Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа
Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.). К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.
ГЛАВА I. Анализ специальной литературы
по изучаемому вопросу стр. 9
1.1. Физиологические механизмы психологической подготовки, подводящие к выполнению игровых упражнений и соревнованиям стр. 9
1.2. Индивидуальные психологические особенности спортсменов и их подготовка к игровой и соревновательной деятельности стр. 22
1.3. Новые концепции к технической и психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности стр. 28
1.4. Психологическая классификация спортивной деятельности стр. 35
Выводы по I главе стр. 45
ГЛАВА II. Собственные исследования и результаты их обработки стр. 46
2.1. Определение влияния различных типов психологической установки на правильность выполнения технических приёмов и быстроту их выполнения стр. 46
2.2. Организация и методы исследования стр. 56
Выводы по II главе стр. 67
Примечание: психологическая установка дается в убеждающем, конкретном, деловом стиле, т. е. должна быть четко сформулирована.
В обоих случаях эстафеты наряду с педагогическими наблюдениями засекалось время на выполнение каждой эстафеты, подсчитывались ошибки, сделанные воспитанниками на тот ели другой типы психологической установки.
Tecт № 2
Сила нервной
системы – это способность
нервных клеток выдерживать
длительное концентрированное
возбуждение. Сила нервных процессов
может быть измерена в двигательном анализаторе.
Методом исследования
силы нервной системы в двигательном анализаторе
является Теппинг – тест.
Автором теста является профессор Ильин
Е, П. (1972г.). Тест заключается в
следующем: испытуемые (после соответствующего
инструктажа) по сигналу
начинают став ять точки специальным карандашом
в максимальном темпе в
первом квадрант по второму сигналу переходят
на второй квадрат и так по
пять секунд в 12 квадратах, т, е. одну минуту.
Количество точек в каждом квадрате подсчитывается. По этим данным строится график. Кривая графика наглядно характеризует тип нервной системы.
Сила нервной системы может быть: сильная, средне – сильная, средняя, средне – слабая, слабая. Каждый тип нервной системы оцениваем по пятибалльной системе соответственно : сильная – 5, средне – сильная – 4, средняя – 3, средне – слабая – 2, слабая – 1.
Эстафета
- мяч
- ведение мяча
2.3
Выявление связи между типом
психологической и свойствами
нервной системы
и определение наиболее целесообразной
установки в зависимости от свойств
нервной системы.
Вышеизложенные методы применялись нами на баскетболистах начальной подготовки третьего и четвертого года обучения. На основании результатов Теппинг – теста (Ильин Е, П., 1872) определили силу нервных процессов. У спортсменов результаты показали следующее: слабый тип нервных процессов встречался в 28 %, средне – слабый – в 8%, средний тип –в 28%, среде – сильный в 28%; сильный в 8% случаев.
Таблица № 1.
Выявление различных
типов психологической
№ |
Фамилия. |
Тип н. с. |
Ошибки при установке на быстроту быстроту__ |
Ошибки при установке на техничность. |
1. |
Юсупова Э. |
Слабый |
2 |
1 |
2. |
Старикова 0, |
Слабый |
1 |
- |
3. |
Клепик Р. |
Средне- сильный |
- |
- |
4. |
Максимчук Н. |
Сильный |
- |
- |
5, |
ФукаловаО. |
Средне – сильный |
1 |
- |
6. |
ФукаловаЕ. |
Средний |
- | |
7. |
АманжоловаЖ. |
Средний |
1 |
- |
8. |
Фучаджи 0. |
Средне – сильный |
||
9, |
БучоринаИ. |
Средний |
||
10 |
Лу кошов а Л. |
Средней |
1 |
1 |
11 |
Уразбекова Т. |
Средне – слабый |
3 |
- |
12 |
Вольвич 0. |
Слабый |
2 |
1 |
13 |
Чистенко Н. |
Слабый |
1 |
- |
14 |
Берковская Л. |
Слабый |
2 |
1 |
Общее количество |
14 |
3 | ||
% |
82% |
18% |
Из таблицы, в которую были внесены результаты эстафет двух видов психологической установки на быстроту исполнения и на четкость исполнения упражнений, видим, что спортсменки при установке на быстроту ошибались чаше, чем при установке на техничность исполнения.
Так при установке на быстроту прохождения этапов эстафеты спортсменки ошибались 14 раз, а при психологической установке на техничность действий это произошло лишь дважды (14+3=17). Как при установке на быстроту, так и на техничность действий, больший процент ошибок : 53% допустили спортсменки, обладающие слабым типом нервной системы, 18% ошибок допустили спортсменки со средне – слабой нервной системой, 17% - со средним типом, 12% - со средне – сильным.
Установка на быстроту действий при выполнении задания, повышает тревожность, и спортсменки допускают большой процент ошибок, именно в первом случае их было 82% и лишь 18% ошибок приходится на психологическую установку техничности действий.
При психологической установке на быстроту прохождений этапов эстафеты длительность ее была 2 минуты 45 секунд, при установке на техничность действия эстафета длилась 3 минуты. Отсюда видим, что временная разница незначительная.
Таким образом, у юных спортсменок различные психологические установки по- разному влияют на правильность выполнения упражнений. Установка на техничность действий незначительно удлиняет время выполнения упражнения, но существенно сокращает технический брак.
Установка на скорость, не давая значительных преимуществ во времени, резко увеличивает количество ошибок основных технических элементов (потеря контроля над мячом, нерезультативное завершение атаки). Установка на быстроту приводила к увеличению числа ошибок, прежде всего у юных спортсменок со слабым типом нервной системы.
У юных спортсменов наблюдаем ту же самую тенденцию: ошибки при психологической установке на быстроту выполнения упражнения допускались чаще, чем при установке на правильность выполнения технических элементов эстафеты. В процентном соотношении это выглядит: 77%:23%. При одинаковой подготовленности мальчики допустили ошибок больше в обоих случаях заданий, т. е., девочки выполняли аккуратнее оба вида психологических установок. Соотношение ошибок мальчиков и девочек 21:17,
При анализе результатов, полученных на основании теста у юных спортсменов сила нервных процессов имела такую картину: сильный тип нервной системы составлял – 28% средне сильный – 14%. Средний тип нервной системы составлял 36%. Средне – слабый – 14%, слабый 8%. Юные спортсмены с сильным типом нервной системы допустил» 9% ошибочных действий, со средне – сильным типом нервной системы допустили 14% ошибок, средний тип нервной системы 47% ошибок, слабый и средне –слабый типы нервной системы допустили 28% ошибочных действий.
Таблица №2
Влияние различных типов психологической установки на правильность выполнения задания у юных спортсменов.
Т |
Фамилия. |
Тип и. с. |
Ошибки при установке на быстроту действии. |
Ошибки при установке на техничность действий. | |
1. |
КарловЮ, |
Сильный |
1 |
- | |
2, |
ЧигриновК. |
Средний |
- |
- | |
3. |
Шалдунов g._ |
Средне – сильный |
2 |
- | |
4. |
Шалдунов Е. |
Слабый |
3 |
- | |
5. |
Мелокумов Ж. |
Средне – слабый |
2 |
- | |
6. |
Греднев С. |
Средне - слабый |
1 |
- | |
7. |
Будсужн И. |
Сильный |
- |
- | |
8. |
Гулиев А. |
Средний |
1 |
. | |
9. |
.Старцев А. |
Средний |
2 |
1 | |
10 |
Гу жавин А . |
Средний |
1 |
2 | |
11 |
Сергеев А. |
Сильный |
- |
- | |
12 |
Рудаков И. |
Средний |
2 |
1 | |
13 |
Стативкин С. |
Средне – слабый |
1 |
- | |
14 |
Балка С. |
Средне – сильный |
1 |
- | |
Общее количество |
16 « |
5 | |||
% |
77% |
23% |
Таким образом, из полученных результатов мы не наблюдаем той явной тенденции у юных спортсменов со средне – слабой и слабой типами нервной системы к ошибочным действиям при выполнении обоих видов психологической установки. Но эти спортсмены дали большой процент ошибок, чем спортсмены с сильной и средне – сильной типами нервной системы.
График зависимости
ошибочных действий от типа
психологической установки.
Девочки
По продолжительности эстафета при психологической установке на быстроту действий имеется преимущественно в 20 секунд по сравнению с установкой на технические действия, В первом случае эстафета длилась 20 минут 30 секунд, во втором 30 минут 50 секунд. Это двадцатисекундное преимущество умаляется возросшим процентом технического брака.
У юных спортсменов психологическая установка на техничность действий дает меньший процент ошибок. А вот психологическая установка на быстроту исполнения упражнений, не давая явного преимущества во времени, увеличивает количество ошибок (рис. 3)
При математической обработке материала методом «Проверки гипотезы о разности двух средних Ц – критерий Стьюдента} было установлено то, что данное расхождение процента ошибок при различных видах психологической установки не случайно и статически достоверно. T=2, 13., Р – меньше 1,15 (см. таблица t – распределение Стьюдента). Степень уверенности в том, что полученные различия не являются случайными, равна 95%.
На основании вышеизложенного, можно посоветовать нижеследующие практические рекомендации:
Информация о работе Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов