорта,
картофельный крахмал – на экстра, высший, 1 и 2 сорта,
масло сливочное и топленое – на высший и 1 сорта,
колбасы вареные - высший, 1 и 2 сорта,
чай черный байховый – букет, высший, 1, 2 и 3 сорта,
кофе натуральный молотый – Премиум, высший, 1 и 2 сорта,
яблоки поздних
Часть продовольственных
товаров не имеет товарных
сортов: молоко и кисло молочные
продукты, мед, сахар, большинство
кондитерских изделий,
№ 27 Хим. и биохим. методы консервирования
2.Физико химические методы консервирование.
Сушка – удаление влаги из продукта - естественная (солнечная) и искусственная (нагретым до 120*С*, сублимационная - высушивание быстро замороженного продукта в вакуумной камере, вакуумная – высушивание при 40 – 60*С* в вакуумной камере – сохраняются все потребительские свойства продукта)
Консервирование солью – основано на повышении осматического давления в продукте при введении соли, уже при 10%-ной концентрации соли погибают гнилостные бактерии – рыба, шпиг, рассольные сыры, зеленные культуры
Консервирование сахаром - основано также на повышении осматического давления в продукте при введении сахара и подавлении жизнедеятельности микроорганизмов – концентрация сахара от 65% - варенье, джем повидло, цукаты.
3.Химические и биохимические методы консервирования.
Квашение (мочение, соление) - использование молочнокислого брожения сахаров для подавления деятельности микроорганизмов – получаются продукты с др.потребительскими свойствами и сохраняется вит.С – капуста, огурцы, томаты, арбузы, ягоды, грибы.
Маринование - добавление в продукты от 0,6 до 1,8% уксусной кислоты с целью подавления жизнедеятельности микроорганизмов – плоды, овощи, рыба, грибы.
Используются
для консервирования и кистоты-
4.Комбинированные способы консервирования.
Копчение – консервирующее действие коптильного дыма, соли и высушивания – горячее 60 – 140*С* и холодное 18 - 40*С* - рыбы, свинокопчености, колбасные изделия.
Вяление - удаление влаги и просаливание – рыба, мясо, плоды.
№ 28 Маркировка продтоваров. Общие требования к информации на потребительской упаковке.
Маркировка - это одно из средств товарной информации. В соответствии с ГОСТ Р 1.5 – 92 «Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов», подраздел «Маркировка», к маркировке товаров предъявляются определенные требования.
Маркировка предназначена для
идентификации товара (закон РФ
«Об упаковке и маркировке
потребительских товаров,
В зависимости от места
Производственная маркировка наносится производителем на товар, потребительскую тару, упаковку или др. носители информации (этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, кольеретки, клейма, штампы и т.д.) и несет в себе всю необходимую информацию о товаре и производителе.
Торговая маркировка - это ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, а также упаковка. Торговая маркировка, в большей мере, даёт информацию о продавце.
Маркировка включает в себя три составные части:
текст (50 - 100%) – письменная информация: буквы, цифры, слова – самая доступная информация для всех субъектов рынка;
рисунок (0 – 50%) – более присущ для производственной маркировки, выполняет мотивационные и эмоциональные функции ;
информационные знаки - ИЗ (0 - 30%) – характерны для производственной маркировки, краткость, небольшая площадь, обозначаются с помощью букв, цифр, рисунков, но информация доступна, в основном, профессионалам и требует расшифровки. В то же время, познакомившись с ИЗ на какой-то товар однажды, потребитель постоянно будет использовать эту информ. в дальнейшем. ИЗ, используемых в маркировке – множество: товарные, места происхождения, качества и соответствия, эксплуатационные, предупредительные, размерные, экологические, штриховое кодирование и т.д.
Товарные знаки ТЗ – дают возможность отличить идентичные товары различных производителей. Отношения в этой области регулируются законом РФ от 23.09.1992 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Никто не может использовать ТЗ без разрешения его владельца. ТЗ регистрируются Патентным ведомством в Гос.реестре товарных знаков. Срок использования – 10 лет. Действие ТЗ может быть продлено владельцем или прекращено досрочно владельцем или по заявлению любого другого лица, если ТЗ не использовался 5 лет. ТЗ бывают фирменные (обыкновенные и престижные) и ассортиментные (вид сырья или торговые марки).
Знаки соответствия или качества (общие и групповые) – применяются или выдаются в соответствии с правилами системы сертификации, указывают, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или др.нормативному документу (руководство ИСО/МЭК 2,п.14.8), используются только при наличии сертификата соответствия на продукцию или услуги, в зависимости от сферы использования м.б. национальными или транснациональными.
В РФ разработан и утвержден национальным органом по сертификации (Госстандартом) национальный общий знак соответствия. Требования к знаку регламентированы ГОСТ Р 50460 – 92 «Знак соответствия при обязательной сертификации». Размеры знака определяет организация, получившая право на его использование, но он при нанесении на товар не может быть менее 4 мм., при этом должна гарантироваться четкость и различимость всех элементов этого знака.