Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:34, курсовая работа
Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов: Хухлаева, Денисенко, Шишкина, Вавилова, Колесникова, Лейкина, Тимофеева, Потехина, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры. Ведь часть этой культуры, т. е. игра, очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников……………………………………………………………….4
1.1. Теоретические основы игры…………………………………....7
1.1.1. Определение подвижной игры…………………………...11
1.1.2. Классификация подвижных игр…………………………13
1.2. Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………....16
1.3. Особенности проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………….20
1.4. Развитие самостоятельности в подвижной игре у дошкольников…………………………………………………..23
Глава 2. Пути и средства повышения самостоятельности у старших дошкольников в подвижной игре…………………………………………26
2.1 Анализ условий в ДОУ по физическому воспитанию………...26
2.2 Исследовательская деятельность по теме………………………28
2.2.1 Констатирующий эксперимент…………………………...28
2.2.2 Формирующий эксперимент……………………………...31
2.2.3 Контрольный эксперимент………………………………..33
Заключение………………………………………………………………....37
Список использованной литературы……………………………………..38
Приложения………………………………………………………………...40
30
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования Вологодской области
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сокольский педагогический колледж»
по методике физического воспитания и развития детей
специальность 050704 «Дошкольное образование»
Студентки 32 группы
Руководитель работы:
воспитания и развития детей
Шарова Елена Валериевна
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников………………………………………………
1.1. Теоретические основы игры…………………………………....7
1.1.1. Определение подвижной игры…………………………...11
1.1.2. Классификация подвижных игр…………………………13
1.2. Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………....16
1.3. Особенности проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………….20
1.4. Развитие самостоятельности в подвижной игре у дошкольников………………………………………………
Глава 2. Пути и средства повышения самостоятельности у старших дошкольников в подвижной игре…………………………………………26
2.1 Анализ условий в ДОУ по физическому воспитанию………...26
2.2 Исследовательская деятельность по теме………………………28
2.2.1 Констатирующий эксперимент…………………………...28
2.2.2 Формирующий эксперимент……………………………...31
2.2.3 Контрольный эксперимент………………………………..33
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..38
Приложения……………………………………………………
Введение
Ведущим видом деятельности в дошкольном учреждении является игра. А подвижная игра - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи (А.П. Усова). Благодаря играм, обыденное становится необычным, а потому, особенно привлекательным.
На протяжении всего человеческого развития, в жизни ребёнка игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения. Поэтому игре отводится особое место в различных системах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы подвижной игры.
2.Выделить особенности проведения подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста.
3.Подобрать и апробировать подвижные игры для формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников.
4.Организовать и провести развивающую работу с детьми по формированию положительных взаимоотношений через подвижную игру.
Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов: Хухлаева, Денисенко, Шишкина, Вавилова, Колесникова, Лейкина, Тимофеева, Потехина, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры. Ведь часть этой культуры, т. е. игра, очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействий со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
В последние годы вопросы теории и практики (Как подвижные игры влияют на развитие детей? Какие эмоции вызывает игра? Связь игры с другими видами деятельности?) игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, А. И. Сорокиной, А. К. Бондаренко и другими. Как они объясняют происхождение и сущность игры? В роли чего может выступать игра?
На эти и многие другие вопросы исследователи дают интересные, очень познавательные ответы, которые не только нужно знать, но и практически применять в воспитании детей.
Глава 1. Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.
Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д.А.Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.
Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н.Фхилитисом. Он считал, что игра – это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни. Основатель российской системы физического воспитания. Ф.Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.
«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».
По определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».
По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».
А В.Л.Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью . Шебеко В.Н.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Абранян П.А.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
1.1 . Теоретические основы игры
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе. Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходства и огромное многообразие. Е.А. Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно.
Множество игр разных народов имели между собой большое сходство, например, игры с мячом, в кости и.т. д.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру, как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. П.Ф.Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой. Так же П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игры. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия, с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.
По утверждению П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро выполнять правила, ценить товарищество. Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователям и ученикам В.В. Гориневским, Е.А.Аркиным.
В.В.Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Серьезные требования предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры.
Е.А.Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Значительную роль в результативной игре, он отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог.
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить её сущность: игра - образное, действенное отображение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду. К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.
Эта мысль подтверждается данными физиологии и психологии. Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью.
Информация о работе Подвижная игра как средство всестороннего развития старших дошкольников