Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:53, курсовая работа
Розничная торговля – это торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть для удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговле происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя, выпадая из сферы обращения, потребляются, или образуют потребительский фонд.
Присвоение категории осуществляется местными государственными администрациями путём аттестации объектов розничной торговли на основе комплекса показателей, которые характеризуют:
В России к малым розничным торговым предприятиям относятся предприятия с численностью работающих не более 15 человек. Численность работающих как критерий для подразделения предприятий по масштабам деятельности широко используется также в зарубежной практике. Например, в соответствии с этим критерием все предприятия в США делятся на: наимельчайшие (численность не более 10 человек); мельчайшие (численность рабочих не более 20 человек); мелкие (не более 90 человек); средние (не более 500 человек); крупные (свыше 500 человек).
11. По характеру
размещения на территории
Эта относительно новая для нашей практики система классификации является результатом углубления дифференциации доходов населения после перехода к рыночной экономике.
1.2 Основные принципы размещения розничной торговой сети
Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального размещения предприятий торговли. К размещению торговой сети предъявляется ряд требований и методов.
Методы размещения розничной торговой сети:
Факторы, влияющие на размещение розничной сети:
Рациональное размещение розничной торговой сети, всех ее видов, с учетом развития, обновления, совершенствования ее структуры, ее специализация и типизация позволяет сократить затраты на строительство и реконструкцию, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.
Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:
Итак, характеристику розничной торговой сети определяют термины и определения.
Розничная торговая сеть - это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; маркетинговая деятельность; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Классификация розничной торговой сети по двум признакам:
Специализация розничной торговой сети - это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.
Типизация торговых предприятий - это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, используя следующие показатели: торговую площадь, товарный ассортимент, форму продажи товаров
1.3 Специализация розничных торговых сетей
Одним из важнейших условий повышения качества торгового обслуживания населения является специализация торговой сети. Специализация — это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.
Необходимость
специализации розничной
Специализация
розничной торговой сети оказывает
существенное влияние на все стороны
организационно-хозяйственной
Прежде всего, специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг и в конечном счете — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.
Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.
При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим товарным отраслям:
По степени специализации магазины делятся:
Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно-бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой специализации. В то же время комплексность спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных магазинов.
При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины «Товары для детей», «Товары для дома», «Сделай сам», «Все для садовода» и др.). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос.
Однако необходимо отметить, что при специализации магазинов по комплексности ассортимента значительно осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и в целом процесса продажи товаров.
Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов количество основных типов магазинов комплексного ассортимента сужено до нескольких единиц («Товары для спорта и туризма», «Товары для детей»).
Перспективными направлениями специализации розничной торговой сети в нашей стране и за рубежом являются:
Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным и непродовольственным товарам. На уровень специализации влияет ряд факторов:
1.4 Типизация розничных торговых сетей
Под типизацией розничной торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных типов магазинов с целью обеспечения нормальной рентабельности и высокой культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных по размерам и специализации магазинов к сравнительно небольшому их количеству.
Типизация имеет существенное
социально-экономическое
Типизация дает существенные
преимущества в организации материально-