Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:36, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности проведения вводной гимнастики в зависимости от группы профессии, провести исследование и определить отношение сотрудников государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Нижегородской области «Ветлужское медицинское училище (техникум)» к вводной производственной гимнастике.
Для поставленной цели необходимо решить следующие частные задачи:
1. Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть различные подходы к определению задач вводной гимнастики на производстве.
3. Определить особенности проведения вводной производственной гимнастики для разных групп профессий.
4. Провести анкетирование.
5. Провести анализ анкет.
6. На основе анализа сформулировать выводы, разработать приложения.
Введение 3
Глава 1.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве 6
1.1.Производственная гимнастика как необходимая составляющая
рациональной организации труда и отдыха 6
1.2.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве 12
Глава 2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве дл я
разных групп профессий 20
2.1Основы методики подбора упражнений и составления комплексов
различных видов производственной 20
2.2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве дл я
разных групп профессий 34
Глава 3. Анализ необходимости введения производственной
гимнастики и отношения сотрудников ГБОУ СПО НО
«Ветлужское медицинское училище (техникум)» к проблеме
внедрения элементов производственной гимнастики. 39
3.1.Методы исследования. 39
3.2 Анализ анкет сотрудников ГБОУ СПО НО «ВМУ (т)». 40
3.3. Выводы и предложения по результатам анкетирования. 42
Заключение 45
Список литературы 46
Приложения 47
Оглавление
Стр.
Введение 3
Глава 1.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве 6
1.1.Производственная гимнастика как необходимая составляющая
рациональной организации труда и отдыха 6
1.2.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве 12
Глава 2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве дл я
разных групп профессий 20
2.1Основы методики подбора упражнений и составления комплексов
различных видов производственной 20
2.2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве дл я
разных групп профессий 34
Глава 3. Анализ необходимости введения производственной
гимнастики и отношения сотрудников ГБОУ СПО НО
«Ветлужское медицинское училище (техникум)» к проблеме
внедрения элементов производственной гимнастики. 39
3.1.Методы исследования. 39
3.2 Анализ анкет сотрудников ГБОУ СПО НО «ВМУ (т)». 40
3.3. Выводы и предложения по результатам анкетирования. 42
Заключение 45
Список литературы 46
Приложения 47
«Кто не может найти время для занятий спортом, тот должен будет найти время для болезни…»
Лорд Дерби
Введение
Социально-экономические, технологические, политические преобразования, происходящие в Российской Федерации в последнее десятилетие, породили, наряду с прогрессивными положительными достижениями, множество проблем, оказывающих негативное влияние на физическое и психологическое состояние населения, резко обострили проблемы, связанные с качеством жизни самого человека, его здоровьем, здоровым образом жизни, формированием физической активности.
В структуре концепции перехода России на модель устойчивого развития государства важное место принадлежит экологическим и социальным проблемам и сохранению здоровья нации.
Анализ высоких темпов роста заболеваемости и смертности трудоспособного населения, которые в России превышают аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза, и, согласно научным прогнозам, с 2006 до 2015 гг. в связи с этим потери трудоспособного населения в России могут составить более 10 млн. человек, а также анализ ежегодных экономических потерь в связи со смертностью, травматизмом на производстве и профзаболеваемостью в Российской Федерации, которые составляют около 407,8 млрд. рублей – 1,9% от ВВП позволяет утверждать, что сохранение трудового потенциала страны, формирование и сохранение профессионального здоровья и долголетия граждан Российской Федерации должны рассматриваться как приоритет государственной социальной политики страны
Значительные изменения в характере труда, компьютеризация, изменение технической оснащенности, повышенная сложность и значительный объем производственных процессов радикально меняют роль и место «рабочей силы» в производстве. Одной из характерных черт современного производства является сокращение двигательной активности из-за уменьшения удельного веса физического труда в системе высокотехнологичного производства, однако интенсификация труда вызывает увеличение трудовой нагрузки, функционального напряжения ключевых физиологических систем и всего организма в целом, рост утомления и снижение работоспособности. Это, в свою очередь, ведет к увеличению заболеваемости, повышению производственного травматизма, снижению профессиональной работоспособности и эффективности труда в годичном цикле.
В связи с этим повышение эффективности восстановления профессиональной работоспособности трудящихся в рабочее и внерабочее время в современный период является очень важным.
Результаты исследований показали, что ведущее место в решении вышеуказанных проблем играет физическая культура, так как именно она способствует профилактике переутомлений, целенаправленному повышению общей и профессиональной работоспособности и производительности труда, укреплению здоровья и физического состояния организма человека, снижению заболеваемости, увеличению продолжительности работоспособного возраста.
В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», а так же в резолюции Всероссийского форума «Россия – спортивная держава» (г. Казань 2009 г.) указано: «Расширение спортивно-массовой работы, укрепление здоровья работников и членов их семей должно обеспечиваться внедрением новых научно-методических разработок и современных технологий в сфере спортивной и физкультурно-оздоровительной работы, а также организацией внедрения производственной физической культуры в режим рабочего дня трудящихся».
Все вышесказанное несомненно обосновывает актуальность рассматриваемой темы.
Цель работы: рассмотреть особенности проведения вводной гимнастики в зависимости от группы профессии, провести исследование и определить отношение сотрудников государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Нижегородской области «Ветлужское медицинское училище (техникум)» к вводной производственной гимнастике.
Для поставленной цели необходимо решить следующие частные задачи:
1. Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть различные подходы к определению задач вводной гимнастики на производстве.
3. Определить особенности проведения вводной производственной гимнастики для разных групп профессий.
4. Провести анкетирование.
5. Провести анализ анкет.
6. На основе анализа сформулировать выводы, разработать приложения.
Глава 1. Задачи и содержание проведения вводной гимнастики на производстве.
1.1 Производственная гимнастика как необходимая составляющая рациональной организации труда и отдыха.
Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение.
Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная , ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих , чем смена периодов простоя периодами напряженной , спешной работы.
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.
Для формирования правильного режима труда и отдыха необходимо знание значения физической культуры и спорта в применении к этим режимам.
Рациональный, научно обоснованный сменный режим труда и отдыха -- это такое чередование периодов работы и перерывов на отдых, при котором сохраняется высокая производительность труда и высокий уровень работоспособности человека и отсутствует чрезмерное утомление в течение всей рабочей смены.
Важное условие эффективного отдыха–регулярное чередование периодов работы и отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое значение так называемого активного отдыха. Русский физиолог И.М.Сеченов доказал, что наиболее быстрое восстановление работоспособности после утомительной работы одной рукой наступает не при полном покое обеих рук, а при работе другой, не работавшей ранее рукой. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Переключение с одного вида работы на другой, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха. [13, стр. 35-37]
Оптимальный режим труда и отдыха должен соответствовать следующим основным требованиям. Во-первых, он должен обеспечить высокую производительность труда, показателем которой может служить количество продукции, произведенной за смену, время, затраченное на единицу продукции, наличие и отсутствие брака. Во-вторых, он способствует сохранению высокого уровня работоспособности, который характеризуется следующими признаками: восстановлением функциональных показателей во время перерывов до уровня, низкого к дорабочему; наличием устойчивого уровня функциональных психофизиологических показателей во время работы и после окончания ее последовательных периодов; быстрой врабатываемостью, длительным поддержанием высокого уровня работоспособности и продолжительности труда; предупреждением и ограничением развития глубоких стадий производственного утомления.
При определении эффективности вновь разработанного режима труда и отдыха необходимо сравнить регулирование ключевых физиологических функций до и после рационализации режима с существующими нормальными границами (пределами) и оптимальным уровнем определения данных ключевых функций.
Существует множество профессий, где очень велика нагрузка на нервно- психическую сферу и требуется повышенное напряжение внимания, зрения, слуха, то есть имеет место утомление нервной системы. Как правило, такие профессии связаны с ограниченной двигательной активностью. В частности, к таким профессиям относиться профессия программиста.
При длительном пребывании в положении сидя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка. Люди, чья профессия связана с малой подвижностью, чаще страдают головной болью, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями обмена веществ и др. В результате, мы сталкиваемся с таким понятием как “профессиональная болезнь”.
С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве.
Между физической культурой и трудовой деятельностью прослеживаются связь во многих аспектах.
1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.
2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью (гиподинамией) или локальной нагрузкой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда.
3. В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.
4. Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и методами физической подготовки.
5. В современном производстве в связи с научно-техническим прогрессом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся. Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями.
В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры:
1) в рамках трудового процесса;
2) в непосредственной связи с процессом труда (на производстве), но вне его собственных рамок;
3) вне производства, но в связи с его требованиями (в системе профессионально-прикладной подготовки, а также физкультурно-реабилитационных мер).