Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 12:52, лекция
Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использо¬вании специальных средств, методов и условий направленного физическо-го совершенства человека.
Индекс Рюффье =6х(Р1+ Р2+РЗ)-200
10
Оценка работоспособности сердца: индекс Рюффье О – атлетическое сердце
0,1 - 5 - "отлично" (очень хорошее сердце) 5,1 - 10 - "хорошо" (хорошее сердце)
10,1 - 15 - "удовлетворительно"
(сердечная недостаточность) 15,1 - 20 -
"плохо" (сердечная недостаточность
сильной степени) Тест не
Тест на проверку*
и оценку общей выносливости. Осуществляется
с помощью контрольных
1) бег и кросс на 1000, 2000, 2500, 3000, 5000м;
плавание на 200. 400, 500 м,
2) бег 12 мин.
Наиболее обоснованны оценки общей выносливости по тесту К.Купера. Это 12-ти минутный бег с преодолением максимального рас¬стояния (км) (таблица 7.3):
Таблица 7.3 - Оценка физической работоспособности разных воз¬растных групп по результатам 12-минутного теста в беге
44 вопрос
Травма - это повреждение с нарушением целостности тканей, вызванное каким-либо внешним воздействием.
При занятиях физической культурой чаще всего имеют место физические травмы, преобладают закрытые повреждения (ушибы, растяжения, надрывы, разрывы и т.п.).
К причинам спортивного
травматизма можно отнести
недочеты и ошибки в методике проведения занятий (форсированная тренировка, плохая разминка без учета возраста, пола, физической подготовленности и т.п.);
недостатки в организации проведения занятий (плохое освещение, неподготовленные снаряды, покрытия и т.п.);
неудобная спортивная одежда, обувь;
неблагоприятные климатические, гигиенические условия (влажность, температура воздуха, воды в бассейне и т.п.);
неправильное поведение занимающегося (поспешность, невнимательность и т.п.);
врожденные особенности опорно-двигательного аппарата;
переутомление (перетренированность), приводящее к нарушению координации движений;
несоблюдение сроков возобновления занятий после перенесенных травм или заболеваний;
нарушение врачебных требований к организации процесса тренировки (допуск к занятиям без врачебного осмотра).
К отрицательным реакциям организма при занятиях физическими упражнениями и спортом, которые могут привести к травмам и заболеваниям можно отнести следующие: утомление, переутомление, обморочные состояния, острое физическое перенапряжение, гравитационный шок, ортостатический коллапс, гипогликемический шок, солнечный и тепловой удары.
Профилактика травматизма при занятиях физическими упражнениями и спортом должна включать:
полноценную разминку;
соблюдение санитарно-
соблюдение методических
принципов физического
страховку и другие методические приемы, характерные для того или иного вида занятий;
массаж, самомассаж, баню и т.п.
45 вопрос
Профессионально-прикладная
физическая подготовка (ППФП) - целенаправленное
использование средств
На рубеже XIX - XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе, которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечения максимальной прибавочной стоимости за счет совер¬шенствования и расширения функциональных возможностей человека.
К факторам, определяющим содержание ППФП, относят следующие (Б.И. Загорский, 1984):
1. Особенности
информационного обеспечения.
1. Характер основных рабочих движений - является определяющим фактором ППФП. Здесь учитывается совокупность наиболее выраженных рабочий движений, особенности последовательности движений рук, ног и туловища.
2. Особые внешние условия деятельности – учитываются неблагоприятные производственные условия (плохое освещение, повышенная/пониженная температура, шум, вибрация, работа на высоте).
Задачи ППФП
определяются требованиями конкретной
профессии и обобщенно
§ направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;
§ воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внима¬ния, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);
§ формирование и совершенствование профессионально-при¬кладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);
§ повышение функциональной устойчивости организма к небла¬гоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности;
§ сообщение специальных знаний для успешного освоения обу¬чаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.
46 вопрос
Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Од¬нако эффективность этого процесса существенно повышается, если необ¬ходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средст¬ва физической культуры в период, предшествующий профессиональному обучению или совпадающий с ним по времени. Суть ППФП в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит похожий двигательный процесс, и по совпадению психофизи¬ческих характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией.
В некоторых профессиях без предварительной физической подго¬товки вообще обойтись невозможно. Космонавты, например, для воспита¬ния умения действовать в космическом полете в условиях невесомости предварительно интенсивно тренируются на специальных тренажерах, в бассейнах в подводном положении, в специальных кабинах самолетов, вы-полняющих в течение определенного времени снижение по крутой дуге. В процессе этих тренировок для космонавтов создается искусственная неве¬сомость.
Достигнутый в
процессе ППФП высокий уровень
Задачи и содержание
ППФП определяются по объективным требо¬ваниям
профессии к человеку. Поэтому
научно-теоретическое
К таким факторам относят следующие (Б.И. Загорский, 1984):
- особенности информационного обеспечения:
- характер основных рабочих движений;
- особые внешние
условия деятельности.
Эффективными средствами комплексного формирования профес¬сионально важных качеств специалистов являются: занятия профилиро¬ванными видами спорта, выполнение специально разработанных комплек¬сов ППФП, упражнения на тренажерах, преодоление полос препятствий.
47 вопрос
Трудовая деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней среде. Прием информации связан с нагрузкой на определенные анализаторы (слуховой, зрительный, двигательный и др.) и психические процессы, как внимание, память, оперативное мышление и т.д. Здесь учитываются харак¬тер и объем поступающей информации, условия ее восприятия человеком в процессе трудовой деятельности. Изучая указанные признаки устанавли¬ваются специфические требования к двигательным и психическим качест¬вам человека.
Особые внешние условия деятельности предъявляют специфиче¬ские требования к психофизической подготовленности человека к определенной профессии. Неблагоприятные внешние условия, включая и произ¬водственные (неудобная рабочая поза, ограничение двигательной активно¬сти, плохое освещение, повышенная температура микроклимата и др.) вы¬зывают дополнительные напряжений функций организма.
При анализе
факторов влияющих на конкретное содержание
ППФП(проф-приклад физ
48 вопрос
Методика релаксации и психорегулирующей (аутогенной) тренировки.
Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после психических и физических нагрузок. Может быть непроизвольной (например, отход ко сну) и произвольной (например, аутотренинг).
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельности. Активный отдых является основой организации отдыха в сфере умственной деятельности. Значение активного отдыха для восста¬новления работоспособности впервые было установлено русским физиоло¬гом И.М. Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.
К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутки, микропаузы активного отдыха.
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и ды¬хательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статиче¬ского характера, со значительными отягощениями, на выносилось. Еже¬дневный комплекс утренней гигиенической гимнастики, дополненный водными процедурами - эффективное средство закаливания организма, поддержания работоспособности.
Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, спо¬собствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.
Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в про¬цессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и прово¬дится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления.
Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной пау¬зы:
1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.
2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.
3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.
4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.
5-е упражнение
- наклоны в стороны. Темп
6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.
7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.
Автор данного комплекса (Н.Т. Перепелицын) рекомендует вклю¬чать его между второй и третьей парой в режиме учебного дня, т.е. через 3 часа после начала учебного дня.
Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в те¬чение 1 -2 минут. Физкультурные минутки могут быть общего и локально¬го воздействия, они применяются в течение учебного дня по мере необхо¬димости в активном отдыхе (до 5 раз и более).
Примером физкультминутки для студентов может служить сле¬дующий комплекс (В.Н. Носарь):
1-е упражнение - потягивание.
2-е упражнение приседания, выпады или прыжки.
3-е упражнение - на координацию движений.
Информация о работе Физическая культура - часть общечеловеческой культуры