Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание

Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.). К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.

Содержание

ГЛАВА I. Анализ специальной литературы
по изучаемому вопросу стр. 9
1.1. Физиологические механизмы психологической подготовки, подводящие к выполнению игровых упражнений и соревнованиям стр. 9
1.2. Индивидуальные психологические особенности спортсменов и их подготовка к игровой и соревновательной деятельности стр. 22
1.3. Новые концепции к технической и психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности стр. 28
1.4. Психологическая классификация спортивной деятельности стр. 35
Выводы по I главе стр. 45

ГЛАВА II. Собственные исследования и результаты их обработки стр. 46
2.1. Определение влияния различных типов психологической установки на правильность выполнения технических приёмов и быстроту их выполнения стр. 46
2.2. Организация и методы исследования стр. 56
Выводы по II главе стр. 67

Работа состоит из  1 файл

Диплом - Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)

Все это затрудняет анализ индивидуального своеобразия личности спортсмена, особенно сравнительный, предполагающий ответ на вопрос: каким был каждый из спортсменов и каким стал – какие произошли в нем изменения за определенный период под влиянием конкретных педагогических воздействий, а также «од влиянием усилий самого спортсмена, направлены на самоусовершенствование.

Поэтому, решая  задачи психологической подготовки спортсменов к соревнованию и общие задачи обучения и воспитания их в процессе спортивной деятельности, целесообразно составлять из каждого из них развернутые характеристики.

Важно, чтобы  они ни в коем случае не были формальными, а по возможности многообразнее отражали индивидуальное своеобразие личности спортсмена в его различных связях и отношениях с действительностью, и прежде всего в условиях спортивной деятельности.

Составлению такой характеристики может помочь приводимая ниже схема:    

СХЕМА

Характеристика личности спортсмена

  • Общие сведения

Ф.И.О.

Год рождения;

Образование

Специальность

Общий стаж занятий спортом    

Спортивная квалификация , 

Лучшие достижения (когда  они показаны) 

2. Идейность, убежденность, дисциплинированность, сознание долга,

  • Интересы и увлечения
  • Способности

5.Интеллектуальное развитие. 

6.Эмоииональность.

  • Темперамент.

8.0тношенйе к делу :

к труду 

к учебе

к спорту

к общественной работе

  • Отношение к людям

а) к коллективу , производственному 

              учебному

спортивному 

б) к семье ( матери, отцу, жене, детям, родственникам ).

В) к тренеру,

г) к членам команды,

д) к противникам.

  • Отношение к самому себе: 
    к личным достоинствам

к личным недостаткам 

к успехам 

к неудачам

к критике 

к поощрениям и наказаниям

 

к самоусовершенствованию

самоконтроль

самооценка

уровни, притязаний (в  спорте и в других областях)

11. Отношение к режиму:

труда и быта

спортивному (тренировочному и соревновательному)

на сборах

  • Отношения к тренировочным занятиям : 
    аккуратность

трудолюбие

активность

самостоятельность

особенности подготовки и выполнению упражнений

взаимодействия с товарищами

взаимодействие с тренерами

реакция на замечания  и критику

реакция на успехи и неудачи

реакция на присутствие  посторонних лиц

реакция на изменения  обстановки занятий

  • Отношения к соревнованию : 
    типичное предстартовое состояние 
    поведение в период ожидания вызова к старту 
    поведение на разминке

поведение у места  выполнения упражнений особенности  «настройки» к выполнению упражнений реакции на успехи и неудачи противников  реакция на личные успехи и неудачи  реакция на действия судей 

реакция на поведение  зрителей

 реакция на действия тренера и его указания

срывы при выполнении упражнении

анализ и оценка собственного выполнения упражнений

анализ и оценка выступления  в соревновании в целом  реакция  на победы и поражения в соревнованиях 

14.Волевая подготовленность :

сильные и слабые стороны развития волевых качеств (по признакам их проявления)

целеустремленности 

выдержки и самообладания 

решительности и смелости

настойчивости и упорства

инициативности и самостоятельности 

15. Саморегуляция   внутренних   (прежде   всего   эмоциональных) состояний. 

  1. Саморегуляция двигательной деятельности.
  2. Специальная подготовленность ( общая характеристика и пробелы). Физическая

техническая 

тактическая 

теоретическая

  • Заключение:

стержневые особенности  личности спортсмена общая оценка подготовленности к соревнованиям а данный период оценка психической готовности к  предстоящему соревнованию   - потенциальные   возможности   спортсмена   (прогноз    на   период   до предстоящего соревнования). 

Основные направления подготовки (в частности психологической) к  предстоящему соревнованию.

Конечно, схема есть схема. Она может быть расширена или  сужена, может быть видоизменена. Но суть заключается не в ней самой. Нужно, чтобы она не заслоняла живого человека, конкретного спортсмена, а, наоборот, помогала бы увидеть его индивидуальное своеобразие. Это позволит более правильно строить процесс совершенствования личности и успешно осуществлять процесс психологической подготовки к соревнованию.

 

 

  • Новые концепции к технической и психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности.

 

Существенным разделом проблемы психической готовности спортсмена к соревнованию является раздел диагностики, С одной стороны, это, диагностика состояния психической готовности, а с другой – диагностика пробелов в психической готовности спортсменов к соревнованию.

Необходимо сказать, что  как определение психической  готовности спортсменов к соревнованию, так и диагностика проблем в ней находится еще в самой начальной стадии разработки.

При диагностике состояния  психической готовности к соревнованию следует исходить из примаков, характеризующих  это состояние и, следовательно, использовать определенный комплекс диагностических методов Есть основание думать, что такой комплекс следует включать, во –первых, пробы которые могут быть использованы без учета специфики каждого конкретного вида спорта и, во – вторых, пробы специальные так или иначе отражающие специфику видов спорта.

Диагностические методы должны отвечать и ряду других требований. Их можно сформулировать так: Относительная  простота и портативность, кратковременность, возможность многократного повторного использования, объективность показаний к соревнованию.

Диагностика его связана  с соблюдением ряда условий. Первое из них: необходимо, чтобы диагностические  пробы стали привычными для спортсмена, чтобы был устранен элемент новизны  и влияния фактора упражняемости. Второе: показателя, характеризующие каждый признак, должны быть типизированы (с учетом типологических различий спортсменов) и в то же время индивидуализированы (исходя из индивидуальных особенностей спортсменов). Это говорит о необходимости установления фоновых показателей, характеризующая, так cказать, повседневное состояние спортсменов вне условий тренировочной и соревновательной   деятельности,   и   показателей   в различные периоды тренировки и перед соревнованиями в их динамике.

 Все они должны  быть соотнесены конкретными целями, мотивами 
выступления спортсмена в соревнованиях и возможностями его, с учетом 
остальных сторон его подготовленности – физической, технической, 
тактической и  др.

В существующей пока практике диагностики, состояние психической  готовности « соревнованию используются следующие методы. Для определения трезвой уверенности в своих силах – ассоциативный эксперимент (Л. Н. Радченко), тесты для установления уровня притязаний а самооценки (Е, Генова» Л, Н, Радченко), кинестезиометрия (Л. Н. Радченко), теппинг – тест с установкой на максимальный темп (Ю. Я. Киселев).

Интересна попытка Ю. Ю. Полаймы экспериментально исследовать у спортсменов уверенность в своих силах, по результатам которой он даже наметил типы уверенности ( думается только, что лучше было бы говорить о вариациях проявления уверенности – неуверенности, а не о типах ).

О стремлении спортсмена активно и до конца  вести борьбу за достижение намеченной цели можно косвенно судить по результатам исследования трезвой уверенности в своих силах. Но, конечно, наличие или нарушение того стремления обнаруживается уже в ходе соревнований.

Для исследования уровня эмоционального возбуждения  используются 
тремометрия (Ю. А. Киселев, Р. Н. Загайнов, С. М. Оя, В. М. Писаренко, 
В. И. Силин), определение реакции на время (В. К. Петрович), теппинг – тест 
в модификации - «спокойно», «быстро», «максимально быстро» 
(Ю. А. Киселев), проба на равновесие – специфическая для представителей 
спортивной ( В. И, Силин ) и художественной (Ю. Я. Киселев и М. Н. 
Костина) гимнастики. Используете также исследование кожно-гальванической реакции (Л. В. Юрасов, В. А. Алаторцев). 

Для определения  помехоустойчивости применяются: тесты  Бурдона –Анфимова в различных модификациях – с усложнением, с введением эмоционально возбуждающих или неожиданных внешних помех 
(К Героя, Г Д, Горбунов), цифровая модификация этого теста, 
специфическая для тяже из атлетов (Ф. Генов).

Способность произвольно регулировать двигательные проявления – весьма важный синтетический признак состояния психической готовности спортсмена к соревнованию. Для исследования ее используются различные приемы.

Перспективным представляется разработанный Л. В. Юрасовым метод, в rok предлагается считать показателем состояния не только психической, но и общей готовности к соревнованию устойчивость сформированного двигательного навыка: проведение в определенное время с определенным усилием прямой лишен заданной длины. Им сконструирован и специальный электронный аппарат, позволяющий с большой точностью регистрировать отклонения от нормы в выполнения этого элементарного движения но показателям пространства, времени и интенсивности прилагаемых усилий. Исследования тяжелоатлетов высших разрядов, проведенные Л. В. Юрасовым с использованием этого аппарата, дали обнадеживающие результаты, Думается только, что еще преждевременно говорить о применении данного способа для диагностики общей готовности спортсменов к соревнованию,

Используются  н другие приемы, в частности теппинг  – тест и динамометрия с заданной дозировкой темпа движений н силы сжатия динамометра.

Наиболее распространенным! Сейчас являются следующие пробы: постукивание ( ногой или рукой ) в максимальном темпе, а затем вдвое медленнее, сжимание динамометра с максимальной силой, а затем вполсилы. Здесь получены выразительные результаты на борцах ( К Я. Киселев ), на боксерах ( Р. М. Загайнов }, на бегунах – стайерах и марафонцах ( Ю. В. Сысоев).

Кафедрой психологии ГЦОЛИФКа предлагается более сложный  вариант использования теппинг  – теста с установкой : в удобном  темпе – медленнее – в  удобном темпе максимально быстро – в удобном темпе.

Описанный арсенал методов  диагностики состояния психической  готовности к соревнованию, конечно, требует расширения и уточнения. Но это дело будущего.

Наряду с определением состояния психической готовности к соревнованию, не менее важна и диагностика пробелов психической готовности спортсменов, обнаруживающихся в ходе соревнований.

Как известно, мужская  сборная команда СССР по баскетболу стала серебряным призером 18 Олимпийских  игр. Когда спросили лидера команды Арменака Алачачана а причинах проигрыша финального матча американцам, он ответил; « И главная причина психологического характера. Впервые за всю историю встреч баскетболистов СССР и США фаворитами Олимпийского темперамента были не наши соперники, а мы.».

Исходя из анализа  этой причины, можно полагать, что  положение фаворита, с одной стороны, повышало уровень значимости матча  для наших игроков, с другой –  создавало впечатление , если можно  так выразиться, исключительности положения  команды в данном турнире. Это не могло сказаться на таком признаке психической готовности к соревнованию, как трезвая уверенность в своих силах. Ее хватило только на 10 первых минут игры, когда наша и американская команды боролись на равных, и когда на 10 – ой минуте команда СССР вела со счетом 16 / 13. «Когда ж, - говорит Алачачян. – к исходу 11 – ой минуты американцы у ниш вперед на  4 очка, мы попросту растерялись». То же подтверждает и старшим тренер команды А. Гомельский : «Команда явно сникла после того, как двух минутам и спурт сборной США ( речь идет уже не только об 11-й,  но 12-й минутах)  дал ей преимущество в семь очков 23 /16».

«Мы растерялась», «Команда сникла» - что это значат психологически? Прежде всего то, что изменился  уровень эмоционального возбуждения. Он  стал ниже оптимального, поколебалась уверенность в своих силах. Обнаружилась недостаточная психическая устойчивость, сопротивляемость действию сбивающих факторов. Более детальный анализ приводит к заключению, что игроки команды СССР не проявили необходимой выдержки и самообладания, настойчивости и упорства, не смогли преодолеть возникшего неблагоприятного состояния, не сумели гибко перестроить тактику игры, с тем чтобы противостоять ее специально и хорошо «наигранному» американцами тактическому варианту игры именно со сборной СССР.

Информация о работе Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов