Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 15:54, курсовая работа
Современные предприятия уже включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и стараются используют данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация вдопустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы управления товарными запасами………………………5
1.1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов, классификация и затраты связанные с их поддержанием……………………………………..5
2 Управление товарными запасами в торговых предприятиях………….…7
3 Совершенствование управления товарными запасами…………………..10
3.1 Меры по повышению управляемости товарными запасами…….…10
3.2 Ликвидация слабооборачиваемых запасов…………………........….14
3.3 Модели управления товарными запасами…………………………..15
Выводы..………………………………………………………………...…..……....24
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………………..26
В принципе контроль за физическим товародвижением построен на тех же основах, что и за товародвижением в стоимостном выражении. Он предусматривает наличие списка или перечня всех товаров, входящих в ассортимент. С позициями этого списка и сопоставляются данные о реализации тех или иных товаров. В списке (а это, не что иное, как документационная модель ассортимента) приводятся необходимые объемы запасов по каждой позиции и товарной группе, пороговый уровень (при уменьшении запаса до этого уровня необходимо заказывать товар для пополнения запаса), сроки поставки, темпы реализации и другие сведения.
Делая заявку на товар, необходимо поддерживать баланс между спросом и предложением так как излишество или недостаток товара всегда сопровождается издержками. В торговом предприятии запасы - это деньги, а деньги, как известно, любят счёт. Поэтому управление запасами играет не маловажную роль для нормального функционирования предприятия.
3 Совершенствование управления товарными запасами
3.1 Меры по повышению
управляемости товарными
Рациональная величина товарных запасов обеспечивает выполнение и перевыполнение плана товарооборота, удовлетворение спроса, сокращение части издержек. Величина текущих запасов является не постоянной, но от неё зависит вся торговля в целом.
Сокращение времени обращения, ускоряет денежное обращение, а значит, создаёт условия для роста эффективности. В нестабильных экономических условиях нужно обеспечить максимально возможную скорость оборачиваемости товарных запасов, чтобы не нести инфляционных убытков.
Управление запасами предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием. Необходимость организации службы контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса.
Меры по повышению управляемости товарными запасами способствуют сохранять товары с наименьшими потерями и рациональными затратами на хранение.
Для этого необходимо иметь возможность систематически отслеживать и анализировать структуру и динамику товарных запасов, информация о них должна быть упорядочена.
Создание запасов требует
В развитых странах управление товарными запасами базируется на использовании мощных информационных технологий, которые разрешают практически каждый день наблюдать их состояние и динамику, автоматически осуществлять размещения заказов через компьютерную сеть и пополнять запасы. Наиболее распространенные системы управления запасами, которые основанные на использовании модели EQQ (оптимальный объем партии), средства красной линии, двухсекторного средства. В последнее время получил распространение метод управления запасами по принципу Just-In-Time.
Эти системы создаются для наиболее эффективного решения следующих проблем:
1) реальной оценки текущего
2) установления необходимых
3) определения целесообразного
объема партии товаров,
4) определения необходимого
5) оценка затрат управления
Первая проблема решается путем
использования систем контроля уровня
запасов, которые обеспечивают управленческие
потребности в оперативной
Распространенными системами контроля уровня запасов являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.
Второй тип систем контроля основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах - рабочем и резервном. Когда запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса - пополняется рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.
Широкое распространение получил классификационный подход к управлению запасами (ABC system). Его идея состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп - А, В и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия. Принцип классификации запасов на группы по их важности для предприятия приведен в таблице 1.1.
К группе А относят запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, это наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном выражении не превышает 10%. Запасы этого вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации принятия решений.
Таблица 1.1 - Классификация запасов (АВС system)
Группы запасов |
Доля в объеме товарооборота в денежном измерении |
Доля в объеме запасов в натуральном измерении |
Следует ли использовать сложные количественные методы управления |
Группа А |
70% |
10% |
Да |
Группа В |
20% |
20% |
В некоторых случаях |
Группа С |
10% |
70% |
Не следует |
К группе В относят запасы среднего уровня важности, которые обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном выражении, как правило, составляет около 20%. Выбор средств управления запасами группы В должен быть основан на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования. Товарные запасы, реализация которых имеет незначительный вклад в объем товарооборота, порядка 10%, относят к группе С. Достаточно часто они составляют значительную часть в объеме запасов в натуральном выражении, - около 70%. К управлению запасами группы С нецелесообразно применять сложные количественные методы управления, так как при этом, затраты на управление могут быть больше экономического эффекта от их использования.
Относительно новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time («просто своевременно»). Этот подход впервые был использован японскими корпорациями, а после этого нашел распространение во всем мире. Основная идея состоит в том, что запасы практически не создаются, а процесс доставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом на предприятии. В нынешнее время такой подход эффективно используется компанией Toyota и многими другими. Эта система разрешает получить значительный экономический эффект за счет доведения затрат хранения к нулю. Однако, высокий уровень требований к точности функционирования системы снабжений и риск возможных ошибок, которые приведут к нарушению технологии, не разрешает использовать этот подход в странах с неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.
Управления большинством торговых
компаний развитых стран основано на
использовании компьютерной технологии.
Системы управления включают автоматизированную
систему учета запасов и
3.2 Ликвидация слабооборачиваемых запасов
Особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые запасы, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных (т.е. исключенных из активного хозяйственного оборота) оборотных средств.
При закупки товара для пополнения складских запасов, возникают различные риски (кражи, пожара). Но один из основных рисков содержания запасов состоит в опасности образования неликвидов - нереализуемых запасов товаров.
Причины образования неликвидов:
1) снижение спроса в связи с появлением конкуренции;
2) снижение спроса в связи с ликвидацией потребителя;
3) ошибочные закупки излишнего количества товара;
4) ошибочные закупки устаревших товаров;
5) другие причины, связанные со складской деятельностью.
Целью ликвидации запасов является устранение нежелательных запасов по возможно максимальной цене или с возможно более низкими издержками. Рассмотрим несколько подходов, в порядке убывания эффективности, для выполнения этой задачи.
1. Перемещение лишних запасов
в другое подразделение
2. Возврат продукции поставщику. Желательность этого варианта зависит от конкретного поставщика. Одни поставщики очень легко принимают возвращаемый товар, другие же требуют стольких платежей и условий, что возвратить продукцию нереально.
3. Снижение цены, чтобы «сплавить» лишние запасы. Это особенно хорошо срабатывает, если у покупателя будет какой-то выбор. Например, покупатель мог бы купить товар из невозобновляемого запаса, если цена его существенно ниже, чем цена схожего номенклатурного товара.
4. Назначение торговому
5. Сообщение другим поставщикам о наличии лишней продукции. Некоторые дистрибьюторы размещают рекламные объявления в профильных изданиях, перечисляя в них товары, запасы которых планируют ликвидировать. Есть также сайты в Интернете с перечнями ликвидируемых товарных излишков.
6. Пожертвовать в пользу
7. Простой вывоз товара. Наименее желательная альтернатива. Но, по крайней мере, в этом случае высвобождается пространство на складах и появляется возможность списать себестоимость товара.
Допустимым объемом неликвидов по стоимости считают не более 5%, иначе расходы на содержание, налоги на имущество, обесценение денег и так далее «съедают» прибыль без всякой надежды на компенсацию - неликвиды не просто лежат, они занимают место на складе.
К сожалению, в большинстве предприятий работа по ликвидации «мертвых» запасов ведется бессистемно, от случая к случаю. Желательно в компьютерных базах данных предусмотреть параметры для быстрой обработки такой номенклатуры в разных аспектах (по количеству упаковок, по стоимости) в целях ускорения принятия мер по избавлению от нее.
3.3 Модели управления товарными запасами
Для решения проблем, связанных с запасами предназначены модели управления запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда. Есть множество разнообразных моделей, каждая из которых подходит к определенному случаю, рассмотрим четыре наиболее общих модели:
1. Модель с фиксированным
2. Модель с фиксированным
4. Модель с установленной
4. Модель «Минимум - Максимум».
Модель с фиксированным
Для определения максимального желательного запаса используется формула:
,
где МЖЗ - максимальный желательный заказ, шт;
ОР - оптимальный размер заказа;
РЗ - резервный запас.
Модель с фиксированным
Модель с установленной
Информация о работе Совершенствование управления товарными запасами