Организация похода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание

Вред здоровью туриста может быть причинен различным путем: ударом камня, укусом животного, попаданием воды в дыхательные пути, поэтому травмы, как правило, происходят при опасном воздействии внешней среды. Для походных условий к разряду несчастных случаев приходится иногда относить и болезненные внутренние процессы в организме - сердечный приступ, острый приступ аппендицита, припадок эпилепсии, когда повреждение организма происходит быстротечно, а само событие кратковременно.

Содержание

Введение........ 3
1. Организация похода…………………………………………………………………………10
1.1 цель похода………………………………………………………………………………….10
1.2 Выбор маршрута……………………………………………………………………………10
1.3 Классификация маршрута………………………………………………………………….11
2.Индивидуальное снаряжение для проведения одиночных пеших походов…....................12
2.1 Выбор рюкзака……………………………………………………………………………...13
2.2 Снаряжение для ночлега и отдыха………………………………………………………...14
2.3 снаряжение для приготовления пищи ……………………………………………………16
2.4 Средства связи, сигнализации и ориентирования………………………………………..18
2.5 Личная гигиена……………………………………………………………………………..21
2.6 Вспомогательное снаряжение……………………………………………………………..21
3. Питание в походе…………………………………………………………………………….22
4. Основы безопасности в пешем походе…………………………………………….……….26
4.1. Значение физической подготовки в предупреждении травматизма………..…………..26
5. Техника пешего похода………………………………………………………………...……30
6. Тактика пешего похода………………………………………………………………..…….31
7. Основные правила безопасности при движении на маршруте……………………..…….33
7.1. Основные правила безопасности при движении по болоту……………………………….…….37
7.2. Основные правила безопасности при преодолении водных препятствий …..………..40
7.3. Основные правила безопасности при преодолении горных склонов………………......45
7.4. Основные правила безопасности при ориентировании на маршруте …………...…….50
7.5 Основные правила безопасности при устройстве привалов, ночлегов и очагов…….…55
8. Сигналы бедствия……………………………………………………………….……….…..61
8.1 Пиротехника……………………………………………………………………………...…61
8.2 Сигнальное зеркало…………………………………………………………………..…….62
8.3 Костер…………………………………………………………………………………...…..65
8.4 Сигналы кодовой таблицы……………………………………………………………...…67.
9.Медицинская помощь в условиях автономного существования………………….…..…..72
9.1Аварийная медицинская аптечка…………………………………………………….…….73
Заключение…………………………………………………………………………….……….82
Список используемой литературы…………………………………….………………………87
Приложение…………………………………………………………….………………..……..89

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 560.50 Кб (Скачать документ)

Основные правила безопасности при переправе вброд:

      при выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения.

      переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

7.2.2 Переправа над водой

  Небольшие реки, горные потоки иногда можно преодолевать перепрыгиванием, но без рюкзака, чтобы не получить травму ноги (растяжение, вывих и т. п.). В этом случае следует пользоваться страховкой на шест. Шест ставится посередине водного препятствия, вверх по течению.

   Оперевшись на него, нужно оттолкнуться от берега и перепрыгнуть на противоположный берег. Можно осуществить страховку при помощи веревочных перил или шеста, использованного в виде перил. Возможна переправа неглубоких рек по выступающим камням, если они расположены в шаге или на расстоянии небольшого прыжка, который можно совершить с места (с рюкзаком или без него). Но прежде чем воспользоваться этим способом, необходимо убедиться в их устойчивости. Для страховки рекомендуется использовать шест или натянутые веревочные перила. Если камни неустойчивые, мокрые и при прохождении по ним возникает малейшая опасность падения, следует отказаться от этого способа переправы, заменив его более безопасным. Переправа по бревну или дереву наиболее удобна и безопасна. Она наводится в тех случаях, когда невозможно переправляться вброд из-за катящихся по дну камням, большой скорости течения, низкой температуры воды, значительной глубины и т. д. В том случае подбирается наиболее узкое место реки с несколько приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу. Бревно (дерево) должно быть длиннее ширины русла реки на 3-4 м. Сучья надо тщательно срубить. Бревно укладывается перпендикулярно руслу и укрепляется с обеих сторон.

Переправа по естественному завалу. В таежной местности нередко на реках встречаются завалы, которыми можно воспользоваться при переходе на другой берег. Но прежде чем переходить по завалу, необходимо проверить устойчивость бревен. Переправа по клади. Этот способ переправы используется на нешироких, но глубоких ручьях, протоках, через каньоны и трещины, переход через которые связан с опасностью для участников. Наведение такой переправы технически несложно. Через препятствие укладывается несколько нетолстых бревен. Чтобы при ходьбе по ним бревна не разъезжались, их следует закрепить (связать репшнуром). Для безопасности прохождения по клади натягиваются одинарные или двойные веревочные перила, которые можно заменить тонкими, прочными жердями, укрепив их на берегу. В качестве страхующей опоры также можно использовать 3-5-метровый шест, который ставится под углом вверх по течению. Для наведения переправ через водные преграды следует избегать валки живых деревьев. В лесной местности достаточно поваленных деревьев, которые могут быть использованы при наведении переправы. Однако прежде чем остановить свой выбор на одном из них, необходимо проверить его прочность на берегу. Можно использовать прием перебрасывания веревки с предметом с целью захлестывания ее за определенную опору (дерево, кусты, выступ скалы и т. д.), если русло реки узкое. Закрепив таким способом веревку, прежде чем по ней переправляться, необходимо испробовать ее прочность и надежность. После этого один участник переправляется на другой берег и надежно закрепляет конец веревки, второй конец также прочно закрепляется. Веревка для навесной переправы натягивается под небольшим углом к противоположному берегу со стороны, где находится группа. Для безопасности переправы натягивается дополнительно еще одна страховочная основная веревка.

7.2.3 Переправа по снежным и ледовым «мостам».

   Снежные мосты обычно образуются в конусе выноса в долину зимней или весенней лавины. Сквозь толщу снега поток пробивает себе туннель. Летом такие мосты сильно подтаивают, но они еще достаточно прочны, чтобы по ним перейти на противоположную сторону. При переходе по снежному мосту следует предпринимать все необходимые меры безопасности. Прежде всего, следует проверить его прочность. Ледовые мосты - участки с открытыми или забитыми снегом трещинами следует проходить с обязательной разведкой и страховкой. Движение по льду должно проходить в туристской обуви на подошве «Вибрам». На отдельных, более крутых участках, для страховки применять кошки.

   Встретившиеся на пути мелкие трещины следует перешагивать, широкие - обходить. Прыгать на лед в кошках нежелательно, так как можно зацепиться, потерять равновесие и упасть. Если все же прыжок вынужден будет производиться в кошках, то нужно выбрать место, чтобы приземлиться на снег. Перед прыжком нужно тщательно проверить прочность краев трещины.

  Основные правила безопасности при переправе над водой: 

      при использовании шестов, жердей в качестве опоры и перил
необходимо проверить их прочность;

      при переправе по бревну, завалу необходимо проверить устойчивость и надежность переправы;

      по мокрым и гонким бревнам проходить с обязательной страховкой;

      на завале быть осторожным, проверять его прочность

      при переходе через снежный мост необходимо убедиться в его прочности;

      ходить по льду нужно только в туристской обуви, при крутизне 15-20° - в кошках;

      не стоять и не приближаться к краю трещины без страховки;

      переходить трещины, забитые снегом, только после их проверки;

      прыжок через трещину производить только в том случае, если уверен, что перепрыгнешь;

      переходить водоемы, озера, реки по льду в туман, дождь, пургу недопустимо;

      осенью и весной, когда на водоемах, озерах и реках недостаточно прочный лед, переходить только при соблюдении правил безопасности;

      в аварийной обстановке действия должны быть быстрые и уверенные.

7.2.4 Переправа по воде

Для переправы через водные преграды рекомендуется пользоваться лодками и байдарками. Загрузка лодки (байдарки) должна быть равномерной. При переправе соблюдать правила безопасности. В очень редких случаях переправа осуществляется на лошадях. При этом способе переправы глубина брода не должна превышать 1,3 м при скорости течения до 2 м/с, глубина 0,8 м при скорости течения до 3-4 м/с. При переправе верхом давать лошади некоторую свободу в выборе пути.

Основные правила переправы по воде:

      запрещается переправа в штормовую погоду;

      способом преодоления реки вплавь вместе с лошадью могут пользоваться только хорошо умеющие плавать.

7.2.5 Переправа вплавь

   Этот вид переправы рекомендуется применять в горно-таежном пешем походе только в том случае, если невозможно применить другие виды. Им пользуются редко из-за низкой температуры воды, сильного течения, часто загроможденного русла реки. Переправляться вплавь через равнинную реку несколько проще, так как температура воды выше, а скорость течения минимальная, но здесь могут быть и свои сложности: большая глубина, наличие омутов, топляка, коряг и т. п. Это необходимо учитывать при наведении переправы и обязательно соблюдать меры безопасности. Если уровень воды выше обычного, бурное течение, отсутствует необходимое снаряжение, преодоление водной преграды в данном месте вызывает сомнение, грозит опасностью для жизни туриста, следует искать другое место для переправы. Если приемлемого по силам участников места переправы не будет найдено, нужно отказаться от прохождения водной преграды и заканчивать маршрут по запасному варианту или сойти с него.

   Можно преодолевать водную преграду вплавь с рюкзаком. Для этого содержимое рюкзака укладывается в полиэтиленовый мешок, прочно завязывается и затягивается лямками рюкзака. Турист, придерживая одной рукой рюкзак, а другой, загребая, переправляется на противоположный берег.

7.3. Основные правила безопасности при преодолении горных склонов

   На маршрутах в среднегорье туристам приходится преодолевать сложные участки горного рельефа. Горные склоны можно разделить на следующие виды: лесисто-травянистые, осыпные, скальные, снежно-ледовые.

7.3.1. Лесисто-травянистые склоны.

   Лесистые склоны характерны для горно-таежного маршрута. На склонах, поросших тайгой, на пути туристов встречается много сложных препятствии: поваленные сгнившие деревья, корневища, камни, покрытые мхом, скрытые ямы, промоины и т. п., поэтому нужно быть очень внимательным. При неожиданном столкновении с препятствием происходит потеря равновесия - падение, которое также может произойти в результате утомляемости или в сложной метеорологической обстановке. Для самостраховки необходимо иметь альпеншток. Склоны, покрытые кустарником. Движение сквозь кустарниковые заросли связано с большими физическими трудностями. В том случае, когда низкорослый кустарник встречается на большой площади и обойти его не представляется возможным, следует наметить путь движения по зарослям через прогалины и лужайки. Необходимо обращать внимание на переплетенную корневую систему, камни, скрытые промоины и т. п. Идти по зарослям нужно в прочной обуви и одежде, которая закрывала бы все части тела. Травянистые склоны бывают с высокой и низкой травой. По склону с высокой травой подниматься и особенно спускаться следует не спеша и внимательно, так как она скрывает рельеф. Под ногами часто встречаются протоки, ямы, стволы деревьев, камни, о которые можно споткнуться.

  Не менее сложными являются крутые склоны с низкой травой. Особенно они коварны, когда трава мокрая, так как возможность падения увеличивается и возникает опасность получения травмы. Упавшего, если он сразу не остановит свое скольжение вниз, может выбросить на камни, скалы, обрыв, что повлечет за собой тяжелые последствия. При падении необходимо предпринять меры к самозадержанию путем разворота тела лицом к склону и торможения ледорубом (альпенштоком).

7.3.2.Осыпные склоны.

   Осыпные склоны состоят из мягких размывающихся пород. По возможности для ног выбирают более устойчивое положение. При спуске следует остерегаться движения за собой породы. Сыпучие склоны особенно сложны в прохождении после дождя, выпавшего снега. Неустойчивая поверхность может привести к падению со скольжением вниз.

При большой крутизне туристы должны применять самостраховку.

      Склоны с мелкой осыпью.

Двигаться по мелкой осыпи нужно наискось или серпантином.

      Склоны со средней осыпью.

   При подъемах и спусках по средней осыпи необходимо избегать резких движений, идти осторожно, не вызывая камнепада. Ледорубом пользоваться не рекомендуется, так как опора на него ненадежная, к тому же им можно нечаянно столкнуть непрочно лежащий камень.

      Склоны с крупной осыпью. 

  Крупные обломки скал создают обманчивую видимость, что плотно лежат на склоне и по ним можно легко подниматься и опускаться. Некоторые из них еле держатся, и стоит на такой камень встать, как он приходит в движение. От неожиданности турист теряет равновесие и падает, что влечет за собой серьезную травму. Увеличивается опасность ходьбы по крупной осыпи, покрытой мхом и наклонными обломками, а также во время или после дождя, снега, когда осыпь становится наиболее скользкой и малоустойчивой. При движении необходимо быть внимательным и соблюдать осторожность. Прежде чем наступить на очередной обломок, нужно убедиться в его устойчивости. Безопаснее наступать на конец камня ближе к склону.

  Скально-плиточные склоны являются одним из сложных горных рельефов.  

Следует знать, что двигаться по наклонной плите тяжелее, устойчивость ее меньше, вероятность потери равновесия возрастает. Движение по скальному склону, где плиты имеют большой угол наклона и плохую связь между собой, особенно опасно. При плохой метеорологической обстановке они становятся практически непроходимыми. Подъем, движение, спуск по такому склону требуют особой осторожности и принятия всех мер безопасности (навешивание надежных вертикальных и горизонтальных перил).

      Скальные склоны

   Прежде чем приступить к прохождению участка со сложным скальным рельефом, необходимо принять все меры предосторожности: наметить примерный путь движения, отметить наиболее сложные участки, места камнепадов (если такие имеются) и места их обхода, подготовить необходимое страховочное снаряжение. Наиболее просты в прохождении по скальным склонам ребра, контрфорсы, кулуары. Следует избегать спусков по особенно крутым и длинным кулуарам. Запрещается производить спуск во время и после снегопада и дождя, так как на этих участках повышается вероятность срыва и очень сложно остановить скольжение вниз. Спуск со скального склона иногда значительно сложнее, чем подъем, так как склон полностью не просматривается. В результате возникают дополнительные трудности в организации его прохождения. При спуске безопаснее производить плавные движения, придерживаясь ближе к скале. С пологих скал допускается спуск спиной, с крутых - повернувшись лицом к склону. На сложных спусках и подъемах, где есть хотя бы небольшая вероятность срыва, необходимо навешивать страховочные вертикальные и горизонтальные перила из основной веревки.

7.3.3 Снежно-ледовые склоны

   Снежные склоны. В пешем походе в зависимости от района путешествия иногда приходится преодолевать снежные участки местности в летний период и часто в межсезонье. Туристам следует помнить, что в разные периоды и разное время суток снег неоднороден. В одном случае по снежному склону можно передвигаться с самостраховкой, в другом необходима групповая страховка (связка, перила и т. д.). Снежные склоны лучше проходить ранним утром, когда еще снег скреплен ночным морозом, прочный наст. Такое состояние снежного покрова избавит от вытаптывания ступеней, излишнего расхода энергии, удлинит время наступления утомляемости. Иногда за короткие утренние часы турист не в состоянии преодолеть снежный участок пути. Так как снег с каждым часом рыхлеет, идти становится труднее. Движение по крутому снежному склону грозит опасностью срыва. По крутому снежному склону надежнее подниматься в «лоб». По крепкому насту идти нужно в кошках и с обязательной страховкой.

По склону с рыхлым снегом идти следует осторожно, так как здесь большая вероятность схода лавины. Прежде чем начать снижение, надо наметить надежный путь. Подниматься по крутому склону рекомендуется лицом к нему, выбивая ступени носком ботинок. Перед каждым шагом древко ледоруба или альпенштока вгоняют в снег, держась за него двумя руками.

     Спуск со склона можно осуществлять спиной к нему. По пологим склонам, свободным от камней и трещин, можно спускаться скользящим шагом, напоминающим бег на коньках, страхуясь ледорубом (альпенштоком).

Информация о работе Организация похода