Методы реабилитации в физкультуре и спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 02:25, контрольная работа

Описание

Одним из путей вовлечения инвалидов в активную социальную жизнь и профессиональную деятельность, создание благоприятных условий для их физической, психологической и социальной реабилитации является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.

Работа состоит из  1 файл

физкультура.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

1. Методы реабилитации в физкультуре и спорте. 

Введение

Одним из путей вовлечения инвалидов в активную социальную жизнь и профессиональную деятельность, создание благоприятных условий  для их физической, психологической  и социальной реабилитации является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.

1.Гипокинетическая болезнь, ее особенности и течение

    Среди наиболее часто  встречающихся ограничений жизнедеятельности  у инвалидов является ограничение  способности к передвижению. В  связи с патологией костно-мышечной системы либо других органов и систем возникает дефицит двигательной активности, что в результате приводит к так называемой гипокинетической болезни. В основе ее лежат гипокинезия и гиподинамия, их кумулятивное воздействие.

Гиподинамия означает абсолютное и относительное снижение объема и интенсивности двигательной активности человека, сопровождающейся малыми мышечными усилиями. Гипокинезия характеризуется низким уровнем затрат энергии на мышечную работу, локальным характером мышечных действий, длительной фиксированностью вынужденной позы, упрощением и обеднением координационной деятельности.

Гиподинамия и гипокинезия  являются причиной не только снижения функциональных возможностей организма  и сокращения сроков профпригодности, но и оказывают влияние на продолжительность жизни.

С учетом описанных  обстоятельств особую значимость приобретает  профилактика гиподинамической болезни, в частности у инвалидов. Среди  ряда факторов одно из главных мест занимает оздоровительная физическая культура в связи с воздействием физических упражнений не только на костно-мышечную систему, но и на психологическое состояние инвалидов. Физкультура и спорт рассматриваются как средство физической, психологической и социально -средовой реабилитации.

2. Физическое воспитание инвалидов, задачи, приемы, формы

Именно физкультура  и спорт в силу активирующего  воздействия на организм, на повышение  уровня физической подготовки, расширение круга общения, стимуляции "духа состязания" рассматривается как  оздоровительная среда.

Физическая культура как оздоровительная среда состоит из ряда последовательных этапов, смена которых не обязательно будет осуществлена в каждом конкретном случае. Это зависит от физических и психологических задатков и степени выраженности реабилитационного потенциала.

Признано, что одним  из первых этапов, а вместе с тем  необходимых компонентов физической культуры является физическое воспитание, которое выполняет функцию систематической  физической подготовки, в частности, инвалидов с детства к практической жизни. В ходе физического воспитания формируются личностные свойства инвалида, воля, способность преодолевать трудности.

В процессе физического  воспитания осуществляется формирование и совершенствование моторных функций  и особенно тех, которые нарушены вследствие патологического процесса. В ходе физического воспитания происходит компенсация основного дефекта и коррекция вторичных нарушений, возникших в связи с основным заболеванием. Двигательные упражнения развивают мышечно-суставное чувство, ориентировку в пространстве, тренируют память на последовательность движений, совершенствуют умение выполнять движения по вербальной инструкции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, активизируют обмен веществ, стимулируют интеллектуальные способности инвалидов, улучшают общий тонус организма.

Цель физического  воспитания -- дать возможность инвалиду самому корректировать и компенсировать свои недостатки.

В основе физического  воспитания лежат коррекционно-компенсаторные приемы. Независимо от категории инвалидов, типа дефектов решаются общие оздоровительные задачи, которые предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливание, коррекцию особенностей соматического состояния (коррекцию акта дыхания, нарушений сердечно-сосудистой системы).

Воспитательные задачи предполагают выработку определенных характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности, активности, смелости и т. д.), обеспечивают стимуляцию психического развития. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.

Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего  времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и мнением о невозможности  полноценного приспособления их к самостоятельной жизни.

Решение образовательных  задач по формированию двигательных умений и навыков в работе с  инвалидами предполагает прежде всего  помощь естественному процессу формирования возрастных моторных функций. Кроме  того, необходимо формирование тех двигательных умений и навыков, которые инвалид самостоятельно не может освоить из-за патологических изменений двигательной сферы, часто встречающихся у всех категорий инвалидов.

При многократном повторении упражнений идет совершенствование  моторной и сенсорной ориентировки, разлитое возбуждение постепенно переходит в строго дифференцированный импульс, так же как и неоформленная, генерализованная двигательная реакция.

В физическом воспитании инвалидов выделяют две группы упражнений: общеподготовительные (общеразвивающие упражнения, используемые в малых формах физического воспитания, зарядки, физкультминутки и т. д.) и специальные (ходьба, бег, плавание и т.д.)

Основными формами  физического воспитания инвалидов  являются:

самостоятельные занятия  физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм, коррекционные занятия с использованием методических материалов);

организованные групповые  и секционные занятия физической культурой и спортом (ЛФК и  коррекционные занятия в лечебно-санаторных учреждениях и реабилитационных центрах, занятия доступными видами спорта в группах и секциях общественных физкультурных организаций, производственная гимнастика для лиц, занятых в сфере материального производства и службы быта, и др.);

инваспорт (организация и проведение соревнований по доступным видам спорта).

3.Организационные  методы занятий с инвалидами

При занятиях с инвалидами могут быть использованы следующие  организационные .методы:

1.Индивидуальный, т.  е. метод, определяющий возможность организации занятия тренером с одним спортсменом- инвалидом. В этом случае методика подбирается строго индивидуально, с учетом особенностей патологии спортсмена-инвалида, его функциональных возможностей и подготовленности.

Индивидуальный метод  организации занятий является наиболее эффективным.

Групповой, т. е. метод, при котором тренер работает с  группой инвалидов до 10 человек. Как правило, в этом случае целесообразно  присутствие ассистентов, выполняющих  в основном чисто вспомогательные  функции по организации занятия и установке оборудования и инвентаря.

Индивидуально-групповой, т. е. метод, при котором методически  занятие организует и ведет тренер, а ассистенты работают индивидуально  со спортсменами под руководством тренера.

Эффективность этого  метода также очень высока. Кроме того, в этом случае в занятии участвуют сразу несколько инвалидов, что повышает эмоциональный тонус, формирует навыки общения в коллективе. Особенно важно участие здоровых ассистентов, которое является мощным фактором социальной адаптации инвалидов.

4. Метод самостоятельных  занятий подразумевает организацию  занятий по рекомендации тренера  или самостоятельно, использование  этого метода позволяет повысить  эффективность занятий за счет  непрерывности воздействия независимо  от внешних факторов.

При систематических  занятиях инвалиды достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную функциональную подготовку. Наряду с постепенным усложнением  заданий от занятия к занятию  увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать величину физических нагрузок изменением интенсивности выполняемых упражнений, темпа их выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и т. д.

Таким образом, применение физических нагрузок различного содержания в профилактических, корректировочных и тренировочных целях двигательной сферы инвалидов должно быть реализовано специалистом на основе руководства следующими закономерностями:

глубокое знание функционального  состояния нервной системы инвалидов;

физические нагрузки различного характера, применяемые локально и интегрально в профилактике и коррекции двигательной сферы инвалидов, в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными, с учетом функционального состояния их нервно-мышечной системы и системы внутренних органов.

Заключение

Специальное оборудование спортивных залов, бассейнов, спортивных площадок, оснащение этих помещений  специальными снарядами и специфическими приспособлениями -- все это будет  содействовать более эффективной  социальной интеграции инвалидов посредством воздействия на различные сферы их жизнедеятельности.

2. Наследственность и здоровье.

Наследственность  представляет собой общее для  всех живых организмов свойство обеспечивать в ряде поколений преемственность  одинаковых признаков и особенностей развития. Таким образом, наследственность создает основу воспроизведения форм жизни по поколениям.

Известно, что основной единицей всего живого является клетка. Она состоит из ядра и цитоплазмы. Именно в ядре расположены хромосомы, содержащие информацию о признаках и свойствах организма. Хромосомы являются материальными структурами, обеспечивающими преемственность поколений и сходство между родственниками, определяющими все стороны жизнедеятельности организма.

Генотип

Генотип -- это совокупность генов организма, находящихся в сложных взаимоотношениях. Именно генотип предопределяет развитие у особи всех признаков данного вида. Влияние его огромно. Вряд ли можно найти хоть один признак в организме, который не находился бы под влиянием генотипа. Гены влияют на способность видеть, слышать, обонять, определяют сопротивляемость человеческого организма к болезнетворным бактериям и способность их заражать человека. Они влияют на темпы роста, на способность ребенка к обучению, на вероятность возникновения нарушений психики у человека. Гены проявляют свое действие на всех этапах развития -- от момента зачатия и до глубокой старости. Таким образом, и продолжительность жизни человека, в известной степени, определяется генотипом.

Зрение  и наследственность

Нарушения цветового чувства были известны очень давно, но первое точное описание цветовой слепоты дал в 1798 г. английский химик Дальтон, а точнее -- Долтон (John Dalton). Поэтому данным аномалиям было дано название «дальтонизм», теперь уже редко употребляющееся. В центральной части сетчатки человека расположены светочувствительные нервные клетки, которые называются «колбочки». Они содержат три типа светочувствительных пигментов белкового происхождения. Один тип пигмента чувствителен к красному цвету, другой -- к зеленому, а третий -- к синему. Встречаются люди, у которых все три пигмента в колбочках в наличии, но активность одного из пигментов снижена. Эти люди относятся к аномальным трихроматам. Дефект красного пигмента в колбочках встречается чаще всего. По статистике, 8% белых мужчин и 0,5% белых женщин имеют красно-зеленый дефект цветного зрения, три четверти из них -- аномальные трихроматы. Люди с дефектом синего пигмента в колбочках встречаются крайне редко, так же как и люди, у которых полностью отсутствует цветное зрение. Полная цветовая слепота тоже проявляется как семейное отклонение с рецессивным типом наследования и встречается у одного человека из миллиона. 

  Группа крови

Примером множественности  действия генов является и наследование группы крови. Вся специфичность групп крови находится под контролем генов. Наличие у человека I, II, III или IV группы крови определяется действием гена. Значительный практический интерес представляет наследственная передача так называемого резус-фактора крови у человека. Красные кровяные клетки резус-положительных людей несут определенный белок -- антиген, а у резус-отрицательных индивидов этот антиген отсутствует. Если резус-отрицательному человеку перелить кровь от резус-положительного донора, то его организм начинает вырабатывать антитела против чужеродного антигена. Открытие резус-фактора крови объяснило причину тяжелого заболевания -- гемолитической болезни новорожденных. Резус-положительные родители могут нести резус-отрицательные гены, и их дети будут резус-отрицательные. В случае если мать резус-отрицательная, а ребенок наследует резус-положительную кровь отца, возникает гемолитическая болезнь новорожденных, или резус-конфликтная беременность. Резус-отрицательная мать реагирует на резус-положительный плод так, как если бы ей перелили резус-положительную кровь -- ее организм вырабатывает антитела против резус-антигена плода.

Информация о работе Методы реабилитации в физкультуре и спорте