Производственная гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть особенности проведения вводной гимнастики в зависимости от группы профессии, провести исследование и определить отношение сотрудников государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Нижегородской области «Ветлужское медицинское училище (техникум)» к вводной производственной гимнастике.
Для поставленной цели необходимо решить следующие частные задачи:
1. Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть различные подходы к определению задач вводной гимнастики на производстве.
3. Определить особенности проведения вводной производственной гимнастики для разных групп профессий.
4. Провести анкетирование.
5. Провести анализ анкет.
6. На основе анализа сформулировать выводы, разработать приложения.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве 6
1.1.Производственная гимнастика как необходимая составляющая
рациональной организации труда и отдыха 6
1.2.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве 12
Глава 2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве дл я
разных групп профессий 20
2.1Основы методики подбора упражнений и составления комплексов
различных видов производственной 20
2.2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве дл я
разных групп профессий 34
Глава 3. Анализ необходимости введения производственной
гимнастики и отношения сотрудников ГБОУ СПО НО
«Ветлужское медицинское училище (техникум)» к проблеме
внедрения элементов производственной гимнастики. 39
3.1.Методы исследования. 39
3.2 Анализ анкет сотрудников ГБОУ СПО НО «ВМУ (т)». 40
3.3. Выводы и предложения по результатам анкетирования. 42
Заключение 45
Список литературы 46
Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТиМФК.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

В результате организованного включения физической культуры в НОТ, как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает производительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается трудовое долголетие.

Для оптимизации сменного режима труда и отдыха, способности и производительности труда используется производственная гимнастика, отдельные упражнения и комплексы оздоровительно-профилактической гимнастики, ходьба, спортивные игры во время обеденного перерыва и другие средства восстановления работоспособности (массаж, водные процедуры, психорегулирующие занятия).

Особое место в оптимизации режима труда и отдыха принадлежит производственной гимнастике. Богатый опыт сотен предприятий, многочисленные научные исследования, проведенные за последние два десятилетия, как на производстве, так и в лабораториях, утверждают неоспоримую пользу введения рационально организованной производственной гимнастики в режим труда на различных участках современного производства.

Особенно активно основные принципы производственной гимнастики разрабатывались в середине 20-го века такими авторами как Бабаева Е.А. Левицкая И.В., Фейгин С.Л., Фурманов А.Г., Юспа М.Б., Мусаелова Н.А., Нифонтова Л.Н., Рейзин В.М., Саноян Г.Г. Указанными авторами были написаны и изданы различные пособия, книги, методические указания по внедрению, организации и проведению производственной гимнастики дял различных групп профессий.

В 1983 году в издательстве «Физкультура и спорт» вышла серия брошюр под авторством Косилиной Н.И., Колтановского А.П., в которых рассматривались особенности производственной гимнастики для водителей, работающих на конвейере, работников умственного труда и других групп профессий.

Большое практическое значение производственной гимнастики видно в том, что она способствует ускорению вхождения в работу в начале рабочего дня (вводная гимнастика) и предупреждает снижение работоспособности в конце первой половины рабочего дня и в последних часах работы (физкультурная пауза и физкультминуты). В середине и в конце рабочего дня применение комплексов физических упражнений физкультурной паузы и физкультурной минуты направлено на ускорение и углубление отдыха во время регламентированных перерывов. В этом физиологический смысл «острого» действия физкультурных пауз и физкультминуток.

              Пассивный отдых (состояние полного  покоя  и щадящий  отдых) целесообразно чередовать с активным отдыхом для наиболее быстрого восстановления работоспособности после утомительного физического или умственного труда. Выбор  рационального  режима отдыха определяется  многими факторами, в частности условиями труда, возрастом и т.д. Различают три вида отдыха: ежедневный, еженедельный и ежегодный.

              В ежедневный отдых входят короткие перерывы в течение рабочего дня для выполнения производственной гимнастики. Часть времени отведенного для перерыва на обед, целесообразно проводить на свежем воздухе. При проведении производственной гимнастики целесообразно уделить больше внимания движениям, способствующим отдыху уставших мышц.

              Производственная гимнастика–это комплексы несложных физических упражнений, ежедневно включаемых в режим рабочего дня с целью улучшения функционального состояния организма, поддержания высокого уровня трудоспособности и сохранения здоровья работающих. Кроме того, гимнастика способствует предупреждению заболеваний, вызываемых специфическими условиями труда в отдельных профессиях. В профессиях, связанных с тяжелой физической нагрузкой, гимнастика устраняет неблагоприятное влияние, которое оказывает нагрузка на одни и те же группы мышц, вовлекает в работу ранее бездействовавшие группы мышц или изменяет характер  деятельности  работающих мышц.

              Упражнения для комплексов производственной гимнастики, время и методику их проведения выбирают с учетом особенностей труда, физического развития и физической подготовленности работающих, изменений функционального состояния организма в течение рабочего дня, санитарно- гигиенических условий труда.

 

 

 

 

1.2 Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве

Производственная гимнастика - специальные комплексы физических упражнений, направленные на сокращение периода врабатывания в начале смены, снижение локального и частичного утомления и поддержание высокой работоспособности трудящихся в течение рабочего дня. Она включает в себя четыре разновидности использования средств физической культуры: вводную гимнастику, физкультурные паузы, физкультурные минутки и микропаузы активного отдыха. [15, стр. 54]

Производственная гимнастика на промышленных предприятиях, в лабораториях, в учреждениях может проводиться на рабочих местах, в проходах, в коридорах, подсобных помещениях. В весенне-летний период, а иногда и осенью хорошо заниматься на воздухе. В местах занятий необходимы надлежащие санитарно-гигиенические условия. Обеспечение их входит в круг обязанностей врача предприятия и методиста по физкультуре. Каждый цех, помещение, в котором предполагается заниматься, должны быть обследованы в санитарном отношении с привлечением к проверке инженера по технике безопасности и представителей санитарно-эпидемиологической станции.

Так, например, запрещается проводить занятия при температуре воздуха выше 25 Со и влажности 70%, при наличии даже незначительных ядовитых веществ, при повышенном или пониженном барометрическом давлении.

Развивающееся в процессе труда утомление может быть по характеру физическим, нервно-психическим и смешанным. Физическое утомление эффективно снимается благодаря 15-20 минутному купанию в теплой воде. А вот с нервно-психическим утомлением помогают справиться нагрузочные упражнения, в том числе и на тренажерах. При сильно выраженном утомлении предпочтительнее средства пассивные, при умеренном - активные.

Задачами производственной гимнастики являются: 1) более быстрая настройка систем и функций организма на предстоящую работу; 2) снижение утомляемости и повышение эффективности отдыха в процессе труда; 3) восстановление работоспособности и повышение производительности труда; 4) снижение производственного травматизма; 5) приобщение трудящихся к постоянным занятиям физическими упражнениями.

Вводная гимнастика используется для сокращения периода вхождения в рабочий режим за счёт ускорения протекания физиологических процессов и настройки на предстоящий вид деятельности. Комплексы состоят из 6 – 8 упражнений и рассчитан на проведение его в течение 5 – 7 мин в начале рабочего дня непосредственно у рабочих мест. Эти комплексы, предназначенные для людей различных профессий, отличаются подбором специальных упражнений, их последовательностью и распределением нагрузки.

Цель вводной гимнастики заключается в том, чтобы посредством гимнастических упражнений в течение нескольких минут ускорить протекание физиологических процессов и тем самым создать состояние большей готовности к работе. В этом и физиологичен смысл «острого» влияния вводной гимнастики.

Изменения физиологических функций начинаются еще до включения организма в работу. Так, по данным Р. П. Ольнянской (1950), до начала работы, когда в цехе работает предыдущая смена, у испытуемого, пришедшего на место работы, потребление кислорода было равно 370 см3/мин. После ухода предыдущей бригады работа в связи с перерывом между сменами на короткий срок прекратилась. В это время потребление кислорода у испытуемого уменьшилось до 315 см3/мин. В начале новой смены во время подготовки рабочего места под действием условного рефлекса потребление кислорода возросло до 370 см3/мин. С начала работы у испытуемого потребление кислорода повысилось еще больше (до 400— 460см3/мин). Повышение частоты пульса и потребления кислорода, а также увеличение возбудимости и лабильности нервно-мышечной системы до начала работы имеют огромное значение для быстрого включения в трудовой процесс, для развития требуемой скорости выполнения трудовых действий. Однако и с началом работы приспособление физиологических функций продолжается еще в течение нескольких десятков минут, а нередко и до 1,5 и 2 час. Таким образом, вводная гимнастика должна быть направлена на совершенствование функционирования соответствующего стереотипа деятельности нервных центров. [17]

Еще одна цель вводной гимнастики состоит в том, чтобы ускорить течение определенных функций до уровня, необходимого для выполнения работы. В связи с этим в комплекс упражнений вводной гимнастики следует включать такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы.

Цель вводной гимнастики заключается в том, чтобы посредством выполнения определенным образом подобранных гимнастических упражнений в течение 4-5 мин. ускорить протекание физиологических процессов и тем самым создать состояние большей готовности к работе, ускорить и оптимизировать проявление РДС.

Вводная гимнастика должна быть направлена на совершенствование функционирования соответствующего стереотипа деятельности нервных центров. В комплексе упражнений вводной гимнастики целесообразно применять такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. Поэтому перед применением вводной гимнастики необходимо хорошо изучить выполняемую на данном производственном участке работу и подобрать упражнения, ускоряющие проявление функций тех органов и систем, которые играют ведущую роль в процессе данного конкретного вида труда. В частности, в вводной гимнастике целесообразно применять упражнения с возрастающим темпом движений - от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. При этом для обеспечения быстрого усвоения производственного рабочего места рекомендуется в вводной гимнастке развивать несколько превышающий средний темп работы.

При построении комплексов вводной гимнастки рекомендуется учитывать следующие стороны трудовой деятельности:

1. рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

2. рабочие движения (быстрые или медленные, напряженные или ненапряженные, с большой амплитудой или силой, симметричные или асимметричные, однообразные или разнообразные и т. п.);

3. характер трудовой деятельности (точность движений, повторяемость движения, быстроту реакций, напряженность и концентрацию (внимания, нагрузку на органы чувств, психическую и мышечную нагрузку, монотонность труда, сложность и интенсивность мыслительных процессов);

4. степень и характер утомления по субъективным показателям (рассеянное внимание, ощущение болей в мышцах, головная боль, раздражительность и т.п.);

5. наличие людей, занимающихся производственной гимнастикой, имеющих отклонения в здоровье (для них целесообразно подобрать специальный комплекс с учетом отклонений в здоровье, не забывая при этом задач производственной гимнастики).

Для рационального подбора упражнений необходимо правильно изучить рабочие движения: их форму, число повторений, темп и ритм, характер участия в работе определенных мышечных групп (степень развиваемых ими усилий, взаимодействие друг с другом и т. п.). Такой анализ позволяет определить умеренную нагрузку на те мышечные группы и нервные центры, которые будут заняты в последующей трудовой деятельности. При составлении комплексов вводной гимнастики и физкультурной паузы целесообразно учитывать следующие основные принципы:

1) соответствие содержания комплексов задачам конкретной формы производственной гимнастики;

2) разностороннее воздействие комплексов на организм занимающихся;

3) соответствие применяемых упражнений особенностям занимащихся и условиям проведения занятий;

4) взаимодействие упражнений в комплексе гимнастики;

5) соответствие нагрузки подготовленности занимающихся;

6) необходимость физического совершенствования занимающихся.

Исходя из этих принципов в общем случае в комплекс вводной гимнастики следует включать следующие группы упражнений:

I. Ходьба.

II. Упражнения на поддерживание с глубоким дыханием.

III. Упражнения для мышц туловища и плечевого пояса (наклоны, повороты туловища с большой амплитудой и активными движениями рук).

IV. Упражнения на растягивание мышц ног, а также упражнения общего воздействия (полу шпагаты, приседания, бег на месте, подскоки).

V. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (на растягивание и мышечное усилие, для сохранения хорошей осанки).

VI. Упражнения на точность движений и концентрацию внимания.

Коллективное выполнение упражнений в общем режиме и темпе помогает сосредоточить внимание, поднимает настроение и улучшает самочувствие. Первое упражнение должно быть организующим. Обычно - это ходьба в среднем темпе под бодрую музыку. Второе упражнение--потягивание с глубоким дыханием--выполняется в медленном темпе. Общая нагрузка от упражнений не должна вызывать чувства усталости. Для этого необходимо соблюдать определенные правила:

1. Во время выполнения упражнений занимающиеся должны испытывать чувство доступной мышечной работы, посильной и приятной.

2. Необходимо создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп.

3. Заканчивать вводную гимнастику рекомендуется двумя упражнениями, одно из которых снимает излишнее возбуждение, другое помогает настроиться на предстоящую производственную деятельность. Последнее упражнение - на совершенствование точности движений и концентрацию внимания - выполняется в темпе предстоящих рабочих движений.

4. После выполнения всего комплекса упражнений у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть

Для понимания их сути и отличительных особенностей требуется хотя бы в основных чертах представлять динамику оперативной работоспособности в течение рабочего дня, поскольку смысл всех форм производственной гимнастики заключается, прежде всего, в оптимальном оперативном управлении динамикой работоспособности, содействии максимальной производительности труда без ущерба для здоровья работающих.

Информация о работе Производственная гимнастика