Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:44, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в выявлении механизмов формирования воспринимаемого смыслового образа визуальных объектов, применительно к рассматриваемой предметной области.
Задачи исследования:
Провести теоретический и методологический анализ накопленного опыта по проблеме семантики восприятия визуальных образов;
Дать характеристику семантики визуальных объектов;
Выявить зависимость результата восприятия от визуальной структуры изображения;
Разработать рекомендации по повышению эффективности визуальной коммуникации в изучаемой предметной сфере.
Введение
Глава 1. Теоретические и прикладные аспекты исследований восприятия визуальных образов в рекламной коммуникации
Параграф 1.1. Социально – психологические основы исследований восприятия визуальных объектов
Параграф 1.2. Образ как средство визуальной коммуникации
Параграф 1.3. Семиотические аспекты формирования и трансляции смыслов визуальной коммуникации
Глава 2. Факторы, влияющие на ассоциативное восприятие визуальных образов в рекламе
Параграф 2.1. Использование методов ассоциаций в процессе моделирования и анализа визуальной рекламы
Параграф 2.2. Влияние композиционных закономерностей на ассоциативное восприятие визуальных образов
Параграф 2.3. Роль архетипов в системе ассоциативного визуального восприятия
Глава 3. Эмпирические исследования восприятия визуальных образов и их использование в товарной рекламе Кыргызской Республики
Параграф 3.1 Экспериментальное исследование восприятия рекламы методом кросс – культурного анализа
Параграф 3.2. Метод семантического дифференциала на примере анализа визуальной печатной и видео рекламы Кыргызской Республики
Параграф 3.3. Выявление архетипичных образов, наиболее актуальных для использования в товарной рекламе КР.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические и прикладные аспекты исследований восприятия визуальных образов в рекламной коммуникации
Параграф 1.1. Социально – психологические основы исследований восприятия визуальных объектов
Параграф 1.2. Образ как средство визуальной коммуникации
Параграф
1.3. Семиотические аспекты формирования
и трансляции смыслов визуальной коммуникации
Глава
2. Факторы, влияющие
на ассоциативное восприятие
визуальных образов
в рекламе
Параграф 2.1. Использование методов ассоциаций в процессе моделирования и анализа визуальной рекламы
Параграф 2.2. Влияние композиционных закономерностей на ассоциативное восприятие визуальных образов
Параграф 2.3. Роль архетипов в системе ассоциативного визуального восприятия
Глава 3. Эмпирические исследования восприятия визуальных образов и их использование в товарной рекламе Кыргызской Республики
Параграф 3.1 Экспериментальное исследование восприятия рекламы методом кросс – культурного анализа
Параграф 3.2. Метод семантического дифференциала на примере анализа визуальной печатной и видео рекламы Кыргызской Республики
Параграф
3.3. Выявление архетипичных образов, наиболее
актуальных для использования в товарной
рекламе КР.
Введение
В условиях динамичности экономических и политических процессов, насыщения рынка товарами схожего качества и падения эффективности рациональной аргументации возрастает роль визуальной рекламы как наиболее выразительного средства эмоционального воздействия. Одним из важнейших аспектов этого направления является изучение социально-психологических закономерностей восприятия визуальных образов, как составной части визуальной рекламной коммуникации. Образ способен заменить большой объем текстовой информации, усилить воздействие, создать нужное эмоциональное восприятие, как самого рекламного сообщения, так и компании в целом.
Однако существуют объективные сложности в использовании визуальной системы целей массовой коммуникации направленной на коллективный субъект. Если значение вербальных символов (слов) более или менее одинаково понимается всеми членами культурной общности, то большинство визуальных знаков не принадлежат к какому-либо определенному словарю значений. В визуальной коммуникации особенно важна проблема выбора образов, которые смогут правильно передать смысл сообщения и будут сходным образом интерпретированы большинством представителей целевой аудитории.
В настоящее время в
Актуальность дипломной работы заключается в следующем: в теоретическом плане - недостаточная изученность особенностей восприятия визуальных объектов; в методологическом отношении – необходимость развития методов изучения психосемантического восприятия визуальных объектов; с точки зрения практической значимости – необходимость в повышении эффективности визуальной коммуникации рекламы Кыргызстана.
Объектом исследования являются материалы видео - роликов и печатной кыргызстанской рекламы.
Предмет исследования – закономерности ассоциативного восприятия визуальных объектов.
Цель дипломной работы заключается в выявлении механизмов формирования воспринимаемого смыслового образа визуальных объектов, применительно к рассматриваемой предметной области.
Задачи исследования:
Теоретико-методологические
основы исследования.
Глава
1. Теоретические и прикладные
аспекты исследований
восприятия визуальных
образов в рекламной
коммуникации
В этой главе приводится систематизация и оценка предыдущих работ по теме дипломной работы, описываются основные составляющие теоретико-методологической базы исследования.
Параграф 1.1. Социально – психологические основы исследований восприятия визуальных объектов
Эффективность рекламы во многом зависит от ее восприятия целевой аудиторией. Исследование перцептивных процессов является одной из наиболее традиционных и хорошо разработанных областей психологии, как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне.
В
психологии термином «восприятие» обозначается
субъективный образ предмета, явления
или процесса, непосредственно
Будучи необходимым этапом познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задачи выполняемой деятельности, индивидуально-психологических особенностей субъекта восприятия3.
В психологической науке, признающей, что зрение является ведущим органом чувств у человека, организация в образы зрительных ощущений традиционно является основным примером изучения свойств восприятия в целом. В частности, на визуальном материале были сформулированы положения гештальтпсихологии о целостности и константности восприятия. (К. Коффка, Ф. Хайдер)4. Первые психологические концепции в области восприятия визуальных стимулов проходили экспериментальную проверку на материале искусства и художественной деятельности (Р. Арнхейм)5. В развитии исследований визуального восприятия ведущую роль сыграло распространение визуальных форм массовой культуры и массовой коммуникации, происходившее в XX веке. В последние десятилетия в области передачи визуальной информации произошли почти революционные изменения: колоссально возросли объем и качество передаваемой информации, сложились новые виды визуальной информации, а также способы ее передачи. «Есть много профессий, специфика которых состоит в работе с образами… Сложность этих профессий состоит в том, чтобы обнаружить в запутанной и неясной системе перцептивных признаков ясные и отчетливые концептуальные признаки » (В. Зинченко, 1973).
В
настоящее время смысловое
Исследование восприятия визуальных стимулов в психологии включает в себя рассмотрение частных аспектов восприятия: процессов отражения цветовых, пространственных, динамических, фигуративных характеристик объектов, эффектов искажения восприятия (Дж. Пэтерсон, И. Колер, И. Рок, М. Гаффон, В. Столин, В. Петренко, А. Пузырей).
Социально-
Наблюдения над визуальным восприятием и специально поставленные эксперименты позволили Г. Геймгольцу сделать вывод о том, что при формировании образа воспринимаемого визуального объекта происходит только часть информации, другая же привносится самим человеком (1910). Этим объясняется часто наблюдаемая неоднозначность видения одного и того же предмета разными людьми – визуальный материал не определяет целиком видимый предмет. То, что человек видит, есть результат слияния визуальных впечатлений от предмета и активности человека, посылающего навстречу этой информации сгустки прошлого опыта, означенного и осмысленного. Гордон Олпорт считает, что главным фундаментальным свойством воспринимаемого предмета является то, что он обладает значением6. Само значение – это не только то, что связано с конфигурацией или целостностью объекта, или с его величиной, яркостью и другими физическими характеристиками. Это также опыт в отношении данного объекта. Почему мы узнаем предмет в разных положениях, условиях освещения, на разных расстояниях от глаза и т. д.? Во многом потому, что человеческое восприятие замещает предметы знаками, при этом выделяются содержания, инвариантные относительно многих свойств предмета.
Ведущим направлением практических исследований восприятия визуальных объектов являются исследования визуальной рекламы. Исторически первыми видами исследования рекламного воздействия были прототипы современных пост-тестов: методики Д. Старча, Гэллапа и Робинсона, разработанные в начале XX века7. Первые ислледователи рекламы подходили к вопросу ее эффективности с бихевиористских позиций: старались определить результат рекламы (под результатом понималось запоминание рекламы и/или ее отдельных составляющих), и не задавались вопросом о причинах этого результата.
Начиная с 30–х годов XX века, с усилением когнитивистского направления в психологии, исследователи попытались глубже проанализировать психологические особенности рекламного воздействия. Получила развитие теория убеждающей коммуникации. Согласно этому направлению, цель любой рекламы – убедить потребителя принять определенный продукт или идею и совершить определенное действие. По мнению представителей когнитивистской школы, убеждение происходит через последовательность стадий, например: за знанием следует аффективная стадия, во время которой изменяется отношение, что в свою очередь приводит к изменению поведения8. Наиболее известные теории убеждающей коммуникации: AIDA (внимание, интерес, желание, действие), модель когнитивного отклика (cognitive-Respons, о связи восприятия с предшествующим опытом), модель ELM Петти и Касьоппо (выделяющая центральный и периферийный потоки восприятия)9. Теории обеждающей коммуникации составляют методологическую основу большинства существующих методик предварительного тестирования рекламных материалов. Критикуется когнитивистское направление за то, что рассматривает человеческий мозг как примитивный компьютер, функционирующий через последовательность стадий. Однако, как показывают исследования в области нейропсихологии, различные мозговые функции действуют параллельно. В целом теории убеждения оцениваются современными авторами как слишком рационалистичные и манипулятивные.
В середине XX-го века параллельно с изложенной выше парадигмой позитивизма (объективизма) в исследованиях рекламы начало развиваться феноменологическое / интерпретативистское направление. Феноменология противопоставляет позитивизму представление о субъективной, множественной реальности, которую всегда можно исследовать рациональными методами. Стремление к уходу от излишней рационализации проявляется в новейших исследованиях, во – первых, в попытке измерить спонтанную, естественную реакцию респондента. Активно критикуются методики в которых респондент вынужден обдумывать и рационализировать свою реакцию на стимул. В действительности человек может не знать, что ему понравилось в рекламе, а что нет. Фактически, в таких исследованиях собираются только мнения респондентов о том, как на них повлияла реклама, но не информация о реальном воздействии рекламы. Феноменологическое направление предлагает шире использовать исследования в естественной среде (этнографические исследования, метод наблюдения); либо такие техники опроса, в которых рационализация ответов минимизирована (проективные методики, психосемантика). Для феноменологии характерно внимание к изучению глубинных структур, лежащих в основе человеческих реакций.