Физическая культура - часть общечеловеческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 12:52, лекция

Описание

Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использо¬вании специальных средств, методов и условий направленного физическо-го совершенства человека.

Работа состоит из  1 файл

физ-ра.doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

Выносливость - это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность организма противостоять утомлению.

Выносливость  как качество проявляется в двух основных формах:

  • в продолжительности работы без признаков утомления на данном 
    уровне мощности;
  • в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

На практике различают общую и специальную  выносливость.

Общая выносливость - совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью.

Специальная выносливость - способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).

В зависимости  от интенсивности работы и выполняемых  упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.

Для развития выносливости применяются различные методы.

  • равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения циклического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);
  • переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном 
    движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);
  • интервальный метод (дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба).

Средствами  воспитания выносливости являются циклические упражнения (ходьба, бег).

21 вопрос

Средства  и методы развития силы

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу:

- абсолютная сила - суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в конкретном движении.

относительная сила - проявление абсолютной силы в пересчете на 
I к! веса человека.

Средствами  развития силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:

  • упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера, упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.);
  • упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);
  • изометрические упражнения (упражнения статического характера).

Наиболее распространены следующие методы развития силы:

метод максимальных усилий (упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений до 90% от максимально возможного;

в серии выполняется 1-3 повторений, за одно занятие выполняется 5-6 серий, отдых между сериями 4-8 минут);

- метод повторных усилий (или метод "до отказа") (упражнения 
выполняются с отягощением до 70% от максимально возможного, которые 
выполняются сериями до 12 повторений, в одном занятии выполняется от 
3 до 6 серий, отдых между сериями от 2 до 4 минут);

- метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягощением до 30% от максимально возможного, в серии выполняется до 25 повторений, количество серий за одной занятие от 3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минут).

22 вопрос

Средства  и методы развития гибкости

Гибкость - подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости:

  • активную, величина амплитуды движений при самостоятельном 
    выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям;
  • пассивную, максимальная величина амплитуды движений, достигаемая под воздействием внешних сил (партнер, отягощение).

Одним из наиболее принятых методов развития гибкости является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях.

Средствами  развития гибкости являются: повторные пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые с помощью партнера и т.д.

Следует всегда помнить, что упражнения на растяжку или с большой амплитудой движения следует делать после хорошей разминки и при этом не должно быть сильных болевых ощущений.

23 вопрос

Средства  и методы развития ловкости

Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.

Обычно  для развития ловкости применяют  повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.

Наиболее  распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:

  • выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
  • зеркальное выполнение упражнений;
  • усложнение условий выполнения обычных упражнений;
  • изменение скорости и темпа движений;
  • изменение пространственных границ выполнения упражнений 
    (уменьшение размеров поля).

24 вопрос

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух, вода), а также меры общественной и личной гигиены. Под физическими упражнениями понимается применение различных движений, специально подобранных и проводимых с целью физического воспитания.

Физические упражнения, несмотря на их огромное многообразие, можно сгруппировать в следующие  четыре вида: гимнастика, подвижные игры, спорт, туризм. Гимнастика. Это средство общего физического развития.

Характерной особенностью гимнастики является применение разнообразных  физических упражнений, возможность  избирательного воздействия на отдельные  группы мышц и сравнительно точная дозировка физической нагрузки.

Различают следующие  виды гимнастики: основная, гигиеническая, производственная, спортивная, художественная и лечебная. Основная гимнастика обеспечивает широкую общую физическую подготовку молодежи, создает базу для дальнейшего спортивного совершенствования.

В нее входят: общеразвивающие и вольные упражнения, ходьба, бег, метание, преодоление препятствий  и т. д. Основная гимнастика составляет существенную часть обязательной программы  физического воспитания во всех подростковых учреждениях. Гигиеническая гимнастика — разновидность основной.

Она направлена на укрепление здоровья, повышение  работоспособности организма. Наиболее распространенным видом гигиенической  гимнастики является утренняя гимнастика, получившая название «зарядка». Утренняя гимнастика снимает состояние торможения, вызывает чувство бодрости, жизнерадостности, подготавливает организм к предстоящему трудовому дню. Утреннюю гимнастику необходимо проводить ежедневно на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.

25 вопрос

Основной  формой организации занятий по физическому  воспита¬нию считается урочная. Отметим характерные признаки урочной  формы:

§ проводятся под руководством педагога;

§ коллектив занимающихся организован и однороден;

§ занятия проводятся по разработанной программе;

§ занятия проводятся по расписанию.

Урок  принято делить на 3 части: подготовительную, основную и за¬ключительную.

Подготовительная  часть урока. В этой части урока  решаются сле¬дующие задачи:

- подготовка центральной нервной системы и вегетативных функций к предстоящей нагрузке;

- подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных усилий.

Основная  часть урока. В основной части  урока решаются главные задачи:

- развитие волевых и физических качеств занимающихся;

- формирование жизненно необходимых и спортивных навыков.

Заключительная  часть урока. В этой части урока  основными зада¬чами являются следующие:

- содействовать более быстрому восстановлению организма после нагрузки в основной части (рекомендуется выполнять упражнения на рас¬слабление, на растягивание, массаж);

- подвести итоги работы на уроке. Преподаватель должен дать оценку действиям занимающихся, проинформировать о предстоящих заня¬тиях.

Неурочные формы занятий физическими упражнениями могут быть эпизодическими (походы, катания на лыжах, коньках и т.п.) и системати¬ческими (гигиеническая и производственная гимнастика). Если эпизодиче¬ские занятия не имеют строгой регламентации, то систематические не¬урочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне опре¬деленные требования к нагрузке.

26 вопрос

Отношение студентов к физической культуре и спорту - одна из ак¬туальных социально-педагогических проблем. Многочисленные исследо¬вания  свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов потребностью, не превратилась в интерес лич¬ности.

Существуют  объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и  мотивы включения студентов в  активные занятия физической культурой и спортом.

К объективным  факторам относятся: состояние материальной базы, содержание занятий и направленность учебного процесса по физвоспитанию, состояние  здоровья занимающихся, личность преподавателя, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

В зависимости  от задач, которые ставит перед собой  занимающий¬ся, различные системы  физических упражнений могут целенаправленно  использоваться, например:

1. Для  развития основных физических  качеств:

- для развития силы применяются упражнения с отягощениями (собственный вес тела, с резиновыми амортизаторами, с эспандером, отя¬гощения малого, среднего и большого веса, упражнения на тренажерах);

атлетическая  гимнастика; тяжелая атлетика; гиревой  спорт;

- для развития быстроты движений   используются различные уп¬ражнения   с ускорением,   спринтерские  дистанции   в легкой   атлетике (100,200 м), конькобежном спорте;

- для развития ловкости  большое значение имеет разучивание но¬вых сложных движений, а также упражнения спортивной и художествен¬ной гимнастики, акробатики, аэробики, прыжки на батуте, спортивные

различные игры;

- для развития гибкости рекомендуется выполнять различные гимнастические упражнения для всех частей тела с максимальной амплитудой: активные (за счет собственных усилий) и пассивные (за счет внешних уси¬лий), с помощью партнера или с использованием отягощений;

Информация о работе Физическая культура - часть общечеловеческой культуры