Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа
Психология, развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учётом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято творить, в экстремальных условиях (перегрузка информации, дефицит времени, космический полёт, сенсорная и социальная изоляция, морская глубина, аварийно-спасательные, монтажные и испытательные работы, борьба с огнём и т.д.). К таки условиям, без спорно, относятся и условия ответственных соревнованиях.
ГЛАВА I. Анализ специальной литературы
по изучаемому вопросу стр. 9
1.1. Физиологические механизмы психологической подготовки, подводящие к выполнению игровых упражнений и соревнованиям стр. 9
1.2. Индивидуальные психологические особенности спортсменов и их подготовка к игровой и соревновательной деятельности стр. 22
1.3. Новые концепции к технической и психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности стр. 28
1.4. Психологическая классификация спортивной деятельности стр. 35
Выводы по I главе стр. 45
ГЛАВА II. Собственные исследования и результаты их обработки стр. 46
2.1. Определение влияния различных типов психологической установки на правильность выполнения технических приёмов и быстроту их выполнения стр. 46
2.2. Организация и методы исследования стр. 56
Выводы по II главе стр. 67
1 этап состоял в определении темы исследования, определения состояния изучаемой темы в теории спортивной тренировки, определения научного аппарата исследования, составления плана и содержания исследования.
2 этап состоял из изучения, анализа и обработки данных специальной литературы, бесед с ведущими тренерами по баскетболу РК и Жамбыльской области, анализ применяемых ими методик по развитию психологической подготовленности у баскетболистов, в определении собственной методики, созданием экспериментальной и контрольной учебно-тренировочных групп, обработки, систематизации и обобщения полученной информации, оформления результатов.
ГЛАВА I. Анализ специальной литературы по изучаемому вопросу
В решении проблемы психологической
подготовки к соревнованию ключевым является вопрос
о понимании сущности психологической готовности к соревнованию. Есть все
основания говорить о том, что это одна из форм, психических состояний,
учение о которых в психической психологии
развивается М. Д. Левнтовым, В. М. Мяснщевым,
А. Г. Ковалевым и другими. Любое психическое
состояние характеризуется некоторыми общими признаками.
Прежде всего, каждое такое состояние представляет собой целостное
проявление личности – определенный синдром (совокупность) своеобразно
протекающих психических процессов,
качеств и свойств личности, как пишет
Н. Д. Левитов Каждое психическое
состояние управляется у
человека как переживание и в то же время
выражается в активных действиях
в поведении. Все психические состояния
имеют временный характер,
но длительность их может колебаться в
значительных пределах ( от
секунд до многих дней ).
Физиологические
механизмы психических
так же различные фазовые
ее состояния, связанные в частности, с
решением
трудных задач, с пространственной и временной
динамикой доминантных
процессов и т.д.
Функциональный уровень коры, а следовательно, и психические состояния, как вторичные, производные от него, всегда причинно обусловлены влияниями внешней среды, в которой живет и действует человек, а также взаимодействующей с нею внутренней среды его организма.
Очень существенно, что психические состояния при многократном их проявлении могут приобретать устойчивый характер. Они могут
возобновляться в случаях возникновения тех же
или сходных условий жизни
в деятельности, а гак же изменений
во внутренней среде организма,
которыми они первично были
вызваны. Однако изменение этих условий,
особенно резкое или внезапное,
может привести к резкой смене и
психических состояний.
Опираясь на данные общей психологии и пользуясь результатами многолетних исследований предстартовых состояний, волевой подготовки спортсмена и соревнований (А. Ц. Дуни, Р, С. Абельская, А. С. Егоров, Б. Н. Смирнов, В К. Петрович, Ю. А. Киселев, С. М. Ол, К. М, Смирнов, П. А. Рудик, О А. Черникова и другие) можно охарактеризовать состояние психической готовности к соревнованию. Это собой сложное целостное проявление личности. Оно характеризуется трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением активно и увлеченно, с полной отдачей сил, бороться до конца, именно до конца за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения высокой степенью психо-устойчивости по отношению к различным, и прежде всего особо значительным для спортсмена, неблагоприятно действующим внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами всем поведением в бесконечно изменчивых условиях спортивной ходьбы и в высшей степени напряженной возбуждающей атмосфере соревнования.
Если проанализировать
эту лаконичную характеристику, то
можно обнаружить в ней отмеченные
выше общие признаки психических состояний,
имеющие, однако, свои особенности, вытекающие
из специфических условий спортивной
деятельности и проявляющиеся в ходе соревнования. К этим особенностям,
составляющим комплекс частных признаков,
характеризующих состояние психической
готовности к соревнованию, относятся:
волевые качества при ведущей роли целеустремленности,
выдержки и самообладания, самостоятельность, критичность и гибкость ума,
наблюдательность, основанная на высокоразвитой специализированной
в условиях каждого конкретного вида
спорта различительной функции многих
взаимодействующих между собой
анализаторов, творческой
воображение, сценические эмоции при
оптимальном уровне их выраженности, полная
сосредоточенность и
устойчивость внимания на
процессе деятельности, предполагающая
в то же
время гибкое проявление
всех других его свойств распределение,
переключение объема интенсивности: способность
целесообразно
регулировать свои чувства,
мысли, действия и все поведение на протяжении
периода соревнований основанных
на знании определенных приемов и
умений пользоваться ими.
Совокупность
этих частных признаков состояния
психической
готовности к соревнованию
может иметь те или иные вариации в отношении
полноты, выраженности, особенностей
протекания и взаимодействия,
входящих в ее состав элементов.
Они всегда обусловлены объективными
условиями деятельности в
конкретных видах спорта и связаны с
типологическими, характерологическими
и даже морфологическими
особенностями спортсменов.
Необходимо
подчеркнуть, что состояние психической
готовности к
соревнованию – один из компонентов, входящих
в понимание «спортивная
форма». Это существенный
ее признак, отсутствие которого вообще
не
позволяет говорить о спортивной форме.
То или иное его изменение
приводит к изменению спортивной
формы.
Состояние психической
готовности к соревнованию не возникает
само
по себе. Оно формируется
в процессе спортивной деятельности.
Общее стремление
к улучшению спортивных достижений в
соревновательных условиях возникает
и закрепляется в процессе
тренировки. В связи с этим целесообразно
внести понятие общая
психологическая подготовка
к соревнованию.
Такая общая психологическая подготовка достигается приближением условий учебно-тренировочных занятий к типичным условиям соревнований в каждом виде а. Этим нашло развитие и закрепление общего стремления к борьбе за лучший спортивный результат в условии соперничества с другими спортсменами достигается совершенствование важных для достижений успеха физических н психических качеств.
Кроме того, спортсмен приучается к соревновательной обстановке, всегда волнующей, увеличивающей ответственность за свой действия, за результат, требующий повышенной бдительности как к собственным действиям и поведению, так и к действиям партнеров по команде и противников.
Состояние психической
готовности специально формируется
в процессе
направленной психологической подготовки
к каждому конкретному
соревнованию.
И это выступает сейчас как совершенно необходимое звено всего процесса тренировки особенно в соревновательный период, недооценка которого или тем более пренебрежение, которым со стороны спортсмена и тренера могут свести на нет месяцы, а иногда и годы напряженного труда.
Дело в том, что участие в любом соревновании для любого спортсмена обязательно предполагает столкновение двух неповторимых составляющих во всей их полноте условий соревнований с неповторимым индивидуальным своеобразием личности спортсмена, а в командных соревнованиях в видах спорта- с неповторимым своеобразием спортивного коллектива.
И если спортсмен или спортивный коллектив
во всем их неповторимом
своеобразии не будет психологически
подготовлен к действиям в никогда не
повторяющихся условиях каждого соревнования
то это, как правило,
приводит к неприятным последствиям; спортсмен
показывает результат –
поражение.
Специальное формирование
состояния психической
В командных видах спорта он выступает как процесс формирования, прежде всего коллективного сознания определенной группы людей, объединенных в своей деятельности и стремлении одной идеей, единой целью и единым мотивом высокого общественного значения. При этом сохраняется индивидуальное своеобразие каждого члена коллектива, в связи с чем необходима направленная организация сознания каждого из них.
Таким образом, объектом, направленных педагогических воздействий, направленных личных усилий спортсменов в ходе психологической подготовки к соревнованию является их сознание.
Сложный процесс психологической подготовки к соревнованию представляет собой определенную систему взаимосвязанных звеньев. Реализующихся на протяжении того отрезка времени, который имеется в распоряжений до начала соревнований. Этот процесс может длиться несколько месяцев и может быть равен всего двум – трем дням. Он всегда требует совместных творческих усилий тренера н спортсмена. Можно сказать, даже в большой мере спортсмена, так как ему предстоит самостоятельно бороться в соревновании за достижение лучшего результата. Поэтому и в психологической подготовке к соревнованию тренер должен быть ближайшим направляющим, но не думающим за спортсмена партнером. Несмотря на то, что в каждом конкретном виде спорта система звеньев система звеньев психологической подготовки к соревнованию имеет свои особенности, вытекающие из специфики вида спорта, она может быть представлена и н определившемся уже сейчас общем виде. В состав системы входят следующие звенья.
1. Сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и, в особенности о противниках.
2. Пополнение и уточнение информация о тренированности, возможностях спортсмена или команды и перспективах их изменения к началу соревнования.
3. Правильное определение и формулировка цели участия в соревнованиях.
5. Вероятное прогнозирование
соревновательной деятельности. Оно
совершается в ходе
умственных и практических
действий с
возможным моделированием условий предстоящего
соревнования и
направлено на определение тактического
плана, т.е. оптимального
варианта вероятности программы
действий в предполагаемых
условиях соревнования.
7. Предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний.
8. Отбор я
использование способов
Первые два звена
системы психологической
На самом деле, только
при наличии достаточно полной и
достоверной информации о будущем
соревновании, о времени, месте и
всех других условиях внешней среды.,
в которой оно будет происходит
Следует иметь в виду, что предполагаемые обстоятельства будущего соревнования, как. Правило, не бывают, известны во всех деталях. С этим связана большая или меньшая точность отражения его в голове спортсмена, этим обусловлен характер отношения к нему – неизвестному или недостаточно хорошо известному,, но ожидаемому с нетерпением или со спокойной уверенностью, иногда с тревожной или боязливой неуверенностью и в очень редких случаях безразлично. Преодолеть же такие отношения спортсмена к соревнованию – одна из основных задач психологической подготовки.
Большое значение имеют третье и четвертое звенья системы психологической подготовки спортсмена к соревнованию – правильной определение цели и мотивов его выступления в соревновании.
Универсальная роль цели и мотивов в любой области деятельности общеизвестна. Еще К Маркс анализируя процесс труда, писал, что цель, как закон, определяет способ и характер действий человека и ей он должен подчинить свою волю Ф.Энгельс же в анализе движущих сил истории развития общества, отмечая, что здесь ничто не делается «без жизненной цели», особенно подчеркивал и могучую силу побуждений (т. е. мотивов) «… у отдельного человека, для того, чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через голову, должны превратиться в побуждения его воли.
Информация о работе Совершенствование системы психологической подготовки юных баскетболистов