Специализация и типизация магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание

Розничная торговля – это торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть для удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговле происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя, выпадая из сферы обращения, потребляются, или образуют потребительский фонд.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 424.50 Кб (Скачать документ)

Присвоение  категории осуществляется местными государственными администрациями путём аттестации объектов розничной торговли на основе комплекса показателей, которые характеризуют:

  • Местонахождение здания и состояние прилегающей территории:
  • Вид, тип и особенности здания:
  • Комфортность, техническую оснащенность, внутренний и внешний дизайн помещений;
  • Логичность и функциональную организацию торгового процесса;
  • Методы обслуживания;
  • Квалификацию персонала;
  • Качество обслуживания;
  1. По масштабу деятельности:
  • Малые;
  • Средние;
  • Крупные;

В России к малым  розничным торговым предприятиям относятся  предприятия с численностью работающих не более 15 человек. Численность работающих как критерий для подразделения предприятий по масштабам деятельности широко используется также в зарубежной практике. Например, в соответствии с этим критерием все предприятия в США делятся на: наимельчайшие (численность не более 10 человек); мельчайшие (численность рабочих не более 20 человек); мелкие (не более 90 человек); средние (не более 500 человек); крупные (свыше 500 человек).

11. По характеру  размещения на территории населенного  пункта:

  • Элитные магазины с самым высоким уровнем цен;
  • Магазины со средним уровнем цен;
  • Магазины с низким уровнем цен;

Эта относительно новая для нашей практики система классификации является результатом углубления дифференциации доходов населения после перехода к рыночной экономике.

  1. В зависимости от организационно-правовых норм:
  • ЗАО;
  • ОАО;
  • ООО;
  • ОДО;
  • и.т.д.
  1. В зависимости от форм собственности:
  • Независимый розничный торговец – располагает только одним магазином и предлагает персональное обслуживание, удобное месторасположение и непосредственный контакт с потребителями.
  • Торговая сеть – совместное владение рядом розничных точек с использованием системы централизованных закупок и принятий решений. Характеризуется специализацией, стандартизацией и сложной системой управления.
  • Розничные франшизы – контрактные соглашения между производителем, оптовой и сервисной организацией и розничными точками, позволяют осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой в соответствии с набором правил.
  • Арендуемый отдел – отдел в розничном магазине, обычно, в универсальном или в магазине сниженных цен.
  • Кооператив – создается розничной торговлей или потребителями, розничный магазин принадлежит его членам, которые вносят деньги, получают сертификаты о владении, выбирают должностных лиц, управляют и делят прибыль.

 

1.2 Основные принципы размещения розничной торговой сети

 

Постоянное  развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального размещения предприятий торговли. К размещению торговой сети предъявляется ряд требований и методов.

Методы размещения розничной торговой сети:

  • равномерный – с целью максимального приближения к населению;
  • концентрический или ступенчатый - общегородской тип, тип жилых районов;
  • групповой – создание торговых улиц, торговых центров.

Факторы, влияющие на размещение розничной сети:

  • градостроительные - величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров;
  • транспортные - направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;
  • социальные - возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня обслуживания;
  • экономические - эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.

Рациональное  размещение розничной торговой сети, всех ее видов, с учетом развития, обновления, совершенствования ее структуры, ее специализация и типизация позволяет сократить затраты на строительство и реконструкцию, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.

Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:

  • плотность торговой сети - количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;
  • обеспеченность населения розничной торговой сетью - торговая площадь, приходящаяся на 100 жителей;
  • доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;
  • уровень специализации розничной торговой сети - отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли;
  • общая численность торговых предприятий;
  • средняя торговая площадь магазина;
  • соотношение торговой к неторговой площади магазина.

Итак, характеристику розничной торговой сети определяют термины и определения.

Розничная торговая сеть - это совокупность розничных  торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

Функции розничной  торговой сети: закупка товаров; продажа  товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; маркетинговая деятельность; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

Классификация розничной торговой сети по двум признакам:

  • по стационарности;
  • по товарно-ассортиментному профилю.

Специализация розничной торговой сети - это ограничение  деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.

Типизация торговых предприятий - это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, используя следующие показатели: торговую площадь, товарный ассортимент, форму продажи товаров

 

1.3 Специализация розничных торговых сетей

 

Одним из важнейших  условий повышения качества торгового  обслуживания населения является специализация торговой сети. Специализация — это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Необходимость специализации розничной торговой сети вызывается постоянным изменением ассортимента реализуемых товаров, который нуждается в классификации на группы, подгруппы и виды.

Специализация розничной торговой сети оказывает  существенное влияние на все стороны  организационно-хозяйственной деятельности магазинов, особенно по торговле товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

Прежде всего, специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому  и комплексности спроса.

При специализации  по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям:

  • предметы одежды, обувь, туалетные принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.)
  • предметы культурно-бытового назначения (школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорттовары);
  • предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);
  • предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.)
  • прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

По  степени специализации магазины делятся:

  • на узкоспециализированные — реализуют отдельные товары определенной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);
  • специализированные — осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);
  • комбинированные — имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (галантерея—парфюмерия, мясо—рыба, овощи— фрукты);
  • универсальные — торгуют большинством товарных групп (Дом торговли, универмаг, универсам, гипермаркет);
  • неспециализированные (смешанные) магазины — реализуют отдельные виды продовольственных или непродовольственных товаров (магазин «Товары повседневного спроса»).

Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно-бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.

При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины «Товары для детей», «Товары для дома», «Сделай сам», «Все для садовода» и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос.

Однако необходимо отметить, что при специализации  магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров.

Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов  количество основных типов магазинов  комплексного ассортимента сужено до нескольких единиц («Товары для спорта и туризма», «Товары для детей»).

Перспективными направлениями специализации розничной торговой сети в нашей стране и за рубежом являются:

  • в продовольственной торговле — существенное повышение роли универсамов, супер-, гипермаркетов, расширение сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (минимаркетов);
  • в непродовольственной торговле — возрастание роли универмагов, Домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов, рукоделия и т.д.).

Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам. На уровень специализации влияет ряд факторов:

  • характер покупательского спроса (твердо сформированный или импульсивный спрос);
  • степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);
  • размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);
  • местные условия развития товарооборота;
  • размеры помещений магазина;
  • численность населения городов и т.д.

 

1.4 Типизация розничных торговых сетей

 

Под типизацией розничной торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству.

Типизация имеет существенное социально-экономическое значение для рациональной организации розничной  торговой сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов и внедрения типовых наборов торгового оборудования и инвентаря (например, комплектов оборудования для универсама).

Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли.

Информация о работе Специализация и типизация магазинов