Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа
Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.). К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.
ГЛАВА I. Анализ специальной литературы
по изучаемому вопросу стр. 9
1.1. Физиологические механизмы психологической подготовки, подводящие к выполнению игровых упражнений и соревнованиям стр. 9
1.2. Индивидуальные психологические особенности спортсменов и их подготовка к игровой и соревновательной деятельности стр. 22
1.3. Новые концепции к технической и психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности стр. 28
1.4. Психологическая классификация спортивной деятельности стр. 35
Выводы по I главе стр. 45
ГЛАВА II. Собственные исследования и результаты их обработки стр. 46
2.1. Определение влияния различных типов психологической установки на правильность выполнения технических приёмов и быстроту их выполнения стр. 46
2.2. Организация и методы исследования стр. 56
Выводы по II главе стр. 67
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Таразский Государственный Педагогический институт
На тему: «Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов»
Объем работы 73
Графическая часть __-__ листов
Пояснительная записка _____________ стр.
Дипломник_____________________
Консультанты:
По первой главе___________________(
По второй главе __________________(
Руководитель работы ____________________
Заведующий кафедрой ___________________
2008 г.
ГЛАВА I. Анализ специальной литературы
по изучаемому вопросу
1.1. Физиологические
механизмы психологической
1.2. Индивидуальные психологические
особенности
спортсменов и их подготовка к игровой
и
1.3.
Новые концепции к технической
и психологической
готовности спортсменов к
1.4. Психологическая
классификация спортивной
Выводы по I главе
ГЛАВА II. Собственные исследования
и результаты
2.1.
Определение влияния различных
2.2.
Организация и методы
Выводы по II главе
Общие выводы
Литература
Введение
Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.). К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.
Спорт вообще и спорт высоких достижений в частности не мыслим без жестокой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена мобилизации всех сил – и физических, и психических, причём, пожалуй, психических, прежде всего, так как участие в соревнованиях всегда непросто личное дело спортсмена, а дело высокой общественной значимости.
Столь ответственное и высоко мотивированное деятельность волнует спортсмена, как бы опытен он ни был, вызывает целую гамму переживаний – от трезвой уверенности в своих силах до панического страха и нежелания выходить на старт. Степень волнения и опасения за успех в данном соревновании во многом и определяет психическое состояние спортсмена перед выходом на старт. Даже опытный, высококвалифицированный спортсмен не может порой в нужный момент обуздать свои нервы, снят излишнее нервное напряжение и успокоиться. В результате – «психический срыв».
Но не только тревога
или отрицательные
Может ли спортсмен бороться с отрицательным влиянием излишнего напряжения, большого волнения, нахлынувших эмоций? В состоянии ли он активно противостоять им и сознательно регулировать своё самочувствие перед стартом и в ходе соревнований? Да, в состоянии! Да, может, если он к этому стремиться, и специально готовится. Но этому надо учиться, учится терпеливо и настойчиво.
Психология спорта – молодая
отрасль психологической науки,
получившая особое развитие в последнее
время. Она вызвана к жизни
конкретными практическими
В спорте, как ни в каком другом виде человеческой деятельности, полностью оправдывает себя известное педагогическое требование: «чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо его знать во всех отношениях». Одним из важнейших этих знаний, наряду с биологией, динамической анатомией и физиологией, является и психология.
Непосредственная связь с практикой спорта определяла и круг научных проблем исследуемых спортивной психологии. Многообразие видов спортивной деятельности, характерная для каждого из них острота психических переживаний спортсмена заставляют психологов спорта прежде всего обратиться к изучению особенностей протекания психических функций в экстремальных условиях, сопровождающихся максимальным проявлением быстроты, силы, точности движений и сложными действиями.
Спортивная деятельность требует большой точности тонкости ощущения и восприятия, специфичных для определённых её видов. Это вызвало к жизни углубленное исследование так называемых специализированных восприятий, таких, например, как «чувство воды» у пловцов, «чувство дистанции» у фехтовальщиков и боксёров, «чувство мяча» у футболистов и баскетболистов и т.д. Психологами спорта не только исследованы структурные особенности данных восприятий, но разработаны методические указания к их целенаправленному совершенствованию и развитию.
Спортивные соревнования насыщенны многообразными эмоциями, оказывающими то или иное влияние на результативность спортивных действий. Многочисленные исследования в этой области позволили не только охарактеризовать качественные особенности различных эмоциональных состояний (стенических и астенических, в том числе и имеющих характер стресса), изучить допустимые параметры, при которых эти состояния оказываются полезными, но и разработать средства и приёмы их регуляции, сознательного управления своими эмоциями и поведением во время выполнения физических упражнений или в процессе соревновательной борьбы.
Психологи спорта сумели уточнить психологические особенности волевых действий, скрыть психологические механизмы волевых усилий направленных на преодоление характерных для спорта объективных и субъективных трудностей, изучить качественные особенности последних и на основе этого разработать систему воспитания волевых качеств в процессе спортивных тренировок и соревнований.
Большим достижением исследователей является также изучение структурных особенностей процессов мышления, характерных для спортивной деятельности. Так, была выявлена их основная черта – наглядно-действенный характер, позволяющий решать интеллектуальные задачи непосредственно в процессе деятельности, опираясь на восприятие объективных условиях и ситуации, в которых она протекает при крайнем, в большинстве случаев, дефиците времени.
Одной из важных психологических
проблем исследуемых
Психологи спорта по праву считают центральной проблему изучения личности спортсмена, её психологической структуры, связи и взаимообусловленности личности и коллектива, психологии спортивного коллектива.
Изучение психологических вопросов личности и деятельности спортсмена привело к научной разработке и таких проблем в психологии, которые имеют отношение только к спорту и не возникают при анализе других видов человеческой деятельности. К их числу относиться проблема психологическая подготовки спортсмена. Заслугой психологов спорта является на только её постановка определение значения для практики спорта, но и конкретное изучение отдельных видов этой подготовки, как в плане общего развития и совершенствования, необходимых спортсменам психических функций и качеств личности, так и в плане непосредственной подготовки спортсмена к предстоящему соревнованию.
Психологические исследования в области психологии и спорта многообразно и охватывает многие теоретические и практические проблемы спорта. Эти исследования успешно ведутся во всех странах, где культивируется спорт, в исследовательскую работу вовлекаются всё большие и большие контингенты научных работников, тренеров, спортсменов.
Исходя, из вышеизложенного видно, что психологическая подготовка в современном спорте имеет первостепенное значение и необходимо внедрять в учебно-тренировочный процесс баскетболистов на всех этапах подготовки с самого начала обучения детей. Но методик помогающих формировать психологическую подготовку у детей занимающихся в школьных секциях баскетбола мы не смогли найти в методической литературе, что определяет актуальность данной проблемы, и обусловило выбор дипломной работы: «Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов».
Исходя из выбранной темы дипломной работы, была поставлена цель исследования: разработать и апробировать собственную методику по психологической подготовке школьников занимающихся в баскетбольных секциях в предсоревновательный период подготовки.
Объектом исследования нашей работы является – учебно-тренировочный процесс баскетболистов занимающихся в школьной баскетбольной секции, направленный на развитие психологической подготовленности к соревновательной деятельности.
Предметом исследования данной работы является определение влияние некоторых новшеств в учебно-тренировочном процессе в школьной секции по баскетболу способных повысить психологическую подготовку занимающихся.
Гипотеза исследования: выдвигается предположение, что разработанная нами методика по формированию психологической подготовленности юных баскетболистов и определение их готовности к соревновательной деятельности может существенно улучшить игровые показатели занимающегося в процессе соревнований.
В соответствии выдвинутой нами гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
В работе были использованы следующие методы исследования:
Источником исследования являются официальные документы, определяющие перспективы развития физической культуры и спорта в РК, концепция стратегического развития Республики «Казахстан 2030», закон «о физическом развитии и спорте», работы по методике спорта ведущих специалистов отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме.
Организация и этапы исследования: исследовательская работа проводилась в два этапа на базе гимназии №1 и школы №13, где тренируются баскетболисты, являющиеся призёрами чемпионата г. Тараз школьной лиги.
Информация о работе Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов