Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:44, дипломная работа
Цель дипломной работы заключается в выявлении механизмов формирования воспринимаемого смыслового образа визуальных объектов, применительно к рассматриваемой предметной области.
Задачи исследования:
Провести теоретический и методологический анализ накопленного опыта по проблеме семантики восприятия визуальных образов;
Дать характеристику семантики визуальных объектов;
Выявить зависимость результата восприятия от визуальной структуры изображения;
Разработать рекомендации по повышению эффективности визуальной коммуникации в изучаемой предметной сфере.
Введение
Глава 1. Теоретические и прикладные аспекты исследований восприятия визуальных образов в рекламной коммуникации
Параграф 1.1. Социально – психологические основы исследований восприятия визуальных объектов
Параграф 1.2. Образ как средство визуальной коммуникации
Параграф 1.3. Семиотические аспекты формирования и трансляции смыслов визуальной коммуникации
Глава 2. Факторы, влияющие на ассоциативное восприятие визуальных образов в рекламе
Параграф 2.1. Использование методов ассоциаций в процессе моделирования и анализа визуальной рекламы
Параграф 2.2. Влияние композиционных закономерностей на ассоциативное восприятие визуальных образов
Параграф 2.3. Роль архетипов в системе ассоциативного визуального восприятия
Глава 3. Эмпирические исследования восприятия визуальных образов и их использование в товарной рекламе Кыргызской Республики
Параграф 3.1 Экспериментальное исследование восприятия рекламы методом кросс – культурного анализа
Параграф 3.2. Метод семантического дифференциала на примере анализа визуальной печатной и видео рекламы Кыргызской Республики
Параграф 3.3. Выявление архетипичных образов, наиболее актуальных для использования в товарной рекламе КР.
Фантастическая аналогия используется в художественной реализации сказочных идей, мифов, легенд.24
Формирование
посланий, соответствующих основным
характеристикам
Параграф 2. 2. Влияние использования композиционных закономерностей на ассоциативное восприятие визуальных образов
В процессе развития
человек открывает для себя различные
принципы организации мира - ритм, симметрию,
контраст, пропорции и т.п. Это
порождает в его сознании устойчивые
образы, сопровождаемые определенными
эмоциями. Причем по большей части
этот процесс не является осознанным.
Так, вертикаль, при отсутствии разделения,
воспринимается как что-то несоизмеримое,
легкое и бесконечное. Если же она
имеет утолщение внизу или
стоит на горизонтальном основании
- как что-то более устойчивое. Горизонталь
ассоциируется с надежностью, стабильностью,
движением и развитием. Диагональ
- с динамикой.
Соответственно композиция,
построенная на четких горизонталях
и вертикалях, воспринимается как
тяготеющая к устойчивости, стабильности,
а построенная на диагоналях - к
движению и изменениям. Горизонтальная
композиция будет казаться более
основательной и тяжелой, чем
вертикальная. Поскольку низ кажется
нам более тяжелым по сравнению
с верхом, нижнее поле рекламного модуля
должно быть больше. Аналогично и для
центра композиции, - он должен находиться
выше геометрического центра.
Горизонтальное
изображение традиционно
. Диагональ придает
динамику, движение, развитие сюжета.
Вертикаль создает впечатление
воздушности, устремленности
Визуальный знак имеет огромное число параметров, существенных для его интерпретации. Развитие методов исследования восприятия визуальной коммуникации шло в контексте общего развития теории и методологии рекламы. Популярны исследования бихевиористского направления, изучающие влияние отдельных элементов изображения на способность визуальной рекламы привлекать внимание и ее дальнейшее запоминание. К этому классу относятся исследования восприятия аудиторией цвета, шрифта, соотношения объемов основного и второстепенного изображений, пространственной организации изображения, отслеживание взгляда реципиента. Например, было подтверждено, что цветные изображения запоминаются лучше черно-белых, фотографии лучше рисунков, а крупные форматы лучше небольших. Внимание привлекают контрастные элементы, искажение пропорций.
В рамках теории убеждающей коммуникации изучаются процессы переработки информации, формирование оценочной реакции, влияние уровня вовлеченности при восприятии визуальных стимулов рекламы, эмоциональное воздействие изображений. К примеру, динамичный визуальный ряд вызывает более интенсивные положительные эмоции, чем статичный, способствует более высокой вовлеченности зрителя в просмотр рекламы.
При
создании визуальной рекламы широко
используются психологические знания
в области восприятия визуальных
стимулов. В частности, представления
о том, что цвет определенным образом
влияет на восприятие человеком веса
тела, температуры помещения и
оценку удаленности объекта. Так, красный,
желтый, оранжевый цвета визуально
приближают предмет, увеличивая его объем
делая «теплее». Голубой, синий, фиолетовый,
черный – визуально отдаляют объект, уменьшают
его, делают «холоднее». Известно также,
что существует национально-культурная
специфика отношения к цвету.
Параграф 2.3. Культурные архетипы как способ организации визуальных образов в мифологической рекламе
Формирование
посланий, соответствующих основным
характеристикам
Известно, что реклама воздействует через рациональную сферу (убеждение, "разум") и через сферу неосознаваемую (область эмоций и подсознания). Спрогнозировать воздействие на эмоциональном довольно сложно в силу того, что на данном уровне "работает" одновременно большое количество факторов. Один из способов прогнозирования эмоционального эффекта и долгосрочного впечатления от рекламы - это метод, построенный на использовании универсальных механизмов психики. Многие ученые склоняются к мысли, что в нашем мозге априори содержится информация, облегчающая декодирование внешних сообщений. Ассоциативная память хранит инструкции, которые отражают, как части объекта располагаются в нем и как объекты расположены в пространстве. Наш мозг использует архетипы для облегчения процесса декодирования информации и быстрого ответа на нее.
"Архетипическое" существует как глубинный механизм психики и проявляется на поверхности через форму и влияя на ассоциативное восприятие визуальной коммуникации.
Понятие «архетип» ввел в современную науку основатель аналитической психологии К.-Г. Юнг. Сходные представления имелись у Платона и Августина, аналогию с архетипами можно найти у «коллективных представлений» Дюркгейма, у «априорных идей» Канта. Под архетипом Юнг понимал некие структурные схемы, структурные предпосылки образов (существующих в сфере коллективного бессознательного и, возможно, биологически наследуемых) как концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом.
Изучая сны и фантазии своих пациентов, в которых, как правило, и выражаются неосознаваемые стороны психики, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующие даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. “архе” — “начало” и “типос”— “образ”) — мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Они в разное время появляются в сознании людей, как бы всплывают независимо от воли человека; праформы автономны, они не определяются сознанием, но способны воздействовать на него. Именно поэтому эти всеобщие представления получили название «коллективного бессознательного» 25.
Итак, с позиции К.-Г. Юнга, образ - это целостный комплекс архетипических символов, психологических программ, эмоционально закрепленных ассоциаций, прочно связанных друг с другом. Архетипичный образ – это код, понятный на бессознательном уровне26.
Сложности использования архетипов в рекламной коммуникации:
- Архетип не может быть полностью описан в логически упорядоченном и структурированном виде. Каждый архетип характеризуется бесконечной изменчивостью связанных с ним образов, и в то же время содержит нечто неуловимое, позволяющее во всем этом чувствовать единое начало, невыразимое словами и определениями.
- Сложность проведения четкой границы между разными архетипическими образами, которые как бы проникают, плавно переходят друг в друга. Архетип напоминает многомерный объект, который мы видим только как его отдельные проекции. Отсюда и бесконечное множество описаний, образов, ликов, и невозможность сведения архетипа к простому их перечислению.
- Многомерность проявления архетипа в различных понятийных, смысловых, семантических и символических срезах. Он может быть представлен как текст-описание, понятие, принцип, изображение, геометрический, звуковой или цифровой символ и т.д. При этом на каждом срезе или проекции архетипа, в силу его многомерной природы, ему может соответствовать целое множество внешне различных образов.
При классификации архетипической информации и, соответственно, при её использовании для моделирования поведения человека и общества, а также при употреблении адекватных архетипических символов. Исследователи насчитывают в мировой культуре сотни, если не тысячи различных архетипов, однако можно выделить основные “кирпичики”, из которых созданы все остальные.
Прорывом
в понимании природы архетипов
стало открытие Юнгом несколько
видов восприятия информации: логическое
(T) и образное (F) (эмоциональное), сенсорное
(S)(акцент на органы восприятия) и интуитивное
(N) (акцент на воображение). Кроме того,
он выделил две установки
Таким образом, пространство архетипов можно в первом приближении описать трехмерной моделью, где дихотомическими осями являются экстраверсия – интроверсия, логика - этика, сенсорика – интуиция.
Плоскость “эктсраверсия – интроверсия / логика – этика” представлена архетипами Любовник, Герой, Славный малый и Мудрец (о конкретных архетипах будет сказано чуть ниже), тесно связанными с античными представлениями о типах темперамента.
Плоскость “эктсраверсия – интроверсия / сенсорика – интуиция” представлена архетипами Правитель и Хранитель (прагматики), а так же архетипами Ребенок и Искатель (романтики).
Плоскость “логика - этика / сенсорика – интуиция” представляет собой по сути разработанную Маслоу пирамиду потребностей. Сначала сектор ST – потребность в действии, обеспечении питания и защиты. Затем сектор SF – потребность в самоидентификации; FN – потребность в социализации, осознании себя частью большего; NT – потребность в самореализации.
Если
перенести плоскость “
Согласно построенного нами трехмерного пространства, получаем восемь базовых архетипов, каждому из них соответствует определенный стиль поведения человека, тип эмоционального переживания, бессознательный прогноз развития событий:
Повелитель, правитель (ES)
Ценности - власть, статус, престиж, контроль. Проявление архетипа: человек, который стремится управлять другими людьми, держать все под контролем. Он энергичен, напорист, уделяет внимание своему имиджу. Старается занять в обществе высокое положение, укрепить свой авторитет и власть. Мотивация: воля, доминирование, удержание превосходства, руководство, контроль, статус, власть.
Воин, герой (ET)
Ценности - профессионализм, победа, предприимчивость, деньги. Проявление архетипа: человек, который легко справляется со сложным делом, требующим профессионализма. Его естественная среда - это поле битвы, спортивное состязание, работа, т.е. там, где трудности требуют мужественных и энергичных действий. Он с готовностью принимает вызов судьбы. Он ловок и предприимчив. Мотивация: агрессивность, соревнование, завоевание, мастерство, предприимчивость, деньги.
Ребенок (EN)
Ценности - радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности. Проявление архетипа: человек, который считает, что жизнь прекрасна и удивительна. Для него жизнь - это веселая игра, праздник и развлечение. Оптимист, фантазер и выдумщик, он открыт всему новому, готов постоянно экспериментировать. Мотивация: новизна, игра, перспективы, обновление.
Эстет, любовник (EF)
Ценности - привлекательность, сексуальность, страстность, чувственность. Проявление архетипа: человек, который склонен к проявлению бурных эмоций. Ценит прекрасное, внимательно следит за модой, общителен. Старается всегда быть привлекательным для окружающих, находиться в центре внимания. Мотивация: сексуальная привлекательность, эмоциональность, чувство прекрасного, искусство.