Автор работы: d**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа
Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества (?!), что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.
В 1920 г. в Люцерне (Швейцария) состоялся конгресс рабочих спортивных организаций Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Венгрии Финляндии и других стран, на котором был утвержден Международный рабочий союз спорта и физического воспитания - Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ). Руководители ЛСИ - социал-демократы, проводили политику отказа от революционной борьбы и сохранения политического нейтралитета. Боясь революционного влияния советского физкультурного движения на рабочие массы, советскому государству было отказано в приеме в эту организацию.
В 1921 году в Москве был созван новый международный конгресс рабочих спортивных организаций, где присутствовали делегаты Советского Союза, Чехословакии, Германии, Франции, Венгрии, Финляндии, Италии и др. стран. На конгрессе был основан Международный союз рабоче-крестьянских организаций физической культуры - Красный спортивный интернационал. Председателем КСИ был избран Подвойский Н.И. Главное направление деятельности КСИ - объединение всех рабочих спортивных организаций, стоящих на платформе классовой борьбы, соединение занятий спортом с политическим и идейным просвещением, установление интернациональных связей с рабочими спортивными организациями всех стран. К 1926 году были подписаны соглашения о сотрудничестве с Ц5 странами, предусматривающие проведение спортивных соревнований, обмен делегациями и т.д.
На протяжении
всего межвоенного периода
Таким образом, в мире образовалось два международных рабочих спортивных интернационала, принципиально различающихся по своим целям и задачам. В большинстве стран были организованы их спортивные секции. Одни из них находились под влиянием ЛСИ, другие - КСИ. Основные секции ЛСИ составляли рабочие спортивные организации дофашистской Германии и Австрии (более I млн. чел.). КСИ главную опору имел в лице советского физкультурного движения и секции в 70 странах мира. С 1922 года спортсмены КСИ проводили встречи во Франции” Германии, Финляндии, Москве.
В 1925 году Люцернский спортивный интернационал организовал I спортивную рабочую Олимпиаду во Франкфурте-на-Майне. Советских спортсменов на эту олимпиаду не допустили. Спортивная блокада была прервана лишь в 1927-28 гг. на зимнем празднике спорта в Норвегии. В 1928 году спортсмены ЛСИ участвовали в I Спартакиаде в Москве: (612 спортсменов из 14 стран).
Во II олимпиаде рабочих-спортсменов в 1931 году в Вене, приуроченной к открытию Съезда II Интернационала, спортсмены КСИ также не участвуют.
В 1934 году в Париже
состоялся большой
На слете было принято решение об активизации борьба с фашизмом и милитаризмом в спорте. Слет призвал бойкотировать подготовку и проведение Олимпийских игр в Берлине в 1957 г. в Антверпене (Бельгия) состоялась Ш Всемирная рабочая олимпиада, названная праздником единства рабочих спортсменов всех стран. На Олимпиаду ездила большая группа советских спортсменов. Это был триумф советского спорта, почти по всем видам призовые места. Особо следует отметить абсолютную чемпионку по спортивной акробатике Марию Тышко, которая начала заниматься спортом в Краснодарском клубе "Комсомолец".
Олимпиада в Антверпене явилась последним крупным спортивным соревнованием рабочих
3. Новые системы и методы физического воспитания
(основная гимнастика Н. Бука, австрийская естественная гимнастика К. Гаульгофера и М. Штрайхер).
Итоги первой мировой войны оказали большое влияние и на развитие спортивно-гимнастического движения в различных странах. Побежденные страны (германия и её союзники) стали готовиться к военному реваншу, используя в этих целях и спортивно-гимнастическое движение. Страны-победители (США, Англия, Франция и др.) усилили милитаризацию спорта, готовясь к новой мировой войне. И в тех и в других странах началась организационная перестройка спортивных обществ, старые методы физического воспитания заменялись новыми, значительное внимание стало уделяться постановке физического воспитания в учебных заведениях и, особенно в школах.
В США в начале 20-х годов были приняты законы об обязательном физическом воспитании в 41 штате. В Германии физическое воспитание было признано одним из главных школьных предметов. Во Франции, Англии, Италии были приняты законодательные акты, направленные на повышение вневойсковой военно-физической подготовки молодежи. Чисто гимнастические системы постепенно заменялись на спортивно-игровые. Снарядная гимнастика не могла удовлетворить потребности общества в послевоенные годы.
Во многих странах в это время (Австрия, Польша, Германия, Литва Латвия, Дания и др.) наряду с "естественным методом" Георга Эбера получили распространение основная гимнастика датчанина Нильса Бука и естественная школьная гимнастика, Карла Гаульгофера и Маргарет Штрайхер
Система Н. Бука представляла собой модернизированный вариант шведской гимнастики. Им широко использовались гимнастические снаряды (шведская стенка, скамейка, бум и др.). В отличие от основоположников шведского направления Бук проводил занятия в необычайно быстром темпе. Урок состоял из трех частей: I) упражнения без снарядов, 2) упражнения со снарядами; 3) упражнения в беге, ходьбе прыжках. Использовались упражнения с партнером, применялся поточный метод.
Основная гимнастика Нильса Бука была создана для того, чтобы "здоровых, но неловких деревенских парней так, "обработать" гимнастикой, чтобы они стали ловкими и подвижными, природными к несению военной службы.
В Европе из широкой шкалы систем физического воспитания - модернизированных направлений и сплавов немецкой, шведской, датской и французской гимнастик, которые основывались на создании биологического равновесия цивилизации и человеческого организма, выделялась австрийская школа. Её основателями и вдохновителями были Карл Гаульгофер и Маргарет Штрайхер.
Гаульгофер и его сотрудники не только указывали на отсталость системы физического воспитания Яна - Эйзелена - Шписса, но и констатировали, что для ребят школьного возраста наиболее полезными являются игры и естественные движения.
К. Гаульгофер используя исследования в области биологии и педагогики того времени, осуществляй реформу содержания предмета физических упражнений, с учетом психологических и эстетических потребностей молодежи к движению.
В своих трудах "Система школьной гимнастики" (1927) "Естественная гимнастика" (1930) австрийские педагоги определяли физическое воспитание как искусство, обучение которому протекаем в естественных природных условиях с применением естественных физических упражнений. Они подробно разработали структуру и содержание урока физического воспитания для детей школьного возраста, В него вошли следующие 3 группы упражнений:
1) оживляющие (быстрая ходьба, бег, игры с подпрыгиванием)
2) Основные упражнения для туловища, на равновесие, развития силы и ловкости,
3) успокаивающие (игры без бега, спокойная ходьба).
Легкую атлетику, борьбу, бокс, плавание, фехтование, зимние виды спорта, туризм и др. упражнения, которые можно проводить на открытом воздухе относили к основным средствам ФВ.
С успехом применялись и элементы пластики (народный танец, ритмика, акробатика), простые массовые упражнения из сокольской гимнастики. Использовались как стилизованные снаряды (брусья, турник), так и созданные человеком препятствия (заборы, бочка).
Ахиллесовой пятой
австрийской концепции
Рамки системы Гаульгофера - Штрайхер были пригодны к тому, чтобы уже в школьном возрасте оказывать эффективное идеологическое воздействие.
Наряду с австрийской школьной гимнастикой и основной гимнастикой Н. Бука известное распространение в Западной Европе полупили методы гигиенической гимнастики Зурена, - идея гармонии духа и тела"; Б оде - теория "индивидуального естественного развит! а также система " кип-фит " - правильная осанка, укрепление мышц, предупреждение сколиоза и плоскостопия. Эти системы и методы были созданы на чисто биологической основе и вошли в медицинскую или социально-гигиеническую - концепцию физического воспитания. Одним из слабых моментов которой являлось то, что она не служила воспитанию смены первоклассных спортсменов в соответствии с требованиями спортивных руководителей, тренеров и менеджеров.
4. Физическая культура в Германии.
В межвоенный период, как никогда ранее, возросло военно-политическое значение физической культуры и спорта. Физкультурно-спортивное движение используется как одно из действенных средств реакционной политики, направленной на милитаризацию и идеологическое закабаление населения.
Особенно наглядно эта тенденция прослеживается на примере Германии, где еще в довоенный период наметились тенденции к государственной регламентации физического воспитания. И если в 1922 г. Немецкий госкомитет ФУ объединял 5,8 млн. чел., то в 1951 г. -6 млн. В период экономического кризиса 1929-55 гг. милитаристский курс физического воспитания и спорта был провозглашен официально указом правительства. Главная задача, которая ставилась перед спортивными организациями, это - в ближайшие годы через полувоенные и спортивные общества и организации осуществить массовую допризывную подготовку молодежи. Для решения таковой использовались разнообразные методы и средства. Особые надежды возлагались на фабрично-заводской спорт, начало которому было положено в 1920 г. введением " паузентурнена " (производственная гимнастика). На предприятиях создавались спортивные клубы, строились спортивные сооружения, оплачивались специалисты, финансировались соревнования.
В 20-е годы, сначала в университетах, а потом в армии и на флоте вводятся обязательные военно-спортивные занятия, открываются спортивные школы. Кроме обязательных 3 часов занятий физическим воспитанием, еженедельно вводятся " послеурочные игры ". Бокс, джиу-джитсу, стрельба, верховая езда, управление моторизованным транспортом должны были дать "суровость и закалку".
Немецкая высшая
школа физических упражнений, а с
1925 г. открывшиеся Института
Особенно усилилась милитаризация спорта в Германии в период фашизма.
"Воспитательную"
задачу нацизма Гитлер
10-15 лет в "Юнгфольке",
14-18 лет - "Гитлер-югенде" в фашистских
детско-спортивных
Основу подготовки
юных гитлеровцев составлял
"Гелендешпорту" было подчинено и обучение детей в школах, где на физическое воспитание отводилось 5-8 часов в неделю, а один день объявлялся ^спортивным".
Такая тоталитарная система позволила гитлеровцам создать к 1955 году 5 млн. армию, подготовленную при помощи спорта. Подобная милитаризация была характерна для многих капиталистических стран - особенно для союзников Германии: Италии и Японии.
5. Профессиональный спорт в США.
Несколько другое направление получило спортивно-гимнастическое движение в США, которые после I мировой войны превратились в сильнейшее государство мира. США уделяло большое внимание пропаганде 'американского образа жизни" в других странах. Одним из путей этого процесса стали выступления американских спортсменов в международных соревнованиях.
В подавляющем большинстве штатов были введены законы о физической подготовке в школах. До 17 лет физическое воспитание детей проводилось в школах и скаутских организациях, затем в колледжах и университетах студенческая молодежь занималась спортом в клубах. Наибольшее распространение в этих основных центрах спортивной работы получили легкая атлетика, плавание, баскетбол, гребной спорт, теннис, бейсбол.
Информация о работе Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение