Физическое воспитание студентов – задачи, значения, содержание, формы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, реферат

Описание

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи:
 понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке се к профессиональной деятельности;
 знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

Содержание

Введение 3
1. Формы и содержание занятий 4
2. Возрастные особенности контингента обучающихся в ВУЗе 8
3. Методические основы физического воспитания в ВУЗе 10
4. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях 14
5. Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре 18
6. Формы организации физического воспитания студентов 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Реферат Физическое воспитание студентов-задачи, значения, содержание, формы организации.docx

— 55.60 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методические основы физического воспитания в ВУЗе

 

Обучение в высшем учебном заведении  сопряжено с большим объемом  учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса в ВУЗах, особенно в технических, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой  умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в ВУЗе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6 – 8 часов занятий в неделю в течение всех лет обучения в ВУЗе.

Сочетание двигательных нагрузок с  умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения:

    1. Занятия физическими упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70 – 75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160 – 170 уд./мин.

Во второй половине каждого семестра примерно 70 – 75% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд./мин).

Такое построение учебных и самостоятельных занятий оказывает стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов.

    1. На занятиях физического воспитания, проводимых как первая пара, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС – 110 – 130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130 – 150 уд./мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50 – 60%. Основное назначение таких занятий – обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что, в конечном счете, стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

В случае, когда урок физического  воспитания проводится на 3 – 4-й паре, ЧСС не должна превышать 150 – 160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.

    1. Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности  существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.
    2. Занятия различными видами спорта по-разному оказывают 1-ое воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют повышенные требования к психике. Это обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.
    3. В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60 – 70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).

Таким образом, направленность занятий физическими упражнениями в период сессии может быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической (в основном для не спортсменов), так и поддерживающей (преимущественно для спортсменов).

В рамках учебной недели с целью  обеспечения устойчивой умственной работоспособности рекомендуется следующая исходно-ориентировочная схема планирования занятий по физическому воспитанию:

    • понедельник – занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;
    • среда – занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;
    • пятница (или суббота) – занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.

Следует отметить, что только систематическое  использование разнообразных средств  физического воспитания создает объективные условия для оптимального проявления умственной работоспособности.

Физическое воспитание студентов  включает в себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное.

Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания. Средства: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и др.

Спортивное направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства.

Профессионально-прикладное направление способствует использованию средств физического воспитания в системе научной организации труда, а также при подготовке к работе по избранной специальности с учетом ее особенностей.

Гигиеническое направление предусматривает  использование средств физического  воспитания для восстановления работоспособности  и укрепления здоровья. Средства: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, рациональный режим учебы и отдыха, питание в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительные прогулки и др.

Оздоровительно-рекреативное направление  предусматривает использование  средств физического воспитания при организации отдыха и культурного  досуга в выходные дни и в период каникул для укрепления здоровья. Средства: туристские походы, экскурсии, подвижные игры и др.

Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом  или отдельных функций организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, травм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях

 

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом ВУЗе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т.е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.

В основном отделении учебный  процесс направлен на:

    • всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной и методико-практической подготовленности;
    • формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Занятия имеют заметно  выраженную комплексную направленность по типу ОФП, с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130 – 160 уд./мин.

В специальное учебное  отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную группу, т.е. имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья. Практический материал для специального учебного отделения разрабатывается преподавателями с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет коррелирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания.

Учебный процесс в специальном  медицинском отделении имеет  определенную специфику и преимущественно  направлен на:

    • укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности на протяжении всего периода обучения;
    • использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;
    • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания.

Направленность учебных  занятий носит ярко выраженный оздоровительно-восстановительный  характер.

Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера  заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.

Группа А комплектуется из студентов с заболеванием сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах и др.), позволяющие совершенствовать аэробные возможности занимающихся.

Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно корригирующие физические упражнения.

Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам.

Физическая нагрузка во всех четырех группах строго и индивидуально регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.

В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.

Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки (цикличность, волнообразность, единство обшей и специальной подготовки и др.).

Студенты спортивного  отделения выполняют обязательные зачетные требования и нормативы, установленные для основного отделения и в те же сроки.

Таким образом, учебный процесс по физическому воспитанию студентов включает в себя два взаимосвязанных содержательных компонента:

    1. базовые занятия физической культурой, обеспечивающие формирование основ физической культуры личности;
    2. спортивный компонент, дополняющий базовый и включающий занятия в избранном виде спорта, учитывая индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности.

Информация о работе Физическое воспитание студентов – задачи, значения, содержание, формы организации