Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа
Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.). К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.
ГЛАВА I. Анализ специальной литературы
по изучаемому вопросу стр. 9
1.1. Физиологические механизмы психологической подготовки, подводящие к выполнению игровых упражнений и соревнованиям стр. 9
1.2. Индивидуальные психологические особенности спортсменов и их подготовка к игровой и соревновательной деятельности стр. 22
1.3. Новые концепции к технической и психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности стр. 28
1.4. Психологическая классификация спортивной деятельности стр. 35
Выводы по I главе стр. 45
ГЛАВА II. Собственные исследования и результаты их обработки стр. 46
2.1. Определение влияния различных типов психологической установки на правильность выполнения технических приёмов и быстроту их выполнения стр. 46
2.2. Организация и методы исследования стр. 56
Выводы по II главе стр. 67
Психологически это значит, что у игроков нашей команды оказались недостаточно развитыми такие качества, как наблюдательность, тактическое мышление, творческое воображение.
Каковы же причины, обнаружившихся в финальном матче пробелов в психической подготовленности именно к данному соревнованию игроков нашей сборной команды?
Главные причины достаточно определенно выделяет А. Гомельский.
1 «Мы сообщили психологический просчет» - говорит А. Гомельский, требуя во всех случаях побед, мы хотели чтобы у игроков не возникала даже мысль о возможности проигрыша. Это не так уж плохо, плохо то, что мы не учили наш их ребят, так сказать « проигрывая выигрывать» - очень глубокое и очень верное заключение. Отсутствие опыта выигрывать проигрывая – новизна ситуации проигрыша (который мог быть лишь временным) и вызвали острое ее переживание игроками, которое, можно думать, было особенно ощутимым в связи с тем, что команда СССР считалась фаворитом турнира.
2. Заключается в том, что в тренировка сборной ССС был использован следующий прием моделирования, команда спарринг - партнер нашей сборной старалась имитировать действия сборной команды США, приезжавшей дня товарищеских встреч в СССР весной 1964 года. На Олимпиаде же, в Токио, из того состава, как пишет А. Гомельский, в стартовом пятерке играли только Д. Шипп и довольно часто еще Л. Браун. В отношении же других игроков нашим баскетболистам были известны лишь их имена, фамилии, амплуа в команде и роит.
Такое моделирование действий американской команды в процессе тренировки сборной СССР не принесло пользы по причине полнейшего несходства состава американских команд приезжавшей в СССР и игравшей в Токио,
Значит, второй причиной пробелов в психической подготовленности баскетболистов к соревнованию с командой США было отсутствие необходимой и недостоверность имевшейся информации о противнике.
Привлекают еще внимание факты, позволяющие думать, что в проигрыше баскетболистов психологические факторы являлись главными» но не единственными. На мысли об этом наводит сопоставление технических характеристик действий той или иной команды, которые Приводятся также А. Гомельским
Как видно из приведенных данных, команда США переиграла команду СССР по всем показателям. Это могло быть следствием пробелов и в психической подготовленности игроков сборной СССР к данному соревнованию.
Необходимо иметь ввиду, что пробелы в психической подготовленности спортсменов могут сочетаться с недостатками и в технической, и в физической, и в тактической, и в теоретической их подготовленности.
Эти пробелы могут отрицательно влиять на реализацию спортсменам! Их технических, тактических, физических, волевых возможностей и теоретических знаний в условиях напряженной спортивной борьбы.
В рассмотренных фактах представлен лишь краткий анализ пробелов в психической подготовленности спортсменов к соревнованию и высказаны некоторые соображения по поводу их этиологии.
Совершенно
не затронут вопрос о мерах устранения
обнаруженных пробелов. В данном случае
это было бы и нецелесообразно, так как
это особая тема. Но следует еще раз подчеркнуть
здесь, что проблема
психологической подготовки
к соревнованию является одновременно
и
психологической и педагогической: в определении
и анализе готовности к
соревнованию, в диагностике пробелов
в этом состоянии, в выяснении их
этиологии содружественные усилия тренера
и психолога направляются
психологом, когда же речь
идет о путях и средствах преодоления
пробелов в
психической подготовленности спортсменов,
тут же ведущее положение в
содружестве занимает тренер.
Несмотря на довольно широкое развитие исследовательских работ в области психологии спорта, вопрос о специфических особенностях и о психологической структуре спортивной деятельности до сего времени остаётся недостаточно исследованным. Между тем спорт в его различных видах представляет собой благоприятную базу для психологического анализа данной специфической деятельности человека. Этому способствует высокая конкретность и высшая степень определённой спортивной деятельности, разнообразие её видов, обусловленность участием всех без исключения психологических функций человека, наличие обострённых ситуаций. Всё это облегчает возможность наблюдать и исследовать психологические функции и черты личности спортсменов в самых различных взаимосвязях и степенях (уровнях) выраженности.
Необыкновенная насыщенность спорта самыми различными по качеству и интенсивностью эмоциональными переживаниями, огромная роль, которую в нём играют различные формы взаимоотношений личности и коллектива, также способствуют данным исследованиям.
Для понимания специфики спортивной деятельности актуальное значение приобретает проблема классификация видов деятельности, свойственных человеку. В психологии существует традиционное деление деятельности на три вида, к которым почти все авторы относят труд, игру и учение с их многочисленными подразделениями. Непосредственное ознакомление с деятельностью человека во всём её многообразии заставляет признать эту классификацию недостаточной, упускающих наличие других важных видов деятельности человека, требующих серьёзного психологического изучения.
Поэтому более всёобъемлющую классификацию можно считать ту, в которую входя следующие качественно своеобразные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, творческая и исполнительская деятельность в области различных искусств, общественно-политическая деятельность, физические упражнения, спорт; область деятельности охватывающая самообслуживание, активный отдых, развлечения и т.д. Последний вид деятельности психологами ещё мало изучен, не смотря на то, что он заслуживает пристального внимания, так как играет значительную роль в жизни человеческого общества и отдельного индивида.
Изучая психологическую структуру деятельности, необходимо учитывать все её конкретные виды, среди которых спортивная деятельность приобретает всё большое значение в жизни современного общества.
Анализ психологической структуры спортивной деятельности не может быть выполнен, если соответствующие исследования не будут опираться на анализ человеческой деятельности вообще. Поэтому в план данного исследования включена также и задача, выявить структурно-психологические особенности деятельности человека.
В трудах общей психологии до сего времени не дано адекватного психологического определения понятия деятельности, хотя и указывалось на большое значение этой проблемы для психологии. Так, С.Л. Рубинштейн в своей работе «Основы психологии», отводя большое место проблеме деятельности в психологии, не даёт такого определения, ограничиваясь перечислением основных свойств или отдельных существенных психологических черт человеческой деятельности. Некоторые авторы выдвигают определение понятия деятельности как совокупности деятельности человека, направленных на удовлетворение его интересов и потребностей. Однако и такое определение не является совершенным, поскольку у человека нередко наблюдаются виды деятельности, не связанные с его потребностями и интересами и даже находящиеся в противоречии с ними.
Если в мире животных деятельность действительно направлена на удовлетворение жизненно важных потребностей животной особи и вида, то у человека, являющегося, существом ведущем общественный образ жизни, диапазон видов деятельности необыкновенно широк, он охватывает области, имеющие первостепенное значение уже не для отдельного индивида, а для существования и развития человеческого общества в целом.
Благодаря этому для каждого
отдельного человека выполняемая им
деятельность является существенной главным
образом постольку, поскольку она
характерна для него как для члена
общества. С этой позиции следует
рассматривать и психологически
Любой вид человеческой деятельности наряду с присущими ему специфическими чертами, позволяющими выполнять его как отдельный вид, характеризуются и определяются общими чертами. Психологические аспекты социальной обусловленности должны найти своё место и в психологической структуре спортивной деятельности.
Спорт помимо специфических содержит также и основные общие черты человеческой деятельности, которые часто играют не меньшую роль в обеспечении эффективности спортивной деятельности, чем её специфические черты. Эти общие для всех видов деятельности черты выступают в спорте не менее ярко, чем специальные, что позволяет использовать психологическое изучение спортивной деятельности, а также для решения рядов вопросов общей психологии, касающихся проблемы деятельности.
В изучении психологических особенностей деятельности психология исходит из принципа единства, органической связи деятельности (любого её вида) и личности человека: деятельность неделима от личности; в тоже время личность немыслима вне деятельности. Для понимания сущности и психологических особенностей деятельности необходимо поставить их в связь с сущностью и психологическими особенностями личности человека. Для этого полезно руководствоваться следующими основными понятиями:
Исследуя проблему личности, психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развивающееся и проявляющиеся у него, как члена общества. Личность немыслима вне общества, так же как человеческое общество не может существовать без составляющих его личностей. Человек всегда является членом того или иного общественного коллектива – семьи, школы, общественного коллектива на работе, спортивной команды и т.д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяет собой формирование индивидуальных черт личности.
Поскольку личность социально обусловлена,
это понятие относится только
к человеку и не применяется в
отношении животных, жизнедеятельность
которых обусловлена
Относительными
а) Самосознание, человек, как личность, осознает, прежде всего, себя как живое, наделённое определённой телесной организацией существо, отождествляя себя с физическим (телесным) обликом – «Я». Вместе с тем в конкретном понятии «Я» человек обязательно отражает в той или иной степени и свойственные ему психологические особенности и черты, свой духовный облик. Одновременно он противопоставляет своё «Я» другим людям, выделяя себя как личность из окружающей людской среды.
Б) Сознание непрерывности и тождественности своего «Я». В жизни личность человека всё время изменяется, развивается как под влиянием природных условий, так и социальной среды. В разные периоды жизни человека (ребёнок, юноша, взрослый, старик) резко меняется не только его внешний облик, но и психологические черты. Но всё же, несмотря на эти изменения, человек не теряет сознания своего «Я», продолжает сознавать свою тождественность с тем, чем он был в прожитые годы свой жизни.
В) Индивидуальность – устойчивое своеобразие данной личности психологических функций, состояний и свойств, как в специфических особенностях их качества (содержания), так и в способах и формах проявления. В реальной действительности психологические процессы и состояния человека никогда не являются изолированными друг от друна функциями мозга; они всегда принадлежа тому или иному конкретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельности. То же самое относится и к свойствам личности: они всегда индивидуальны, принадлежат именно этой, а не другой личности. Ввиду крайнего многообразия индивидуальных особенностей людей нельзя найти даже две личности, которые были бы тождественны, то есть полностью повторяли бы друг друга.
Г) Саморегулирование – способность сознательно управлять своим поведением, своими психологическими процессами, и состояниями в связи с требованиями социальной среды или условиями выполняемой деятельности. Человек не механически приспосабливается к окружающей среде, а сам является органическим и вместе с тем сознательным и активным членом этой среды, избирательно воспринимает её воздействия, перерабатывает, оценивает их и управляет своим поведением в связи с этой оценкой.
Д) Активность. Личность всегда деятельна, иначе она не может существовать в окружающей её социальной и природной среде. Только в процессе социально обусловленной деятельности человек превращается в личность; в зависимости от характера (типа), содержания деятельности в данной социальной среде и способов её выполнения формируются свойственные личности социально-психологические черты и особенности. Личность проявляет себя только в процессе деятельности, где выражается присущая качество активности: «Всякая деятельность человека исходит из него как от личности, как субъекта этой деятельности» (С.Л. Рубинштейн).
Информация о работе Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов