Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:32, курсовая работа
Для определения показателей качества в товароведении применяют различные методы, которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут относиться техническое устройство, вещество и/или материал для проведения испытаний. В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные). Объективные методы делят на измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации. Эвристические методы включают в себя органолептический, экспертный и социологические методы.
Введение…………………………………………………………………...............4
1. Понятие о качестве товаров………………………………………….6
2. Измерение и оценка качества товаров……………………………8
3. Показатели качества товаров, определяющие их на конкурентоспособность на том или ином рынке…………….18
4. Дополнительные факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров……………………..25
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников………………….................44
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие о качестве товаров……………………………………………….6
2. Измерение и оценка качества товаров……………………………………8
3. Показатели качества товаров, определяющие их на конкурентоспособность на том или ином рынке……………………….18
4. Дополнительные факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………….............
ВВЕДЕНИЕ
Для определения показателей качества в товароведении применяют различные методы, которые основываются на правилах применения определенных принципов и средств испытаний. К средствам испытаний могут относиться техническое устройство, вещество и/или материал для проведения испытаний.
В зависимости от источника и способа получения информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные).
Объективные методы делят на измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации. Эвристические методы включают в себя органолептический, экспертный и социологические методы.
Методы определения значений показателей качества в зависимости от характера влияния на объект контроля бывают разрушающими и неразрушающими. Метод разрушающего контроля подразумевает разрушение образцов, при этом может быть нарушена пригодность образцов к дальнейшему применению. Метод неразрушающего контроля не нарушает пригодность образцов к применению, т.е. не разрушает образец.
По способу нахождения числового значения методы определения показателей качества делятся на прямые и косвенные. При прямых измерениях искомое значение физической величины (масса, длина, температура, время) определяют непосредственно с помощью того или иного прибора, а результат измерения получается сразу после отсчета по шкале прибора, например определение массы товара с помощью гирь.
Выбор метода определяется с учетом целей, задач и условий оценки значений показателей качества. Результаты должны быть обоснованными и воспроизводимыми данным или другим приемлемым методом. Выбранный метод должен обеспечить оценку показателей качества с необходимой точностью и полнотой на всех этапах жизненного цикла товара.
Качество - совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях. Предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.
В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик. В условиях первой качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной с позиции потребителя.
Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками.
Цель данной работы – определить уровень качества товаров как фактор их конкуренции на рынках.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие о качестве товаров;
- рассмотреть особенности измерения и оценки качества товаров;
- рассмотреть показатели качества товаров, определяющие их на конкурентоспособность на том или ином рынке;
- изучить дополнительные факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров.
1. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ТОВАРОВ
Качество - весьма сложная и противоречивая категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.
В философии качество трактуется как определенность вещи (предмета, явления, процесса), т.е. существование каких-то определенных отличий одной вещи от другой.
Каждый предмет имеет внешнюю и внутреннюю определенность. Внешняя определенность - это форма, размеры, цвет и другие воспринимаемые органами чувств человека характеристики, позволяющие различать между собой окружающие предметы. Внутренняя определенность предмета представляет собой его структуру, взаимосвязи, функциональные особенности.
Категории "качество" с древних времен и до настоящего времени уделяется большое внимание.
По мнению древнегреческого философа Аристотеля, качество образует то, что существует само по себе. Оно занимает второе место после сущности. Аристотель рассматривал качество в следующих значениях: видовое отличие сущности, характеристика состояний сущности, свойство вещи. Аристотель уделял особое внимание качеству материальных предметов, связывая его с отличительными особенностями, состоянием, свойствами, изменчивостью этих предметов.
Гегель определял качество наряду с количеством и мерой исходными логическими моментами бытия. Он отмечал: "Качество - есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество". Гегель выявил диалектику качества и количества, их взаимосвязь.
Идеи качества Аристотеля, Гегеля, русских философов во многом определили подходы к проблемам качества на различных этапах развития теории качества, в том числе современные философские взгляды. Однако качество не существует вне времени, поэтому трактовка понятия качества на каждом из этапов отражала состояние развития общества и доминирующее в нем отношение к качеству.
В словаре русского языка приводятся следующие определения качества.
1. Существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого.
2. Степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.п., соответствия тому, какими они должны быть.
3. Существенная определенность предмета, явления или процесса, в силу которого он является данным, а не иным предметом, явлением или процессом (философская категория).
В различных справочных источниках качество определяется как "соответствие цели", "пригодность для использования", "соответствие требованиям", "удовлетворение нужд потребителя", "учет общественных потребностей".
Многообразие понятий качества вызвано разнообразием явлений и взаимосвязей, обусловливающих процессы бытия людей, формирования потребностей, состояние производства и потребления товаров. Каждое из понятий соответствует конкретным ситуациям, применительно к которым его используют.
Потребители и производители товаров также очень вольно употребляют термин "качество" в повседневной жизни.
Большинство зарубежных компаний придерживается мнения, что "красота возникает в глазах наблюдателя", т.е. качество воспринимается каждым человеком по-своему.
Доктор Деминг отмечал, что управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает эффективное производство продукции, имеющей качество, отвечающее ожиданиям рынка.
Известный американский специалист в области теории качества Дж. Джуран обращал внимание на два различных значения термина "качество". Одно - это качество, ориентированное на потребителя. Это те свойства, которые вызывают у людей желание купить. В то же время есть качество, характеризующее технический уровень изготовления продукции - дефекты и отказы, вызывающие необходимость переделок.
Развитие рынка, конкуренция, приоритет требований потребителей расширили понятие качества [10.c.75-76].
2. ИЗМЕРЕНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
Оценка качества товара, как следует из определения термина "качество", должна представлять собой сопоставление всей совокупности показателей его потребительских свойств с потребностями, для удовлетворения которых этот товар предназначен.
Достаточно точные методы оценки качества необходимы для решения множества проблем, в том числе управления качеством, обеспечения конкурентоспособности выпускаемых изделий на внутреннем и внешнем рынке, эффективного развития торговли и т.д.
Оценка качества должна объективно отражать общественную полезность товаров на всех стадиях их жизненного цикла - от проекта до завершения эксплуатации и утилизации. Только на основе объективных оценок возможно успешное управление качеством и ассортиментом продукции, вырабатываемой каждым предприятием, заключение контрактов на поставки в торговлю конкурентоспособных товаров, предотвращение поступления в продажу морально устаревших и неэффективных в эксплуатации товаров.
Увеличившееся в последние годы количество изделий зарубежного производства на отечественном рынке делает затруднительным для покупателей выбор качественных товаров из-за отсутствия профессиональных навыков в оценке их потенциальной потребительной ценности. Здесь чрезвычайно велика роль объективной информации о качестве предлагаемых к реализации товаров, которая может быть предоставлена покупателям по результатам объективных оценок качества.
Однако как в нашей стране, так и в других странах до настоящего времени отсутствуют общепринятые методы оценки и контроля качества; в каждой стране эта проблема решается по-своему.
В странах с развитой рыночной экономикой успешно действуют многочисленные ассоциации, общества, союзы потребителей, независимые испытательные лаборатории, которые занимаются оценкой качества различных товаров по своим методикам и публикуют результаты оценок в специальных журналах. Большое распространение получило тестирование потребителей и специалистов в области качества товаров, экспертные оценки.
Уровень качества - относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
Оценка уровня качества продукции - совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Базовое значение показателя качества продукции -значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.
При оценке качества оценивается степень приближения фактических значений показателей качества к соответствующим показателям, принятым за базовые.
Базовые показатели могут представлять собой значение показателей реально существующих или гипотетических товаров. Их выбор зависит от целей оценки.
Технический уровень продукции - относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
Сформировалось новое научное направление "квалиметрия", объектом которого стала разработка методов количественной оценки качества продукции [7.с.9]. Эти методы широко использовались в промышленности и в научных разработках для оценки уровня качества продукции производственного назначения и непродовольственных товаров.
Термин "квалиметрия" происходит от латинского слова gualitas - качество и древнегреческого "метрео" - мерять.
Большим преимуществом методов квалиметрии перед другими методами явилась возможность оценки качества по всей совокупности свойств, проявляющихся в процессе потребления и определяющих полезность предмета потребления.
В последние годы интерес к квалиметрии ослаб из-за ряда недостатков ее методов, влияющих на объективность оценок.
Эти недостатки, имеющие отношение к непродовольственным товарам, в общем виде сводятся к следующему:
- выбор номенклатуры свойств, определяющих качество товаров, трудоемок, требует времени и затрат на разработку анкет, опрос экспертов и обработку результатов опроса;
- путем подбора коэффициента весомости можно получить желаемый, не всегда объективный, результат оценки;
- сложно учесть вариабельность (изменчивость) потребностей;
- выбор базовых значений показателей свойств достаточно субъективен и не всегда отражает реальные потребности всех групп (типов) потребителей конкретных товаров, поэтому при высоких значениях количественных оценок товары могут иметь низкое качество;
Информация о работе Уровень качества товаров, как фактор их конкуренции на рынке