Формирование внутреннего имиджа России средствами массовой информации на примере новостных, информационно- аналитических телепередач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:37, дипломная работа

Описание

Цель дипломного проекта – выявление способов формирования имиджа России через СМИ.
Данная дипломная работа направлена на решение следующих задач:
 Описать структуру имиджа России;
 Изучить особенности формирования внутреннего имиджа страны;
 Рассмотреть роль телевидения в формировании общественного мнения;
 Изучить новостные и информационно-аналитические телематериалы;
 Сделать вывод о значимости телевизионных программ для формирования положительного внутреннего имиджа России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ИМИДЖ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Общее понятие об имидже страны
1.2 Описание структуры внутреннего имиджа России
1.3 Особенности формирования имиджа страны
1.4 Телевидение, как инструмент формирования внутреннего имиджа России
2. ИМИДЖ: МЕТОДОЛОГИЯ И АНАЛИЗ
2.1 Теоретико-методологические аспекты изучения особенностей формирования внутреннего имиджа России в новостных и информационно-аналитических передачах (на примере каналов ОРТ, РТР, НТВ)
2.2 Анализ внутреннего имиджа России и особенностей его формирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Формирование имиджа РФ.doc

— 414.00 Кб (Скачать документ)

В мае 1991 года в эфир вышел первый выпуск программы «Вести», с которого началась история новой телекомпании ВГТРК - государственной структуры и рупора политики государства. Программа «своим символом выбрала летящую русскую тройку, как летящую в неизвестную страну. Программе была предназначена роль пропагандиста демократических идей. «Вести» обрели имидж независимых уже хотя бы потому, что стали первым источником информации, альтернативным официальному «Останкино».

Именно программе «Вести» удалось разрушить информационную монополию Первого канала и его официозной программы «Время» - появление «Вестей» можно назвать «подлинным прорывом, нарушившим, казалось незыблемую монополию главной информационной программы страны». Программа возникла на оппозиционной волне и с момента выхода стала популярной среди либерально настроенной части нового российского общества.

В 2000 г. председателем ВГТРК был назначен О.Добродеев, в числе заслуг которого – создание информационной службы на канале НТВ. Вслед за ним на РТР перешел целый штат журналистов и корреспондентов, работавших на НТВ. В качестве задачи, поставленной перед новым председателем, была реорганизация информационного вещания на государственном канале.

Через два года телеканал отказался от бюджетного финансирования и стал существовать за счет продажи рекламного времени, таким образом из государственного превратился в коммерческий. В этом же году канал был переименован в телеканал «Россия», что «подчеркивает статус канала, и его программную направленность, программную политику государственной телекомпании». Прерогативой программы «Вести», выходящей на телеканале «Россия» является возможность предоставлять зрителю официальную точку зрения и трактовку события.

На телеканале «Россия» существует так называемая общая вестевская линейка – ежедневные выпуски новостей «Вести», региональные включения в ежедневном итоговом вечернем выпуске (например, «Вести - Южный Урал», «Вести - Москва», «Вести - Дона»), ежедневные выпуски «Вести – дежурная часть», и еженедельная информационно-аналитическая программа «Вести недели». Эти программы (за исключением региональных выпусков) готовит один коллектив редакторов и корреспондентов. «Вести недели» - одновременно часть общевестевского процесса, и в то же время отдельная программа. Подобного рода воскресные итоговые программы в России принято считать информационными флагманами».

НТВ – «новое» российское телевидение. В настоящее время сигнал НТВ охватывает всю территорию РФ, Беларусь, Украину, Азербайдэюан, Казахстан. Имеется сеть корреспондентских пунктов по всей России, собственные корпункты в Киеве, Минске, Риге, Вашингтоне, Тель-Авиве, Лондоне, Бонне, Париже. Более 100 вольнонаемных корреспондентов (75 городов РФ и СНГ) работают для канала НТВ, обеспечивая своевременное поступление материалов и эксклюзивность съемок.

Следуя своему лозунгу "Новости - наша профессия", канал НТВ главной задачей считает объективную и максимально полную подачу информации на международном уровне. Руководители канала не считают себя оппозиционной прогосударственным каналам структурой, но, позиционируя себя как независимое СМИ, особенно в течение последнего года, телекомпания выступает как апологет свободы слова в России. Появление в России альтернативного телевизионного информационного вещания без преувеличения можно назвать закономерным явлением.

В воскресенье 10 октября 1993 года в 21.00 в эфир пятого канала вышла Программа "Итоги". С 11 октября по будням начала выходить программа "Сегодня" с ведущими М. Осокиным и Т. Митковой, а по субботам программа "Намедни" Л. Парфенова.

Таким образом, концептуальные наработки от ТСН, "До и после...", "Вестей" до "Итогов" получают возможность оформиться в достаточно стройную форму нового информационного вещания негосударственного канала.

Профессиональная отлаженная работа компании дала возможность претендовать на вещание в режиме нормального, самостоятельного канала, именно это, конечно же, в совокупности с игрой на политическом поле, сыграло решающую роль в предоставлении НТВ четвертого канала.

22 декабря 1993 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ о передаче восьмого частотного (четвертого) канала Телекомпании НТВ. Первый выход в эфир на 4-ом канале состоялся 17 января 1994 года. С этого момента Телекомпания НТВ начала ежедневное вещание с 18.00.

В условиях конкуренции с новостями ОРТ и РТР, с которыми в то время трудно было соревноваться в оперативности из-за того, что выпуски "Сегодня" выходили в эфир один раз в день вечером, НТВ приходилось главным образом ставить на профессионализм. Именно это качество и начало тщательно культивироваться в сотрудниках. "Новости - наша профессия" - стало девизом информационной службы НТВ.

В работе с информацией делались следующие акценты:

1. четкость подачи материала;

2. отсутствие официоза;

3. личностность (новость персонифицирована – кроме ведущего в программе новостей всегда представлены и "рядовые" журналисты - в НТВ добились создания целого "культа личностей", когда зритель узнавал корреспондента.

Апофеозом стали рекламные ролики, анонсировавшие уже не фильм или передачу, что было и ранее, а того или иного журналиста, выходящего в эфир со спецрепортажем.);

4. эксклюзивность;

5. "умеренная" сенсационность.

6. репортажность (за счет выбора тем). Изначально НТВ следует принципу: факт отделен от мнения, для фактов - программа "Сегодня", для мнений - "Итоги".

Значительное место в программе "Сегодня" отдавалось именно под специальные репортажи.

Информационная служба компании или официально сейчас -Дирекция Информационных программ с момента организации НТВ претерпевала изменения, однако главный принцип построения оставался прежним. Основа вещания - бригада информационного выпуска и ведущий. То есть принцип авторских новостей. Все решает ведущий и его шеф-редактор, они за все и отвечают, за редким исключением руководство компании вмешивается в работу бригад, причинами такого вмешательства могут послужить только действительно неординарные события.

Бригады утренних новостей начинают работать с 2 часов утра, первый выход в эфир 6.00 (выпуски новостей каждые полчаса), к этому времени готовится верстка программы, материалы редакторов - райтеров, редакторов-международников. Основа - новости минувшего дня, события за ночь (криминал, информация из горячих точек), новости с Дальнего Востока и Америки, и анонсирующая информация. Начиная с 8.30 - поступление событийной информации. Прямые телевключения и репортажи по телефону с мест событий.

"Сегодня" - вечерние выпуски в 19.00 и 22.00 - новости с большей аналитикой, более качественно, четко выстроенная верстка, основной событие может быть освещено при помощи нескольких материалов (2-4), в основном репортажи и сообщения в виде ВМЗ, возможны одно, в редких случаях больше, прямое включение. В процессе подготовки обобщающих материалов используются все съемки на данную тему, в том числе и других авторов.

"Сегодня" - ночной выпуск 00.30 - Итоговая картина дня, комментарии экспертов, обзоры. Верстка состоит в основном из ВМЗ за исключением чрезвычайных ситуаций.

До недавнего времени телеканал НТВ позиционировал себя как независимое СМИ и выступал как апологет свободы слова в России. Соответственно, информационные выпуски канала - "Сегодня" - являлись альтернативным источником новостей, сопоставимым по масштабам сбора, обработки и последующего распространения информации с основными прогосударственными новостными программами - "Время" и "Новости" канала ОРТ и "Вести" канала РТР. Одним из основных средств борьбы за аудиторию были профессионализм и качественность подачи материала. В сочетании с "умеренной сенсационностью" такой подход дал весьма хороший результат. Однако со сменой руководства канала НТВ концепция новостных выпусков изменилась. Это выразилось в том, что новый штат сотрудников пока не в состоянии выполнять в полной мере те требования, которые ставились перед "старым составом" НТВ. И информационная программа "Сегодня", и канал НТВ на данный момент серьезно сдали рейтинговые позиции.

В лидерах в категории новостей «Первый канал». На первом месте – программа «Время». Высокий интерес у россиян отмечается и к федеральным новостям канала «Россия» - программа «Вести».

Информация на «Первом канале» и канале «Россия» примерно одинаковая — и подается почти одинаково. Либо суховатый отчет о событиях (иронические реплики появляются только тогда, когда речь идет о заокеанских экономических проблемах), либо «подходы» к официальным говорящим лицам, либо поразительно подробный и долгий показ выступлений и встреч двух первых лиц. Несколько на совсем уж на негнущихся ногах и в униформе, застегнутой на все пуговицы, «ходит» Первый канал. Вот, например, «Воскресное «Время» с Петром Толстым от 19 октября. Третий по счету сюжет — «самая обсуждаемая тема недели», меры спасения банковских сбережений. Дворкович на приеме у Медведева, Шувалов — все говорят о полной безопасности и обеспеченности вкладов. Реальный сектор? Кашпировским выступает лично премьер-министр. Вот он встречается с министром обороны Анатолием Сердюковым — военные очередники не пострадают. Вот он сидит в тех же декорациях с министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым — сельское хозяйство не пострадает. Крупные торговые сети не пострадают. Никто не пострадает. Снова Медведев — малый бизнес может рассчитывать на поддержку. Набиуллина — кредиты пойдут. Кудрин — механизмы защиты рынка (уже неважно какого — тут ведь никто никому ничего не объясняет!) запущены. Больше того — станет еще лучше, потому что еще больше денег пойдет на здравоохранение, образование, пенсии. Марафон окончен. И следующий сюжет — Россия помогает восстанавливать Южную Осетию.

Полнота и сбалансированность информационной картины дня — более чем важные качества их работы.

О таких событиях, как авария в Чернобыле или сбитый нашими летчиками ПВО южнокорейский пассажирский «Боинг», просто не сообщалось или сообщалось с большим опозданием. В то же время нельзя признать правомерной сегодняшнюю практику тех новостных служб, которые стремятся отражать только или по преимуществу негативные стороны и события жизни.

Еще раз подчеркнем, что, принимая во внимание разнообразие интересов различных социальных групп и слоев, журналист не должен становиться проводником эгоистических, частных или государственных, интересов. Он призван содействовать тому, чтобы средства телевещания объективно отражали плюрализм мнений, без искажений представляли различные точки зрения. Все это показатели профессионального мастерства, качества информационных материалов, новостных программ, в том числе способов подачи информационных сюжетов.

Нельзя не сказать также о времени выхода в эфир новостных программ как одном из весьма важных факторов организации информационного вещания. Отнюдь не значит, что утренние и дневные выпуски менее важны, что их можно делать на заведомо сниженном уровне. И все же то, что все телекомпании основные силы и средства бросают на подготовку главного вечернего выпуска новостей, представляется вполне логичным и убедительным.

При всем том «информационный пейзаж» отечественного ТВ сегодня весьма красочен и полифоничен, о былом однообразии, навязанном сверху, уже не может быть и речи. И хотя резервов совершенствования эффективности новостных программ предостаточно, вполне очевидны пути этого совершенствования, среди которых и отмеченные нами на этих страницах. Дальнейший настойчивый поиск неизбежен, ибо новостная телепрограмма — менее, чем какая-либо другая, — имеет право на остановку в своем развитии. Традиции и новаторство здесь находятся в диалектическом единстве, и органическая связь между ними — залог внимания аудитории к программе, а значит, к сообщаемым в ней новостям. Успехи на этом пути вполне достижимы: повышение конкурентоспособности информационных программ — основа вещательной политики всех федеральных телеканалов.

Интересно отметить еще одну особенность, которую можно позиционировать как «информационная борьба за зрителя»: некоторое время назад, каждый воскресный вечер превращался в поле информационной битвы титанов: ОРТ, РТР и НТВ

С 14 апреля каждое воскресенье 2006 г. ОРТ запускает программу "19.59". С 21 апреля минутой позже за ней вдогонку по каналу РТР бросается Николай Сванидзе со своим "Зеркалом". Едва они добегают до финишной черты, как в 21.00 в эфир НТВ выводит "Итоги" Евгений Киселев. Зрителей буквально рвут на части. Вопрос в том, кому достанется большая часть

Киселев занял нишу. И расположился в ней столь вольготно и уверенно, что конкурировать с ним напрямую - опрометчивость или жест отчаяния. Надо извернуться. Делать по-другому. Смотреться по-другому. И первым решился на это первый канал.

Название "19.59" уникально. Оно как бы гарантирует точность соблюдения эфирной сетки. Опоздай передача с выходом хоть на десять секунд - все, название превращается в абсурд. Остался еще, чтобы информационно-аналитическая передача отвечала своему предназначению. С этим намного хуже. Видеоматериал был не слишком выразителен, а то и заезжен в недельных выпусках "Времени". Сюжеты делались скорее в стилистике документально-публицистического кино, нежели телевидения. Событие недели порой не столько анализировлись, сколько "расцвечивались" музыкальными изысками и эмоциями ведущих.

Николай Сванидзе и его команда в "Зеркале" на Российском канале - не стали изобретать неведомые миру формы подачи материала. Не поставили своих экспертов ни на ноги, ни на уши. Обошлись без эмоциональных музыкальных тем и экстравагантных связок между сюжетами. Ритм обеспечен оптимальной краткостью видеоматериала, конкретностью комментария и, конечно, стилем ведущего, чья напористо убедительная, четко интонированная речь и строго деликатная манера вести диалог импонирует зрителям.

Информация о работе Формирование внутреннего имиджа России средствами массовой информации на примере новостных, информационно- аналитических телепередач