Автор работы: d**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа
Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества (?!), что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.
- взаимодействие
объема и интенсивности
На этапах, непосредственно предшествующих основным соревнованиям, волнообразное изменение нагрузок обусловлено в первую очередь закономерностями "запаздывающей трансформации" кумулятивного эффекта тренировки. Внешне феномен запаздывающей трансформации проявляется в том, что пики спортивных результатов как бы отстают во времени от пиков объема тренировочных нагрузок: ускорение роста результата наблюдается не в тот момент, когда объем нагрузок достигает особенно значительных величин, а после того, как он стабилизировался или снизился. Отсюда в процессе подготовки к соревнованиям на первый план выдвигается проблема регулирования динамики нагрузок с таким расчетом формировался. Из логики соотношений параметров объема и интенсивности нагрузок можно вывести следующие правила, касающиеся их динамики в тренировке:
-чем
меньше частота и
- чем
плотнее режим нагрузок и
- на
этапах особенно значительного
увеличения суммарного объема
нагрузок (что бывает необходимо
для обеспечения
- на
этапах особенно значительного
увеличения суммарной
Хотя эти правила не всегда учитываются в явной форме, фактически так или иначе ими руководствуются при построении тренировки в соответствующих условиях.
Цикличность тренировочного процесса
К числу основных закономерностей процесса спортивной тренировки относится также четко выраженная цикличность, то есть относительно законченный кругооборот его стадий с частичной повторяемостью отдельных упражнений; занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов. Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации.
Каждый
очередной цикл является частичным
повторением предыдущего и
В форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки.
В зависимости от масштабов времени, в пределах которого строится тренировочный процесс, различают: микроциклы, мезоциклы, макроциклы. Все они составляют неотъемлемые звенья рационального построения тренировочного процесса.
Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации. Уяснить основы их структуры - значит понять общий порядок построения тренировки. Именно на это нацеливает принцип цикличности тренировочного процесса.
Руководствоваться данным принципом - это значит:
1) строя
тренировку, исходить из необходимости
систематического повторения
2) решая
проблемы целесообразного
3) нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки (уже было показано, что волнообразные изменения в динамике тренировочных нагрузок находятся в определенном соответствии с тренировочными циклами различной продолжительности - микро-, мезо- и макроциклами;
4) рассматривать
любой фрагмент тренировочного
процесса в его взаимосвязи
с более крупными и менее
крупными формами циклической
структуры тренировки, учитывая, что
структура микроциклов,
5) при построении различных циклов тренировки следует учитывать как естественные биологические ритмы организма, так и связанные с природными явлениями многолетние, годичные, лунные, менструальные, суточные и некоторые другие, получившие распространение в последние годы.
Структура спортивной
тренировки включает: задачи спортивной
тренировки (в целом в годичном
цикле и на этапах); пути решения
задач (средства и методы спортивной
тренировки); информацию о ходе учебно-тренировочного
процесса по педагогическим, психологическим
и медико-биологическим данным; .организацию
учебно-тренировочного процесса.
В настоящее время для студентов-спортсменов,
готовящихся к выступлению на первенство
города, области или спортивного общества,
весь годичный цикл спортивной тренировки
целесообразно разделить на 8 этапов (мезоциклов).
Здесь даются только рекомендации по построению
учебно-тренировочного процесса. Конкретнее
учебные программы зависят от профиля
вуза и его материальной базы.
Задачи I мезоцикла: повышение уровня общей
физической подготовки; подготовка опорно-двигательного
аппарата с помощью средств общей и специальной
подготовки; совершенствование технического
мастерства на гоночных и горных лыжах.
Задачи II мезоцикла: поддержание специфической
работоспособности с помощью специальных
средств тренировки; развитие скоростно-силовой
подготовки с помощью специальных и общих
средств тренировки; совершенствование
психологической подготовки.
Задачи III мезоцикла: развитие общей (мышечной)
работоспособности с помощью специальных
средств; развитие специальных физических
качеств средствами общей и специальной
подготовки; поддержание общей физической
подготовки; совершенствование технического
мастерства в специальных упражнениях;
повышение скоростно-силовой подготовки;
развитие отдельных сторон психологической
подготовки.
Задачи IV мезоцикла: развитие специфической
работоспособности; развитие специальных
физических качеств и технического мастерства
путем общих и специальных средств подготовки;
поддержание ) общей физической работоспособности;
совершенствовав психологической подготовки
и технического мастерства в специальных
упражнениях.
Задачи V мезоцикла: поддержание ровня
общей и специальной физической подготовленности;
совершенствование технического мастерства
путем специальных средств; поддержание
специальной аботоспособности; развитие
выносливости опорно-двигательного аппарата;
развитие психологической выносливости
и волевой подготовки.
Задачи VI мезоцикла: развитие общей выносливости
при помощи тренировок на лыжах; развитие
общей физической работоспособности;
становление технического мастерства;
развитие волерой подговки.
Задачи VII мезоцикла: поддержание специальной
работоспособности; совершенствование
технического мастерства; поддержание
общей физической работоспособности.
Задачи VIII мезоцикла: развитие специфической
работоспособности и психической выносливости,
подведение организма к пику «спортивной
формы»; совершенствование тактико-технологического
мастерства; поддержание уровня общей
физической работоспособности.
ЛЕКЦИЯ 7
Деятельность человека на. производстве, в быту, спорте требует определённого уровня развития физических (двигательных) качеств. Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых психологических и морфологаческих возможностей с приобретёнными в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельне качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слаботью, подвижностью-инертностью и т.д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей особенностей. Например быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенностью. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), у других иные. Выигрывая в проявлении одних двигатель качеств, человек проигрывает в других. Физические (двигательные) качества можно разделить в зависимости от их структуры на простые и сложные.
Чем
большее число анатомо-
явление качества, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость прыгучесть, не .являются суммой простых. Сложное качество - это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия.
7.1. Сила как физическое качество, формы проявления силовых качеств. Методы развития силы.
Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Сила – одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта, поэтому её развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания.
В процессе выполнения спортивных или профессиональных приёмов связанных с подниманием, опусканием, удержание тяжёлых грузов, мышцы, преодолевая сопротивление, сокращаются и укорачиваются. Такая работа называется преодолевающей. Противодействуя какому-либо сопротивлению мышцы, могут при напряжении, и удлиняться, например, удержание очень тяжёлого груза. В таком случае их работа называется уступающей. Оба эти режима объединяются под одним названием - динамического. Сила, проявляемая в движении, т. е. в динамическом режиме называется динамической силой.
Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. Данный режим имеет место в силовых упражнениях (штанга, гири, гантели).
Режим работы мышц на тренажерах, где задается скорость перемещения звеньев тела называется изокинетическим (плавание, гребля).
Если усилие спрртсмена движением не сопровождается и производится без изменения длины мышц, то в этом случае говорят о статическом режиме. Такая сила называется статической.
Между силой, и скоростью сокращения мышц существует обратно пропорциональная зависимость.
Психологические механизмы этого качества (силы) связаны с регуляцией напряжения в paзличных режимах их работы:
При педагогической характеристике силовых качеств человека выделяют следующие разновидности:
(показатель
силы, проявляемой при удержании
в течении определённого
Информация о работе Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение