Комплекс физических упражнений при восстановительном лечении травм опорно-двигательного аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:07, реферат

Описание

Частота заболеваний опорно-двигательного аппарата у квалифицированных спортсменов больше, чем у менее квалифицированных и начинающих спортсменов, что в определенной мере связано с более высокими физическими нагрузками в тренировке. Значительный процент таких изменений у ведущих спортсменов объясняется недостаточно ответственным отношением к лечению травм, возобновлением тренировок, до наступления функционального восстановления, а также недостаточно разработанной диагностикой и оценкой функционально состояния нервно-мышечного аппарата и тем, что не решены еще полностью вопросы об эффективных средствах восстановления нервно-мышечной системы после больших физических напряжений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1: Основные причины травматизма в спорте…………………………........5
Глава 2: Особенности реабилитации спортсменов
после травм опорно-двигательного аппарата……………………........9
Глава 3: Комплекс физических упражнений при восстановительном
лечении травм опорно-двигательного аппарата……………………......16
Заключение……………………………………………………………………….....31
Список литературы………………………………………………………………....32

Работа состоит из  1 файл

Реферат по физре!.docx

— 61.41 Кб (Скачать документ)

  Содержание.

                                                                                                                             Стр.

  Введение………………………………………………………………………..........3 

  Глава 1: Основные причины травматизма в спорте…………………………........5 

  Глава 2: Особенности реабилитации спортсменов

                 после травм опорно-двигательного    аппарата……………………........9 

  Глава 3: Комплекс физических упражнений при восстановительном 

                 лечении травм опорно-двигательного  аппарата……………………......16 

  Заключение……………………………………………………………………….....31 

  Список  литературы………………………………………………………………....32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

  Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще С.П. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

  Тренировки  активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому  физические упражнения являются средством  неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать  как метод восстановительной  терапии. Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

  Профилактическая  направленность российского здравоохранения  обусловливает проведение комплекса  предупредительных мероприятий  для сохранения и укрепления здоровья человека. В эти мероприятия входит огромная по своим масштабам система  мер по профилактике травматизма, в  частности при занятиях спортом.

  Травмы  при занятиях физической культурой  и спортом  возникают относительно редко по сравнению с травмами, связанными с промышленным, сельскохозяйственным, уличным, бытовым и другими видами травматизма, - около 3 % к общему числу травм. Возникновение повреждений при занятиях спортом, противоречит оздоровительным задачам системы российского физического воспитания. Хотя, как правило, эти травмы и не опасны для жизни, они отражаются на общей и спортивной работоспособности спортсмена, выводя его на длительный период из строя и нередко требуя много времени для восстановления утраченной работоспособности.

  Наблюдаются случаи развития хронических процессов  в результате ранее полученного  повреждения. Вследствие повторных  травм они обостряются и выводят  спортсмена из строя на весьма длительный срок. Большие физические нагрузки, применяемые иногда при занятиях спортом, особенно в условиях напряженных  тренировок и соревнований, требуют  хорошо налаженной системы восстановления поврежденной области и организма  в целом.

  Обобщенные  материалы о состоянии заболеваемости спортсменов представителей всех видов  спорта показывают, что на первом месте  по частоте распространения стоят  хронические воспалительные и дегенеративные изменения опорно-двигательного  аппарата,  являющиеся следствием перенесенных и недостаточно излеченных травм, повторных  микротравм и физических перегрузок.  К ним относятся: деформирующие  артрозы, хронические периоститы, паратенониты, тендовагиниты, миофасциты, оссифицирующие миозиты и пр. При этом, как  правило, преимущественно поражаются наиболее нагружаемые суставы, связочно-сумочный аппарат и мышцы.

  Частота заболеваний опорно-двигательного  аппарата у квалифицированных спортсменов больше, чем у менее квалифицированных и начинающих спортсменов,  что в определенной мере связано с более высокими физическими нагрузками в тренировке. Значительный процент таких изменений у ведущих спортсменов объясняется недостаточно ответственным отношением к лечению травм, возобновлением тренировок, до наступления функционального восстановления, а также недостаточно разработанной диагностикой и оценкой функционально состояния нервно-мышечного аппарата и тем, что не решены еще полностью вопросы об эффективных средствах восстановления нервно-мышечной системы после больших физических напряжений.

  Глава 1: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА В СПОРТЕ.

  Вопрос, почему возникает травма, интересует специалистов, работающих в различных  областях спорта, - научных работников, врачей, тренеров, спортсменов. Однако чаще всего этот вопрос задает спортивный травматолог. Ведь, к сожалению, у  кабинета травматолога всегда очередь. И это результат не только слабой организационно-методической работы или  следствие недочетов в работе врача. Просто тенденция роста обращений  к травматологу связана в первую очередь с увеличением числа  занимающихся физической культурой  и спортом, значительно возросшими требованиями к спортивным результатам.

  Трудность осуществления оздоровительной  направленности спортивной тренировки состоит в том, что занятия  спортом помимо решения основной задачи - физического совершенствования  решают и задачи сложного специализированного  приспособления и совершенствования  организма человека к максимальным нагрузкам в условиях, приближенных к экстремальным. Кроме того, следует  отметить, что профилактике травм  в спорте уделяется еще мало внимания и отсутствует активная пропаганда необходимости профилактических мероприятий  как составной части тренировочного процесса. Поэтому спортсмены негативно  относятся к мерам профилактики и вспоминают о них только получив  травму.

  Повышая эффективность учебно-тренировочного процесса, тренер не должен забывать о  раннем выявлении и устранении причин, вызывающих то или иное патологическое состояние спортсмена.

  Согласно  принятой классификации (М. В. Волков, 1973; З.С.Миронова, 1976), имеется 5 групп причин, которые приводят к травмам и  заболеваниям у спортсменов1:

  1. Недостатки в организации и  методике учебно-тренировочных занятий  и соревнований.

  2. Неудовлетворительное состояние  мест занятий, оборудования, спортивного  инвентаря, одежды и обуви спортсменов.

  3. Неблагоприятные санитарно-гигиенические  и метеорологические условия  при проведении учебно-тренировочных  занятий и соревнований.

  4. Нарушение правил врачебного  контроля.

  5. Нарушение спортсменами дисциплины  и установленных правил во  время тренировок и соревнований.

  В основе происхождения спортивной травмы, так же как и в любой другой форме патологии, лежат объективные  и субъективные факторы, каждый из которых  в одном случае может быть причиной повреждения, а в другом - условием его возникновения. Здесь следует  учитывать, кроме того, характер и  локализацию травмы, находящиеся  в зависимости от квалификации и  возраста спортсмена. Так, у новичков и спортсменов низших разрядов преобладают  легкие травмы, не требующие длительного  лечения (ушибы мягких тканей, ссадины, явления, связанные с перегрузкой  опорно-двигательного аппарата, и  т. п.).

  У высококвалифицированных спортсменов  отмечается уменьшение количества травм. Спортивная квалификация, стаж и спортивный опыт позволяют им избежать многих повреждений. Для спортсменов высокой  квалификации характерны специфические  травмы, связанные с особенностями  их спортивной деятельности и вызванные  чрезмерной, многократно повторяющейся  нагрузкой.

  Кроме того, для определения направлений  и мер профилактики травматизма  в спорте необходимо учитывать организационные  и методические недостатки в построении учебно-тренировочного процесса, а  именно:

  - отсутствие достаточно продолжительного  периода предварительной общефизической, психической и двигательной подготовки, во время которой соответствующие  способности спортсмена доводятся  до уровня, позволяющего приступить  к обучению двигательным действиям;

      - неправильное формирование двигательного навыка при начальном обучении, т. е. формирование ошибочной техники, присущей избранному виду спорта;

  - неправильная структура процесса  обучения, т. е. отсутствие последовательности  в постановке задач, выборе  методов и средств обучения  и т. п.;

  - погрешности в проведении тренировки  отдельных микро- и мезоциклов, всего годичного цикла, многолетней  подготовке, т. е. неправильный  выбор упражнений и нагрузок, чрезмерные нагрузки при недостаточном  восстановлении, стремление продлить  пребывание в состоянии пика  спортивной формы, сокращение  времени отдыха для увеличения общего времени тренировки, недостаточный для восстановления перерыв между соревнованиями и др.;

  - отсутствие индивидуального подхода  к спортсмену без учета его  возраста, состояния здоровья, степени  подготовленности и тренированности,  уровня и особенностей развития (типологические особенности нервной  деятельности, темперамент, психологические  особенности), условий жизни, труда  и учебы, мотивации.

  Как видно из сказанного выше, основная и решающая роль во всем этом принадлежит  тренеру.

  При подробном опросе спортсменов, получивших травму, выясняются совпадения, на первый взгляд едва заметные: череда неблагоприятных  обстоятельств, соединяющих те или  иные случайности, которые вырастают  в закономерную логическую цепочку. И порой получается, что, не изучив внимательно эти обстоятельства, не исследовав их достаточно глубоко, за основную причину травмы принимают  ту, которая непосредственно к  ней привела. Если же провести подробный  анализ, то почти всегда можно найти  некий отправной момент, являющийся как бы пусковым механизмом возникновения  травмы. Чаще всего таким отправным  моментом являются различные факторы  риска.

  Факторы риска - это вредно действующие агенты, которые сами не в состоянии вызвать  травму, но в определенных условиях способствующие ее возникновению и  клиническому проявлению, особенно если одни факторы сочетаются с другими2.

  Например, алкоголь, курение, недостаточная тренированность  и т. п. являются факторами риска  в отношении возникновения перенапряжений опорно-двигательного аппарата у  спортсменов. Каждый из них в какой-то мере способствует перенапряжению, но если эти факторы действуют в  совокупности, вероятность возникновения  травмы или заболевания возрастает в несколько раз.

  Компенсаторные  возможности человеческого организма  позволяют противодействовать этим факторам. В тех же случаях, когда  сопротивляемость организма снижена  по тем или иным причинам, возникают  травмы. К общим факторам риска относятся: отклонения в состоянии здоровья, недостатки в общей физической подготовленности, утомление, нарушения весового режима, курение, употребление алкогольных напитков, применение стимуляторов, неблагоприятные погодные и климатические условия, нарушения правил врачебного контроля и самоконтроля.

  Определение специфических факторов риска в  отдельных видах спорта является основополагающим моментом в разработке конкретных мер профилактики травматизма.

  К основным специфическим факторам риска, характерным для всех видов спорта, относятся: несоответствие спортивной техники возможностям спортсмена; недостатки ранней специальной физической подготовки; погрешности в разминке; неумение правильно выполнять страховку  и самостраховку; несоответствие обуви  и одежды спортсмена условиям тренировок и соревнований; дефекты в использовании  индивидуальных средств защиты; изготовление и наличие спортивного инвентаря  без учета обеспечения безопасности; несовершенство правил соревнований и  необъективное судейство; неподготовленность мест проведения тренировок и соревнований; особенности психоэмоциональных проявлений; нарушения дисциплины; несоблюдение правил самоконтроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2: ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ТРАВМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

  Реабилитация - это система средств и мероприятий, направленных на максимально быстрое  восстановление здоровья спортсменов  и обретение ими оптимальной  спортивной формы после различных  травм и заболеваний3. Спортивная реабилитация помимо чисто медицинских средств лечения (оперативное, консервативное и медикаментозное, физио- и психотерапия, лечебная физкультура и др.) включает и педагогические средства, направленные на восстановление спортивной работоспособности. Главным в них является реализация принципа индивидуализации объема и характера нагрузок в учебно-тренировочном процессе. Кроме того, от знаний и умений, организованности, дисциплинированности тренера и спортсмена во многом зависит окончательный результат восстановления.

Информация о работе Комплекс физических упражнений при восстановительном лечении травм опорно-двигательного аппарата