Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2011 в 12:52, лекция
Физическая культура составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использо¬вании специальных средств, методов и условий направленного физическо-го совершенства человека.
- для развития выносливости используются все циклические виды спорта, нагрузка в которых продолжается от 6 минут до 30 минут и более.
Например, спортивная ходьба, лыжные гонки, бег на средние и длинные дистанции, плавание и т.д.
2. Для освоения жизненно необходимых навыков используются ходьба, бег, плавание, передвижения на лыжах, ритмическая гимнастика.
3. Для воспитания волевых качеств необходимо во время занятий добиваться выполнения тренировочных планов, преодолевать вводимые в занятия усложнения, применять элементы соревнований.
4. На формирование различных психофизических и специальных прикладных физических качеств можно воздействовать с помощью на¬правленного подбора средств физической культуры:
- устойчивость к низким температурам вырабатывается при заняти¬ях зимними видами спорта на открытом воздухе;
- устойчивость к гипоксии вырабатывается при занятиях циклическими видами спорта на средние и длинные дистанции;
- устойчивость к работе на высоте вырабатывается при занятиях спортивной гимнастикой, акробатикой, прыжками на батуте;
- устойчивость к длительной концентрации внимания вырабатывается при занятиях пулевой стрельбой, стрельбой из лука, шахматами и шашками;
- устойчивость к распределенному вниманию вырабатывается при
занятиях спортивными играми (футбол, волейбол, баскетбол).
27 вопрос
Формы
самостоятельных занятий
Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.
В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует вклю¬чать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыха¬тельные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статиче¬ского характера, со значительными отягощениями, на выносливость. Мож¬но включать упражнения со скакалкой, эспандером, с мячом.
При составлении комплексов утренней гигиенической гимнастики и их выполнении рекомендуется физиологическую нагрузку на организм по¬вышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине ком¬плекса. К концу выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.
Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой с постепенным увеличением ее до средних величин.
Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомас¬сажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туло¬вища и рук (5-7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.
Упражнения
в течение учебного дня выполняются
в перерывах ме¬жду учебными занятиями.
Такие упражнения обеспечивают предуп¬реждение
наступающего утомления, способствуют
поддержанию высокой
Физические
упражнения нужно проводить в
хорошо проветрива¬емых помещениях.
Очень полезно выполнять
Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить ин¬дивидуально или в группе из 3-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная.
Заниматься рекомендуется 2-7 раз в неделю по 1-1,5 ч. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшим временем для трени¬ровок является вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 часа после приема пищи и не позднее чем за час до приема пищи или отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак. Трениро¬вочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоро¬вья и повышению общей работоспособности организма.
Таким образом, при проведении самостоятельных занятий особенно важно:
- рациональное планирование тренировочного процесса;
- правильное построение отдельного тренировочного занятия.
28 вопрос
Интенсивность нагрузки может определяться по ЧСС.
Исследованиями установлено, что для разного возраста минималь¬ная интенсивность по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, для лиц 20 лет является - 134 уд/мин.
Зависимость максимальной ЧСС от возраста можно определить по формуле:
ЧСС (максимальная) = 220 - возраст (в годах).
Учитывая наличие максимальных и минимальных величин интен¬сивности по ЧСС, можно определить зоны оптимальных и больших нагрузок. Например, для лиц 17-20 лет оптимальной зоной будет диапазон ЧСС от 150 до 177 уд/мин, зоной больших нагрузок от 177 до 200 уд/мин; для лиц 25 лет соответственно - 145-172 уд/мин и 172/195 уд/мин.
Самочувствие занимающихся точно отражает изменения, происхо¬дящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями.
Признаками чрезмерной нагрузки являются: накапливание утомле¬ния, появление бессонницы или повышение сонливости, боль в области сердца, одышка, тошнота.
При проявлениях данных признаков необходимо снизить физиче¬скую нагрузку или временно прекратить занятия.
29 вопрос
Спорт - многогранное общественное явление, составляющее неотъ¬емлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всесто¬роннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья.
Цель спорта - наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, достижение высоких результатов и побед в состязани¬ях.
В современном понимании спорт - это стремление человека к рас¬ширению границ своих физических возможностей, реализуемое через сис¬тематичный тренировочный процесс и участие в соревнованиях.
Спорт - одно из важных средств эстетического воспитания, удовле¬творения духовных запросов общества, это и целый мир эмоций , порож¬даемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс меж¬человеческих отношений и популярнейшее зрелище. Спорт в процессе ис¬торического развития занял видное место как в физической, так и духов¬ной культуре общества, причем его общественная значимость продолжает возрастать. Спорт способствует расширению международных связей, взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами. Спорт, занятия физическими упражнениями являются исключительно действенны¬ми средствами физического воспитания молодежи, расширяют физические и духовные возможности человека, формируют его как личность, готовят подрастающее поколение к жизненной практике, приобщают к активной общественной жизни.
В настоящее время массовым явлением стало спортивное движение - процесс приобщения к спорту, его распространение и развитие в обще¬стве. В спортивном движении достаточно определенно выделяются два направления, которые чаще всего называют "массовый спорт'' и "спорт высших достижений".
Основное отличие массового спорта определяется тем, что спор¬тивная деятельность человека занимает подчиненное место в индивиду¬альном образе жизни по отношению к учебной или трудовой деятельности. Спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращает¬ся в основою в индивидуальном образе жизни.
30 вопрос
В современной практике физического воспитания виды спорта под¬разделяют на пять групп, в зависимости от характера деятельности спорт¬смена, источника и способа достижения спортивного результата (Л.П. Матвеев, 1991).
1-я группа
- виды спорта, представляющие собой
высокоактивную двигательную
2-я группа
- виды спорта, основу которых
составляют действия
3-я группа
- технико-конструкторские виды
4-я группа
- стрелковые виды спорта (стрельба
из стрелкового ору¬жия:
5-я группа - абстрактно-игровые виды спорта, исход соревнований в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки и т.п.).
31 вопрос
Современные системы физических упражнений представляют со¬бой совокупность специально подобранных физических упражнений, на¬правленных на комплексное или избирательное воздействие на определен¬ные функциональные системы организма.
В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуются атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, шейпинг. стретчинг, восточные системы: йога, ушу.
На обязательных занятиях по учебной дисциплине "Физическая культура" необходимо использовать только те системы физических уп¬ражнений, которые обеспечивают повышенную двигательную активность.
Атлетическая гимнастика - это система физических упражнений, развивающих силу в сочетании с разносторонней физической подготовкой.
Для развития силы используются специальные силовые упражне¬ния: упражнения с гантелями (5-12 кг), упражнения с гирями (16, 24, 32 кг), упражнения со штангой (вес в зависимости от подготовки), упражне¬ния на тренажерах и т.п.
Ритмическая гимнастика (аэробика) - это комплексы физических упражнений, выполняемых, как правило, без отдыха в быстром темпе под музыку.
Существуют разные виды аэробики:
1) Аэробика по-американски (базовая аэробика). Это синтез обще развивающих упражнений, бега, подскоков, в танцевальном стиле, выполняемых без пауз отдыха под музыкальное сопровождение 120-160 акцептов в минуту:
- низкая интенсивность - простые по координации движения, позволяющие формировать базовые навыки. ЧСС - 120 - 135 уд/мин
- высокая интенсивность - увеличение пульса до 150 - 160 уд/мин.
В комплекс включается большое число беговых и прыгательных упражнений.
2) Танцевальная аэробика - характерной чертой является то, что помимо традиционных средств, в ней широко используются элементы джазового танца: фанк-аэробика; рок-аэробика - элементы танца рок-н-ролла; брейк-аэробика - это сплав танца, пантомимы, гимнастики, ак¬робатики;
3) Шейп-аэробика - тренировка с отягощениями. Наиболее эффек¬тивный способ избирательного воздействия на телосложение человека.
4) Спортивная аэробика - фантастический коктейль из культуризма, гимнастики, аэробики и спортивных танцев.
5) Степ-аэробика - комплекс упражнений выполняется с подъемом и спуском на специально оборудованных ступенях.
6) Гидроаэробика - комплекс упражнений, выполняемых в воде.
Стретчинг - это система развития гибкости, включает в себя ком¬плекс упражнений, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп и подвижности в суставах.
Название
это происходит от английского слова
"§п-е1сЬш§" - растя¬гивание. Существует
два типа упражнений при выполнений,
которых про¬исходит
- баллистические - это маховые движения руками и ногами, сгиба¬ние и разгибание туловища, обычно выполняемые с большой амплитудой и значительной скоростью. Здесь удлинение определенной группы мышц сравнительно кратковременно и длится столько, сколько мах или сгибание;
Информация о работе Физическая культура - часть общечеловеческой культуры