Производственная гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть особенности проведения вводной гимнастики в зависимости от группы профессии, провести исследование и определить отношение сотрудников государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Нижегородской области «Ветлужское медицинское училище (техникум)» к вводной производственной гимнастике.
Для поставленной цели необходимо решить следующие частные задачи:
1. Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть различные подходы к определению задач вводной гимнастики на производстве.
3. Определить особенности проведения вводной производственной гимнастики для разных групп профессий.
4. Провести анкетирование.
5. Провести анализ анкет.
6. На основе анализа сформулировать выводы, разработать приложения.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве 6
1.1.Производственная гимнастика как необходимая составляющая
рациональной организации труда и отдыха 6
1.2.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве 12
Глава 2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве дл я
разных групп профессий 20
2.1Основы методики подбора упражнений и составления комплексов
различных видов производственной 20
2.2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве дл я
разных групп профессий 34
Глава 3. Анализ необходимости введения производственной
гимнастики и отношения сотрудников ГБОУ СПО НО
«Ветлужское медицинское училище (техникум)» к проблеме
внедрения элементов производственной гимнастики. 39
3.1.Методы исследования. 39
3.2 Анализ анкет сотрудников ГБОУ СПО НО «ВМУ (т)». 40
3.3. Выводы и предложения по результатам анкетирования. 42
Заключение 45
Список литературы 46
Приложения 47

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТиМФК.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

Некоторые предпосылки управления динамикой оперативной работоспособности в течение рабочего дня. Оперативная работоспособность человека, как показали исследования в лабораториях и на производстве, на протяжении рабочего дня претерпевают ряд закономерных последовательных изменений. В типичном случае — при достаточно высоком темпе трудовых действий, значительной напряженности и продолжительности рабочего дня — показатели ее вначале возрастают, затем стабилизируются и в конце дня - снижаются. При этом чередуются три периода (или фазы):

Под «оперативной работоспособностью» здесь подразумевается текущая реа­лизация способности человека выполнять работу, заданную производственными (или служебными) требованиями. Ее целостный внешний показатель — количество и качество результатов труда, зависящих от выполняющего работу (в сопоставимых технических и технологических условиях).

период врабатывания  (примерно первые 0,5—1  ч работы), ког­да  на  основе  «настраивания»  регуляторных  процессов   и   активизации функций организма увеличиваются внешние показатели реа­лизуемой работоспособности, растет соответственно производитель­ность труда;

период стабилизации, когда наблюдаются устойчиво высокие показатели работоспособности (соответственно и производитель­ности) труда;

период относительного и прогрессирующего снижения оператив­ной работоспособности (период утомления), когда производительность труда уменьшается.

Представленная динамика оперативной работоспособности в различных условиях трудового процесса видоизменяется. Нередко на фоне утомления (непосредственно перед обеденным перерывом и, особенно в самом конце рабочего дня) показатели производительности труда временно повышаются. Это явление получило название «конечного порыва» (предполагаемая физиологическая основа его, по М. И. Виноградову - стимулирующая условно-рефлекторная реакция на время предстоящего окончания  работы). Но  общая  тенденция  динамики  оперативной работоспособности при достаточной напряженности и продолжительности работы всегда характеризуется последовательной сменой указанных трех периодов. [17]

Существенно, что динамика оперативной работоспособности во всех ее фазах зависит не только от внутренних факторов (свойств и закономерностей функционирования организма), но также от режима труда, его общей организации и ряда других условий, в том числе от направленного использования физической культуры. Воздействуя на динамику оперативной работоспособности в целях оптимизации трудового процесса, следует стремиться выполнять в первую очередь следующие требования:

1.      на протяжении всего рабочего дня должна проявляться, возможно, высокая в данных условиях работоспособность, выраженная в высокой производительности труда (при хорошем самочувствии и настроении работающего);

2.      для проявления высокой работоспособности необходимо обеспе­чить ускорение периода врабатывания (без ущерба для последую­щего состояния организма), удлинение периода поддержания дос­тигнутого уровня оперативной работоспособности и по возможности уменьшить степень его снижения под влиянием утомления;

3.      во время коротких перерывов, вводимых в режим труда, не­обходимо создать условия для возможно быстрого восстановления оперативной работоспособности до уровня, близкого к оптимальному.

Вводная гимнастика служит, как бы введением в трудовой процесс—она проводится непосредственно перед работой (в начале рабочего дня, а в определенных случаях и в начале его второй половины, после обеденного перерыва) для сокращения периода врабатывания, скорейшего достижения высоких показателей рабо­тоспособности. Продолжительность вводной гимнастики сравнительно небольшая — 5—7 мин. Несмотря на это, она может, согласно исследовательским данным (Б. А. Душков, Н. Б. Никулин и др.), на треть и более сокращать фазу врабатывания и вместе с тем существенно увеличивать последующую фазу высоких показателей работоспособности. [17]

Вводная гимнастика состоит чаще всего из 6—8 упражнений, воздействующих на основные мышечные группы и активизирующих вегетативные функции. Согласно закономерностям врабатывания, некоторые из упражнений должны, особенно в заключительной части комплекса, моделировать трудовые действия, т. е. приближенно воссоздавать их особенности, в частности элементы координации, темп и ритм движений (если трудовая деятельность имеет двигательную основу для приведения в действие рабочего динамического стереотипа). То же относится к факторам психической настройки. Ей могут способствовать идеомоторные, психорегулирующие упражнения и соответственно подобранное музыкальное сопровождение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Особенности проведения вводной гимнастики на производстве для разных групп профессий

2.1 Основы методики подбора упражнений и составления комплексов различных видов производственной гимнастики. 

Практическое применение активного отдыха в форме производственной гимнастики показало, что улучшению условий труда наиболее способствует использование специальных комплексов вводной гимнастики, физкультурных пауз, физкультурных минуток и физкультурных микропауз, способных обеспечить высокую работоспособность человека. Ученые, специалисты-практики уже много раз убеждались: там, где комплексы гимнастики составлены без учета общих закономерностей и конкретных особенностей различных видов труда, их рационального распределения и времени использования на протяжении рабочего дня, пользы от производственной гимнастики мало. Только комплексы, составленные с учётом  тщательного анализа характера труда категории работающих, для которых они создаются, могут гарантировать успех. В связи с этим первостепенное значение приобретает изучение рабочей позы и движений, характера труда (однообразный или разнообразный), особенностей нагрузки (психическая, нервно-мышечная или нагрузка на анализаторы), степени и характера утомления, динамики работоспособности в разные смены, санитарно-гигиенических условий труда и т. д..  Немаловажное значение имеет подбор и очередность упражнений в комплексе, их доступность для выполнения и дозировка, а также время выполнения в различные смены. Кроме того, методика проведения занятий должна соответствовать возрасту, полу, физическому развитию и степени подготовленности занимающихся.

Таким образом, выбор видов производственной гимнастики зависит от особенностей организации самого труда, динамики работоспособности, смены, индивидуальных особенностей занимающихся.

В классификации Ф. Т. Ткачева профессии объединены в следующие группы:

Первая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется большой точностью и координацией движений, напряжением внимания и зрительного анализатора, выполнением рабочих операций в положении стоя с небольшими мышечными напряжениями: токарей, фрезеровщиков, револьверщиков, сверловщиков и т. п.

Во вторую группу входят представители профессий, труд которых характеризуется различной степенью мышечного напряжения, функции внимания, зрительного и двигательного анализаторов, высокой подвижностью нервных процессов, ярко выраженной монотонностью, выполнением производственных операций в строго определенной последовательности в положении сидя или стоя. В зависимости от выполняемых операций поза стоя может быть неподвижной и с передвижением в зоне рабочего места. Эту группу составляют, в основном, работники конвейера и потока. В зависимости от тяжести и напряженнос­ти труда конвейерные виды работ подразделяются на четыре подгруппы: а) нервно-напряженный и в то же время физически легкий труд (рабочие по сборке мельчайших механизмов);

б) труд, требующий среднего нервного напряжения, и физически легкий (сборщики мелких изделий, швеи-мотористки и др.);

в) труд физически тяжелый, требующий среднего нервного на­пряжения (сборщики моторов автомашин и т. д.); г) труд физически тяжелый и одновременно нервно-напряженный (к этой подгруппе отнесены рабочие, выполняющие станочную обработку головок швейных машин, сборку грузовых автомобилей и т. д.).

Третья группа объединяет представителей профессий, труд которых требует большого нервного напряжения, устойчивого внимания, высокой скорости выполнения однообразных, простых, часто повторяющихся операций. Производственные операции выполняются в положении стоя на месте или в дви­жении без особых мышечных напряжений, в условиях воздей­ствия сильного шума. К этой группе относятся ткачихи, пря­дильщицы, тростильщицы и др.

Четвертая группа — это представители профессий, чей труд характеризуется постоянным напряжением внимания, умеренным умственным и значительным нервно-эмоциональным напряжением, выполнением производственных операций стоя с ограниченным перемещением на рабочем месте, разнообразием двигательных действий руками без значительных физических напряжений. К этой группе относятся работники торговли и сферы обслуживания.

Пятая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется концентрацией внимания, напряжением зрительного анализатора, выполнением множества разнообразных двигательных действий руками и ногами ограниченной амплитуды с преобладанием элементов статического напряжения в вынужденной рабочей позе сидя в условиях воздействия сильного шума и вибрации. К этой группе относятся тракторис­ты, бульдозеристы, комбайнеры, водители трубоукладчиков, дорожно-строительных машин и др.

В шестую группу включены представители профессий, выполняющие действия, связанные с постоянным напряжением анализаторных систем, высокой нервно-эмоциональной и нервно-психической нагрузкой, быстрыми ответными реакциями на различные внезапные раздражители в положении сидя в ограниченном пространстве. К ним относятся летчики, водители автомобилей, локомотивов, тепловозов, электровозов, трамваев, троллейбусов, поездов метрополитена и др. .

Седьмую группу составляют представители профессий, требующих значительных мышечных напряжений, выполняемых в положении стоя в цехах с высокой температурой, повышенной загазованностью и запыленностью. К ним относятся горновые, сталевары, прокатчики, кузнецы свободной ковки, штамповщики на горячей штамповке и их подручные и др. Для данной категории работников рекомендуется проведение оздоровительно-профилактической гимнастики после работы.

Восьмая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется вынужденно-неудобной рабочей позой, разнообразием двигательных действий, значительными мышечными напряжениями, большим расходом энергии, выполнением работы в неблагоприятных гигиенических и метеорологических условиях. К ним относятся подземные рабочие горнорудной и угольной промышленности.

Девятая группа состоит из представителей профессий, работающих в вынужденной рабочей позе с умеренными мышечными напряжениями (преимущественно статического характера), обусловленной точностью выполнения действий, большим напряжением зрительного анализатора и неблагоприятными микро гигиеническими условиями. К ним относятся газо - и электросварщики.

Десятая группа объединяет представителей профессий физического труда, характеризующегося однообразием рабочих движений, выполняемых в положении стоя, и отличается значительными мышечными напряжениями динамического и статического характера. К ним относятся строительные рабочие, бурильщики, лесорубы, грузчики, носильщики, рабочие по ремонту шоссейных дорог и железнодорожных путей и др.

В одиннадцатую группу входят представители профессий, чей труд характеризуется ограниченной подвижностью, рабочей позой сидя и стоя, выполнением большого количества мелких высокодифференцированных движений руками, значительной концентрацией внимания и напряжением зрительного анализатора. К ним относятся сборщики и наладчики мелких станков и автоматов, слесари-лекальщики, наборщики, раскройщики обуви и кожгалантерейных изделий, контролеры-сортировщики печатной продукции, намотчицы, изолировщицы и укладчицы электромоторов.

Двенадцатая группа включает представителей профессий, требующих при работе вынужденной позы (сидя и стоя), крайне ограниченных двигательных действий, очень высокой концентрации внимания, мгновенного реагирования на определенные сигналы, различной степени умственного и нервно-эмоционального напряжения. К ним относятся работники диспетчерско-операторских служб, режиссеры студий телевидения и их ассистенты, операторы и диспетчеры  пультов управлений, дежурные и операторы метрополитена и т. д.

Тринадцатая группа объединяет представителей профессий, орудием труда которых являются вибрирующие агрегаты и инструменты. К ним относятся обрубщики, клепальщики, формовщики, трамбовщики и др.

Четырнадцатая группа состоит из представителей профессий, чей трудовой процесс связан с особенно повышенным напряжением, внимания; зрительного и двигательного анализаторов, большой точностью движений, выполняемых на различной высоте и ограниченной площади опоры, в положении стоя, реже сидя. К ним относятся монтажники строительных конструкций, монтажники-высотники, монтажники линий  электропередач  и т.д.

Пятнадцатая группа — это представители профессий, требующих различной степени умственного напряжения, однообразия рабочей позы, сидя и крайне ограниченной двигательной активности. К ним относятся корректоры, стенографис­ты, вычислители в системе механизированного учета, конструкторы, инженеры, техники, ученые и другие творческие работники. [10 стр.71-82]

Определяют содержание тогo, или иного вида труда следующие физиологические характеристики

        1.  Рабочая поза и рабочие движения.

2. Величина физической нагрузки.

3. Темп работы.

4. Монотонность труда.

5. Степень напряжения анализаторов и внимания.

6. Степень и характер умственного и нервно-эмоцио­нального напряжения.

Рабочая поза — это вынужденное положение тела работающего человека. Оно зависит от производственной операции и рабочего места (станок, кабина, стол и т. д.), обусловливающих выполнение определенных двигательных действий. Рабочие действия могут осуществляться в положении сидя, стоя, на коленях, на корточках. Встречается (довольно редко) смешанный вариант, когда поочередно принимается одна из рабочих поз.

Анализируя рабочую позу, необходимо обратить внимание на то, какие мышечные группы принимают участие в поддержании позы и какие при этом развиваются неблагоприятные сдвиги в деятельности систем и органов работающего человека. Оценивая рабочие движения, учитывают преимущественное участие тех или иных мышечных групп в процессе производственной деятельности, а также характер работы (динамическая или статическая), амплитуду движений (малая, средняя или большая), степень координации движений (простые или сложные по своей координационной структуре).

Информация о работе Производственная гимнастика