Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание

Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.). К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.

Содержание

ГЛАВА I. Анализ специальной литературы
по изучаемому вопросу стр. 9
1.1. Физиологические механизмы психологической подготовки, подводящие к выполнению игровых упражнений и соревнованиям стр. 9
1.2. Индивидуальные психологические особенности спортсменов и их подготовка к игровой и соревновательной деятельности стр. 22
1.3. Новые концепции к технической и психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности стр. 28
1.4. Психологическая классификация спортивной деятельности стр. 35
Выводы по I главе стр. 45

ГЛАВА II. Собственные исследования и результаты их обработки стр. 46
2.1. Определение влияния различных типов психологической установки на правильность выполнения технических приёмов и быстроту их выполнения стр. 46
2.2. Организация и методы исследования стр. 56
Выводы по II главе стр. 67

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)




 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Таразский Государственный  Педагогический институт

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ   РАБОТА

 

На тему: «Совершенствование системы  психологической подготовки юных баскетболистов»

 

Объем работы  73

Графическая часть __-__ листов

Пояснительная записка _____________ стр.

 

Дипломник_______________________(                      .)

 

Консультанты:

По первой главе___________________(                           )

По  второй главе __________________(

 

Руководитель работы ____________________

 

Заведующий кафедрой ___________________

 

 

 

 

 

2008 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                             стр. 3

 

ГЛАВА I. Анализ специальной литературы

по изучаемому вопросу                                                                    стр. 9

1.1.  Физиологические  механизмы психологической                           подготовки, подводящие к выполнению  игровых                                упражнений и соревнованиям                                                        стр. 9

1.2.  Индивидуальные психологические особенности                  спортсменов и их подготовка к игровой и                                 соревновательной деятельности                                                   стр. 22

1.3.  Новые концепции к технической  и психологической              готовности спортсменов к соревновательной                                деятельности                                                                                     стр. 28

1.4.  Психологическая классификация спортивной                       деятельности                                                                                    стр. 35

Выводы по I главе                                                                           стр. 45

 

ГЛАВА II. Собственные исследования и результаты                                  их обработки                                                                                      стр. 46

2.1.  Определение влияния различных типов                                    психологической установки на правильность выполнения                        технических приёмов и быстроту их выполнения                     стр. 46

2.2.  Организация и методы исследования                                    стр. 56

Выводы по II главе                                                                           стр. 67

 

Общие выводы                                                                                  стр. 68

 

Литература                                                                                         стр. 69

 

Введение 

 

Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой  деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.).  К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.

Спорт вообще и спорт  высоких достижений в частности  не мыслим без жестокой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена мобилизации всех сил – и физических, и психических, причём, пожалуй, психических, прежде всего, так как участие в соревнованиях всегда непросто личное дело спортсмена, а дело высокой общественной значимости.

Столь ответственное  и высоко мотивированное деятельность волнует спортсмена, как бы опытен он ни был, вызывает целую гамму переживаний – от трезвой уверенности в своих силах до панического страха и нежелания выходить на старт. Степень волнения и опасения за успех в данном соревновании во многом и определяет психическое состояние спортсмена перед выходом на старт. Даже опытный, высококвалифицированный спортсмен не может порой в нужный момент обуздать свои  нервы, снят излишнее нервное напряжение и успокоиться. В результате – «психический срыв».

Но не только тревога  или отрицательные эмоциональные  переживания могут помешать спортсмену в борьбе за первенство. Нередко он терпит неудачу, находясь, казалось бы, в беспроигрышном положении, поддавшись радости победы.

Может ли спортсмен бороться с отрицательным влиянием излишнего  напряжения, большого волнения, нахлынувших эмоций? В состоянии ли он активно противостоять им и сознательно регулировать своё самочувствие перед стартом и в ходе соревнований? Да, в состоянии! Да, может, если он к этому стремиться, и специально готовится. Но этому надо учиться, учится терпеливо и настойчиво.

Психология спорта – молодая  отрасль психологической науки, получившая особое развитие в последнее  время. Она вызвана к жизни  конкретными практическими задачами, выдвигаемыми перед наукой современным  спортом и его бурным развитием, неуклонным ростом спортивных достижений все более интенсивным и широким проникновением в жизнь человеческого общества. Непосредственная и глубокая связь спортивно психологических исследований с практикой спорта является наиболее отличительной чертой, характеризующей современное состояние психологии спорта. Сейчас становится всё более ясно, что без серьёзного изучений психики спортсмена, без исследования психических функций и психологических качеств его личности ни тренеры, ни спортсмены не могут продвигаться в перёд в решении стоящей перед ними задачи – всемерного повышения спортивного достижения, совершенного владения техникой спорта.

В спорте, как ни в каком  другом виде человеческой деятельности, полностью оправдывает себя известное  педагогическое требование: «чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо его знать во всех отношениях». Одним из важнейших этих знаний, наряду с биологией, динамической анатомией и физиологией, является и психология.

Непосредственная связь  с практикой спорта определяла и круг научных проблем исследуемых спортивной психологии. Многообразие видов спортивной деятельности, характерная для каждого из них острота психических переживаний спортсмена заставляют психологов спорта прежде всего обратиться к изучению особенностей протекания психических функций в экстремальных условиях, сопровождающихся максимальным проявлением быстроты, силы, точности движений и сложными действиями.

Спортивная деятельность требует большой точности тонкости ощущения и восприятия, специфичных  для определённых её видов. Это вызвало к жизни углубленное исследование так называемых специализированных восприятий, таких, например, как «чувство воды» у пловцов, «чувство дистанции» у фехтовальщиков и боксёров, «чувство мяча» у футболистов и баскетболистов и т.д. Психологами спорта не только исследованы структурные особенности данных восприятий, но разработаны методические указания к их целенаправленному совершенствованию и развитию.

Спортивные соревнования насыщенны многообразными эмоциями, оказывающими то или иное влияние на результативность спортивных действий. Многочисленные исследования в этой области позволили не только охарактеризовать качественные особенности различных эмоциональных состояний (стенических и астенических, в том числе и имеющих характер стресса), изучить допустимые параметры, при которых эти состояния оказываются полезными, но и разработать средства и приёмы их регуляции, сознательного управления своими эмоциями и поведением во время выполнения физических упражнений или в процессе соревновательной борьбы.

Психологи спорта сумели уточнить психологические особенности  волевых действий, скрыть психологические  механизмы волевых усилий направленных на преодоление характерных для  спорта объективных и субъективных трудностей, изучить качественные особенности последних и на основе этого разработать систему воспитания волевых качеств в процессе спортивных тренировок и соревнований.

Большим достижением  исследователей является также изучение структурных особенностей процессов  мышления, характерных для спортивной деятельности. Так, была выявлена их основная черта – наглядно-действенный характер, позволяющий решать интеллектуальные задачи непосредственно в процессе деятельности, опираясь на восприятие объективных условиях и ситуации, в которых она протекает при крайнем, в большинстве случаев, дефиците времени.

Одной из важных психологических  проблем исследуемых психологами  спорта на современном этапе стала  проблема двигательных навыков, изучение которой позволило расширить  наши знания в этой области, показав, что в спорте важнейшие двигательные навыки характеризуются осознанностью спортсменом своих действий. Таким образом, была преодолена в долгое время культивировавшаяся в общей психологии теория навыка, как действие, выполняемого автоматически, механически (без участия сознания).

Психологи спорта по праву  считают центральной проблему изучения личности спортсмена, её психологической  структуры, связи и взаимообусловленности  личности и коллектива, психологии спортивного коллектива.

Изучение психологических  вопросов личности и деятельности спортсмена привело к научной разработке и таких проблем в психологии, которые имеют отношение только к спорту и не возникают при анализе других видов человеческой деятельности. К их числу относиться проблема психологическая подготовки спортсмена. Заслугой психологов спорта является на только её постановка определение значения для практики спорта, но и конкретное изучение отдельных видов этой подготовки, как в плане общего развития и совершенствования, необходимых спортсменам психических функций и качеств личности, так и в плане непосредственной подготовки спортсмена к предстоящему соревнованию.

Психологические исследования в области психологии и спорта многообразно и охватывает многие теоретические  и практические проблемы спорта. Эти исследования успешно ведутся во всех странах, где культивируется спорт, в исследовательскую работу вовлекаются всё большие и большие контингенты научных работников, тренеров, спортсменов.

Исходя, из вышеизложенного видно, что психологическая подготовка в современном спорте имеет первостепенное значение и необходимо внедрять в учебно-тренировочный процесс баскетболистов на всех этапах подготовки с самого начала обучения детей. Но методик помогающих формировать психологическую подготовку у детей занимающихся в школьных секциях баскетбола мы не смогли найти в методической литературе, что определяет актуальность данной проблемы, и обусловило выбор дипломной работы: «Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов». 

Исходя из выбранной темы дипломной работы, была поставлена         цель исследования: разработать и апробировать собственную методику по психологической подготовке школьников занимающихся в баскетбольных секциях в предсоревновательный период подготовки.

Объектом исследования нашей работы является – учебно-тренировочный процесс баскетболистов занимающихся в школьной баскетбольной секции, направленный на развитие психологической подготовленности к соревновательной деятельности.

Предметом исследования данной работы является определение влияние некоторых новшеств в учебно-тренировочном процессе в школьной секции по баскетболу способных повысить психологическую подготовку занимающихся.

Гипотеза исследования: выдвигается предположение, что разработанная нами методика по формированию психологической подготовленности юных баскетболистов и определение  их готовности к соревновательной деятельности может существенно улучшить игровые показатели занимающегося в процессе соревнований. 

В соответствии выдвинутой нами гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить возможности различных методик развития психологической подготовленности у баскетболистов в учебно-тренировочном процессе
  2. Апробировать разработанную нами методику по развитию психологической подготовленности у баскетболистов и определить её эффективность в процессе собственного эксперимента.
  3. Дать рекомендации по применению инновационных методов по развитию психологической подготовленности у баскетболистов, занимающихся в школьных секциях.

В работе были использованы следующие методы исследования:

  1. Изучение и анализ специальной научно-методической литературы
  2. Педагогическое наблюдение
  3. Педагогический эксперимент
  4. Тестирование
  5. Математическая обработка полученных данных.

Источником исследования являются официальные документы, определяющие перспективы развития физической культуры и спорта в РК, концепция стратегического развития Республики «Казахстан 2030», закон «о физическом развитии и спорте», работы по методике спорта ведущих специалистов отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме.

Организация и этапы  исследования: исследовательская работа проводилась в два этапа на базе  гимназии №1 и школы №13, где тренируются баскетболисты, являющиеся призёрами чемпионата            г. Тараз  школьной лиги.

Информация о работе Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов