Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:06, курсовая работа
Вред здоровью туриста может быть причинен различным путем: ударом камня, укусом животного, попаданием воды в дыхательные пути, поэтому травмы, как правило, происходят при опасном воздействии внешней среды. Для походных условий к разряду несчастных случаев приходится иногда относить и болезненные внутренние процессы в организме - сердечный приступ, острый приступ аппендицита, припадок эпилепсии, когда повреждение организма происходит быстротечно, а само событие кратковременно.
Введение........ 3
1. Организация похода…………………………………………………………………………10
1.1 цель похода………………………………………………………………………………….10
1.2 Выбор маршрута……………………………………………………………………………10
1.3 Классификация маршрута………………………………………………………………….11
2.Индивидуальное снаряжение для проведения одиночных пеших походов…....................12
2.1 Выбор рюкзака……………………………………………………………………………...13
2.2 Снаряжение для ночлега и отдыха………………………………………………………...14
2.3 снаряжение для приготовления пищи ……………………………………………………16
2.4 Средства связи, сигнализации и ориентирования………………………………………..18
2.5 Личная гигиена……………………………………………………………………………..21
2.6 Вспомогательное снаряжение……………………………………………………………..21
3. Питание в походе…………………………………………………………………………….22
4. Основы безопасности в пешем походе…………………………………………….……….26
4.1. Значение физической подготовки в предупреждении травматизма………..…………..26
5. Техника пешего похода………………………………………………………………...……30
6. Тактика пешего похода………………………………………………………………..…….31
7. Основные правила безопасности при движении на маршруте……………………..…….33
7.1. Основные правила безопасности при движении по болоту……………………………….…….37
7.2. Основные правила безопасности при преодолении водных препятствий …..………..40
7.3. Основные правила безопасности при преодолении горных склонов………………......45
7.4. Основные правила безопасности при ориентировании на маршруте …………...…….50
7.5 Основные правила безопасности при устройстве привалов, ночлегов и очагов…….…55
8. Сигналы бедствия……………………………………………………………….……….…..61
8.1 Пиротехника……………………………………………………………………………...…61
8.2 Сигнальное зеркало…………………………………………………………………..…….62
8.3 Костер…………………………………………………………………………………...…..65
8.4 Сигналы кодовой таблицы……………………………………………………………...…67.
9.Медицинская помощь в условиях автономного существования………………….…..…..72
9.1Аварийная медицинская аптечка…………………………………………………….…….73
Заключение…………………………………………………………………………….……….82
Список используемой литературы…………………………………….………………………87
Приложение…………………………………………………………….………………..……..89
Содержание
Введение........
1. Организация похода………………………………………………………………
1.1 цель похода………………………………………………………………
1.2 Выбор маршрута…………………………………………………………
1.3 Классификация маршрута…………………………………………………………
2.Индивидуальное снаряжение для проведения одиночных пеших походов…....................12
2.1 Выбор рюкзака……………………………………………………………
2.2 Снаряжение для ночлега и отдыха………………………………………………………...
2.3 снаряжение для приготовления пищи ……………………………………………………16
2.4 Средства связи, сигнализации и ориентирования……………………………………….
2.5 Личная гигиена……………………………………………………………
2.6 Вспомогательное снаряжение……………………………………………………
3. Питание в походе………………………………………………………………
4. Основы безопасности в пешем походе…………………………………………….……….26
4.1. Значение физической подготовки в предупреждении травматизма………..…………..26
5. Техника пешего похода………………………………………………………………
6. Тактика пешего похода………………………………………………………………
7. Основные правила безопасности при движении на маршруте……………………..…….33
7.1. Основные правила безопасности при движении по болоту……………………………….…….37
7.2. Основные правила безопасности при преодолении водных препятствий …..………..40
7.3. Основные правила безопасности при преодолении горных склонов………………......45
7.4. Основные правила безопасности при ориентировании на маршруте …………...…….50
7.5 Основные правила безопасности при устройстве привалов, ночлегов и очагов…….…55
8. Сигналы бедствия…………………………………………………………
8.1 Пиротехника…………………………………………………
8.2 Сигнальное зеркало……………………………………………………………
8.3 Костер………………………………………………………………
8.4 Сигналы кодовой таблицы……………………………………………………………
9.Медицинская помощь в условиях автономного существования………………….…..…..72
9.1Аварийная медицинская аптечка…………………………………………………….……
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….……………
Приложение……………………………………………………
Введение
Каждый человек хотя бы раз в жизни становился путешественником: перемещался на значительные расстояния от места постоянного проживания к местам отдыха, совершал поездки с познавательными или иными целями, посещал заповедные уголки нашей Родины. Помимо получения удовольствий от развлечений и впечатлений в путешествиях не обходилось и без некоторой доли горечи, если отдельные моменты в туре были (пусть косвенно) связаны с чувством тревоги и опасности.
Опасные очаги в путешествиях возникают:
из-за собственных или кем-то допущенных ошибок;
неблагоприятного воздействия окружающей среды, резких изменений в атмосфере, из-за стихийных бедствий, аварий и катастроф, связанных с общехозяйственной деятельностью района или региона.
Источниками опасности, которые должны приниматься во внимание в путешествиях, являются:
объекты неживой природы, являющиеся источниками и реципиентами опасности и риска. Это и оборудование, с которым соприкасается путешественник, и здания, в которых он временно размещается, а также сооружения и путепроводы на маршруте перемещения, технологии предоставления компонентов обслуживания и т. п.;
явления и процессы, в том числе природные, техногенные и социальные, которые обуславливают возникновение и формирование негативных факторов;
социально-экономические условия в обществе;
управленческие и мониторинговые решения в турфирме.
Наиболее важный реципиент риска – человек.
Туризм не относится к тем занятиям людей, в ходе которых присутствуют высокие уровни рисков для здоровья и жизни. Но все же.…Подчас пресса пестрит сообщениями об авариях и катастрофах транспортных средств при перевозке туристов, о пропажах на маршрутах туров их участников, о гибели туристов…Необходимо как можно больше знать об источниках тех опасностей, которые в путешествиях могут оказаться и неожиданными и гибельными. Такие знания необходимы и непосредственным участникам тура, и его организаторам, и поставщикам, и исполнителям компонентов обеспечения и обслуживания по программам тура, и тем, кто только планирует на период своего отпуска интересные поездки, походы с активным отдыхом, удовлетворение собственных потребностей в получении романтических впечатлений и приключений.
Безопасность туристов в путешествии – категория не относительная.
По характеру организации путешествий выделяют самодеятельные и организованные (плановые) туры. Маршрут самодеятельного тура и программа путешествия полностью определяются и материально обеспечиваются самими участниками тура: требуемое снаряжение, разработка графика движения, продукты и организация питания, режим отдыха на маршруте и другое.
В самодеятельном туре вся подготовительная работа по его проведению осуществляется на добровольной основе без участия турфирм (турагентов) как организаторов тура. И, возможно, лишь в некоторой части программы самодеятельного тура используются ресурсы туристских баз, спортивных туристских лагерей, приютов, а также методическая и материальная помощь туристских секций, клубов и Федераций туризма региона.
Руководителем самодеятельного тура предусматривается также взаимодействие с теми районными (региональными) структурами, которые ведут учет групп на маршрутах и организуют поисково-спасательные работы при их необходимости.
В СССР действовали « Правила организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий», которые определяли порядок организации туров и экскурсий, категорию сложности маршрута, учитывали число путешествующих и т. д.
Теперь самодеятельные туристские походы все больше связаны с «уроками выживания» в школах, да с работой туристско-спортивных лагерей. Восстановление в РФ ранее существовавшей межведомственной системы управления самодеятельным туризмом на основе новых нормативных положений и информационных технологий, с использованием развитой инфраструктуры туризма является насущной задачей.
На туристском маршруте, кроме трудностей (например, прохождение заболоченных участков, порожистых рек, горных перевалов), могут встретиться и другие опасности. Среди них есть как зависящие от изменений погоды и носящие эпизодический или сезонный характер, так и такие, которые вызваны неправильным (неадекватным) поведением самих туристов.
Поэтому безопасность в туризме можно определить как приемлемый риск воздействия на организм человека случайных, потенциальных (скрытых), постоянных (непрерывных) и всеобщих или всеобъемлющих опасностей.
Россия обладает уникальными туристскими ресурсами, различными географическими ландшафтами. Растет число россиян занимающихся активными видами туризма. Это пеший и водный туризм, альпинизм, сплав по горным рекам, спелеотуризм, экстремальный туризм. Вместе с тем по статистике, из путешествующих по категорийным маршрутам 10 тысячам пеших туристов, несчастье с тяжелым исходом поджидает в среднем 4 человек, из 10 тысяч лыжников - 5 человек, из 10 тысяч водных туристов - 15 человек и из 10 тысяч альпинистов - 24 человека.
В целом для всех видов путешествий и категорий, путешествующих в порядке наибольшей повторяемости происшествий можно назвать Кавказ, Алтай, Урал, Центр Европейской части, Карелию, Прибайкалье и Забайкалье, Кольский полуостров, Саяны, Дальний Восток. На первые три из этих районов приходится более половины известных случаев тяжелого травматизма, на последние четыре - менее одной десятой. Значительной частотой травм, особенно по сравнению с небольшим количеством природных опасностей или их четкой локализацией, отличается центр Европейской части России - районы массового развития туризма.
Замыкают список территории, сравнительно мало освоенные, посещаемые большей частью достаточно опытными туристами, в том числе, например, Кольский полуостров и Дальний Восток, которым принято приписывать повышенную опасность. Приведенная выше градация территорий - не есть деление районов на опасные и безопасные: количество туристских травм лишь частично зависит от особенностей природных факторов местности.
Обеспечение безопасности участников туристских походов - важнейшая задача в комплексе мероприятий по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее положение в туризме. На обеспечение безопасности направлены основные руководящие документы по самодеятельному, спортивному и ознакомительному туризму. Права граждан на отдых, свободу перемещения и иные права при совершении путешествий являются незыблемыми.
Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации. Эта общенаучная категория выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира во внутренней и внешней политике, обороне, экономике, экологии, социальной политике, здоровье народа, информатике, технологии и т.п.
Вред здоровью туриста может быть причинен различным путем: ударом камня, укусом животного, попаданием воды в дыхательные пути, поэтому травмы, как правило, происходят при опасном воздействии внешней среды. Для походных условий к разряду несчастных случаев приходится иногда относить и болезненные внутренние процессы в организме - сердечный приступ, острый приступ аппендицита, припадок эпилепсии, когда повреждение организма происходит быстротечно, а само событие кратковременно. Вместе с тем повреждения организма, связанные с длительным воздействием неблагоприятных факторов, следует, вероятно, считать своеобразными туристскими «профессиональными» заболеваниями.
Под туристом, по энциклопедическому определению, можно понимать любого, путешествующего «из любознательности или с целью отдыха и развлечения», а по современным понятиям вообще всякого, кто временно и добровольно переменил место жительства не с целью заработка. Относить несчастный случай к туризму, вероятно, справедливо только тогда, когда речь идет об активной части туризма. При определении в наиболее общем виде несчастных случаев в туризме как непреднамеренную травму или смерть человека, происшедшие в результате неожиданного травмирующего воздействия в условиях активного туристского путешествия, то причины их возникновения можно классифицировать как объективные и субъективные. Однако далеко не все факторы можно разделять на не зависящие от воли человека и зависящие от нее. Субъективный фактор в большей мере связан с ошибками и нарушениями, допущенными пострадавшим, чем объективный. Как правило, на маршруте редко бывают несчастные случаи, вызванные лишь одними объективными причинами. К ним относятся, например, те, что вызваны непрогнозируемыми проявлениями стихийных сил природы -землетрясением, наводнением, грозой, или те, что связаны со скрытыми (не поддающимися предварительному выявлению) дефектами в походном снаряжении. Обычно все причины события тесно переплетаются и взаимно влияют друг на друга. Нередко их даже трудно выяснить и разграничить, потому что в каждом конкретном примере одни и те же обстоятельства могут выступать в качестве объективного или субъективного фактора, отражая закономерность и случайность события. Так, повышенно опасный участок маршрута создает объективные условия для травматизма туристов, а кто пострадает на нем - будет в значительной степени делом случая. И наоборот, травматизм недисциплинированного, невнимательного и неопытного человека есть закономерное явление, а место несчастья определится случаем.
Подобная сложность, взаимозависимость и комплексность факторов возникновения несчастных случаев позволяет считать далеко не исчерпывающим традиционное деление опасностей в туристском путешествии на две большие группы: опасности, вызванные недостаточной физической, технической и моральной подготовкой людей и их неправильным поведением, и опасности, обусловленные рельефом и климатическими факторами. Трудно согласиться и с утверждениями, что главной опасностью туризма являются только сложные маршруты и опасные участки пути (т. е. объективные причины). Вместе с тем нельзя признать виновниками всех несчастных случаев в туризме одних людей (субъективный фактор).
Наиболее продуктивный путь создания реальной схемы опасностей в туризме (отражающей действительность, a не предположения или пожелания отдельных лиц) - это анализ статистического материала по травматизму среди туристов. Для выяснения удельного веса факторов возникновения происшествий целесообразно рассматривать их в отдельности. Вместе с тем анализ по «устоявшимся» позициям (срывы на скалах, срывы на льду в альпинизме, камнепады, снежные лавины, недостаточный опыт руководителя, недостаточно калорийное питание, слабое знание района путешествия и т. п.) представляется очень дробным и не во всем показательным, поскольку учитывает разные и порой несоизмеримые, находящиеся в разных плоскостях, причины событий.
С учетом как оформленных, так и неоформленных походов сведения дают следующее распределение тяжелого травматизма по категориям сложности (далее к.с.) маршрутов: путешествия ниже I к. с.- 45%; путешествия I к. с.-30%; II к. с. - 8%; III к. с. - 8%; IV к. с.-6%; V к. с. - 3%. Налицо явное преобладание простых маршрутов над сложными. Концентрация 3/4 случаев опасных травм в простейших туристских походах, конечно, не говорит о безопасности высококатегорийных путешествий. Пропорция 1:25 между количеством травм в походах высшей и низших категорий не должна пониматься как свидетельство того, что опытный участник сложного путешествия в 25 раз меньше подвержен опасности, чем новичок, в походах выходного дня и путешествиях I категории сложности.
Если указанное распределение несчастных случаев соотнести с удельным весом путешествий соответствующих категорий в общем количестве походов (по многодневным путешествиям I - V к. с. оно округленно составляет 70, 20, 7, 2 и 1%), то относительные показатели укажут на некоторое повышение опасности сложных туристских маршрутов. С другой стороны, нужно помнить и о неточности сведений о туристском травматизме. Дело в том, что походы IV - V категорий сложности проводятся, как правило, при тщательном контроле организаций, и по ним накапливаются исчерпывающие данные, а походы выходного дня, к сожалению, часто проходят без надлежащего оформления, и случаи травматизма в них, тем более легкого, остаются достоянием лишь ближайшего медпункта.