Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:25, автореферат
Согласие/несогласие относится к числу фундаментальных коммуникативных категорий, которые играют значительную роль в организации речевого взаимодействия, в структурировании содержательного мира человека. В коммуникативном процессе с помощью категории согласия/несогласия устанавливаются и корректируются коммуникативно-прагматические отношения между партиципантами, передается авторская позиция говорящего, его языковая и коммуникативная компетентность. Языковые средства согласия/несогласия имеют всеобщий характер, их форма и позиция в речевом акте функционально значимы.
12. Побудительные
предложения имеют специальные
грамматические формы слов, содержат
призыв к выражению согласия/
13. В вопросительных
предложениях, репрезентирующих согласие
и несогласие, подчеркивается необходимость
их логического выделения,
14. Вводные и вставные
конструкции выражают и
15. Лексические средства
имеют большое значение для
характеристики согласия/
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) обоснована необходимость
исследования категории
2) определена специфика
лингвистической
3) охарактеризованы
продуктивные эксплицитные
4) установлено, что
семантическая категория
5) описана система
средств выражения актуальных
смыслов высказываний со
6) выявлены и охарактеризованы
типы модифицирующих средств,
которые определяют
7) вводится в научный
оборот значительный
Методологической основой диссертационного исследования явились работы об антропоцентризме языка, связи языка и мышления Э. Бенвениста, Т.И. Вендиной, В.В. Виноградова, Л.С. Выготского, В. Гумбольдта, Ю.Н. Караулова, Г.В. Колшанского, Е.С. Кубряковой, А.А. Леонтьева, А.А. Уфимцевой; о системности языка В.М. Солнцева, Ф. де Соссюра, Ю.С. Степанова, Л.П. Якубинского; полевом моделировании системы языка А.В. Бондарко, Е.В. Гулыги, Г.А. Золотовой, Г.Д. Фигуровской, Е.И. Шендельса; модальности В.В. Виноградова, Г.А. Золотовой, П.А. Леканта, Н.Е. Петрова, Г.Я. Солганика; структуре языкового значения и его типологии Н.Ф. Алефиренко, Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Л.М. Васильева, В.В. Виноградова, Е.М. Вольф, В.Г. Гака, Ю.Н. Караулова, И.М. Кобозевой, Е.С. Кубряковой, Т.В. Маркеловой, В.Н. Телии, А.А. Уфимцевой, В.И. Шаховского, Д.Н. Шмелева; в области грамматики В.В. Бабайцевой, В.А. Белошапковой, А.В. Бондарко, В.В. Виноградова, М.В. Всеволодовой, Г.Ф. Гавриловой, Г.А. Золотовой, П.А. Леканта, А.Ф. Прияткиной; по функциональной семантике Л.А. Новикова, Ю.С. Степанова; теории текста М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, И.Р. Гальперина, И.А. Фигуровского; лингвопрагматике и теории коммуникации Н.Д. Арутюновой, Т.Г. Винокур, О.С. Иссерс, Г.В. Колшанского, Г.Г. Почепцова, Ю.С. Степанова, И.П. Сусова; когнитивной лингвистике Н.Ф. Алефиренко, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, В.А. Масловой, З.Д. Поповой, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина.
Методы исследования.
В работе использовался основной
метод – описательный, структурно-семантический,
а также применялись
Теоретическая значимость
диссертации заключается в
Выводы и результаты диссертационной работы могут способствовать развитию новых направлений в исследовании категории согласия/несогласия, решению ряда задач культуры речи, стилистики, социолингвистики, лингвокультурологии, лингвофилософии, теории речевой коммуникации.
Практическая значимость
работы определяется тем, что результаты
и методика исследования могут служить
базой для дальнейшего анализа
специфики категории согласия/
Общие выводы и конкретный
лингвистический материал могут
быть использованы в практике преподавания
основных и специальных курсов по
современному русскому языку, русского
языка как иностранного, школьного
курса русского языка, при разработке
современных лингвистических
Материалом исследования послужили фрагменты текстов из произведений художественных, публицистических, научного и мемуарного жанров классической и современной литературы, из официально-деловых документов, теле- и радиоинтервью, рекламы, разговорной речи и центральных и региональных газет, которые характеризуются массовым распространением и широким диапазоном адресата и репрезентируют условия функционирования единиц русского языка. Обращение к данным источникам обусловливается реалистичностью изображений ситуаций согласия и несогласия, возможностью подробно инвентаризировать элементы языковой системы.
Принцип сплошной выборки
материала и количество собранных
и исследованных предложений-
Апробация работы. Основные
теоретические положения
Структура диссертации.
Структура диссертации
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ
В Предисловии определяются объект и предмет анализа, обосновывается актуальность исследования, формулируются цель, задачи, основная гипотеза и положения, выносимые на защиту, отмечается научная новизна, обозначаются теоретическая и практическая значимость работы, методы изучения материала.
Во Введении содержится общая характеристика предмета исследования, репрезентируется понятие согласия/несогласия, представляется научный контекст проблемы.
Согласие/несогласие – это отношение к «положению дел» в картине мира. Согласие/несогласие – это реакция на информацию, которая получена из внешнего мира в процессе адаптации к нему и восприятия его нашими мыслями и чувствами. Согласие/несогласие – это сформированная позиция коммуниканта относительно предмета обсуждения.
Исследование проводится
в рамках анализа языковой картины
мира, позволяющей представить
Согласие/несогласие
является неотъемлемой составляющей коммуникативных
категорий, важнейшей категорией коммуникативного
сознания. Согласие/несогласие служит
элементом упорядочивания жизнедеятельности
человека и социума, запечатлевается
в определенных стереотипах поведения,
обусловливается целями, мотивами,
типовыми коммуникативно-
Согласие и несогласие
маркируют отношения, явления, репрезентируют
концептуальные человеческие знания.
Модальный план средств выражения
согласия/несогласия дает право говорить
об их антропоцентрическом характере.
Согласие/несогласие как многоаспектная
семантическая категория
Согласие/несогласие
многообразно проявляется в высказывании
и выражается средствами языка. Исследование
языковых единиц согласия/несогласия
с коммуникативно-
Единицы языка, репрезентирующие согласие/несогласие, имеют упорядоченную систему, структура которой включает ядерные и периферийные средства, объединенные общими семантическими, функциональными, прагматическими признаками.
Возможность выделения
и генерализации средств
Согласие/несогласие характеризуется смысловой и коммуникативной спецификой, целостным семантическим фоном текста.
Глава 1 «Специализированные
средства выражения категории согласия/
В данной главе исследуется функциональная парадигма корпуса основных лексических средств, репрезентирующих согласие/несогласие.
Маркеры согласия/несогласия
имеют лексикографическую, синтаксическую,
коммуникативно-прагматическую характеристику,
которая укладывается в определенные
рамки, заданные говорящим. Функционально-когнитивный
анализ лексических средств согласия/
Информация о работе Категория согласия и несогласия в русском языке