Курсовая
работа
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
У
Листов
Лит
Шелегина
И.Н.
Утвердил
Н. контр.
Консульт.
Широкова
М.Ю.
Проверил
Умеренкова
Я.В..
Разработ.
Курсовая
работа
Лист
Дата
Подпись
№ докум.
Лист
Изм.
КГБОУ СПО
«БГК»
гр. 11ТОВ-111
ВВЕДЕНИЕ
Розничная
торговля – это торговля товарами народного
потребления, как правило, за наличный
расчет через розничную торговую сеть
для удовлетворения личных потребностей
населения. В розничной торговле происходит
завершение процессов обращения, так как
товары переходят в собственность потребителя,
выпадая из сферы обращения, потребляются,
или образуют потребительский фонд.
Торговля влияет
на развитие производства, обеспечивает
его непрерывность и согласованность. Даёт
возможность наиболее эффективно использовать
материальные ресурсы для удовлетворения
для удовлетворения потребностей населения.
Важную роль торговля играет в экономических
связях между городом и деревней, между
промышленностью и сельским хозяйством.
В нашей стране
продаже товаров населению в основном осуществляют
предприятия розничной торговли – владельцы объектов розничной
торговли (магазинов, павильонов, киосков
и.т.д.). Розничной торговлей также занимаются
промышленные и оптовые предприятия через
сеть собственных фирменных магазинов
и другие пункты продажи товаров, розничные
рынки, предприятия общественного питания,
предпринимателей и другие субъекты ведения
хозяйства разных форм собственности.
Предприятие розничной
торговли предназначено для продажи
товаров населению. Основными задачами
этого предприятия являются: удовлетворение
спроса населения, как по ассортименту,
так и по качеству товаров.; организация
соответствующего уровня обслуживания
покупателей с предоставлением разнообразных
услуг.
Специализация
и типизация магазинов является одним из основных направлений
упорядочения розничной торговой сети.
Это необходимо для эффективного использования
материально – технической базы торговли,
облегчения труда торговых работников
и улучшения обслуживания населения.
Со специализацией
розничной торговой сети тесно связанна
её типизация, цель которой состоит в устранении
излишнего многообразия магазинов.
Следует отметить,
что наиболее широкое применение
специализация получила в городах, где уровень
концентрации предприятий розничной торговли
выше, чем в сельской местности.
Таким образом,
целью курсовой работы является анализ
основных признаков типизации и специализации
розничного торгового предприятия на
примере ТД «Аникс».
Для реализации
этой цели необходимо решить следующие
задачи:
- Изучить понятия специализации и типизации розничных торговых предприятий;
- Дать характеристику и классификацию розничных торговых предприятий;
- Провести анализ методов продажи в розничных торговых предприятиях;
- Проанализировать основные направления типизации и специализации розничного торгового предприятия ТД «Аникс».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
- Классификация и характеристика розничных торговых предприятий
Розничная
торговля ( ритейл, ритейлинг, ритейлинговый
бизнес) – это совокупность видов предпринимательской
деятельности, увеличивающая ценность
товаров и услуг, продаваемых потребителям
для личного или семейного использования.
Розничные торговые
предприятия достаточно разнообразны
с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового
устройства, степени подключенности зарубежных
партнёров, масштабов и профиля деятельности.
Однако при всём многообразии они могут
подразделяться на упорядоченные группы
в зависимости от выбранных классификационных
критериев.
Классификация
позволяет решить ряд вопросов, в
том числе:
- определить место каждого предприятия и его цели в общей системе торговой отрасли;
- систематизировать и распределять предприятия по родственным признакам;
- правильно оценить и сопоставить эффективность деятельности предприятий.
Таким образом,
розничные торговые предприятия классифицируют
- По виду и особенностям здания:
- Магазины располагают земельным участком, капитальным стационарным зданием или его частью, набором помещение, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций;
- Магазины – склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские
помещения для топлива
и строительных материалов, а также
помещения для
товарных образцов, торговли хозяйственными товарами
и оформления продажи строительных материалов
и других товаров;
- Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличии от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей: павильоны – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест; киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров;
- Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
- Автомагазины и другие средства передвижной торговли, приспособленные для торговли в разнос и развоз. Используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и.т.д. Торговля через автомагазины получила более широкое распространение в крупных городах, чему способствовало развитие сети автомагазинов на предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие продовольственные товары. Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие привлекательный вид. Их устройство и оборудование позволяют покупателям беспрепятственно знакомиться с ассортиментом продаваемых товаров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах;
- Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей( в парках, на вокзалах и.т.п.). Применяются для продажи штучных товаров, пива, соков, газированной воды, табачных изделий, горячих и холодных напитков, хлебобулочных изделий и др. Возможности использования их разнообразны. Их можно использовать для оснащения магазинов или отдельных секций, кофе-автоматов, торговли через витрины-автоматы (витроавтоматы), установки отдельных автоматов на улицах, в метро, на вокзалах. Увеличение численности торговых автоматов позволяет сократить численность торговых работников, занятых обслуживанием покупателей, даёт возможность населению приобретать товары в любое время суток с минимальными затратами времени, повышает культуру торговли;
- По виду предприятия:
- Узкоспециализированные розничные торговые предприятия – это магазины, в которых реализуется один какой-либо товар, например «Хлеб».
- Специализированные розничные торговые предприятия – осуществляют продажу целой группы товаров. Это связано с тем, что, ограничивая свою деятельность определённым сегментом потребительского рынка, торговое предприятие может обеспечить высокий уровень удовлетворения спроса на отдельные товары, предложить широкую номенклатуру дополнительных услуг. К таким предприятиям могут быть отнесены магазины «Мебель», «Хозяйственные товары», «Одежда», «Культтовары», «Мясо» и.т.д. Или часть товарной группы.
- Универсальные розничные торговые предприятия – реализуют универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров ( «Галантерея-парфюмерия», «Мясо-рыба») или удовлетворяющих какие-либо потребности покупателей («Хозяйственные товары», «Товары для садовода», «Всё для рукоделия»). Такие магазины наиболее удобны покупателям, так как обеспечивают комплексное удовлетворение их спроса (универмаги, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты – должны располагать универсальным ассортиментом товаров);
- Комбинированные розничные торговые предприятия – реализуют несколько групп товаров, связанных общим спросом и удовлетворяющих отдельные потребности. Специализируются на торговле потребительскими комплексами, включающими товары многих товарных групп (« Всё для дома», «Товары для детей»);
- Смешанные – ведут торговлю узким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров не связанных общим спросом (ларьки, киоски). Такими магазинами является в настоящее время большинство специализированных магазинов, в которых не соблюдается специализация и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары.
- По типу предприятия:
Тип предприятия
зависит от формы торгового обслуживания
и от площади торгового зала.
- Универмаг;
- Универсам;
- Гипермаркет;
- Супермаркет;
- и.т.д.
- По формам торгового обслуживания:
- Магазины самообслуживания;
- Магазины с традиционным методом торговли (через прилавок);
- С открытой выкладкой и свободным доступом;
- С открытой выкладкой и закрытым доступом;
- По образцам.
- По типу зданий и особенностям объемно планового решения:
- Отдельно стоячие;
- Встроено-пристроенные;
- Одноэтажные;
- Многоэтажные;
- С подвальными помещениями или без них.
- По размерам торговой площади:
- Малые – к малым магазинам в городах относят магазины с торговой площадью до 250 м2, в сельской местности – до 100 м2.
- Средние – к средним магазинам в городах относят магазины с торговой площадью 251 – 1000 м2, в сельской местности – 101 – 400 м2. Такие магазины в приспособленных помещениях или в специально построенных зданиях. На такой торговой площади могут быть организованны универсальные продовольственные, комбинированные, специализированные и узкоспециализированные магазины;
- Большие – к большим магазинам в городах относят магазины с торговой площадью 1001 – 3500 м2, в сельской местности – 401 –1000 м2. Такая торговая площадь дает возможность создавать магазины комплексного спроса и универсальные продовольственные и непродовольственные магазины.
- Очень большие – в городах относят магазины с торговой площадью свыше 3500 м2, в сельской местности – свыше 1000 м2.
- По функциональным особенностям:
- Стационарны;
- Передвижные;
- Сезонные;
- Посылочные;
- Комиссионные.
- В зависимости от метода продажи:
- Индивидуальное обслуживание покупателей или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи)
- Открытая выкладка товаров;
- Продажа товаров по образцам и каталогам;
- Продажа товаров по предварительным заказам;
- Продажа методом самообслуживания.
- По категориям:
- «Люкс»;
- «Высшая»;
- «Первая»;
- «Вторая»;
- «Без категории».