Физическая культура - часть общечеловеческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 12:52, лекция

Описание

Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использо¬вании специальных средств, методов и условий направленного физическо-го совершенства человека.

Работа состоит из  1 файл

физ-ра.doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

Индекс Рюффье =6х(Р1+ Р2+РЗ)-200

10

Оценка работоспособности  сердца: индекс Рюффье О – атлетическое сердце

0,1 - 5 - "отлично" (очень хорошее сердце) 5,1 - 10 - "хорошо" (хорошее сердце)

10,1 - 15 - "удовлетворительно" (сердечная недостаточность) 15,1 - 20 - "плохо" (сердечная недостаточность  сильной степени) Тест не рекомендуется  выполнять людям с заболеваниями  сердеч¬но-сосудистой системы.

Тест на проверку* и оценку общей выносливости. Осуществляется с помощью контрольных упражнений 2-х типов: преодоления средней, длинной  дистанции или преодоления возможно большего расстояния за определенное время. Примерами этих упражнений являются:

1) бег и кросс на 1000, 2000, 2500, 3000, 5000м;

плавание на 200. 400, 500 м,

2) бег 12 мин.

Наиболее обоснованны  оценки общей выносливости по тесту  К.Купера. Это 12-ти минутный бег с  преодолением максимального рас¬стояния (км) (таблица 7.3):

Таблица 7.3 - Оценка физической работоспособности разных воз¬растных групп по результатам 12-минутного теста в беге

44 вопрос

Травма - это  повреждение с нарушением целостности  тканей, вызванное каким-либо внешним  воздействием.

При занятиях физической культурой чаще всего имеют место физические травмы, преобладают закрытые повреждения (ушибы, растяжения, надрывы, разрывы и т.п.).

К причинам спортивного  травматизма можно отнести следующие:

недочеты   и   ошибки   в   методике   проведения   занятий (форсированная тренировка, плохая разминка без учета возраста, пола, физической подготовленности и т.п.);

недостатки в  организации проведения занятий (плохое освещение, неподготовленные снаряды, покрытия и т.п.);

неудобная спортивная одежда, обувь;

неблагоприятные    климатические,    гигиенические    условия (влажность, температура воздуха, воды в бассейне и т.п.);

неправильное   поведение    занимающегося    (поспешность, невнимательность и т.п.);

врожденные особенности  опорно-двигательного аппарата;

переутомление (перетренированность), приводящее к нарушению координации движений;

несоблюдение  сроков возобновления занятий после  перенесенных травм или заболеваний;

нарушение врачебных  требований к организации  процесса тренировки (допуск к занятиям без  врачебного осмотра).

К отрицательным  реакциям организма при занятиях физическими упражнениями и спортом, которые могут привести к травмам  и заболеваниям можно отнести  следующие: утомление, переутомление, обморочные состояния, острое физическое перенапряжение, гравитационный шок, ортостатический коллапс, гипогликемический шок, солнечный и тепловой удары.

Профилактика  травматизма при занятиях физическими  упражнениями и спортом должна включать:

полноценную разминку;

соблюдение санитарно-гигиенических  требований (температура помещения, влажность, освещенность, удобная спортивная форма и т.п.);

соблюдение методических принципов физического воспитания (не форсировать нагрузки, учитывать  подготовленность, возраст, пол, систематичность  занятий, состояние здоровья и т.п.);

страховку и  другие методические приемы, характерные  для того или иного вида занятий;

массаж, самомассаж, баню и т.п.

45 вопрос

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - целенаправленное использование средств физической культуры для подго¬товки человека к конкретной трудовой деятельности.

На рубеже XIX - XX вв. в США развивалась система  организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе, которой было широкое  применение достижений науки и техники  с целью извлечения максимальной прибавочной стоимости за счет совер¬шенствования и расширения функциональных возможностей человека.

К факторам, определяющим содержание ППФП, относят следующие (Б.И. Загорский, 1984):

1. Особенности  информационного обеспечения. Прием информации связан с нагрузкой на определенные анализаторы и психические процессы. Здесь учитывается характер и объем поступающей информации, условия ее восприятия человеком.

1. Характер основных рабочих движений - является определяющим фактором ППФП. Здесь учитывается совокупность наиболее выраженных рабочий движений, особенности последовательности движений рук, ног и туловища.

2. Особые внешние условия деятельности – учитываются неблагоприятные производственные условия (плохое освещение, повышенная/пониженная температура, шум, вибрация, работа на высоте).

Задачи ППФП определяются требованиями конкретной профессии и обобщенно формулируются  следующим образом (Ж.К. Холодов, 2001):

§ направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;

§ воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внима¬ния, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);

§ формирование   и   совершенствование   профессионально-при¬кладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);

§ повышение функциональной устойчивости организма к небла¬гоприятному  воздействию факторов специфических  условий трудовой деятельности;

§ сообщение специальных знаний для успешного освоения обу¬чаемыми практического раздела ППФП и  применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.

46 вопрос

Профессионально важные качества человека в процессе трудовой деятельности в определенной степени совершенствуются сами собой. Од¬нако эффективность этого процесса существенно повышается, если необ¬ходимые качества развивать целенаправленно, используя для этого средст¬ва физической культуры в период, предшествующий профессиональному обучению или совпадающий с ним по времени. Суть ППФП в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит похожий двигательный процесс, и по совпадению психофизи¬ческих характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией.

В некоторых  профессиях без предварительной  физической подго¬товки вообще обойтись невозможно. Космонавты, например, для  воспита¬ния умения действовать  в космическом полете в условиях невесомости предварительно интенсивно тренируются на специальных тренажерах, в бассейнах в подводном положении, в специальных кабинах самолетов, вы-полняющих в течение определенного времени снижение по крутой дуге. В процессе этих тренировок для космонавтов создается искусственная неве¬сомость.

Достигнутый в  процессе ППФП высокий уровень профессионально  важных качеств позволяет во время  работы длительное время поддержи¬вать  оптимальную работоспособность  человека на производстве. Объясня¬ется это повышением резервных возможностей человека и тренировкой его компенсаторных механизмов.

Задачи и содержание ППФП определяются по объективным требо¬ваниям профессии к человеку. Поэтому  научно-теоретическое обоснование  ППФП связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий.

К таким факторам относят следующие (Б.И. Загорский, 1984):

- особенности информационного обеспечения:

- характер основных рабочих движений;

- особые внешние условия деятельности. 

Эффективными  средствами комплексного формирования профес¬сионально важных качеств специалистов являются: занятия профилиро¬ванными видами спорта, выполнение специально разработанных комплек¬сов ППФП, упражнения на тренажерах, преодоление полос препятствий.

47 вопрос

Трудовая деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней среде. Прием информации связан с нагрузкой на определенные анализаторы (слуховой, зрительный, двигательный и др.) и психические процессы, как внимание, память, оперативное мышление и т.д. Здесь учитываются харак¬тер и объем поступающей информации, условия ее восприятия человеком в процессе трудовой деятельности. Изучая указанные признаки устанавли¬ваются специфические требования к двигательным и психическим качест¬вам человека.

Особые внешние условия деятельности предъявляют специфиче¬ские требования к психофизической подготовленности человека к определенной профессии. Неблагоприятные внешние условия, включая и произ¬водственные (неудобная рабочая поза, ограничение двигательной активно¬сти, плохое освещение, повышенная температура микроклимата и др.) вы¬зывают дополнительные напряжений функций организма.

При анализе  факторов влияющих на конкретное содержание ППФП(проф-приклад физ подготовка) необходимо также учитывать и  такие как: режим труда и отдыха, особен¬ности динамики работоспособности, специфика профессионального утом¬ления и заболеваемости

48 вопрос

Методика релаксации и психорегулирующей (аутогенной) тренировки.

Релаксация - состояние  покоя и расслабленности, возникающее  вследствие снятия напряжения после психических и физических нагрузок. Может быть непроизвольной (например, отход ко сну) и произвольной (например, аутотренинг).

Различают отдых  пассивный и активный, связанный  с двигательной деятельности. Активный отдых является основой организации отдыха в сфере умственной деятельности. Значение активного отдыха для восста¬новления работоспособности впервые было установлено русским физиоло¬гом И.М. Сеченовым (1829-1905), который показал, что явно выраженное ускорение восстановления работоспособности утомленной конечности происходит не при ее пассивном отдыхе, а при работе в период отдыха другой конечностью.

К «малым формам»  физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная  пауза, физкультминутки, микропаузы активного отдыха.

Утренняя гигиеническая  гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения  от сна. В комплексы необходимо включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и ды¬хательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статиче¬ского характера, со значительными отягощениями, на выносилось. Еже¬дневный комплекс утренней гигиенической гимнастики, дополненный водными процедурами - эффективное средство закаливания организма, поддержания работоспособности.

Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную  и нервную системы, спо¬собствует  более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в про¬цессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и прово¬дится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной  пау¬зы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты  туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп  средний. 6-8 раз.

Автор данного  комплекса (Н.Т. Перепелицын) рекомендует  вклю¬чать его между второй и  третьей парой в режиме учебного дня, т.е. через 3 часа после начала учебного дня.

Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых  в те¬чение 1 -2 минут. Физкультурные  минутки могут быть общего и локально¬го  воздействия, они применяются в  течение учебного дня по мере необхо¬димости в активном отдыхе (до 5 раз и более).

Примером физкультминутки  для студентов может служить  сле¬дующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение    приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Информация о работе Физическая культура - часть общечеловеческой культуры