Автор работы: d**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа
Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества (?!), что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.
Деятельность всех спортивных организаций” кроме университетских клубов контролировала организация созданная еще в 1888 году — Любительский атлетический союз.
Неотъемлемой
частью американского образа жизни
явилось распространение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный этап развития
образования характеризуется кризисными
явлениями, связанными с переходом от
«поддерживающего обучения» к инновационному,
что требует пересмотра всех структурных
элементов психолого-педагогической системы,
ее содержания, методов, форм, средств,
результативности (И.С. Якиманская, 2000).
В частности, в практике обучения двигательным
действиям сложилась ситуация суть которой
состоит в том, что имеющиеся теоретические
представления психолого-педагогических
наук об освоении двигательной информации
так и не стали предметом реконструкции
учебного процесса в физкультурном образовании,
физическом воспитании и спортивной тренировке.
В результате, в физкультурных вузах страны
наибольшее распространение получил эмпирический
методизм обучения студентов дисциплинам
спортивно-педагогического цикла, по сей
день, не приемлющий психолого-педагогических
закономерностей. Последнее привело к
отрыву теории обучения, как процесса
познания, от реальных потребностей практики
и породило массу форм его примитивизации.
Предстоящий этап реконструкции учебного
процесса по обучению двигательным действиям,
таким образом, должен стать технологическим,
знаменующим переход на теоретически
выверенные, всесторонне обоснованные
и реально/действующие законы построения
новых форм практики [42, 70].
В этой связи, на основе установленных
психолого-педагогических закономерностей
моделирования учебно-познавательного
материала необходимо создать дидактическую
модель формирования двигательных действий
спортивного типа, которая представит
собой комплекс дидактических элементов
объединенных общей целью функционирования
и
единства управления, направленного на
укрепление научно-обоснованного педагогического
порядка во всех звеньях процесса усвоения
двигательных действий, что и послужило
выбором темы исследования.
В сфере физкультурного образования и
спорта проблемам повышения качества
методической подготовки специалистов
в области обучения двигательным действиям
(ДД) посвящены работы: А.Г. Дрижики (1967,
1980, 1995); И.П. Ратова (1983); В.Д. Мазниченко
(1987); М.М. Богена (1985); ГГ. Попова (1988); Ю.К.
Гавердовского (1991); В.Д. Дмитриева (1991);
Д.Д. Донского (1991) и других.
Однако в них рассматриваются отдельные
вопросы теории обучения двигательным
действиям, мало связанных с созданием
прикладной дидактики операционального
и инструментального характера, которую
мы и попытались экспериментально обосновать
в работе.
Целью исследования являлось создание
инновационной технологии обучения спортивным
двигательным действиям, базирующейся
на дидактическом моделировании учебной
информации и регламентировании учебного
процесса в рамках управляющей функциональной
психолого-педагогической системы действий.
Объект исследования — процесс обучения
двигательным действиям на занятиях по
спортивно-педагогическим дисциплинам
в рамках Государственного образовательного
стандарта подготовки специалистов ФК
и спорта по курсу «Физическая культура»
(обучение).
Предмет исследования - технология обучения
двигательным действиям на основе предваряющего
формирования ориентировочной основы
действия (ООД) и проектирования педагогических
уравнений, реализуемых посредством функциональной
психолого-педагогической системы действий
педагога (ФГШСДП)
Гипотеза исследования основана на предположении
о том, что разработанная технология моделирования
учебной информации о
двигательных действиях и психолого-педагогическом
регламентировании операций педагога,
выдержанных в рамках соблюдения условий
необходимых для закрепления формирующихся
двигательных навыков, позволит значительно
сократить сроки их освоения и повысить
качество преподавания учебного материала
дисциплин спортивно-педагогического
цикла в физкультурном образовании. Задачи
исследования:
1. Произвести анализ современных тенденций
совершенствования методов обучения двигательным
действиям и реализации дидактических
принципов при их освоении в специальной
литературе и опыте работы ведущих специалистов.
2. Установить основные компоненты готовности
к обучению двигательным действиям и обуславливающие
ее психофизиологические факторы.
3. Разработать карту (модель) педагогического
анализа техники двигательных действий,
обеспечивающих первоначальное формирование
ориентировочной основы действий.
4. Сконструировать систему педагогических
уравнений дидактического регламентирования
учебного процесса овладения двигательными
действиями.
5. Определить операциональный состав
функциональной психолого-педагогической
системы, обеспечивающей реализацию педагогических
уравнений.
Для выполнения намеченных нами задач
использовались следующие методы исследования:
анализ литературных источников, педагогический
эксперимент, дидактическое моделирование
учебно-познавательного материала о двигательном
действии, психолого-педагогические тесты
оценки готовности к обучению ДД и их сформированности,
методы математической статистики с обработкой
экспериментальных данных на персональном
компьютере, в том числе вариационный
и корреляционный анализы.
Концептуальная новизна исследования
заключается в том, что в нем впервые с
позиции теории П.Я. Гальперина о поэтапном
формировании умственных действий и личностно-ориентированного
обучения (Е.В. Бондаревская и др.), инициирующей
субъективную активность, а также моделирования
двигательной информации и управления
реализацией проектов учебно-познавательного
процесса (В.Д. Дмитриев, М.М. Боген, А.Г.
Дрижика) разработана и адаптирована технология
обучения ДД спортивных дисциплин операционального
и инструментального характера.
Теоретико-методологическую ' основу исследования
составили работы П.Я. Гальперина о поэтапном
формировании умственных и двигательных
действий, Е.В. Бондаревской, СВ. Кульневича,
В.В. Серикова, В.Т. Фоменко и др. о личностно-ориентированном
обучении, а также научно-теоретические
разработки В.В. Белиновича, И. Лингарта,
Н.А. Бернштейна, Е.П. Ильина, М.М. Богена,
И.П. Ратова, В.Д. Дмитриева, А.Г. Дрижики
в области биомеханического анализа техники
ДД, моделирования двигательной информации,
использования дидактических принципов
в моторном обучении и построения педагогических
систем управления формированием двигательных
навыков.
Теоретическая значимость результатов
исследования состоит в выявлении необходимости
при обучении движениям предваряющзего
формирования их ориентировочной основы,
позволяющей субъектам обучения самим
строить собственные двигательные действия
на основе кинестетических ощущений в
соответствии с его смыслом и целью. Это
приводит к сокращению сроков освоения
двигательных действий, повышению интеллектуализации,
вследствие ускоренного формирования
ориентировочной основы действия, пластичности
(произвольности) двигательных навыков
- компонентов обучаемости, а не только
закрепленности двигательной координации
до автоматизма (динамического стереотипа),
не позволяющей в полной мере распоряжаться
ею по усмотрению спортсменов, учащихся,
специалистами ФК в различных экзогенных
условиях.
Практическая значимость работы определяется
разработкой и внедрением действительно
научно-обоснованной технологии моделирования
учебно-познавательного материала спортивных
дисциплин, построения проектов (педагогических
уравнений) организации учебного процесса
обучения двигательным действиям на основе
требований современной психодидактики,
биомеханики и кибернетики (управления
учением). Она может использоваться во
всех учебных и учебно-трудовых заведениях,
где предусмотрены учебным планом занятия
физической культурой, спортом или освоением
двигательных трудовых навыков.
Достоверность и обоснованность научных
результатов, выводов и
рекомендаций___обеспечивается, разработанной
методологией
педагогического анализа техники двигательного
действия, конструирования педагогических
уравнений и их реализационной функциональной
психолого-педагогической системы с позиций
психодидактики, биомеханики, кинезиологии,
физиологии и кибернетики, позволяющей
моделировать обучение двигательным навыкам
спортивных дисциплин. Подтверждением
чему стал лонгитюдный педагогический
эксперимент, выполненный на студентах
ИФК РГПУ с обработкой собранного материала
и статистической достоверностью полученных
результатов исследования.
Апробация работы. Основные положения
работы были представлены на международной
конференции «Актуальные проблемы валеологии,
воспитание учащихся в условиях новой
концепции физкультурного образования»
(Нальчик, 2002); научно-педагогической конференции
студентов, аспирантов, магистров РГПУ
(2002); областной научно-методической конференции
колледжей Ростовской области (2002) и
8
международной научно-практической конференции
по физической культуре (г. Дивноморск,
2002).
На защиту выносятся:
1. Методологические положения построения
технологии обучения двигательным действиям,
в которых обосновано опережающее формирование
ориентировочной основы двигательных
действий, когда субъектом учения становится
сам обучаемый, ищущий собственные движения
по заданным кинестетическим ощущениям,
пропуская через сознание и свой двигательный
опыт ценностные ориентации, установки,
предпочтения, что и является организованным
обучением личностно-ориентированного
типа.
2. Карта педагогического анализа техники
двигательного действия, (моделирования
двигательной информации), обеспечивающая
первоначальное формирование ориентировочной
основы действия, в которой цель двигательного
действия и способа ее достижения, операциональный
состав двигательного действия, биомеханическая
модель оптимизации двигательного действия
и операций, описание усилий правильного
выполнения действия и локализация внимания
по всем основным опорным точкам операции,
описание специальных упражнений, доводящих
до сознания ощущения усилий по каждой
основной опорной точке.
3. Технология конструирования системы
педагогических уровней обучения двигательным
действиям на занятиях по спортивным дисциплинам,
как дидактическая организация системы
учебно-познавательного материала о двигательном
действии, подлежащего усвоению;
4. Операциональный состав функциональной
психолого-педагогической системы, обеспечивающей
реализацию педагогических уравнений,
как единой системы внутренних связей
логики научного
познания экспериментального исследования
наиболее неразработанных звеньев системы
и выработки общих основ управления обучением
через посредство введения оперативной
и этапной обратной связи, экспериментальной
проверке эффективности реализации отдельных
звеньев.
5. Основные компоненты готовности к обучению
двигательным действиям и психофизиологические
факторы ее обуславливающие, такие как
уровень направленности к профессиональной
деятельности, уровень мотивации к занятиям
физической культурой и к учению (освоению
конкретного двигательного действия),
межличностной приемлемости в учебной
деятельности, личностного двигательного
опыта, интеллектуальных, координационных
и кондиционных (физической подготовленности)
способностей.
Структура, объем и основное содержание
диссертации. Диссертация объемом 145 страниц
состоит из общей характеристики работы,
двух глав, заключения, выводов, списка
литературы (147), приложения. Основное содержание
работы отражено в 4-х рисунках и 3-х таблицах.
10
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ
ДЕЙСТВИЯМ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Современные тенденции совершенствования
методики обучения двигательным действиям
в теории и методике физической культуры
Современный этап развития теории и методики
физического воспитания в вопросах обучения
двигательным действиям все ещё находится
на затянувшейся эмпирической стадии
создания учебно-методического комплекса
(УМК), характеризующейся конструированием
учебно-методической документации и регламентирования
учебного процесса на основе опыта и интуиции,
без опоры на четкие положения психологии
и педагогики [12], [13].
В результате специалистам физической
культуры и спорта, в различных учебных
пособиях, продолжают преподносить системы
взаимосвязанных стереотипов «практического
воспитания» и привычного педагогического
функционирования учебного процесса по
освоению двигательных (спортивных) действий,
реализующих бихевиористскую концепцию
моторного научения "путем проб и ошибок",
закрепляющую формирующийся стереотип
двигательных координации — двигательный
навык [128].
Наряду с этим ведется усиленный поиск
новых путей и средств повышения эффективности
обучения в плане его рационализации и
ускорения, что вызвано стремительным
ростом объема научно-технической информации
и непрерывным увеличением числа занимающихся.
В результате возникло новое направление
в обучении связанное с его интенсификацией.
Под интенсификацией понимается повышение
эффективности обучения, выражающееся
в увеличении объема усвоенных знаний
к установленному сроку при сохранении
качественных показателей обучения.
11
В частности, интенсификация обучения
двигательным действиям с самого начала
преследует цель сокращения сроков овладения
навыками и умениями изучаемой двигательной
координации (в связи с все усложняющейся
техникой движений) и имеет шесть направлений:
1. Совершенствование организации.
2. Мультиплицирование.
3. Конструирование искусственных условий.
4. Программирование.
5. Моделирование.
6. Технологизация
Совершенствование организации направлено
на всемерную оптимизацию традиционных
форм учебного процесса путем рационализации
использования ряда технических средств,
обеспечивающих высокое качество усвоения
учебного материала (киноустановок с учебными
фильмами, кинокольцовками, диапозитивами,
приборов срочной информации и др.). Кроме
того, организационные мероприятия должны
касаться и вопросов обеспечения требований
комплекса физиологических условий (хорошей
слышимости, видимости, четкости изображений,
освещенности и удобства расположения
занимающихся).
Под мультиплицированием понимается размножение
обучающего материала (кинокольцовок,
специальных методических пособий, диапозитивов,
схем плакатов).
Конструирование /комплекса искусственных
условий должно предусматривать использование
нетрадиционных средств обучения (различных
тренажеров, устройств), способствующих
усвоению ритмико-скоростной основы двигательного
навыка или аналога «мастерского» варианта
упражнения [74], [103].
Программирование обучения необходимо
по причине постоянного контроля преподавателя
за процессом усвоения знаний, отдельных
движений
12
и систем движений учащимися, что позволяет
строго классифицировать последовательность
«шагов» или порций подачи учебного материала
составляющего информацию двигательного
действия [68], [135]. В программированном
обучении, как правило, сочетаются индивидуальное
и групповое обучение, а сам контроль осуществляется
с помощью различных технических устройств
(электронных машин, контролирующих приборов,
контрольных карт и граф-схем и т.д.).
Моделирование в обучении предусматривает
переведение мира реальных объектов ДД
в план идеальных объектов, замещающих
действительность в существенных, значимых
свойствах и характеристиках. Моделирование
ДД по СВ. Дмитриеву [45] представляет собой
создание последовательности нормативной
дидактической и образной (концептной)
моделей.
Информационно-педагогическое моделирование
начинается с создания нормативной модели
двигательного действия (модели 1-го порядка),
адекватно описывающей систему движений
на языке науки. Нормативные модели существуют,
как правило, в экстериоризированной форме
и отображаются в виде знаковых средств,
биомеханического анализа эталонов, понятийно-смысловых
систем. Любая модель двигательного действия,
таким образом, представляют собой определенным
образом организованную семиотическую
систему, а восприятие модели составляет
процесс ее десимволизации. Нормативно-знаковые
модели имеют формализованный вид -/ математическое
уравнение, блок-схемные или сетевые системы,
алгоритмы, вводимые в ЭВМ и т.п. В основе
такого моделирования должны лежать: соответствующая
теория, регулятивные правила, экспериментальные
и экспертные данные.
13
Наиболее распространенным подходом к
созданию нормативной модели ДД является
биомеханический. Он держится на трех
формах биомеханического анализа ДД: 1)
количественном; 2) качественном; 3) педагогическом
[46].
Количественные характеристики выявляются
в результате специальных измерений, вычислений
и носят числовое значение. Качественные
характеристики представляют собой словесное
описание биомеханических особенностей
движений и не являются результатом вычислений
числовых значений.
Количественный биомеханический анализ
подразделяется на точный и приближенный.
Точный анализ основан на тщательной обработке
и применении точных данных киноциклографии,
теле-, кино-, фотосъемки и других методов,
таких как - электромиография, тензометрия,
аскелерография и др. Приближенный количественный
анализ базируется на упрощенной обработке
биомеханических характеристик, полученных
тем же инструментарием, но носит ярко
выраженный научно-исследовательский
характер и практически недоступен для
практического применения.
Качественный биомеханический анализ
подразделяется на углубленный, основной
и упрощенный. Углубленный характеризуется
тщательным исследованием материалов,
полученных с помощью тех же методов, что
и в количественном анализе, но использует
в основном логические построения и для
осмысления количественного анализа,
его углубления и дополнения/ Основной
качественный биомеханический анализ
осуществляется без использования материалов
приборных измерений. Упрощенный качественный
биомеханический анализ отличает использование
грубых оценок двигательных действий
в случае недостатка или отсутствия достаточных
знаний биомеханики. Педагогический анализ
осуществляется без существенного применения
биомеханики.
14
По данным А.Г. Лагутина [84] интегрирующим
фактором в такой организации обучения
на основе данных биомеханики выступает
физическая, в частности биомеханическая
сущность двигательного действия, в основе
которого лежат законы механического
движения живой материи тела человека.
Исходя из этого, на первый план в практике
обучения выступает проблема познания
и объективного отражения в педагогическом
процессе биомеханической структуры изучаемых
двигательных действий. Причем речь идет
не о традиционном биомеханическом анализе
движений человека, результаты которого
могут быть успешно использованы, например,
в медицине или при изучении трудовых
процессов. Имеется в виду такое их направленное
изучение и-моделирование, результаты
которого могут быть использованы для
наиболее удобного, с точки зрения дидактики,
наглядного представления в спортивной
тренировке двигательного действия, прежде
всего, как предмета обучения.
Эта модель обучения с комплексной регистрацией
основных биокинематических и биодинамических
характеристик двигательных действий
со сложной координационной структурой
позволяет отойти от представлений спортивной
техники биомеханически характеризующей
ее как некую геометрическую систему.
В результате ДД предстают как моноцелевые
многоуровневые и иерархические системы
биомеханических элементов движений,
которые интегрированы и согласованы
между собой в определенные структуры,
ориентированные, прежде всего, на наиболее
эффективное решение конкретной двигательной
задачи, достижение вполне конкретной
цели. В таких многоуровневых системах
в единое естественное целое объединены
не только биокинематические структуры
движений, но и все их обеспечивающие функционально-морфологические
биологические параметры организма. Основным
критерием интеграции всех элементов
таких систем являются факторы, определяющие
достижение основной цели
15
двигательного действия. Данный уровень
понимания специфики биомеханической
организации двигательных действий показывает,
насколько неоправданно упрощены те многие
известные в специальной литературе методические
разработки, в которых высококвалифицированным
спортсменам рекомендуется дифференцированно
заниматься физической и технической
подготовкой, развитие же специальных
двигательных качеств рассматривается
вне общей задачи обучения, а уровень функционального
состояния тренирующегося спортсмена
оценивается сам по себе, вне его системной
связи, а точнее, в зависимости от уровня
освоения определенных элементов двигательных
действий и, следовательно, от эффективности
решения двигательной задачи и достижения
высокого спортивного результата.
В качестве основной стратегии обучения
в данном случае избран программно-целевой
подход как наиболее прогрессивный, позволяющий
организовать педагогическое управление
с учетом объективных критериев достижения
его целей, органически сочетающийся с
основным предметом обучения двигательным
действиям, имеющим, как правило, многоуровневую,
моноцелевую структуру.
Обобщенная структурная схема педагогического
процесса обучения ДД здесь позволяет
наглядно представить то, каким образом
в единой системе организованы и взаимосвязаны
основные его элементы (рис. 1). В ее состав
включены содержательная часть (цель,
функции, направления, принципы, методы
и состояние движений занимающихся) и
процессуальная часть (организация, руководство,
виды деятельности, средства, формы работы,
эффективность). Они объединены закономерностями
функционирования и развития педагогического
процесса, обеспечивающими требуемый
уровень взаимодействия субъекта (тренера)
и объекта обучения (спортсмена).
16
Дидактические принципы методы
Характеристики
моторики
обучаемых
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ПКПАГОГИЧКСКОГО ПРОТТКС.ПА
Организационное руководство
Виды работ (деятельности)
средства
Объект (обучаемый спортсмен)
Формы деятельности
Эффективность процесса обучения
Рис. 1. Структурная схема педагогического
процесса
Технологизация процесса обучения предполагает,
прежде всего, моделирование систем обучения
на основе парадигмальных установок структурирования
этого процесса и состоит в выстраивании
соответствующей педагогической системы
строго нацеленной на объективно диагностируемый
конечный результат, включающий следующие
элементы: общие и частные цели, содержание
дидактических процессов, преподавателей
или технических средств обучения, организационные
формы.
Другой ракурс интерпретации представлен
пониманием технологии в виде «венца»
развития и совершенствования методик
физического воспитания [31] посредством
перевода их на управленческие рельсы
в три этапа. На первом, «методическом»
этапе становления технологии основное
внимание уделяется тому, что должен выполнить
учащийся на занятии (конкретные упражнения,
способы их выполнения, дозировка). Здесь
предполагается, что выполнение занимающимися
заданий, приведет к необходимому эффекту.
На втором этапе наряду с методами выполнения
упражнений появляются указания о должных
нормах эффектов. Третий этап развития
методики, ее переход собственно в технологию,
предусматривает
Определение понятий: «спорт» (в узком и широком понимании), «соревновательная деятельность», «спортивная деятельность», «система подготовки спортсмена», «спортивное движение», «спортивные достижения», «спортивная тренировка. Соотношение понятий: «спорт», «физическая культура» и «культура».
Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.
В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.
Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.
Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.
Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.
Достижение высоких спортивных результатов невозможно без Достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контак- t ob , которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.
Таким образом, спорт
в широком понимании
Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена . Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.
Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:
— систему отбора и спортивной ориентации;
— спортивную тренировку;
— систему соревнований;
— внетренировочные
и внесоревновательные факторы
оптимизации тренировочно-
Основная подготовительно-
Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.
Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.
В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность» . Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга. Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.
Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.
Соревновательная
деятельность по отношению к официальным
соревнованиям выступает в
Спортивное достижение — это показатель спортивного мастертства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных pe зультатах.
Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение — это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.
Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно- конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.
Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется
как минимум тремя главными причинами:
Во-первых, в настоящий момент и в руководстве
страны и в обществе растет осознание
роли человеческого фактора в социально-экономическом
развитии. Оздоровление и формирование
здорового образа жизни населения напрямую
влияют на процессы социально-экономического
развития общества. Сами по себе экономические
показатели типа объема ВВП или макроэкономической
стабилизации не имеют смысла, если в стране
ухудшается здоровье населения, сокращается
продолжительность жизни, а среди молодежи
растут преступность и наркомания. Огромным
социальным значением и потенциалом в
этом плане обладает физическая культура
и массовый спорт.
Во-вторых, массовый спорт имеет целый
ряд важных социально-значимых функций,
таких как культивирование социально-ценных
форм досуга, воспроизводство рабочей
силы, компенсация неудовлетворяющих
личность достижений в других областях
жизни, углубление внутригрупповой и межгрупповой
интеграции, социализация, воспитание
здорового, физически крепкого поколения
и идеологическую функцию. Именно массовый,
а не спорт высших достижений, играет важнейшую
роль в осуществлении перечисленных функций.
Спорт высших достижений конечно также
важен, но он не способен сам по себе стать
инструментом решения демографических
и социальных проблем страны в отрыве
от интенсивного развития массового спорта.
В-третьих, массовый спорт способствует
воспроизводству и поддержанию высокой
работоспособности человека, что имеет
непосредственный социально-экономический
смысл.
Несмотря на то, что в Федеральном законе
«О физической культуре и спорте в Российской
Федерации», принятом в 1999 году и Концепцией
развития физической культуры и спорта
в Российской Федерации на период до 2005
года ставится задача повышения социальной
роли и значения массового спорта на практике
согласно официальным данным в настоящее
время физической культурой и спортом
в стране занимается всего 8-10 % населения,
тогда как в экономически развитых странах
мира этот показатель достигает 40 - 60%'.
В Республике Татарстан в 2003 году организованными
формами физической культуры и спорта
по данным Министерства молодежи и спорта
было охвачено 14,8% населения (сюда входят
и данные относительно занимающихся в
ДЮСШ, СДЮШОР). Финансовые средства и организационные
усилия органов региональных властей
во многом сосредоточены сегодня на развитии
спорта высших достижений, который стал
и большим бизнесом и большой политикой.
Таким образом, несмотря на официальное
признание высокой социальной значимости
массового спорта, он еще не стал характерной
чертой образа жизни нашего населения
и имеет существенные проблемы в области
управления и развитии. Все это позволяет
утверждать, что изучение сложившегося
в обществе механизма социального регулирования
развития массового спорта представляет
собой актуальную научную проблему.
1 Концепции развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации на период
до 2005 года // Российская газета, 2002, 6 ноября.
Разработанность темы исследования. Изучению
массового спорта как социокультурного
явления и проблемам социального регулирования
его развития посвящена обширная литература.
Так проблемы ФК и спорта как социальных
институтов исследуются в работах Н. Пономарева,
Н. Визитей, Л. Лубышевой, Г. Эдвардса и
др.
Разработке культурологических основ
физической культуры и спорта посвящены
работы таких виднейших теоретиков как
Н.А. Пономарев, В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев.
Воспитательная роль физической культуры
в социально-педагогическом аспекте показана
в работах В.И. Столярова, М.Е. Кутепова,
И.М. Быховской, Н.Т. Смирнова, Л.П. Демерза.
Над проблемами формирования здорового
образа жизни различных категорий населения
работали В.В. Белорусова, В. Д. Гончаров,
В. И. Жолдак, П. А. Виноградов, М.Я. Виленский,
И.А.Васильева.
Собственно социальная роль и значение
физической культуры и спорта анализируется
в работах В.Г. Бауэра, Л. И. Лубышевой, П.А.
Рожкова, И.Ю. Мазова.
Структурным проблемам массового спорта
посвящены работы В.В. Войтенко, Г.В. Дивиной,
О.Н. Ждановой, Л.П. Матвеева, и др.
Тема социального регулирования и управления
развитием массового спорта нашла свое
отражение в трудах А.Д. Мискевича, М.Е.
Кутепова, СВ. Артемова, A.M. Банникова, В.М.
Блинова, В.В. Болотенко, С.Э. Воронина,
СИ. Гуськова, В.И. Жолдака, Г.Г. Кеммерера,
В.В. Кузина, В.В. Новикова, Р.А., Пилояна,
Н.А.Верзилиной, А.Я.
Свиридовой, В.И. Подлесного, Н.А. Кольцовой,
О.П. Сапронова, А.С. Соколова и др.2.
Однако, большинство работ характеризует
социально-педагогическая или философская
направленность, либо же то, что они были
выполнены применительно к иным социально-экономическим
условиям. Собственно социологическая
рамка исследования ФК и спорта появляется
только с начала 90х годов XX века. Много
работ посвящено проблемам государственного
управления массовым спортом. Однако,
на наш взгляд, только анализ процессов
и технологий управления не позволяет
вскрыть социальные механизмы развития
массового спорта.
Перспективным выглядит подход В.Н. Иванова,
рассматривающий процессы управления
в широком социальном контексте, как единство
целенаправленных и самоорганизующихся
взаимодействий в социуме3. Поэтому мы
считаем, что термин «социальное регулирование»
точнее отражает сущность воздействий
на массовое спортивное движение.
Практически отсутствуют работы, раскрывающие
специфику социального регулирования
роли и значения массового спорта в
2 См., например, Артемов СВ. Запросы и потребности
населения как базовый фактор планирования
развития физической культуры и спорта
городского района: Автореф. дис. ... канд.
пед. наук / СВ. Артемов; ВНИИФК. - М., 1991.
Банников A.M. Управление развитием физической
культуры и спорта в субъекте Российской
Федерации // Теория и практика физ. культуры.
- 2002. - N 2. Бауэр В.Г. Социальная значимость
физической культуры и спорта в современных
условиях развития России / В.Г. Бауэр //
Теория и практика физ. культуры. - 2001. -
N 1. Гуськов СИ. Местные органы власти и
спорт / СИ. Гуськов, А.С. Соколов - М., 1998.
Пономарев Н.И. Социальные функции физической
культуры и спорта /Н.И.Пономарев. - М.; 1974.
Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в
развитии общества и социализации личности
/Л.И. Лубышева// Теория и практика физ.
культуры. - 2001. - N 4. Столяров В.И. Гуманистическая
культурная ценность современного спорта
и олимпийского движения / В.И. Столяров
// Спорт, духовные ценности, культура.
- М., 1997. - Вып. 2.
3 См. Основы современного социального
управления: теория и методология / Под
ред. В.Н. Иванова — М.; 2000.
современном российском обществе на основе
взаимодействия органов государственной
власти и общественных организаций. Именно
это направление, как нам представляется,
имеет особое значение, так
как наиболее действенным механизмом
активизации спортивно-массового движения
является сочетание гражданских инициатив
снизу и возможностей государственной
власти.
Анализ актуальности и разработанности
темы исследования позволяет сделать
вывод, что имеются два противоречия:
во-первых, между признанием государственной
властью и учеными важной социальной роли
и значения массового спорта и его явно
недостаточным развитием в нашем обществе;
во-вторых, между необходимостью специального
изучения механизма, способного регулировать
повышение социальной роли и значения
массового спорта и недостаточной разработанностью
данной проблематики в социологической
науке.
Отсюда вытекает постановка цели нашего
исследования: Обосновать специфику социального
регулирования роли и значения массового
спорта в современном российском обществе
на основе анализа эффективных форм взаимодействия
в этом процессе органов государственной
власти и общественных организаций спортивной
направленности.
Объектом исследования выступает массовый
спорт как социальный институт, а предметом
является механизм социального регулирования
роли и значения массового спорта в современном
российском обществе.
Поставленная цель определила и задачи
исследования:
• проанализировать концептуальные основы
изучения массового спорта в социальных
науках;
• рассмотреть феномен массового спорта
как социальное и культурное явление современного
общества;
• уточнить специфику и содержание понятий
«физическая культура», «массовый спорт»,
«социальная роль и значение массового
спорта» в контексте социологии спорта
и концепции человеческого развития;
• проанализировать состояние, тенденции
развития и социальное значение массового
спорта среди различных категорий населения
в Республике Татарстан;
• рассмотреть нормативно-правовую базу
и основные направления деятельности
органов госвласти по повышению социальной
роли и значения массового спорта в современных
условиях;
• выявить специфику деятельности общественных
организаций в развитии и повышении социального
значения массового спорта:
• определить эффективные формы взаимодействия
госорганов и общественных организаций
спортивной направленности в деле повышения
социальной роли и значения массового
спорта.
Основной гипотезой нашего исследования
явилось предположение, что: так как массовый
спорт является сложным социокультурным
явлением, включающим в себя организации
разной ведомственной принадлежности
и формы самоорганизации граждан, требуется
совершенствование механизма социального
регулирования
социальной роли и значения массового
спорта на основе взаимодействия органов
государственной власти и общественных
организаций.
Методологическая база исследования.
Массовый спорт — есть стандартизированное,
повторяющееся явление, могущее быть представленным
в виде объективно существующей структуры,
характеризующееся структурной дифференциацией.
Социальная роль и значение массового
спорта проявляется как социально-ценные
виды и результаты спортивной деятельности,
направленные на укрепление и развитие
человеческого потенциала и общества
в целом. Данная онтологическая схема
предопределила выбор структурно-функционального
подхода (Т.Парсонс, Р.Мертон) в качестве
методологической основы нашего исследования.
Поскольку массовый спорт - характерная
черта современных индустриально-развитых
обществ, для более тщательного анализа
рассматриваемых проблем использовался
сравнительно-исторический подход.
При рассмотрении социокультурных и собственно
социологических аспектов физической
культуры и спорта в нашей стране исследование
опирались на теоретические положения
и подходы, содержащиеся в работах В. Столярова,
Л. Лубышевой, Р. Пилояна.
В процессе исследования использовались
следующие общенаучные и специально-социологические
методы: дедукция и индукция, сравнительный
и системный анализ, интервью с экспертами,
анализ документов и вторичный анализ
данных социологических исследований.
Эмпирическая база диссертационного исследования.
Положения и выводы диссертации опираются
на результаты социологических исследований
проведенных в гг. Москве и Казани. Эти
исследования были посвящены изучению
особенностей взглядов на массовый спорт,
спортивные интересы и той социальной
роли, которую играет массовый спорта
для различных категорий населения. В
период с 2000 по 2004 год исследованиями были
охвачены 2125 человек. Анализировались
данные опросов 1000 жителей Москвы и 1000
жителей Татарстана, а также 125 интервью
с экспертами (100 интервью были проведены
проф. А.А.Сазоновым и А.А. Худяком и 25 интервью
были проведены нами с ответственными
работниками районных и городских администраций,
с работниками региональных отделов Министерства
по делам молодежи и спорта РТ, с руководителями
коллективов физкультуры на промышленных
предприятиях и по месту жительства). Кроме
того, автор проанализировал статистические
материалы и документы Министерства по
делам молодежи и спорта РТ, а также материалы
физкультурно-спортивного общества профсоюзов
Республики Татарстан.
Научная новизна диссертации определяется
одновременно, и постановкой самой научной
проблемы социального регулирования роли
и значения массового спорта в современном
российском обществе, и полученными результатами.
Данная работа представляет собой первое
специальное исследование механизма социального
регулирования роли и значения массового
спорта в рамках отечественной социологии
управления, новизна которого заключается
в следующем:
• уточнены понятия «социальное значение
массового спорта», «социальная роль массового
спорта»;
• дана авторская интерпретация понятия
«массовый спорт»;
• выявлена функциональная специфика
элементов механизма социального регулирования
значения и развития массового спорта
ю
применительно к новым социально-экономическим
условиям нашей
страны;
• выявлены эффективные формы взаимодействия
органов
государственной власти и общественных
организаций (в том числе по
месту жительства) в деле развития массового
спорта и повышения его
социальной роли.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Спорт - является сложным социокультурным
явлением. С одной стороны, исторически
он развивался как составная часть физической
культуры общества, а с другой - стал в
определенным смысле особым феноменом,
породившим собственную субкультуру.
Массовый спорт осуществляет своеобразный
диалог спортивной субкультуры и физической
культуры современного российского общества.
На основе критерия ведущей цели спортивной
активности мы считаем, что массовым спортом
следует называть все виды соревновательной
деятельности человека, направленные
не на достижение высших спортивных результатов
или материальных выгод, а на личностное
развитие и решение социальных задач (социализация,
оздоровление, интеграция, содержательный
досуг и т.п.).
2. Понятие «социальная значимость» в смысловом
плане идентично понятию «социальное
значение», а применительно к массовому
спорту во многом пересекается с терминами
«социальная ценность», «социально-ценные
функции» и «социальная роль».
3. Социальное значение (значимость) и роль
массового спорта мы определяем как социально-ценные
виды и результаты спортивной деятельности,
направленные на укрепление и развитие
человеческого потенциала и общества
в целом.
и
4. Наиболее функциональны и социально
значимы в настоящее время в городах России
и Республике Татарстан такие спортивные
игры, как футбол, волейбол, а также соревновательная
активность в сфере лыжного спорта и коньков.
Именно они позволяют преодолеть стратификационные
различия и выступить интегрирующим фактором,
объединяющим интересы различных социально-профессиональных,
возрастных и этнических групп.
5. В России наибольшей привлекательностью
для большинства населения обладает возможность
заниматься спортом по месту жительства.
Наиболее эффективной организационной
формой развития массового спорта и повышения
его социальной значимости является спортивный
клуб по месту жительства, который способен
выступить организатором спортивной активности
населения.
6. Функционирование и развитие массового
спорта не возможно вне единства целенаправленных
управляющих действий государства и процессов
самоорганизации самих участников физкультурно-спортивного
движения. Поэтому в целях повышения социальной
роли массового спорта требуется координация
действий всех заинтересованных сторон
в форме механизма социального регулирования.
7. Социальный механизм регулирования
развития массового спорта состоит из
нормативно-правовой базы и административно-
8. Наиболее перспективной формой взаимодействия
органов государственного управления,
муниципалитетов, ведомств и общественных
организаций является координационный
совет при главе
12
исполнительной власти. Наилучшим образом
координировать разноведомственные интересы
и разноведомственную подчиненность субъектов
развития массового спорта может только
авторитет и полномочия главы государства,
федерального округа, субъекта федерации,
города, района. В состав этих советов
помимо ответственных работников государственного
управления, представителей спортивных
федераций должны входить и наиболее авторитетные
представители спортивных клубов по месту
жительства.
Практическая значимость диссертационного
исследования заключается в:
• разработке более эффективного механизма
регулирования повышения социальной роли
массового спорта;
• разработке более эффективных форм
взаимодействия органов власти и общественных
организаций в деле развития и повышения
социальной роли массового спорта;
• использовании материалов диссертации
в разработке методических рекомендаций
для работников сферы управления физической
культурой и спортом
Практическая реализация положений, выводов
и материалов диссертации будет способствовать
привлечению большего количества людей
к активным занятиям спортом и соответственно
усилению его социальной роли и значения.
Апробация результатов исследования.
Материалы диссертации легли в основу
публикаций и выступлений автора на Всероссийской
(2002 года) и межрегиональной (2003 года) научных
конференциях. Автор также выступал с
докладами перед физкультурно-спортивным
активом республики и работниками профсоюзного
спортивного
13
движения, где делился своими взглядами
и предложениями. Кроме того, результаты
и материалы диссертационного исследования
могут быть использованы в учебном процессе
по предметам «социология спорта» и «управление
массовым физкультурным движением».
Структура диссертации. Диссертация состоит
из введения, трех глав и 7 параграфов,
библиографии и приложений.
14
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МАССОВОГО СПОРТА
1.1. Массовый спорт как социальное и культурное
явление
Физическая культура как социальное явление
существует на протяжении всей истории
человеческого общества. На состояние
и развитие физической культуры в обществе
оказывают влияние производственные отношения
людей, экономическая, политическая и
идеологическая формы борьбы, достижения
науки, философии, искусства. В то же время,
несмотря на то, что физическая культура
имеет столь же давнюю историю, как и общество,
этот термин появился лишь в конце XIX века.
Термин «физическая культура», как и более
общий термин «культура», не однозначен.
Латинское слово CULTURA изначально означало
возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание. Однако, отсюда не
следует, что данный термин лишен какой-либо
определенности. Термин «культура» отражает
как реальную деятельность человека (общества),
так и ее средства и методы, созданные
в обществе, а также ее результаты и смыслы.
Исходя из характерного для XIX в. понимания
культуры в целом как процесса, связанного
с возделыванием чего-либо или воспитанием
кого-либо, в США и Англии появилось выражение
«физическая культура».
В России возникновение термина и становление
понятия «физическая культура» имеет
свою историю. В 1899 г. английское «Physical
culture» переводится на русский язык как
физическое развитие, в 1908 г. немецкое
«Korper Kultur»— как культура тела, красота
и сила.
15
И только начиная с 1911 г. появляются работы,
в которых встречается на русском языке
термин «физическая культура». На первом
этапе физическая культура в России понималась
как определенная система физических
упражнений или как «воспитанная и развитая
красота тела».
Позже понятие «физическая культура»
рассматривалось в более широком аспекте.
Оно включало охрану здоровья, режимы
питания, сна и отдыха, личную и общественную
гигиену, использование естественных
факторов природы (солнце, воздух и вода),
физические упражнения и физический труд.
Единого общепризнанного понятия физической
культуры нет и в настоящее время. В отечественной
и зарубежной литературе в него вкладывается
различный смысл: от совокупности материальных
и духовных ценностей или достижений,
используемых для физического совершенствования
людей, до вида деятельности, от вида материальной
культуры до нематериальной или спортивной
услуги.
Физической культура, на предшествующем
историческом этапе формировалась государством
с позиций прагматических установок на
совершенствование психобиологической
природы индивида и в развитии своих основных
направлений и организационных форм «подчинялась»
решению задач сугубо государственной
системы физического воспитания. Развиваясь
в рамках заданности этой системы, физическая
культура теряла собственно социокультурные
функции и представала в сознании человека
как тождественная процессу физического
воспитания. Такая трансформация из феномена
культуры в «педагогический элемент»
воспитания нашла свое воплощение в том
числе и в особенностях развития физической
культуры как социального явления, которая,
развиваясь в парадигме «не физическая
культура для
16
человека, а человек для физической культуры»,
становится, по сути и по определению бессубъектной.
Наблюдаемое в связи с этим практическое
отчуждение физической культуры от самого
человека, от его индивидуальных мотивов
и потребностей и, следовательно, от активного
отношения к своей физической природе,
от возможностей полноценно овладевать
и в последующем использовать предметно-ценностное
ее содержание, предопределило в обществе
пассивное отношение к физической культуре
как явлению культуры.
Социально-философское осмысление физической
культуры советской науке до середины
70-х годов XX века было несколько оторвано
от общей теории культуры (М.Д. Оробинский,
1970; П.С. Степовой, 1971; С.С. Гурвич, 1971, и др.).
Однако в начале 70-х годов интенсивно начинают
разрабатываться культуроведческие основы
физической культуры (В.М. Выдрин, 1973, 1976,
1980; Г.А. Решетнева, 1975; Ю.М. Николаев, 1976;
Н.И. Пономарев, 1976; Н.А. Пономарев, 1976; и
др.), что дало возможность рассматривать
ее как интегративное явление, включающее
в себя широкий спектр компонентов, связанных
с удовлетворением многообразных потребностей
человека и общества.
В конце 80-х и в 90-е годы в сфере физической
культуры появляется все больше теоретических
исследований, связанных с социально-философским
анализом проблем физической культуры
Информация о работе Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение