Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 21:07, реферат
Частота заболеваний опорно-двигательного аппарата у квалифицированных спортсменов больше, чем у менее квалифицированных и начинающих спортсменов, что в определенной мере связано с более высокими физическими нагрузками в тренировке. Значительный процент таких изменений у ведущих спортсменов объясняется недостаточно ответственным отношением к лечению травм, возобновлением тренировок, до наступления функционального восстановления, а также недостаточно разработанной диагностикой и оценкой функционально состояния нервно-мышечного аппарата и тем, что не решены еще полностью вопросы об эффективных средствах восстановления нервно-мышечной системы после больших физических напряжений.
Введение………………………………………………………………………..........3
Глава 1: Основные причины травматизма в спорте…………………………........5
Глава 2: Особенности реабилитации спортсменов
после травм опорно-двигательного аппарата……………………........9
Глава 3: Комплекс физических упражнений при восстановительном
лечении травм опорно-двигательного аппарата……………………......16
Заключение……………………………………………………………………….....31
Список литературы………………………………………………………………....32
В процессе реабилитации перед тренером и спортсменом стоят следующие задачи:
1.
Сохранение при лечении
2.
Раннее восстановление
3.
Создание у спортсмена
4.
Поддержание общей и
На
решении этих задач строится весь
комплекс мероприятий, включающий различные
виды физических упражнений и имеющий
лечебную и тренировочную
Травмы
опорно-двигательного аппарата (ОДА)
у спортсменов сопровождаются внезапным
и резким прекращением тренировочных
занятий, вызывают нарушение установившегося
физического стереотипа, что влечет
за собой болезненную реакцию
всего организма. Внезапное прекращение
занятий спортом способствует угасанию
и разрушению выработанных многолетней
систематической тренировкой
Восстановление
работоспособности спортсменов
для выполнения ими высококоординированных
движений с большим физическим, психическим
напряжением, мобилизацией всех функциональных
возможностей организма требует
четкой, строго согласованной деятельности
различных звеньев
Процесс реабилитации спортсменов после травм ОДА согласно системе, разработанной В.Ф. Башкировым (1984) и усовершенствованной М.И.Гершбургом (1989), подразделяется на три этапа: 1-й этап - медицинской реабилитации, который осуществляется чаще всего в условиях стационара; 2-й этап - спортивной реабилитации проводится преимущественно в поликлинике и 3-й этап - начальной спортивной тренировки - в естественных условиях спортивной деятельности4.
Наиболее полно вопросы реабилитации спортивной работоспособности изучены на стационарном этапе восстановительного лечения (А.Ф. Каптелин, З.С. Миронова, В.А. Ласская, В.Ф. Башкиров, М.И. Гершбург, М.Г. Цыкунов).
Этап медицинской реабилитации, как известно, направлен на восстановление анатомической целостности зоны повреждения, ликвидацию воспалительного процесса в этой зоне, интенсификацию процесса регенерации и к концу этапа - восстановление нарушенных в результате травмы функций.
Помимо
основной задачи - восстановления анатомо-функциональных
свойств поврежденного звена
ОДА у спортсмена добавляется
еще не менее существенная - поддержание
общей работоспособности
Известно, что основными средствами на 1-м этапе реабилитации являются различные виды физических упражнений, массаж, физиотерапевтические процедуры, при необходимости - медикаментозная коррекция.
Второй этап - этап спортивной реабилитации. Этот этап в основном направлен на восстановление спортивной подготовленности травмированных спортсменов. Специальными средствами этого этапа являются физические упражнения различной направленности, по своей специфике, объему и интенсивности выходящие далеко за пределы лечебной физкультуры. Физические упражнения подбираются с учетом клинических показателей, поставленных задач и в соответствии со специализацией спортсмена. В начале этапа используются упражнения, направленные на восстановление общей работоспособности, создаются основы базовой подготовки, затем постепенно подключаются упражнения для развития основных физических качеств и средства специальной физической подготовки (В.Ф. Башкиров, 1984).
Среди широкого арсенала используемых упражнений особое внимание уделяется упражнениям силового характера и на гибкость, особенно в пораженной зоне (М.И. Гершбург, 1997). Цель этих упражнений - укрепление всей мышечной системы, с тем чтобы подготовить ее к возрастающим нагрузкам. При первой же возможности необходимо приступить к циклическим упражнениям (ходьба, бег, плавание, гребля, бег на лыжах) как средству повышения общего уровня работоспособности организма и усиления адаптации кардиореспираторной системы организма реабилитируемого спортсмена.
В процессе спортивной реабилитации используются различные педагогические приемы, направленные на облегчение процесса восстановления специфических двигательных навыков: метод подводящих упражнений, расчлененный метод (дробные нагрузки), а затем целостный метод.
Особенно эффективно выполнение ряда упражнений в воде (в бассейне) - это беговые, прыжковые упражнения и, возможно, барьерный бег в водной среде (М.И. Гершбург, 1993).
На этапе спортивной реабилитации весьма широко используются тренажеры и спортивные снаряды, тредбаны различных систем и т.п.
При этом специалист-реабилитолог постоянно должен помнить о перенесенной спортсменом травме, остерегаться перегружать как травмированное звено ОДА, так и весь организм, еще не адаптированный к большим нагрузкам.
И,
наконец, третий этап - начальной спортивной
тренировки. Его основная задача - полное
восстановление спортивной работоспособности,
обретение спортивной формы, возвращение
к полной тренировочной и
Как следует из этого небольшого обзора, процесс реабилитации достаточно хорошо разработан на этапе медицинской реабилитации, в основном усилиями сотрудников двух ведущих учреждений страны: ЦИТО (отделение спортивной и балетной травмы) и ВФД № 1. Неплохо, хотя и не в полном объеме, разработан этап спортивной реабилитации и практически весьма слабо - этап возобновления тренировки.
Иначе говоря, процесс реабилитации спортсменов после травм на достаточно хорошем уровне поставлен лишь в лечебно-профилактических учреждениях, т.е. медиками (врачами, травматологами, специалистами по лечебной физкультуре, массажистами и др.). Педагоги же, т.е. тренеры по видам спорта, специалисты по теории и методике спортивной тренировки в лучшем случае участвуют в этом процессе в качестве консультантов.
Подобное положение нетерпимо, необходимо обратить внимание и восполнить пробелы в педагогических аспектах процесса реабилитации, усилить его педагогическую часть.
Естественен вопрос: как наилучшим образом строить весьма многогранный процесс реабилитации травмированных спортсменов? Необходимо одновременно решать целый ряд вопросов: восстановление пораженной функции; поддержание состояния тренированности, что чрезвычайно трудно; развитие временных компенсаций; сохранение, насколько это возможно, умений и навыков, присущих избранной специализации; тренировка внутренних систем организма, что обеспечивает их хорошую функциональную приспособляемость к нагрузкам.
В ряде работ, посвященных реабилитации легкоатлетов, футболистов, волейболистов, баскетболистов, тяжелоатлетов и др., мы опробовали следующее построение процесса реабилитации на третьем этапе: весь процесс реабилитации осуществлялся в два периода: адаптационно -подготовительный и специально-подготовительный.
В
адаптационно-подготовительном периоде
основное внимание было уделено: 1) ликвидации
остаточных явлений травматических
повреждений; 2) укреплению мышечно-связочного
аппарата пораженной конечности и повышению
функционального состояния ОДА
в целом; 3) повышению функциональных
возможностей систем и органов спортсмена;
4) постепенному и последовательному
вхождению в тренировочный
Планомерное
осуществление вышеуказанных
Второй период этапа спортивной тренировки - специально-подготовительный - носит более специализированный характер, присущий нормальному тренировочному процессу представителей этих специализаций, вместе с тем он включал и необходимые для травмированных спортсменов профилактические меры и средства восстановления.
Помимо этого важны факторы, способные обеспечить выполнение задач, возникающих в процессе реабилитации спортсменов после травм ОДА:
1.
Прежде всего это правильное
определение исходного
2.
Реабилитационные мероприятия
3.
Поскольку вопросы, которые
Действительно,
в процессе реабилитации используется
комплекс восстановительных средств
и методов. В их число входит множество
лечебно-восстановительных
4.
Следующий фактор - специфичность
процесса реабилитации, то есть
все используемые средства, методы,
любой этап, период реабилитации
должны быть пронизаны
5.
Все участники процесса
6.
Для определения величины