Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 08:46, дипломная работа
Цель исследования – развитие силовой подготовленности у акробатов школьников-гимнастов без снарядов с использованием средств атлетической гимнастики.
Гипотеза исследования – предполагалось, что уровень развития силовой подготовленности будет повышаться более эффективно, если в процесс силовой подготовки применить систему занятий с увеличениями количества подходов.
Новизна и практическая значимость заключается в целенаправленном, систематическом использовании средств атлетической гимнастики без снарядов для разностороннего влияния на организм занимающихся и целенаправленного развития их силовой подготовленности.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Исследование состояния вопроса …….…………………….. …..6
Атлетическая гимнастика………………………………….……………...6
Научно-теоретические предпосылки развития силы
История развития атлетической гимнастики…………………………... .6
Возрастные периоды для развития силы школьников-гимнастов……………………………………………………………………….
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования….………….……10
2.1. Задачи исследования ……………………………………………………… 10
2.2. Методы исследования. …………………………………………………….10
2.3. Организация исследования. ………………………………………………..11
Глава 3. Особенности развития силы без снарядов у школьников-гимнастов……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….12
3.1. Направленность атлетической гимнастики и её влияние на развитие силы без снарядов у школьников-гимнастов…………………………………..…………....…..………………….12
3.2. Экспериментальное обоснование использования средств атлетической гимнастики развития силовой подготовленности без снарядов у школьников-гимнастов …………………………………………………..……..13
Выводы …...…..…………………………………………………………………14
Практическая рекомендация…...………………………………………...…17 Список использованной литературы…
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет
им. М.К. Аммосова»
Институт физической культуры и спорта
Кафедра спортивных игр, гимнастики и аэробики
Развития силы у гимнастов начальной подготовки с использованием средств атлетической гимнастики без снарядов
Дипломная работа
Представлена Для защиты в ГАК ____________________________ Зав. кафедрой________________ |
Выполнил: Студент очного отделения 5 курса группы ТСП-07В Скрябин Василий Иннокентьевич |
Защищена на ГАК____________ С оценкой___________________
Председатель ГАК____________ |
Научный руководитель: к.п.н., доцент Гоголев Николай Ефимович ______________________________ |
|
Якутск, 2012 |
Содержание
Введение ……………………………………………………
Глава 1. Исследование состояния вопроса …….…………………….. …..6
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования….………….……10
2.1. Задачи исследования ……………………………………………………… 10
2.2. Методы исследования. …………………………………………………….10
2.3. Организация исследования. ………………………………………………..11
Глава 3. Особенности
развития силы без снарядов у школьников-гимнастов…………………………
3.1. Направленность
атлетической гимнастики и её
влияние на развитие силы без снарядов у школьников-гимнастов…………………………
3.2. Экспериментальное обоснование использования средств атлетической гимнастики развития силовой подготовленности без снарядов у школьников-гимнастов …………………………………………………..……..13
Выводы …...…..…………………………………………
Практическая рекомендация…...…
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема базовой силовой подготовки начальной группы, представляет в настоящее время особый интерес, в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни Республики Саха (Якутия). Однако разработка основополагающих методических рекомендаций по широкому использованию различных методов базовой силовой подготовки без снарядов, начиная с первых тренировок, сдерживается дефицитом научных исследований начинающих гимнастов. В этой связи изучение возрастной динамики мышечной силы юношей-гимнастов в процессе всего периода обучения представляет, как научный, так и практический интерес. Это позволяет выявить педагогические и физиологические закономерности в развитии силовых возможностей и на этой основе более объективно планировать силовые нагрузки с учетом возраста на учебно-тренировочных занятиях. Основной предпосылкой разработки методики базовой силовой подготовки без снарядов послужили сведения о специфичности силы мышц, являющиеся важнейшим фактором всестороннего физического развития человека.
На этой основе стало возможным углубить и расширить методологию силовой подготовки без снарядов, а также конкретизировать систему. Все это в полной мере соответствует концепции развития отечественной науки в области физической культуры и спорта, направленной на поиск эффективных средств и методов физического воспитания подрастающего поколения с учетом социально-экономических условий жизни общества на современном этапе.
В экспериментальной программе в содержании занятий по развитию силы предусмотрено выполнение двух частей: базовой и дифференцированной (вариативной). Согласно данной программе освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо для каждого гимнаста.
Вместе с тем в этом базовом компоненте экспериментальной программы по физическому воспитанию занимающихся силовой подготовке уделяется исключительно мало внимания и она не является основополагающей. В этом мы видим недостаток. Создание системы силовой подготовки без снарядов, по нашему мнению, поможет совершенствовать программу гимнастов начальной подготовки.
Объект исследования – силовая подготовка школьников-гимнастов без снарядов.
Предмет исследования – процесс развития силовой подготовленности школьников-гимнастов без снарядов средствами атлетической гимнастики.
Цель исследования – развитие силовой подготовленности у акробатов школьников-гимнастов без снарядов с использованием средств атлетической гимнастики.
Гипотеза исследования – предполагалось, что уровень развития силовой подготовленности будет повышаться более эффективно, если в процесс силовой подготовки применить систему занятий с увеличениями количества подходов.
Новизна и практическая значимость заключается в целенаправленном, систематическом использовании средств атлетической гимнастики без снарядов для разностороннего влияния на организм занимающихся и целенаправленного развития их силовой подготовленности.
Практическая значимость определяется тем, что проведенное нами исследование в дальнейшем поможет как методический материал и будет полезна для учителей физкультуры и тренеров дополнительных секций по гимнастике.
База исследования проводилась в Тюляхской СОШ им. Д.Д. Оллонова Усть – Алданского улуса Республики Саха (Якутия).
Структура исследования состоит из введения, трех глав, вывода, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Исследование состояния вопроса
Атлетическая гимнастика – прекрасное средство и метод развития мышечной силы, силовой выносливости и воли, функциональных возможностей организма; приобщения подростков и юношей к систематическим занятиям физическими упражнениями; формирования здорового образа жизни; отвлечения от курения, употребления наркотиков и других, вредных для здоровья и становления личности привычек; подготовки юношей к труду, а девушек к детородной функции и материнству. Атлетическая гимнастика, являясь продолжением гигиенической, может стать началом спортивной гимнастики[6].
1.2. Научно-теоретические предпосылки развития силы
Сила является основополагающим физическим качеством каждого человека. И самое замечательное в характеристике силы (согласно законам движения Ньютона) - это их точная количественная форма оценки. В этой связи можно говорить не только о некотором взаимодействии тел, но можно это взаимодействие измерять. Количественная мера воздействия тел друг на друга называется в механике силой.
Если в механике сила - количественный показатель, то в физиологии понятие сила мышц, будучи количественной мерой, принимает качественную информативность [1]. Двигательные акты человека характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно основательно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны моторного акта всегда в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом. Однако в педагогической практике этот фактор нередко мало кого волнует. Например, по выполнению таких тестов, как подтягивание на перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа судят не об уровне силовой выносливости, а о силе человека [7].
Качественные стороны двигательной активности человека проявляются в совершенствовании регуляции деятельности мышц и вегетативных органов. При кратковременных, скоростных и силовых движениях преимущественное значение принадлежит улучшению регуляции деятельности нервно-мышечной системы. При более длительной работе, наряду с совершенствованием двигательных функций, существенное значение приобретает улучшение координации вегетативных функций Верхошанский Ю.В. [6]. Но важнейшая роль в улучшении физиологической регуляции функции организма, обусловливающих улучшение показателей, например максимальной силы, все же принадлежит нервной системе и в особенности формированию условно-рефлекторных связей, обеспечивающих улучшение функций организма при мышечных напряжениях Воробьев А.Н. [8].
Развитие мышечной силы тесно связано с возникновением в результате упражнений морфологических, биохимических и физиологических изменений. Биологические факторы, оказывающие влияние на мышечную силу, весьма многообразны. Сложный характер имеет влияние на силу мышц-агонистов напряжение их антагонистов. Известно, что растянутая (в известных пределах) мышца развивает большее напряжение, чем нерастянутая. В этом отношении растягивание мышц при деятельности их антагонистов способствует увеличению степени напряжения в некоторых случаях в два-три раза. С другой стороны, при совместной работе противоположных мышечных групп часть развиваемой силы мышц-агонистов идет на преодоление сопротивления антагонистов. Вследствие этого при одновременной и длительной деятельности таких мышц растягивание приводит к увеличению силовой выносливости, преодоление же противодействия антагонистов — к её уменьшению.
Наиболее существенным механизмом, обуславливающим проявление значительной мышечной силы, является способность человека к максимальной мобилизации моторных, функциональных единиц в мышцах-агонистах, осуществляющих данный двигательный акт (посредством концентрации нервных центров). Эта способность концентрации нервных центров (к максимальным волевым усилиям) и является предметом тренировки тяжелоатлетов, гимнастов, акробатов, а также и в атлетической гимнастике. Чем больше возбуждается моторных единиц в минимальное время, тем сильнее, при прочих равных условиях, сокращается мышца. В зависимости от степени мобилизации моторных, функциональных единиц в мышцах-агонистах и регуляции одновременной деятельности мышц-антагонистов и зависит величина проявления максимальной силы человека.
При статических напряжениях механизм нервно-мышечной регуляции силовых проявлений имеет некоторые отличительные особенности. Имеются данные, позволяющие говорить о положительной роли для развития силы так называемых изометрических напряжений. В основном такие напряжения предлагаются выполнять длительностью 5-6 с. Наиболее ценно в этом методе то, что во время выполнения упражнения статического характера с такой длительностью охватываются практически все основные мышечные группы.
Однако, по мнению Л.С.Дворкина, для развития силы, например, в детском и подростковом возрасте наиболее доступны статические напряжения локального воздействия, которые выполняются с напряжением от 30 до 50%, от максимального усилия до отказа [9,10,11]. В тренировочной практике статические напряжения, надо признать, не получили широкого распространения, а если и используются, то в качестве средства общефизической подготовки. При статических напряжениях и динамической работе происходит формирование различных структур движения. Статические усилия, требующие большой силы, в спорте и трудовой деятельности востребованы относительно редко, причем лишь в качестве компонента динамических двигательных актов. Вследствие этого изометрические способы упражнений многими авторами рекомендуются использовать лишь как элемент в системе спортивной тренировки, основу которой составляют динамические упражнения. Чаще применяется сочетание динамических и альтернативных им статических упражнений.
Это связано с тем, что между способностью проявлять силу при медленных движениях или статических напряжениях и способностью проявлять ее быстро при скоростно-силовых движениях нет четкой связи. Вследствие этого мышечная сила, приобретаемая путем тренировки в статических усилиях, не всегда может быть надлежащим образом использована при динамической работе. При статических усилиях с максимальным напряжением формируются временные связи для программирования максимальной мобилизации двигательных единиц в соответствующих мышцах. При динамической же работе большей частью требуется возбуждение только части этих единиц, так как в ней участвуют меньшее количество мышечных групп.
Итак, сила является основополагающим физическим качеством человека. Ее можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета. Каждое силовое упражнение характеризуется определенными физиологическими особенностями и оказывает то или иное специфическое воздействие на организм. При выполнении максимальных силовых усилий в сократительный акт кратковременно вовлекаются большое число двигательных мышечных единиц. Мощные сокращения мышц стимулируют не только развитие мускулатуры, но и все функции организма.
Атлетическую гимнастику, как систему упражнений с отягощениями упражнения с тяжелыми предметами еще в 1У веке до нашей эры относили к естественным движениям. В соревнованиях этого периода принимали участие только те атлеты, кто мог поднять массивный груз, лежавший на главной площади Афин. Древние римляне разработали и специальные упражнения с предметами для развития мускулатуры, сочетая их с гимнастическими и акробатическими элементами.