Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:34, курсовая работа
Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов: Хухлаева, Денисенко, Шишкина, Вавилова, Колесникова, Лейкина, Тимофеева, Потехина, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры. Ведь часть этой культуры, т. е. игра, очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников……………………………………………………………….4
1.1. Теоретические основы игры…………………………………....7
1.1.1. Определение подвижной игры…………………………...11
1.1.2. Классификация подвижных игр…………………………13
1.2. Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………....16
1.3. Особенности проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………….20
1.4. Развитие самостоятельности в подвижной игре у дошкольников…………………………………………………..23
Глава 2. Пути и средства повышения самостоятельности у старших дошкольников в подвижной игре…………………………………………26
2.1 Анализ условий в ДОУ по физическому воспитанию………...26
2.2 Исследовательская деятельность по теме………………………28
2.2.1 Констатирующий эксперимент…………………………...28
2.2.2 Формирующий эксперимент……………………………...31
2.2.3 Контрольный эксперимент………………………………..33
Заключение………………………………………………………………....37
Список использованной литературы……………………………………..38
Приложения………………………………………………………………...40
Дети должны научиться:
1.начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя;
2.быстро и четко занимать места для начала игры;
3.играть честно, без обмана; если был пойман во время игры, быстро выходить на определенное место;
4.во время ловли не ударять товарищей, не хватать за одежду, а легко касаться рукой;
5.не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся — не обижаться;
6.не убегать далеко за границы площадки; если во время игры кто-то поскользнулся, упал — не смеяться над ним, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться;
7.играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.
Чтобы у детей не возникли споры из-за того, кто будет водящим, ловишкой, кто начнет игру, нужно научить их простым народным считалкам, при помощи которых можно легко и быстро выбрать водящего. Дети быстро запоминают считалки и могут потом пользоваться ими самостоятельно.
Дошкольники становятся все более независимыми, уверенными в себе и самостоятельными. У них постепенно развивается чувство идентичности, они обнаруживают, что могут выбирать, решать, какие требования готовы принять и стоит ли рисковать. Подвижные игры помогают развить у детей доверие, ответственность, инициативу. В результате ребята становятся более самостоятельными в жизни. Играя, они могут:
1. учиться наблюдать за своим окружением, осознанно его воспринимать и задумываться над тем, что увидели и услышали;
2 . пробовать новое, оценивать свое поведение и что-то в нем менять;
3. на основе своего опыта делать прогнозы и оценивать последствия;
4. развивать социальные, эмоциональные, познавательные и физические способности;
5. различать, какие способы поведения целесообразны, а какие – неуместны;
6. учиться творчески, с исследовательским интересом подходить к решению задач. К тому же все дети учатся ловко, непринужденно и красиво двигаться, а это тоже является важной предпосылкой развития уверенности в себе.
Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Малыш, как указывал К. Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
Глава 2. Пути и средства повышения самостоятельности у старших дошкольников в подвижной игре
2.1 Анализ условий в ДОУ по физическому воспитанию.
Работа по физическому воспитанию в учреждении ведется по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой с использованием «Комплексной программы физического воспитания для ДОУ.»
Системная работа по физическому воспитанию включает:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия с компонентом корригирующих упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки;
- занятия в бассейне
- динамические паузы и физминутки;
- подвижные игры и упражнения на улице и в помещении.
Кроме того, еженедельно проводятся два музыкальных занятия, связанных с движениями, ритмика, спортивный досуг или музыкальное развлечение. Таким образом, организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5—2 часов. Поскольку эта деятельность как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны.
Основные направления физкультурных мероприятий:
- тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата;
- предупреждение гиподинамии, которая развивается при недостаточной двигательной деятельности;
- предупреждение проявления отрицательных эмоций.
Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая общую задачу укрепления здоровья, ставит тем не менее определенную цель.
Осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом особенностей физического, психического и эмоционального состояния ребенка. Для реализации задач физического воспитания большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию. С этой целью разработан и усовершенствован двигательный режим для воспитанников ДОУ.
В режим дня включены: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений. Для решения оздоровительной, коррекционно-образовательной и воспитательной задач используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Все это помогает создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей ребенка, улучшению его работоспособности и закаленности, является эффективным средством всестороннего развития и воспитания.
При составлении программ активного отдыха большое место отводится подвижным и спортивным играм, эстафетам. Разработано перспективное планирование Дней здоровья и спортивных досугов, Дней спортивного творчества. В учреждении проводятся консультации для педагогов и родителей по организации физкультурно-оздоровительной, двигательной деятельности ребенка в детском саду и дома.
Контроль физического развития детей проводится на основе мониторинга физического развития детей, который позволяет не только проанализировать динамику индивидуального развития ребенка, но и проследить обусловленность физического развития и динамику общего процента заболеваемости. В ДОУ регулярно осуществляется медико-педагогический контроль.
Для реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в детском саду имеются необходимые условия. Физкультурный зал оборудован пособиями: разнообразными гимнастическими стенками с наборами приставных досок и лестниц, разновысотными бумами и скамейками, дугами для подлезания, кубами для спрыгивания, мишенями, мелким спортивным инвентарем и игрушками. Изготовлены и приобретены другие физкультурные пособия, которые с успехом используются в работе. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять во всех видах основных движений. Спортивная площадка: деревянные пособия для метания, травяная площадка для подвижных игр с бегом, металлические конструкции. Уголки движения в группе: маски, шапочки к изучаемым играм, дети могут самостоятельно организовывать игру и подбирать все необходимое оборудование.
В бассейне также имеется необходимый инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности купания (шесты, спасательные круги, цветные поплавки, флажки) и пособия, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий по обучению детей плаванию. Таким образом для физического развития детей и проведения подвижных игр есть все условия в детском саду.
2.2 Исследовательская деятельность по теме
Опытно-практическая работа проводилась на базе одного из муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Сокола. Для исследования было отобрано 10 детей, посещающих старшую группу, с разным уровнем двигательной активности и физической подготовленности.
2.2.1. Первоначальное исследование
Для исследования была использована диагностика Натальи Николаевны Кожуховой, которая предлагала, используя метод наблюдения проанализировать развитие игры как деятельности, формирование взаимоотношений, проявление морально-волевых качеств.
Наблюдение за детьми проводилось в течение одного дня в процессе разных режимных моментов: при проведении утренней гимнастики, состоящей из подвижных игр; на физкультурном занятии; на прогулке. Данные были обработаны и занесены в диагностическую таблицу 1. При заполнении таблицы использовалась бальная система. Максимальный балл – 33б, минимальный – 11б, данная система позволила вывести уровни сформированности положительных взаимоотношений в процессе проведения подвижной игры у детей старшего дошкольного возраста. Условно-высокий уровень – 26-33б; условно-средний – 18 – 25б; условно-низкий – 11-17б.
Таблица 1.
Формирование двигательных умений и навыков у старших дошкольников в процессе проведения подвижных игр
Дата обследования | Код ребенка | Развитие игры как деятельности | Формирование взаимоотношений | ||||||||||
Проявление морально-волевых качеств | |||||||||||||
Интерес и желание участвовать в подвижной игре. | Умение выполнять движения в играх правильно, быстро, ловко, красиво. | Умение ориентироваться в пространстве, коллективе | Умение самостоятельно организовывать знакомые п/и. | Привычка играть сообща. | Умение осознанно и самостоятельно выполнять правила, быть организованным. | Умение проявлять выдержку, ограничивать свои желания. | Умение настойчиво преодолевать препятствия. | Умения выполнять установленные нормы поведения (проявлять честность, вежливость, определённость) | Умение следовать хорошему примеру. | Умение радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей. | итого (в баллах) , уровень сформированности положительных взаимоотношений | ||
| 1.К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 17(Н) |
| 2.Т. | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 24(С) |
| 3.С. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 27(В) |
| 4.В. | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 18(С) |
| 5.К. | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 22(С) |
| 6.В. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 18(С) |
| 7.У. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 21(С) |
| 8.Д. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 26(В) |
| 9.О. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 16(Н) |
| 10.С. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 13(Н) |
Условные обозначения:
3б- проявляет в игре самостоятельность, выполняя правила, морально-волевые качества.
2б- недостаточно организован, нуждается в помощи, подсказки педагога.
1б- затрудняется в процессе игры с выполнением заданий, нарушает правила данные после определенных указаний.
Анализируя данные таблицы увидели, что далеко не у всех детей сформирован интерес и желание участвовать в подвижной игре; умения выполнять установленные нормы поведения; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей.
Данные таблицы обработали и представили в гистограмме 1.
Гистограмма 1.
Формирование двигательных умений и навыков у старших дошкольников в процессе проведения подвижных игр
Данные гистограммы показывают, что только 20% детей обследуемой группы показали условно-высокий уровень сформированности положительных взаимоотношений в процессе проведения подвижных игр, 50% - средний, 20% - низкий. Данные исследования говорят о необходимости развивающей работы по данной теме.
2.2.2.Развивающая работа
1. Развивающую работу с детьми начали с проанализа содержания раздела Физическое воспитание и подраздела "Подвижные игры" в "Программе воспитания и обучения в детском саду". Беседуя с воспитателем группы, определили какие подвижные игры из "Программы…"дети уже знают, а с какими их необходимо познакомить в процессе работы.
2. Составили перспективный (см. приложение 1) план проведения подвижных игр на квартал (декабрь, февраль, март), подвижные игры планировались для проведения на прогулке и различных формах работы с детьми (утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультурных развлечений).
3. Провели беседы с детьми на тему "Кто такой друг?" (см.приложение 2) с целью научить радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей. Дети очень внимательно слушали, отвечали на поставленные вопросы, рассуждали, приводили свои примеры из жизни.
4. Спланировали и провели такие подвижные игры на прогулке как: «Уголки», «Мы веселые ребята», «Сделай фигуру», «Хитрая лиса», "Встречные перебежки", " Бездомный заяц " с целью научить выполнять установленные нормы поведения в игре. Для создания интереса и желания участвовать в подвижной игре использовали разнообразные приемы: заклички, считалки (см. приложение 3), внесение и рассматривание сборника с подвижными играми, использование игрового приема (попадаем на волшебную игровую поляну или влетаем в игру на ковре-самолете), использовали и игровые задания: сейчас играть будут только те дети, которые смогут выполнить очень трудное задание: пробежать под вращающейся скакалкой. Дети с большим желанием играли в эти игры. Если в начале работы были трудности с организаций дошкольников на подвижную игру, то в процессе эти трудности постепенно исчезли, т.к. дети сами начали интересоваться будем ли мы сегодня играть и в какую игру. Это было очень приятно.
Информация о работе Подвижная игра как средство всестороннего развития старших дошкольников