Формирование внутреннего имиджа России средствами массовой информации на примере новостных, информационно- аналитических телепередач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:37, дипломная работа

Описание

Цель дипломного проекта – выявление способов формирования имиджа России через СМИ.
Данная дипломная работа направлена на решение следующих задач:
 Описать структуру имиджа России;
 Изучить особенности формирования внутреннего имиджа страны;
 Рассмотреть роль телевидения в формировании общественного мнения;
 Изучить новостные и информационно-аналитические телематериалы;
 Сделать вывод о значимости телевизионных программ для формирования положительного внутреннего имиджа России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ИМИДЖ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Общее понятие об имидже страны
1.2 Описание структуры внутреннего имиджа России
1.3 Особенности формирования имиджа страны
1.4 Телевидение, как инструмент формирования внутреннего имиджа России
2. ИМИДЖ: МЕТОДОЛОГИЯ И АНАЛИЗ
2.1 Теоретико-методологические аспекты изучения особенностей формирования внутреннего имиджа России в новостных и информационно-аналитических передачах (на примере каналов ОРТ, РТР, НТВ)
2.2 Анализ внутреннего имиджа России и особенностей его формирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Формирование имиджа РФ.doc

— 414.00 Кб (Скачать документ)

"Зеркало" дистанцировалось от "Итогов" с их неоспоримой фундаментальностью и респектабельностью аналитического аппарата. В первых своих образцах эта программа более поверхностна, зато лаконичней, живее, демократичней по отношению к зрителям. При том, что компетентность Сванидзе очевидна, а его возможности организовать общение в студии с представителями политической элиты вряд ли намного уступали киселевским.

На телевидении, кроме всего прочего, существуют еще и, так называемые, авторские программы – явление сложное, неоднозначное и на сегодняшний день неисследованное. Многие журналисты пытались дать определение этого термина, но так и не раскрыли всей сути и многогранности данного явления.

1. К первой группе относятся информационно-аналитические программы: например, “Итоги” с Евгением Киселёвым (НТВ), “Утренний разговор” с Дмитрием Киселёвым (РТР), “Намедни” с Леонидом Парфёновым. Несмотря на то что выпуски этих программ состоят из сюжетов, подготовленных не самими ведущими, они являются авторскими. На первый взгляд, автор-ведущий является лишь связующим звеном. На самом деле здесь сюжеты “работают” на авторский анализ. В этих программах автор заказывает корреспондентам тему сюжета, сам определяет их направленность. “Что касается “Итогов”, то это авторская программа: я решаю, на каких темах необходимо остановиться, кого из экспертов пригласить в студию”. - говорил в интервью журналу “Телерадиоэфир” Евгений Киселёв десять лет назад. Автор программы “Намедни” отказался от шаблонной модели информационной программы. При построении выпуска политические и экономические события не всегда выдвигаются на первый план. Программа наполнена символами, в ней проявляется мифотворчество – важный на сегодня элемент журналистики.

2. Вторая группа – публицистические программы. Это “Времена” Владимира Познера (ОРТ), “Основной инстинкт” Светланы Сорокиной (ОРТ), “Влияние” и “Свобода слова” с Савиком Шустером (НТВ) и др. Обычно предметом разговора становится самое яркое и волнующее событие недели. Но нередко автор, проявляя талант публициста, находит наболевшие темы, не обсуждаемые в СМИ. Цель беседы – не навязать телезрителю собственное мнение, а вместе с экспертами и гостями в студии ответить на волнующий вопрос. От автора требуется не только умение владеть ситуацией в студии, но и способность синтезировать мнения, составить общую картину. Светлана Сорокина в ходе программы (“Основной инстинкт”) иногда приходит к выводам, неожиданным для неё самой. В результате, она меняет направление беседы и предлагает присутствующим ответить не на подготовленный вопрос, а на возникший прямо сейчас.

3. К познавательно-просветительским программам следует отнести “ “Непутевые заметки” Дмитрия Крылова (ОРТ)“. В очерках, будь то портретный или проблемный, главное – беседа, талант автора найти нужную волну для разговора с героем. И не просто раскрыть собеседника, расположить к откровенной беседе, а показать его судьбу в срезе истории государства.

Приведённая выше классификация показывает, что авторские программы выполняют все функции журналистики: информационную, идеологическую, образовательную, рекреативную, за исключением информационно-справочной. А это, в свою очередь, определяет характер отношений автора с аудиторией. Эти отношения регулируются принципами персонификации. История телевидения чётко показывает нам эволюцию авторского самовыражения на экране. Сегодня оно достигло своего пика. Это объясняется не только желанием журналистов подчеркнуть собственное “Я”, но и желанием аудитории общаться с личностью. Почему люди почувствовали необходимость в персонификации информации? Как утверждают психологи, дело в человеческой природе. Человеческая психика устроена так, что сообщение не воспринимается отдельно от его носителя. Психика человека постоянно порождает процесс очеловечивания Можно выделить три принципа персонификации. Первый принцип. Информация, персонифицированная автором, легче воспринимается зрителем. К этой группе принадлежат развлекательно-информационные программы. Зрителю важно отдохнуть во время просмотра такого рода программ, расслабиться, получить долю оптимизма. Такие программы не должны содержать отрицательных эмоций, проблем. Они не должны напрягать, зрителю должно быть ясно, кто несёт информацию, кому он доверяет своё свободное время. Второй принцип персонификации делает автора программы ориентиром в пёстром мире телевизионных передач. Зритель судит о ценности и важности информации по коммуникатору. К этой группе относятся познавательно-просветительские программы. При первом же знакомстве зритель решает: доверять этому автору своё эстетическое и духовное воспитание или переключиться на другой канал. Для автора важно оправдать ожидания аудитории, дать исчерпывающее и полезное знание. Ведь из всех подобных программ зритель выбрал именно его. Третий принцип персонификации, самый высший, когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном и духовном плане. Эту группу составляют информационно-аналитические и публицистические программы. Зритель уже располагает нужной информацией, ему необходимо услышать комментарий авторитетного лица. Как правило, авторы этих программ – люди известные, компетентные в своей области (Владимир Познер, Виктор Ерофеев, Светлана Сорокина, Леонид Парфёнов и др.) Зачастую люди смотрят эти программы независимо от их темы. Касается разговор их или нет, для них это не важно. Людям интересен сам ведущий, его творчество. Зрителю важно узнавать информацию именно от этого ведущего, именно с ним разбираться в сути происходящих событий. У таких программ есть свой постоянный зритель. Например, зритель программ “Намедни” и “Итоги” – человек серьёзный, деловой. Ему необходимо владеть всей информацией о политической и экономической жизни мира. Необходимо заметить, что, как правило, люди, смотрящие “Итоги”, не смотрят “Намедни”, и наоборот. Таким образом, проведённая нами классификация авторских программ показала, что все они являются социально значимыми. Авторские программы представляют собой полную разновидность журналистских жанров. Это опровергает предположение о том, что авторская программа является самостоятельным жанром. Её появление в эфире вызвано двумя главными причинами: стремлением журналистов высказать своё мнение, самовыразиться и потребностью зрителей в персонифицированной информации в лице авторитетного журналиста. Авторская программа – это показатель современного состояния журналистики, её стремления к свободе слова. Главное отличие автора – наличие собственной позиции в программе. Не всегда зрителю интересны взгляды ведущего, его мнение. В авторской программе это ставится во главу угла. К журналисту, заявившему себя автором программы, предъявляется ряд жёстких требований, подтверждающих его профессионализм. Журналист должен заслужить право высказывать своё мнение. Серьёзный подход к своему делу, независимость, уверенность, честность, открытость и опыт – это те качества, которые непременно должен совмещать в себе автор. В авторской программе важен именно автор как личность. Зрители смотрят программу из-за интереса к личности. Если обычно журналист заходит с экрана в дома телезрителей, то здесь автор приглашает к себе в гости. Аудитория одной авторской программы, как правило, невелика. Взаимоотношения между автором и зрителем – процесс интимный, это не позволяет иметь большую аудиторию. Авторская программа – образец наиболее близкого, доверительного и дружественного отношения между зрителем и журналистом, вершина журналистского мастерства.

Еще одна интересная особенность, характерная для российских СМИ - русской журналистике и её телевизионной разновидности претит роль бесстрастного фиксатора событий. Роль зрителя тоже не пассивна: он анализирует события, итожит прожитый день или неделю. Для этого от обоих участников сегодняшнего теледиалога требуется не просто их совместное пребывание в одном и том же геополитическом и языковом пространстве, но зачастую и их интеллектуально-эмоциональное совпадение.

В нынешних новостях нет профессиональных дикторов и штампованных корреспондентов и репортеров. Есть команды авторов образованных и умных. Ироничность российских телеведущих суть продолжение их интеллекта.

Российское телевидение последнего времени испытывает непреодолимый соблазн в апробировании самых неожиданных, иногда эпатирующих, ярких языковых средств и их сочетаний при освещении окружающей действительности.

Существенное значение в языковом самовыражении народа имеет отбор языковых элементов в речи, в процессе организации высказывания. Этот отбор показывает, какие элементы действительности, какие их свойства и отношения имеют приоритетное значение в речевом сознании говорящих на данном языке людей. Косвенные, транспонированные средства выражения (лексические метафоры и другие переносы значений, использование синтаксических структур во вторичных - тоже переносных - функциях) отражают психологию говорящих подчас в большей степени, нежели прямое употребление языковых средств, они позволяют выявить глубинные ассоциации, устанавливаемые говорящими" .

Как представляется, российская телевизионная речь влияет на языковое сознание русских потребителей информации четырьмя основными способами:

1 многократно и регулярно повторяя метафоры, клишированные теле речения, экранные журналисты вызывают устойчивые реакции зрителей на использование данных языковых средств в комментариях, что приводит к усилению коннотативности русского языкового сознания (ср.: российская политическая сцена, знаковая фигура, знаковое событие, кадровая чехарда, политический диагноз, информационная война, карманная Дума, верный путинец и т. д.).

Общие фоновые знания находящихся по обе стороны экрана обеспечивают предсказуемые ассоциации, связанные с понятиями семья, интрига, игра, карты, театральное действо. Примеры: (о Лужкове и его окружении) московская семья (ОРТ); одна из ключевых фигур так называемого "семейного призыва" (НТВ); кремлевская семья (ОРТ); интрига, которая закручивается вокруг премьера (НТВ); виртуозная политическая интрига (ОРТ);игра на импичмент президента (НТВ); коммунисты боятся оказаться вне игры (ОРТ); козырная карта с изображением Юрия Скуратова... была извлечена из российской политической колоды (ОРТ); экс-премьера провоцируют раскрыть карты (НТВ); официальные власти держат мхатовскую паузу (НТВ); тем, кто сеет хлеб, некогда следить за политическим спектаклем в Москве (ТВ-б); (о заявлении Ельцина об отставке) cцeнa в кабинете останется в истории политического театра (НТВ); кремлевские кукловоды (ТВ-6);

2. Активно обращаясь к общеизвестным феноменам, теле-ведущие провоцируют формирование прецеденно-ориентированного языкового сознания русской теле аудитории. Причем, несмотря на относительно молодой возраст телевидения по сравнению с другими источниками "крылатых" явлений (литературой, кино), и у него уже накоплен свой фонд потенциально прецедентных текстов, визуальных явлений - особенно в области рекламы и так называемого политического фольклора (ср.: Зюганов и Березовский, как хлеб и "Рама", созданы друг для друга (РТР); В оппозиции стало скучно: ноль перспектив и, что немаловажно, ноль калорий (ведущий повторяет жест из рекламы "Пепси") (РТР); (о предстоящем чемпионате мира по футболу) Мужчины хотели бы, чтобы их подруги не заставляли их выбирать между футболом и... - ну, вы знаете. А мужчинам в эти критические дни посоветуем... (ТВ-6); Хотели как лучше, а вышло даже хуже, чем всегда (РТР);

3. Используя индивидуальные краски, единичные приемы, авторы новостных программ рассчитывают на мгновенную реакцию, чувство юмора, определенный уровень интеллекта зрителей ~ так возникают неожиданные метафоры, афоризмы - перевертыши, новые идиомы, ср.: (о панике в стране) эти настроения и есть фашистские дрожжи (РТР); денежный кран правительства (РТР); газовые отношения (между Украиной и Россией) (ОРТ); кругосветное политическое путешествие... премьерская кругосветка (ТВ-Центр); (о протесте пивоваров против постановления Главного санитарного врача России) пивная война; всероссийский пивной путч (НТВ); откупорить валютную кубышку (РТР); политический бег на месте (НТВ); (о создании новой партии, объединившей многие старые силы) большой политический пылесос (ОРТ); возможности политического клонирования... каждый губернатор назначит своего преемника по схеме "Ельцин - Путин" (ОРТ); Совет Федерации согласился сделать себе харакири (НТВ); кадровый листопад (НТВ).

4. Отказываясь от строгого деление языка на центр и периферию, тележурналисты способствуют отмене многих прежних запретов - в синтагматике, стилистике, в категории действительности через язык. "Разжижение общественно-политического императива" влечет за собой "изменение общественного вкуса к стилевым сферам и стилистически маркированным средствам". Расширение пределов речи мыслительной свободы ведет к смене речевой тональности теле новостей, к степени экспрессии, которая до недавнего времени была чрезмерной не только для новостных и аналитических программ, но и для телевидения в целом.

Общеизвестна интенсивное проникновение жаргонизмов в новостные тексты ср.: претенденты на посты в правительстве "легли на дно" (РТР); банки кинули миллионы вкладчиков (НТВ); дает дуба нашумевший план..."Транскаспия"(РТР);вся политическая братва уже конкретно стартует в направлении парламентских выборов (РТР); президент обещал не сдавать своего премьера (НТВ).С определением типов эфирного воздействия наблюдения относительно целей, с которыми говорящий употребляет так называемые стереотипы: паремии, крылатые слова, цитаты, афоризмы - т. е. то, что мы обобщаем как прецедентные тексты. "К речевым стереотипам относятся такие, которые говорящий употребляет как чужую речь, и сам это ощущает, и это же ощущает слушающий"!. "Чужой текст-стереотип возникает либо в знак согласия, либо в знак протеста... стереотип всегда создает дополнительную строку в высказывании. То есть он в широком смысле супер сегментен". Идиоматика имеет социальную ориентацию, а функция социализации в наше время наиболее ярко "выявляется при употреблении клише-цитат, стереотипов современных средств массовой информации, названий популярных фильмов, рефренов шлягеров и т. д." .

Действительно, репортажи могут начинаться с анекдота, притчи, песни, детской считалки: (начало репортажа о юбилее Г. Алиева) На свадьбе узнаёшь о том, сколько у тебя родственников, на похоронах -как тебя любили, на юбилеях - как тебя уважают. Клятву скрепляют кровью, дружбу скрепляют нефтью (РТР); (о сокращении армии и высшего военного руководства - звучит начало песни) Как хорошо быть генералом!.. (ОРТ); С главным событием в сфере бизнеса в эти полгода связана загадка: А и Б сидели па трубе, пересели но алюминий (НТВ).

Приведем примеры, иллюстрирующие употребление в аналитических и новостных программах оригинальных или перифразированных прецедентных текстов - от пословиц до цитат из классики: Неисповедимы пути реформы (НТВ); Новое правительство повторяет вслед за Высоцким: "Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!" (ОРТ); Банк полагает, а правительство располагает (РТР); Все это было бы смешно, когда бы не было так (НТВ); Теперь в моде высокий партийный спить и аплодисменты, переходящие в овации (НТВ); Маслюков объяснил Западу, что в России дважды два не всегда четыре, чем подтвердил мнение поэта по поводу того, что умом Россию не понять (РТР); Премьер в России больше чем премьер (ОРТ); Язык Селезнева велик и могуч (РТР); Чубайс собирается сообщить граду и миру о своих решениях (РТР).

Язык телекоментариев , с одной стороны, потакает "обывательской тяге к укрупнению факта ", а с другой стороны - её же и формирует, используя перцептивно маркированные, не нейтральные языковые средства. Прибегая к определенному словесному инструментарию и аранжируя свою речь так, чтобы соблюсти законы жанра (новостной или аналитической программы), но и подробность нечто нестандарное и копилку своего идеостиля, теле ведущие одновременно отвечают этим нашим ,русским, всеобщим- в большей или меньшей степени- коммуникативным ожиданиям. В отличие от до перестроечных и дореформенных телеперад ,сегодня в телевещании допускается (а иногда и поощряется) употребление бранной лексики, в том числе и мата. Подобные выражения ранее именовались "неприличными", "непристойными", а также "непечатными" либо "нецензурными". Сегодня все эти определения можно считать устаревшими: такая лексика уже в течение нескольких лет беспрепятственно присутствует на страницах многих художественно-литературных и информационно-публистических изданий.

Надо также упомянуть о том. что, в отличие от доперестроечных и дореформенных телепередач, сегодня в телевещании допускается (а иногда и поощряется) употребление бранной лексики, в том числе и мата.

Подобные выражения ранее именовались "неприличными", "непристойными", а также "непечатными" либо "нецензурными". Сегодня все эти определения можно считать устаревшими: такая лексика уже в течение нескольких лет беспрепятственно присутствует на страницах многих художественно-литературных и информационно-публицистических издании: цензуры, официально peгламентируемой, кажется, не существует.

Информация о работе Формирование внутреннего имиджа России средствами массовой информации на примере новостных, информационно- аналитических телепередач