Подвижная игра как средство всестороннего развития старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов: Хухлаева, Денисенко, Шишкина, Вавилова, Колесникова, Лейкина, Тимофеева, Потехина, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры. Ведь часть этой культуры, т. е. игра, очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников……………………………………………………………….4
1.1. Теоретические основы игры…………………………………....7
1.1.1. Определение подвижной игры…………………………...11
1.1.2. Классификация подвижных игр…………………………13
1.2. Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………....16
1.3. Особенности проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………….20
1.4. Развитие самостоятельности в подвижной игре у дошкольников…………………………………………………..23

Глава 2. Пути и средства повышения самостоятельности у старших дошкольников в подвижной игре…………………………………………26
2.1 Анализ условий в ДОУ по физическому воспитанию………...26
2.2 Исследовательская деятельность по теме………………………28
2.2.1 Констатирующий эксперимент…………………………...28
2.2.2 Формирующий эксперимент……………………………...31
2.2.3 Контрольный эксперимент………………………………..33

Заключение………………………………………………………………....37
Список использованной литературы……………………………………..38
Приложения………………………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)
="text-align:justify">«Игра для дошкольников — способ позна­ния окружающего». Ту же мысль высказывает А. М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и ко­торый призваны изменить». Эти высказывания подтверждаются данными физиологии. И М. Сеченов говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека — безотчет­ном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обычно обращается к взрослым, а также в играх. К игре ребенка побуждает и склонность к под­ражанию.

Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения об­щественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспи­тания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный спо­соб переработки полученных впечатлений. Она соответствует на­глядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни. В игре находят выражение основные потребности ребен­ка-дошкольника. По мере развития ребенка расширяется осоз­наваемый им мир, возникает внутренняя потребность уча­ствовать в такой деятельности взрослых, которая в реаль­ной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохра­нились в его опыте.

Играя, ребенок действует самостоятель­но, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Потребность в активных движениях удовлет­воряется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настоль­ным крокетом, мячом и др. Это является возмож­ностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструк­торы, снег, песок и др.).

Большие возможности игры в удовлетворении при­сущей ребенку потребности в общении. В усло­виях дошкольного учреждения обычно складываются иг­ровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к боль­шей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в дей­ствительной жизни. Играя, дети вступают в такие отноше­ния, до которых в других условиях еще «недоросли», а имен­но: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Игра в наибольшей сте­пени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

Важно значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Нравственное воспитание в игре связано с её содержанием, то есть с теми событиями из окружающей действительности, которые дети отображают в своей игровой деятельности. С помощью сюжета дети могут усваивать различные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения.

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре.

Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повы­шению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игры необходимы для здоровья ребен­ка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уве­ренность в своих силах. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на прак­тике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирова­ния. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, само­стоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети всту­пают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания Игро­вые переживания оставляют глубокий след в сознании ребен­ка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным чле­ном игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

 

1.1.1.Определение подвижной игры

 

Подвижная игра - это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально- волевых качеств (Е.В. Шарова). По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, но и формирование новых качеств личности.

              Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр- в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуру каждого народа.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству. Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны. В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг.

              Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф.Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль  в развитии координаций движений, кисти руки. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития. Ему дает мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами и песнями.

              Игры с элементами соревновательности требуют правильного педагогического руководства или, которое предполагает соблюдение ими ряда условий: каждый ребенок участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием), в которых он соревнуется. Важно так же объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.

              Таким образом, играя и реализуя различные формы активности , дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

 

1.1.2.Классификация подвижных игр

 

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

по возрасту :

      для детей младшего дошкольного возраста;

      для детей среднего дошкольного возраста;

      для детей старшего дошкольного возраста.

по степени подвижности ребенка в игре:

      подвижные игры малой подвижности,

      средней подвижности,

      большой подвижностью,

по видам движений:

      игры с бегом,

      метанием;

      прыжками и.т.д.

по содержанию:

      подвижные игры с плаванием;

      спортивные игры.

В теории и методике физического воспитания принята следующая  классификация игр. Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные ( игры-забавы, аттракционы).

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

 

 

1.2. Методика проведения подвижных игр в старшем дошкольном возрасте

 

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей.

Важно правильно организовать игру, в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он придумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Информация о работе Подвижная игра как средство всестороннего развития старших дошкольников