Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:34, курсовая работа
Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов: Хухлаева, Денисенко, Шишкина, Вавилова, Колесникова, Лейкина, Тимофеева, Потехина, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры. Ведь часть этой культуры, т. е. игра, очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников……………………………………………………………….4
1.1. Теоретические основы игры…………………………………....7
1.1.1. Определение подвижной игры…………………………...11
1.1.2. Классификация подвижных игр…………………………13
1.2. Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………....16
1.3. Особенности проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………….20
1.4. Развитие самостоятельности в подвижной игре у дошкольников…………………………………………………..23
Глава 2. Пути и средства повышения самостоятельности у старших дошкольников в подвижной игре…………………………………………26
2.1 Анализ условий в ДОУ по физическому воспитанию………...26
2.2 Исследовательская деятельность по теме………………………28
2.2.1 Констатирующий эксперимент…………………………...28
2.2.2 Формирующий эксперимент……………………………...31
2.2.3 Контрольный эксперимент………………………………..33
Заключение………………………………………………………………....37
Список использованной литературы……………………………………..38
Приложения………………………………………………………………...40
5. Провели утреннюю гимнастику в нетрадиционной форме, состоящую из подвижных игр: «Пустое место», «Караси и щука», «Гуси-лебеди», «Светофор». Целью этих игр является: совершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, ориентировки в пространстве и т. д. Применялись приемы для создания интереса: художественное слово, беседы о гимнастике и ее пользе, рассматривание фотографий и картинок. Дети играли с большим энтузиазмом, активно принимали участие в играх. Конечно были трудности, но дети справились с помощью настойчивости и упорства.
6. Провели физкультурное занятие на тему: «Путешествие в страну ИГРАНДИЮ» куда подобрали игры из различных авторских сборников и русские народные подвижные игры, такие как: «У медведя во бору», «Волк во рву», «Кошка за мышками». Цель путешествия: познакомить детей с русскими народными играми, развивать фантазию и желание играть. Приемы: прослушали аудиозаписи со стихами и песнями русского народа, использовались разные варианты игр, просматривали диафильмы с подвижными играми. Дети с большим восторгом отправились в путешествие. С помощью русских народных игр научились фантазировать, сопереживать друг другу. На занятии дети получили положительные эмоции и после занятия делились своими впечатлениями со сверстниками, и родителями.
7. Для родителей оформили папку-передвижку: "Поиграйте с детьми дома", куда поместили интересные игры средней и малой подвижности, которые можно провести дома с небольшим количеством играющих: «Море волнуется», «Совушка сова», «У кого мяч», «Угадай по голосу».
2.2.3 Повторное исследование
Провели повторное исследование. Используя диагностику Н.Н.Кожуховой.
Таблица 2
Формирование двигательных умений и навыков у старших дошкольников в процессе проведения подвижных игр
Дата обследования | Код ребенка | Развитие игры как деятельности | Формирование взаимоотношений | ||||||||||
Проявление морально-волевых качеств | |||||||||||||
Интерес и желание участвовать в подвижной игре. | Умение выполнять движения в играх правильно, быстро, ловко, красиво. | Умение ориентироваться в пространстве, коллективе | Умение самостоятельно организовывать знакомые п/и. | Привычка играть сообща. | Умение осознанно и самостоятельно выполнять правила, быть организованным. | Умение проявлять выдержку, ограничивать свои желания. | Умение настойчиво преодолевать препятствия. | Умения выполнять установленные нормы поведения (проявлять честность, вежливость, определённость) | Умение следовать хорошему примеру. | Умение радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей. | итого (в баллах) , уровень сформированности положительных взаимоотношений | ||
| 1.К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 20(С) |
| 2.Т. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 26(В) |
| 3.С. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 27(В) |
| 4.В. | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 22(С) |
| 5.К. | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 25(С) |
| 6.В. | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 20(С) |
| 7.У. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 23(С) |
| 8.Д. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 28(В) |
| 9.О. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 18(С) |
| 10.С. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 16(С) |
Условные обозначения:
3б- проявляет в игре самостоятельность, выполняя правила, морально-волевые качества.
2б- недостаточно организован, нуждается в помощи, подсказки педагога.
1б- затрудняется в процессе игры с выполнением заданий, нарушает правила данные после определенных указаний.
Анализируя данные таблицы увидели, что далеко не у всех детей сформирован интерес и желание участвовать в подвижной игре; умения выполнять установленные нормы поведения; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей.
Данные таблицы обработали и представили в гистограмме 2.
Гистограмма 2.
Формирование двигательных умений и навыков у старших дошкольников в процессе проведения подвижных игр
Сделали повторную и сравнительную гистограмму. И увидели, что повысился уровень сформированности положительных взаимоотношений в процессе проведения подвижных игр. С помощью развивающей работы у детей сформировался интерес и желание участвовать в подвижных играх, умения выполнять установленные нормы поведения, радоваться и сопереживать неудачам товарищей. Научились ориентироваться в пространстве, коллективе. Приучились играть сообща, проявлять честность, выдержку, вежливость. Можно сделать вывод, что при активной помощи воспитателя дети могут все и в короткое время.
Уровень сформированности взаимоотношений у детей обследуемой группы в процессе проведения подвижных игр
Заключение
Таким образом физическое воспитание направлено на охрану и укрепление здоровья детей, воспитание стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам и т.д. через подвижные игры. Подвижные игры достаточно важны для всестороннего развития ребенка. Игры побуждают детей быть волевыми, активными, деятельными, раздумывать, добиваться успеха. В процессе работы решены все поставленные задачи а именно:
Изучение теоретической основы подвижной игры.
Выделение особенности проведения подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста.
Подбор и апробирование подвижных игр для формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников.
Организация и проведение развивающей работы с детьми по формированию положительных взаимоотношений через подвижную игру.
Играя дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Абранян Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абранян.– М.:2000.-176с.
4. Гришина Г. Не забывайте народные игры / Г.Гришина // Дошкольное воспитание.-1993.-№2-с.26-30.
5. Блощицина Т. Возможности формирования детских взаимоотношений в подвижных играх.// Дошкольное воспитание.-1982 №12.-с.26.
6. Гутникова Л Спорт + игра – радость. // Дошкольное воспитание.-2001 «№12.-с.36.
7. Карташева Л. Воспитание самостоятельности детей в подвижных играх. // Дошкольное воспитание.-1984.№1-с.17
8. Карташова Л. О самоорганизации детей в подвижной игре. // Дошкольное воспитание.-1981 №11.-с.20.
9. Кенеман А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу: «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»./ А.В.Кенеман.-М.:1985.-144.
10. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.- М., 1988.
11. Москаленко В. К вопросу о физическом воспитании детей / В.Москаленко // Дошкольное воспитание.-1993.-№2.-с.3-6.
12. Осокина Т.В. Физическая культура в детском саду./ Т.В. Осокина.-М.:1986.-304с.
13. Сапин М.Р., Брыксина З.А. Анатомия и физиология детей и подростков.- М., 2000.
14. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников./Э.Я.
15. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников./Э.Я.
16. Сушкова И. Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре. // Дошкольное воспитание.-1994 №3.-с.10
17. Хрипкова А.Г. Мир детства: дощкольник./А.Г.Хрипкова.-М.:
18. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учереждениях. /Д.В.Хухлаева.-1984.-208с.
19. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко.-М.:2000.-176с.
20. Яворончук Л. Без игры нет детства. // Дошкольное вспитание. -1994 №4.-с.74.
Приложение 1
Перспективный план
Приложение 2
Беседа «Кто такой друг»
Дети сейчас я вам расскажу рассказ. Послушайте его внимательно. «Однажды поссорились Вова с Андрюшей». Лица у них раскраснелись, стали некрасивыми. Вова тянул к себе стул, Андрюша к себе. Они громко кричали «Отдай, это я первый взял», «Это мой стул». Напрасно воспитательница пыталась помирить их и успокоить. Они так рассердились, что ничего не слышали. Еще бы немного и стул разломился на части. Но вдруг Вова что-то вспомнил. Лицо его посветлело, засияло от улыбки. «Бери этот стул, - сказал он, - а я принесу себе другой» И стало его лицо таким добрым, таким красивым, что все дети замолчали и посмотрели на него.
Ребята, а как вы думаете, что вспомнил Вова?
-Вова вспомнил. что Андрюша его друг. А друзьям нужно помогать в трудную минуту. Нужно считаться с желанием своего товарища, особенно когда ему хочется что-то очень, а он уступит тебе в следующий раз. Делиться своими секретами, мыслями. А у вас есть настоящие друзья? А что вы сделали доброго для своего друга?
Сейчас я вам прочитаю поговорки о дружбе:
«Сам погибай, а товарища выручай»
«Друга ищи, а найдешь – береги»
«Старый друг лучше новых двух»
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Желаешь мешка – не завести дружка».
Как вы понимаете эти пословицы? Назовите качества своего друга? Сколько у вас всего лучших друзей? А сейчас я хочу вам предложить посмотреть мультфильм о дружбе «Кот Леопольд». Что вы поняли после просмотра этого мультфильма? Понравился вам мультфильм?
Таким образом друзей нужно заводить на всю жизнь и оберегать их постоянно, не предавать, и в трудную минуту помогать! Запомните рассказ про Вову и Андрюшу.
Приложение 3
Заклички, считалки
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дёрнула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон!
Плыл по морю чемодан
В чемодане был диван,
Из дивана вылез слон,
Кто не верит выйди вон!
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
А ты кто такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу.
Если стриж летит к чижу,
Водишь ты, я выхожу.
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь — стой и жди
А не веришь — выходи.
Шишел- мышел,
Взял да вышел!
Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала: ку-ку,мак-
Отжимай один кулак!
Раз, два, оп-па!
Америка, Европа,
Азия, Китай,
А ну-ка вылетай!
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге…
Сколько надо гвоздей?
Долго не думай,
Говори поскорей.
Ехала машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву "эс".
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Сива, ива,
Дуба, клен,
Шуга-юга,
Вышел вон!
Приложение 4
Конспект и подвижные игры
Игра «Уголки»
Для игры собирается пять человек, четыре становятся по углам, а пятый (мышка) посредине и водит, говоря: «Из угла в угол железным прутом вон!» При этом стоящие по углам меняются местами, перебегая из угла в угол. Водящий старается также занять какой-либо освободившийся угол. Оставшийся без угла становится посредине и снова водит.
Информация о работе Подвижная игра как средство всестороннего развития старших дошкольников