Автор работы: d**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа
Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества (?!), что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.
Конкретные разновидности понятия "физическое качество" могут быть определены следующим образом:
- мышечная сила человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые способствуют преодолению внешнего или внутреннего сопротивления в процессе двигательной деятельности. Мышечная сила человека, как правило, подразделяется на максимальную (медленную), взрывную и скоростную. Максимальная сила проявляется в процессе преодоления максимального и субмаксимального сопротивления в относительно медленных движениях, взрывная - в максимально быстрых движениях со значительной (околопредельной) величиной сопротивления и скоростная сила - в максимально быстрых движениях с относительно небольшим, чаще средним, сопротивлением;
- двигательная быстрота человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают скоростные характеристики двигательной деятельности. Формами двигательной быстроты являются двигательная реакция, быстрота отдельного движения и частота движений;
- выносливость человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают сопротивление организма утомлению в процессе двигательной деятельности. В зависимости от характера утомления выносливость подразделяется на скоростную (алактатную и гликолитическую), аэробную (общую), смешанную (аэробно-анаэробную) и силовую;
- гибкость человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают амплитуду двигательных действий.
С учетом данного ранее общего определения физической способности определение понятий конкретных разновидностей способности к проявлению физического качества будет схоже с определением родового понятия физической способности, только в дефиниенсе вместо понятия физического качества вводится понятие конкретной его разновидности. Например, силовая способность будет определятся как совокупность индивидуальных особенностей человека, являющаяся субъективным условием успешности проявления мышечной силы в двигательной деятельности.
Наиболее приемлемой, на наш взгляд, классификацией разновидностей координационного качества является классификация, предложенная в свое время учеными ГДР: П. Хиртцем, Г. Людвигом, И. Велнитцем [10], Д.-Д. Блюме [9] и др. Они выделяют следующие базовые координационные способности, а поскольку ими, как правило, не различаются понятия соответствующих способностей и качеств, то и базовые координационные качества: кинестезическое дифференцирование (пространственное, временное, силовое), сохранение равновесия, ориентирование в процессе выполнения движения, ритмичность двигательного действия, реагирование на раздражитель, перестроение движений. С учетом вышесказанного дефиниции данных качеств будут выглядеть следующим образом:
- кинестезическое дифференцирование есть координационное качество в виде определенно -сти в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют достижению определенной степени точности и экономичности отдельных частей движения, его фаз и движения в целом;
- сохранение равновесия есть координационное качество, представляющее собой определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют удержанию тела в состоянии равновесия или его возвращению в данное состояние;
- пространственная ориентация есть координационное качество, или определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют определению и изменению положения и движения тела в пространстве и времени в соответствии с определенным пространством действия и /или движущимся объектом;
- ритмичность движения есть координаци онное качество в виде определенности в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют формированию последовательности фаз движения;
- двигательная реакция есть координационное качество, представляющее собой определенность в проявлении преимущественно тех морфофунк циональных свойств организма человека, которые определяют быстроту начала движения на определенный сигнал;
- перестроение движений есть координаци онное качество, или определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют оптимизации программы действий в результате перестроения действий в соответствии с изменяющейся ситуацией или заранее заданной программой действий.
Определение понятий конкретных способностей к проявлению того или иного координационного качества будет схожим с определением понятия общей координационной способности, только оно будет конкретизировано введением в дефиниенс понятия того или иного двигательного качества. Например: дифференцировочная способность есть совокупность индивидуальных особенностей человека, являющаяся условием успешности проявления кинестезического дифференцирования в двигательной деятельности.
Классификация — это распределение физических
упражнений по группам, подгруппам в соответствии
с установленными признаками. Она помогает
ориентироваться во множестве существующих
физических упражнений и отбирать из них
нужные для решения намеченных задач.
В основу одной из наиболее общих классификаций
положены исторически сложившиеся системы
средств физического воспитания и методов
их применения: гимнастика, игры, спорт
и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое
значение и делится еще на более мелкие
классификационные подгруппы.
Гимнастика в советской системе физического
воспитания подразделяется на основную
(строевые, общеразвивающие упражнения,
основные движения), спортивную (акробатика,
художественная гимнастика, гимнастика
на снарядах и вольные упражнения) и вспомогательную
(спортивно-вспомогательная гимнастика
для отдельных видов спорта, производственная,
лечебная и др.).
Особенности гимнастики: избирательное
воздействие на различные части тела,
отдельные мышечные группы, суставы, связки
и различные стороны их деятельности и
состояния (расслабление, растяжение мышц
и др.); возможность точной дозировки физической
нагрузки; разнообразие упражнений; использование
предметов, физкультурных снарядов, инвентаря;
применение музыкального сопровождения.
Эти особенности гимнастики позволяют
использовать ее для решения разнообразных
задач на занятиях с людьми всех возрастов,
с разным состоянием здоровья, с различной
физической подготовленностью.
Подвижные игры — это сложная двигательная,
эмоционально окрашенная деятельность,
обусловленная установленными правилами,
которые помогают выявить конечный итог
или количественный результат. В подвижной
игре закрепляются двигательные навыки.
По ходу игры возникает необходимость
двигаться и действовать во внезапно изменяющихся
ситуациях и решать двигательные задачи
в кратчайшие сроки, проявляя такие физические
качества, как быстроту, ловкость. Возникающие
положительные эмоции позволяют ребенку
с большим интересом и более длительное
время выполнять физические упражнения,
что усиливает их влияние на организм,
способствует развитию выносливости.
Выполнение правил игры вызывает у детей
взаимообусловленность поведения, что
содействует воспитанию нравственных
качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина
и др.). В игре представляется возможность
проявить самостоятельность в выборе
способа выполнения действия, находчивость,
смекалку, выдержку и т. д. Указанные особенности
игры позволяют широко использовать ее
в разных возрастных группах.
Спорт предъявляет высокие требования
к физическим и духовным качествам человека.
Поэтому занятия спортом допустимы лишь
с достижением определенного этапа возрастного
развития и при соответствующей физической
подготовленности. В детском саду дети
овладевают лишь основами техники спортивных
упражнений, что составит базу для занятий
спортом в последующем.
Туризм позволяет закреплять двигательные
навыки и развивать физические качества
в природных условиях. Выполнение физических
упражнений на свежем воздухе повышает
их оздоровительный эффект. В дошкольных
учреждениях проводятся прогулки за пределы
участка и за город (элементарный туризм).
При этом применяются разные способы передвижения
(пешком, на лыжах, на велосипедах).
Физические упражнения распределяются
и по другим признакам, например по признаку
преимущественного значения их для развития
физических качеств: ловкости, быстроты,
силы, выносливости и т. д. Каждое упражнение
требует проявления одновременно всех
качеств, но в наибольшей степени развивает
какое-либо одно. Бег на короткие дистанции
преимущественно развивает быстроту,
а бег на длинные дистанции — выносливость.
Упражнения могут распределяться на группы
по использованию снарядов и предметов:
упражнения на гимнастической скамейке,
бревне, упражнения с палками, с мячами
и т. д.
Упражнения делятся на группы по анатомическому
признаку: упражнения для мышц плечевого
пояса и рук, туловища и ног и т. д.
Существует классификация, составленная
по структурному признаку: упражнения
циклического, ациклического, смешанного
типа. Циклические движения (ходьба, бег,
плавание, передвижение на лыжах, бег на
коньках, езда на велосипеде и др.) характеризуются
закономерной последовательностью циклов
и связью частей движения в цикле. В ациклических
движениях (метание, прыжки и др.) каждое
упражнение является законченным действием.
В смешанных движениях (прыжки с разбега)
соединяются циклические упражнения с
ациклическими.
По биомеханическим признакам упражнения
делят на поступательные (прыжки в длину
с разбега), вращательные (метание диска);
по физиологическим — на упражнения различной
интенсивности.
Кроме того, движения делятся на естественные
и абстрактные. Первые (ходьба, бег, езда
на велосипеде и др.) применяются в повседневной
жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные
специально созданы для решения задач
физического воспитания. К ним относятся
общеразвивающие упражнения для отдельных
частей тела, а также видоизмененные естественные
движения (ходьба и бег на месте и др.).
Упражнения делятся на динамические и
статические. Динамические упражнения
связаны с перемещением в пространстве.
Статические упражнения основаны на длительном
мышечном напряжении в одном положении
(стойка «смирно» и др.).
В «Программе воспитания в детском саду»
упражнения распределены по принятой
в теории физического воспитания классификации
(гимнастика, подвижные игры, спортивные
упражнения).
Развитие физкультуры и спорта. Новые системы и методы физического воспитания.
1. Тенденция развития физической культуры и спорта в период между I и II мировыми войнами.
Первая мировая война положила начало общему кризису капиталистической системы. Обострение противоречий капитализма во всех областях общественной жизни, усиление классовой борьбы, рост революционного и национально-оосвободительного движения оказали существенное влияние на развитие физической культуры и спорта в межвоенный период.
Новая историческая обстановка, возникшая в результате победы Октябрьской социалистической революции в России, способствовала расколу мира на две противоположные системы - капиталистическую и социалистическую. Это привело к образованию двух различных направлений в области физической культуры и спорта - социалистического и буржуазного, что явилось главной особенностью развития физической культуры и спорта между I и II мировыми войнами.
К основным тенденциям развития физического воспитания в этот период следует отнести следующие:
1) дальнейшее
развитие и становление
2) возникновение
политических партий
3) милитаризация
спортивно-гимнастического
распространение новых систем и методов, направленных на повышение вневойсковой военно-физической подготовки молодежи.
Международное спортивное движение находилось в 1914 году на пороге своего развития. Хотя проведение международных встреч спортсменов, создание международных федераций по видам спорта, олимпийские игры имели место на рубеже веков.
Начавшаяся в Европе первая мировая война нарушила благоприятное развитие международных связей. Последние крупные международные легкоатлетические соревнования состоялись 4 августа 1914 года, т.е. в то время, когда уже начали раздаваться первые выстрелы.
За несколько недель до начала войны спортивная общественность отметила в Париже 20-летие образования МОД. Во время торжеств много говорилось о заветах древних греков, о мире. Красивые слова так и остались пустыми фразами.
После начала I мировой войны в немецких газетах говорилось о возможности проведения Олимпийских игр в Берлине в 1916 году, однако вскоре германский оптимизм угас. Спортивная жизнь в Европе почти угасла. Крайне редко проводились соревнования в Европейских странах, т.к. спортсмены вынуждены были надеть на себя военную форму. Спорт развивался главным образом на Американском континенте. В 1916 г. в Перу была основана первая континентальная футбольная федерация - КОНМЕБОЛ.
Свержение царизма в России вызвало небывалый подъем международного пролетариата. Революционное пламя перебросилось на многие страны, прежде всего на Германию и Австро-Венгрию. Весной 1917 года в Англию, Франции прокатилась волна забастовок. Итоги Октябрьской революции оказали огромное влияние на дальнейшее развитие, в том числе и в области спорта.
Империалистические державы были едины в ненависти к молодому Советскому государству. Результатом которой стала изоляция советских спортсменов - "санитарный кордон против коммунизма", - которая продолжалась вплоть до 1946 года, то есть весь межвоенный период.
Международные связи спортсменов Советского Союза были ограничены встречами со спортсменами различных рабочих спортивных организаций. Важную роль в этом сыграло образование в 1921 году в Москве Красного спортивного интернационала.
Возникновение первых рабочих спортивных организаций относится еще к середине XIX века - Германия 1850 год. В 1878 году они были запрещены "исключительным законом против социалистов", закрывшим все партии, клубы, организации.
Новый этап развития спортивных обществ был начат в 90-е годы, 1893 г - Германский рабочий спортивный союз. Подобные в Венгрии, Франции, Чехии, Бельгии.
Задача движения - физическая и политическая подготовка рабочих масс к классовой борьбе с буржуазией.
В 1913 году в г. Генте (Бельгия) была предпринята попытка создания Международного рабочего спортивного центра, куда вошли бы руководители спортивных союзов Германии, Франции, Бельгии, Австро-Венгрии
2. Международное рабочее спортивное движение.
Но лишь после
I мировой войны вновь смогли вернуться
к этому вопросу. Процесс оформления
международной рабочей
Информация о работе Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение